Решение б/н дело № 076/05/5-441/2022, возбужденное по признакам нарушени... от 16 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Фаберлик»

117403, город Москва, Никопольская ул., д.4

it@ru.faberlic.com

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/5-441/2022

 

«02» августа 2022 года                                                                                           г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «16» августа 2022 года

 

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Шушкова А.С.,

члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Конькова Н.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Иванова Е.И.,

     рассмотрев дело № 076/05/5-441/2022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту недостоверной информации о цене товаров с участием от АО «Фаберлик» - <...>, <...> (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

Ярославским УФАС России рассмотрено обращение (вх. № 2549 от 17.03.2022) о несоответствии цен на сайте faberlic.com и в каталоге «Faberlic» за период с 21.02.2022 по 13.03.2022.

Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

            Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения АО «Фаберлик», Комиссия Ярославского УФАС пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

АО «Фаберлик» в пояснениях (вх. № 8507/22 от 02.08.2022) указывает, что печатный каталог продается только на сайте www.faberlic.com в качестве товарной единицы, соответственно, каталог продается индивидуально-определенным покупателям, персональные данные которых хранятся в АО «Фаберлик». Следовательно, по мнению общества, каталог не является рекламой, так как он не адресован неопределённому кругу лиц, а продается как товар зарегистрированным пользователям.

Комиссия Ярославского УФАС России не согласна с данным доводом, поскольку под неопределенным кругом лиц применительно к ФЗ «О рекламе» следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации. Необходимо отметить, что даже если каталоги имеют свою целевую аудиторию, все равно данная информация может быть адресована неопределенному кругу лиц (письмо ФАС России от 20.06.2018 N АД/45557/18 "Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе").

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к товарам АО «Фаберлик», формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.

Исходя из содержания обращения, с 21.02.2022 по 13.03.2022 цены в журнале «Faberlic» не соответствовали ценам на сайте faberlic.com (цены на сайте были выше).

АО «Фаберлик» пояснило, что увеличение цен было вызвано обстоятельствами крайней необходимости, возникшими в результате резкого изменения геополитической обстановки (рост курса иностранной валюты, цен на сырье и т.д.). Повышение цен произошло с 05.03.2022 по 15.03.2022. Общество не имело технической возможности изменить цены в каталоге № 04/2022 в марте 2022 года, так как с 21.02.2022 каталог находился уже в обращении. АО «Фаберлик» указывает, что компания предприняла все возможные меры для заблаговременного уведомления потребителей об изменении цен (сообщения об изменении цен были размещены на сайте и в мессенджерах), в дальнейшем ситуация стабилизировалась – цены в печатном каталоге стали соответствовать ценам на сайте.

АО «Фаберлик» представило счет от АО «Полиграфический комплекс «Пушкинская площадь» № ПК3130 от 23.12.2021 на изготовление тиража полиграфической продукции: Каталог продукции Faberlic № 04/22, Договор № 020-17 от 10.02.17 (Заказ № 21-1053); платежное поручение от 07.02.2022 на оплату по счету № ПК3130 от 23.12.2021; справку о продажах каталога Faberlic № 04/22.

АО «Фаберлик» поясняет, что данная справка подтверждает, что каталог Faberlic № 04/22 (срок действия с 21 февраля по 13 марта 2022 года) был продан до 04 марта 2022 года включительно (до даты изменения цен) в объеме 99,4% от общего количества проданных каталогов. Указанный объем продаж полностью соответствует обычной статистике продаж каталогов – основные продажи каталога осуществляются до начала периода его действия. Вместе с тем, как указывает общество, покупатели и консультанты продукции Faberlic были заблаговременно проинформированы об изменении цен с помощью сайта, социальных сетей и мессенджера.

Комиссия Ярославского УФАС России определила, что информирование об изменении цен не заменяет собой приведение в соответствие цен в каталоге «Faberlic». Вместе с тем, в новостях указана общая информация об изменении цен, не указаны конкретные позиции, по которым увеличивается цена. Так, например, покупатели, которые узнают цены из каталога, вводятся в заблуждение, поскольку не обладают информацией о повышении цен, которая указана в сети Интернет.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу, что рекламный каталог содержит несоответствующие действительности сведения о цене товара.

Вместе с тем, АО «Фаберлик», действуя добросовестно, владея контактной информацией покупателей и распространителей, имело возможность изъять каталог из обращения или сообщить о его недействительности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.      

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Следовательно, АО «Фаберлик» как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушило требования пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу АО «Фаберлик», распространяемую посредством каталога «Faberlic» № 04/22 (21.02-13.03) с недостоверными сведениями о цене, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                        А.С. Шушкова

Члены Комиссии:                                                                                                    Н.А. Конькова

                                                                                                                                   Е.И. Иванова

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны