Решение №2471/05-02 Решение от 21 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью Охранной Предприятие «ЯрРегионЗащита»

 

150044, г. Ярославль,

ул. Промышленная, д. 19, оф. 401

e-mail: zashita90@yandex.ru

 

Государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба»

 

150049, г. Ярославль, ул. Ухтомского, д. 9

e-mail: info@yardsl.ru

 

Департамент государственного заказа Ярославской области

 

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 15

e-mail: dgz@yarregion.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ» 

 

119180, г. Москва, Якиманская набережная, д. 2

e-mail: info@etpgpb.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-425/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года                                г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – главный специалист – эксперт отдела контроля закупок <…>, ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок управления <…>,

с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью Охранное Предприятие «ЯрРегионЗащита» (далее также – ООО ОП «ЯрРегионЗащита», заявитель, общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи генерального директора <…>, представителя по доверенности <…>;

заказчик - государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (далее также – ГКУ ЯО «Ярдорслужба», заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <…>, <…>;

уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Ярославской области (далее также – ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <…> (до перерыва), <…> (после перерыва);

оператор электронной торговой площадки, общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО ОП «ЯрРегионЗащита» на действия заказчика,            ГКУ ЯО «Ярдорслужба», уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области (извещение № 0171200001921000588) (далее также – конкурс, открытый конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

                                                                                    

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба                                 ООО ОП «ЯрРегионЗащита» на действия заказчика, ГКУ ЯО «Ярдорслужба», уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области (извещение № 0171200001921000588).

Заявитель полагает, что документация о рассматриваемом конкурсе в электронной форме утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1. подпунктом 3.1 пункта 21 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в котором, по мнению ООО ОП «ЯрРегионЗащита», заказчик и уполномоченный орган неправомерно ограничили перечень документов, которыми может быть подтвержден такой опыт, а именно, в рамках данного показателя подлежат оценке только наличие и количество специалистов, числящихся в штате организации участника закупки (состоящих с последним в трудовых отношениях);

2. подпунктом 3.2 пункта 21 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в котором, по мнению подателя жалобы, заказчик и уполномоченный орган неправомерно ограничили перечень контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден такой опыт, а именно, установили требование о том, что представленные к оценке контракты (договоры) должны быть исполнены без начисления неустоек (штрафов, пений);

3. заказчик и уполномоченный орган неправомерно, по мнению заявителя, объединили в один лот 4 самостоятельных объекта закупки;

4. в пунктах 1.2.1, 3.2 и 3.3 раздела 2 «Описание объекта закупки» (Технические задание) конкурсной документации неоднозначным, противоречащим образом определен срок уведомления заказчиком исполнителя о конкретных местах установки комплексов;

5. пункт 1.1.14, по мнению заявителя, исключает пункты 4.7.1 и 6.4 раздела 2 «Описание объекта закупки» (Технические задание) конкурсной документации (у исполнителя есть представитель, который контролирует работу комплексов онлайн);

6. пункт 4.10 раздела 2 «Описание объекта закупки» (Технические задание) конкурсной документации, устанавливающий требование к исполнителю о том, что к работе с ПК и АМ допускается только персонал, имеющий свидетельство об обучении по курсу: «Тактико-технические характеристики и эксплуатация передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД «АРЕНА»; «Правила эксплуатации и обеспечению функционирования фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М», по мнению подателя жалобы, приводит к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку в соответствии с руководствами по эксплуатации, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации (Приложение № 10 к Техническому заданию), к работе с комплексами допускается персонал, прошедший обучение или инструктаж по эксплуатации комплекса (обучение персонала проводит предприятие-изготовитель; инструктаж проводит персонал, обученный на предприятии-изготовителе и имеющий соответствующее свидетельство на право проведения данного инструктажа);

7. в пункте 4.11 раздела 2 «Описание объекта закупки» (Техническое задание) конкурсной документации установлено излишнее требование об оснащении передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» аппаратурой спутниковой навигации;

8. пунктами 4.2, 4.4, 5.6 раздела 2 «Описание объекта закупки» (Техническое задание) конкурсной документации обязанность по осуществлению ремонта ПК и АМ, поверке ПК, а также замене вышедших из строя АКБ ПК и АМ, аккумуляторов ноутбуков, соединительных кабелей, а также все затраты, связанные с обеспечением непрерывного снабжения электропитанием оборудования, входящего в состав ПК и АМ, возложена на исполнителя, что, по мнению заявителя, является нарушением законодательства о контрактной системе, поскольку заказчик и уполномоченный орган навязывают исполнителю дополнительные затраты, которые должен нести собственник имущества.

Податель жалобы также указывает на конфликт интересов между заказчиком и потенциального участника закупки (пункт 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), данный факт, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении основополагающего принципа контрактной системы в сфере закупок, а именно гласности и прозрачности закупок, направленного на предотвращение коррупции и недопущение конкуренции (Довод № 9).

На заседание Комиссии Ярославского УФАС России, представителями заявителя жалобы заявлены дополнения, в соответствии с которыми последний считает, что документация о рассматриваемом конкурсе в электронной форме утверждена заказчиком и уполномоченным органом со следующими нарушениями требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

10. подпунктом 3.2 пункта 21 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в котором, по мнению подателя жалобы, заказчик и уполномоченный орган неправомерно ограничили перечень документов, которыми может быть подтвержден такой опыт, а именно, в рамках данного показателя подлежат оценке только контракты (договоры) с общей стоимостью не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка;

11. пунктом 4.6.2 раздела 2 «Описание объекта закупки» (Техническое задание) конкурсной документации на исполнителя в отношении ПККр возложена обязанность по обеспечению аккумуляторными батареями, вместе с тем в соответствии с руководством по эксплуатации аккумулятор входит в состав комплекта фоторадарного комплекса измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика и уполномоченного органа – незаконными, выдать последним обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.04.2021 размещено извещение № 0171200001921000588 вместе с документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области.

28.04.2021 уполномоченным органом на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области.

Начальная (максимальная) цена контракта 36 005 700,00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013         № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В отношении доводов № 1, № 2 и № 10 жалобы Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Пунктом 21 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом установлены в том числе следующие показатели нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

- «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» (подпункт 3.1 настоящего пункта);

- «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (подпункт 3.2 настоящего пункта).

В рамках показателя «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» оценивается наличие состоящих в трудовых отношениях с участником закупки специалистов, а так же наличие у них выданного предприятием–изготовителем действующего Свидетельства об обучении по курсу «Тактико-технические характеристики и эксплуатация передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД «АРЕНА», выданное заводом-изготовителем Комплексов», свидетельства об обучении по курсу «Правила эксплуатации и обеспечению функционирования фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М», выданное заводом-изготовителем Комплексов о том, что персонал может квалифицированно осуществлять их установку, настройку, проверку, эксплуатацию и проводить инструктаж.

В качестве подтверждения по данному показателю (при наличии) участник закупки предоставляет в отношении каждого специалиста копии следующих документов:

-  свидетельство об обучении по курсу «Тактико-технические характеристики и эксплуатация передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД «АРЕНА», выданное заводом-изготовителем Комплексов»

- свидетельство об обучении по курсу «Правила эксплуатации и обеспечению функционирования фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М», выданное заводом-изготовителем Комплексов.

трудовая книжка или выписка из трудовой книжки или трудовой договор или справка или иной документ, подтверждающий о нахождении специалиста в штате участника (с подтверждающей отметкой о трудоустройстве по настоящее время в штате участника закупки).

Инспекция Ярославского УФАС России, проанализировав вышеуказанный порядок оценки, приходит к выводу о том, что в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», поскольку в рамках данного показателя подлежит оценке только наличие и количество специалистов, числящихся в штате организации участника закупки, учет и оценка наличия и количества специалистов с надлежащей квалификацией, привлеченных организациями на основе любых других договоров (например, гражданско-правовых) для исполнения контракта, подлежащего заключению по итогам рассматриваемой закупки, конкурсной документацией не установлены, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, поскольку указанный выше порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение из поданных участниками закупки.

В рамках показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» оценивается опыт участника закупки  исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема на выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения, заключенных и успешно исполненных за последние 3 (три) года на дату окончания подачи заявки на участие в конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц», с общей стоимостью контрактов (договоров) не менее 30 % от начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка.

Успешно исполненный контракт (договор) – это контракт (договор) содержащийся в реестре контрактов в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема, исполненный в объеме и в сроки, установленные контрактом (договором), принятый заказчиком без замечаний по которым Исполнителю не были начислены неустойки (штрафы, пени), за исключением случаев, если начисление Исполнителю неустойки (пеней и/или штрафов) было признано судом незаконным.

В качестве подтверждения по данному показателю (при наличии) предоставляются:

1)  копии исполненных контрактов и (или) договоров в полном объеме (включая приложения);

2) копии подписанных документов о приемке в полном объеме по контрактам и (или) договорам;

Контракт/договор, исполнение которого не подтверждено копиями документов о приемке, не засчитывается при оценке.

Проанализировав данный порядок, Комиссия приходит к выводу, что требование к порядку оценки по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» о предоставлении к оценке контрактов (договоров), оказанные услуги по которым приняты заказчиками без начисления неустоек (штрафов, пеней), является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.

Данная позиция антимонопольного органа соотносится с позицией законодателя. Так, при осуществлении закупок особо значимых видов товаров, работ, услуг (например, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;  проведение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов; выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства и др.), к участникам таких закупок предъявляются дополнительные требования по опыту работы, связанному с предметом контракта, установленные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99).

Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 являются «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов» (далее – дополнительные требования), представленные в форме таблицы, состоящей из трёх столбцов: «Наименование товаров, работ, услуг», «Дополнительные требования к участникам закупки», «Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям».

Согласно позициям указанной таблицы дополнительным требованием к участникам закупки на указанные в такой таблице работы является наличие за последние три/пять года/лет (в зависимости от вида работ) до даты подачи заявки на участие закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора).

Требование о том, что оказанные услуги, выполненные работы по контрактам (договорам), представленным в подтверждение опыта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, должны быть исполнены и приняты заказчиками без начисления неустоек (штрафов, пеней), в указанном Постановлении Правительства отсутствует, соответственно, позиция законодателя сводится к тому, что контракты (договоры), оказанные услуги, выполненные работы по которым принятые заказчиками с начислением неустоек (штрафов, пеней), могут подтверждать успешный опыт работы, опыт оказания услуг, связанный с предметом контракта.

Учитывая вышеизложенное, с учетом указанной выше позицией законодателя Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению в конкурсной документации указанного выше порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (в части установления условия о том, что при оценке по данному критерию учитываются только контракты (договоры), оказанные услуги по которым приняты заказчиком без начисления неустоек (штрафов, пеней), имеет место нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поскольку указанный выше порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение из поданных участниками закупки и объективно сопоставить предложения участников закупки.

Вместе с тем, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе при установлении в конкурсной документации условия о том, что в рамках показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» к оценке принимаются только контракты (договоры) с общей стоимостью не менее 30 % от начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка, поскольку

- во-первых, установленная заказчиком и уполномоченным органом цена контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, значительно ниже начальной максимальной цены контракта рассматриваемой закупки;

- в-вторых, заказчиком и уполномоченным органом установлена именно совокупная стоимость контрактов (договоров), а не цена каждого контракта (договора), которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ;

- в-третьих, такие требования к контрактам (договорам), которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, направлены на выявление наиболее квалифицированного исполнителя работ, что полностью соответствует принципам законодательства о контрактной системе (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ) и в то же время не позволяет выявить лучшее предложение из поданных участниками закупки и объективно сопоставить предложения участников закупки.

Кроме того, доказательства, представленные ООО ОП «ЯрРегионЗащита» о том, что условию о совокупной стоимости контрактов (договоров) не менее 30 % от начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка, которыми может быть подтвержден опыт, соответствует только один потенциальный участника закупки - ООО ЧОП «Кедр», не принимается Комиссией Ярославского УФАС России по следующему основанию.

Заявителем проанализированы только закупки, заказчиком в которых выступало ГКУ ЯО «Ярдорслужба», иные закупки (с иными заказчиком и уполномоченным органом; проведенные в иных регионах РФ) с аналогичным предметом не были изучены и проанализированы заявителем, в связи с чем последним не мог быть сделан указанный выше вывод.

Таким образом, довод № 10 жалобы не нашел своего подтверждения.

В отношении довода № 3 жалобы Комиссия Ярославского УФАС России считает необходимым пояснить следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013                            № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013                          № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен                               руководствоваться рядом правил, в числе которых следующее: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные                       характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при                                 необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных                                   наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

С учетом изложенного следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 4 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области. Подробное описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» (Техническое задание) конкурсной документации.

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав описание объекта закупки, приходит к выводу о том, что объединение в один лот вышеуказанных услуг обусловлено общим назначением и технологической взаимосвязью между собой, указанные услуги предназначены для достижения единой цели – фиксации нарушений правил дорожного движения, соответственно, такое объединение соответствует требованиям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Кроме того, косвенным подтверждением отсутствия ограничений количества участников закупки в действиях заказчика и уполномоченного органа по объединению в единый объект закупки услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области является получение четырех коммерческих предложений от потенциальных участников закупки.

Помимо уже указанного, Комиссия принимает во внимание то обстоятельство, что заявителем не доказан (не приведено неопровержимых доказательств) тот факт, что в результате действий заказчика и уполномоченного органа по объединению в единый объект закупки услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области участником закупки может стать только и исключительно ООО ЧОП «Кедр».

Учитывая вышеизложенное, данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

Доводы № 4 жалобы признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным по следующим основаниям.

Как указывалось выше по тексту настоящего решения, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Описание объекта закупки изложено в разделе 2 «Описание объекта закупки» (Техническое задание) конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 1.2 и 1.2.1 Технического задания местом оказания услуг являются автомобильные дороги на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области. Конкретные места установки Комплексов определяются Заказчиком и сообщаются Исполнителю в письменной форме в день передачи оборудования согласно (Приложения № 3 к Техническому заданию). Заказчик имеет право вносить изменения в дислокацию установки ПК и АМ, изменяя места их, при изменении аварийно-опасных участков автомобильных дорог/мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в пределах муниципальных образований. В случае изменения мест дислокации ПК и АМ Заказчик направляет Исполнителю заявку не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до даты фактического изменения. 

Пунктом 4.1 Технического задания установлено, что до начала оказания услуг Заказчик передает Исполнителю ПК и АМ, указанные в Перечне (Приложение № 1 к Техническому заданию)*, по Акту приема-передачи ПК и АМ на период оказания услуг по прилагаемой форме (Приложения № 8, 8.1, 8.2, 8.3 к Техническому заданию).

*Заказчик оставляет за собой право передавать ПК и АМ Исполнителю, для оказания услуг партиями (точное количество указывается в Акте приема-передачи ПК и АМ).

Согласно пункту 1.8 Технического задания уведомление о начале оказания услуг направляется Исполнителю в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта, любым удобным способом связи (электронная почта, факс и другое). 

Срок оказания услуг - в течение 480 (четырехсот восьмидесяти) суток, с даты указанной Заказчиком в уведомлении Исполнителя о начале оказания услуг (срок оказания услуг установлен с учетом необходимости выполнения регламентных работ) (пункт 3.6.1 Технического задания).

Исходя из пунктов 3.2 и 3.3 Технического задания конкретные места, дата и время установки ПК и АМ указываются в Заявке (Приложение №11 к Техническому заданию), направленной Заказчиком в адрес Исполнителя. Заказчик направляет Заявку в адрес Исполнителя в течение 10 (десяти) календарных дней с даты заключения Контракта.

Таким образом, заказчик возложил на себя обязанность по двойному уведомлению исполнителя о конкретных местах установки комплексов по Приложению № 3 к Техническому заданию (в день передачи оборудования) и Приложению № 11 к Техническому заданию (в течение 10 (десяти) календарных дней с даты заключения Контракта), пункты 1.2.1, 3.2 и 3.3 Технического задания не взаимоисключают друг друга, а являются дополнением по отношению друг к другу, дополнительной мерой по взаимодействию заказчика с исполнителем по информированию последнего о конкретных местах установки комплексов.

Учтивая вышеизложенное, установление двойной обязанности заказчика по информированию исполнителя о конкретных местах установки, не может свидетельствовать о нарушении законодательства о контрактной системе, в связи с чем довод № 4 признан Комиссией Ярославского УФАС России несостоятельным.

В отношении довода № 5 жалобы Комиссией Ярославского УФАС России принято решение о его несостоятельности в связи со следующим.

Согласно пункту 1.1.14 Технического задания специалистом по системе мониторинга является представитель Заказчика, контролирующий работу ПК в режиме реального времени при помощи системы Мониторинга. При выявлении любых случаев нештатной работы оборудования входящего в комплект ПК и АМ специалист системы мониторинга доводит выявленную информацию до Исполнителя по средствам мессенджера. Контакт для связи передается в день передачи оборудования. Исполнитель обязан сохранять информацию с мессенджера WhatsApp на все время отчетного периода до подписания Сторонами Акта приемки оказанных услуг, при отсутствии разногласий.

В соответствии с пунктом 4.7 Технического задания исполнитель обязан осуществлять контроль за работой ПК и АМ путем:

- в отношении ПК:

Исполнитель обязан ежечасно осуществлять контроль за работой ПК путем подключения к портативному компьютеру (проверка точности параметров настройки), а также, общий визуальный контроль за ПК (пункт 4.7.1 Техничкского задания);

- в отношении АМКр

Исполнитель один раз в три часа осуществляет проверку АМКр на предмет работоспособности путем визуального осмотра с видеофиксацией светодиодного, импульсного свечения, проверку наличия излучения радара, прибором способным улавливать излучения в диапазоне 24,05 -24,25 ГГЦ (пункт 4.7.1 Технического задания);

- в отношении АМАр

Исполнитель один раз в три часа осуществляет проверку АМАр на предмет наличия излучения радара, прибором способным улавливать излучения в диапазоне 24,150 ± 0,1 ГГЦ (пункт 4.7.3 Технического задания).

Исходя из пункта 4.7.4 Технического задания при осуществлении проверки указанной в п. 4.7.2 и 4.7.3, Исполнитель обязан осуществить видеозапись*.

*Видеозапись должна осуществляться фрагментарно (длительностью не менее 30 секунд) в течение всей рабочей смены каждого ПК и АМ и содержать отображение общего плана, установленного ПК и АМ с захватом места установки, с указанием актуальной даты и времени. Исполнитель обеспечивает хранение записи, до подписания заказчиком Акта приемки оказанных услуг (Приложение № 5 к Техническому заданию) за соответствующий период.

Требования к средствам видеозаписи указаны в п.п. 2 Таблицы указанной в п.4.13.

В соответствии с пунктом 6.4 Технического задания иисполнитель обеспечивает заказчику:

- удаленный доступ к интерфейсу настроек ПК в режиме реального времени для контроля введенных параметров установки ПК;

- удаленный доступ к статистической информации, содержащей данные о ежедневной работе в режиме реального времени каждого ПК;

- в режиме реального времени передачу материалов, содержащих информацию о всех зафиксированных нарушениях ПДД транспортными средствами, со всех ПК в существующую Систему заказчика.

Заявитель отмечает, что между заказчиком, ГКУ ЯО «Ярдорслужба», и               ООО «ИНКОМ» заключен государственный контракт № 20-36-1 от 18.09.2020, на основании которого ООО «ИНКОМ» и ГКУ ЯО «Ярдорслужба» осуществляют мониторинг функционирования комплексов в режиме реального времени и получают PUSH-уведомления о неисправности в работе комплексов в срок, не превышающий 5 минут.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчик и уполномоченный орган устанавливают избыточные требования к исполнителю работ - один раз в три часа приезжать к комплексам и проверять настройки.

Вместе с тем, как пояснил заказчик в своих письменных пояснениях государственный контракт № 20-36-1 от 18.09.2020, заключенный между                          ООО «ИНКОМ» и ГКУ ЯО «Ярдорслужба», обеспечивает закрытый канал связи между комплексами фотофиксации нарушений правил дорожного движения в системе СПО «Паутина», доступ к которому у исполнителя отсутствует, вышеуказанные же требования, оспариваемые заявителем, необходимы для надлежащего контроля за обеспечением функционирования передвижных комплексов и активных муляжей со стороны исполнителя.

Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что наличие возможности у самого заказчика осуществлять контроль за работой передвижных комплексов и активных муляжей не может являться основанием для освобождения исполнителя по контракту от аналогичной обязанности, соответственно, оспариваемые требования установлены заказчиком и уполномоченным органом исходя из потребности заказчика в целях всестороннего контроля за работой передвижных комплексов и активных муляжей (как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя), что не противоречит положениям законодательства о контрактной системе, в связи с чем довод № 5 жалобы своего подтверждения не нашел.

Довод жалобы № 6 признан Комиссией Ярославского УФАС России обоснованным в силу следующего.

Раздел 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации содержит техническое задание.

Так, в соответствии с пунктом 4.10 Технического задания к работе с ПК допускается персонал, прошедший обучение по эксплуатации ПК.

Обучение персонала проводит предприятие-изготовитель ПК.

Подтверждением допуска к оказанию услуг является выданное заводом-изготовителем или официальным представителем свидетельство об обучении по курсу:

- «Тактико-технические характеристики и эксплуатация передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД «АРЕНА»;

- «Правила эксплуатации и обеспечению функционирования фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М».

До начала оказания услуг Исполнитель предъявляет Заказчику копии соответствующих свидетельств в отношении сотрудников, которые будут привлечены к оказанию услуг с предоставлением оригиналов и документа, удостоверяющего личность.

Приложением № 10 Технического задания конкурсной документации является руководство по эксплуатации оборудования, передаваемое заказчиком по акту приема-передачи исполнителю, в том числе руководство по эксплуатации передвижного комплекса автоматической фотофиксации нарушений ПДД РФ «АРЕНА» БКЮФ 1.001.004 РЭ (далее – Руководство по эксплуатации комплекса «Арена»), руководство по эксплуатации ГДЯК468784.019 РЭ комплекс измерения скорости движения транспортных средств фоторадарный «КРИС» ПМ (далее – Руководство по эксплуатации комплекса «КРИС» ПМ).

В соответствии с разделом 6 Руководства по эксплуатации комплекса «Арена» к работе с комплексом допускается персонал, прошедший обучение или инструктаж по эксплуатации комплекса. Обучение персонала проводит предприятие-изготовитель. Инструктаж проводит персонал, обученный на предприятии-изготовителе и имеющий соответствующее свидетельство на право проведения данного инструктажа (стр. 8).

Пунктом 2.2 раздела 2 Руководства по эксплуатации комплекса «КРИС» ПМ установлены требования к эксплуатирующему персоналу, в соответствии с которыми к работе с комплексом «КРИС» ПМ допускаются ответственные лица, изучившие данное руководство по эксплуатации и прошедшие инструктаж. Инструктаж проводит персонал, обученный на предприятии-изготовителе и имеющий соответствующее свидетельство на проведение данного инструктажа.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными руководствами по эксплуатации к работе с комплексами допускается в том числе персонал, прошедший инструктаж/изучивший руководство по эксплуатации и прошедший инструктаж.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что, требование к исполнителю работ о допуске к работе с комплексами только персонала, прошедшего обучение и имеющего свидетельства об обучении по курсам: «Тактико-технические характеристики и эксплуатация передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД «АРЕНА», «Правила эксплуатации и обеспечению функционирования фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М», является избыточным, необоснованно ограничивающим число потенциальных участников закупки, планирующих привлечь к оказанию услуг персонал, прошедший инструктаж по эксплуатации комплекса (в отношении передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД «Арена»), изучивший руководство по эксплуатации и прошедший инструктаж (в отношении фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М»), что является нарушением части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Довод жалобы № 7 не нашел своего подтверждения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4.11 Технического задания с целью контроля и фиксации места и времени установки ПК и АМ в соответствии с местом дислокации для последующего вынесения постановления, исполнитель за свой счет на время действия контракта оснащает каждый ПК и АМ аппаратурой спутниковой навигации*, функционирующей в течение всего времени нахождения ПК и АМ в местах дислокации, в составе которой должен быть источник бесперебойного питания. Исполнитель обязан предоставить заказчику возможность ежедневно контролировать местонахождение комплексов с использованием аппаратуры спутниковой навигации.

*Требования к аппаратуре спутниковой навигации указаны в п.п. 1 Таблицы указанной в п.4.13.

Заявитель указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» не прописаны комплексы фото- видеофиксации и муляжи. Кроме того, как указывает заявитель, Комплексы «Арена» и «КРИС-П» М оснащены встроенным GPS датчиком, входящим в состав комплекса, установка дополнительной аппаратуры спутниковой навигации для оказания услуг не требуется.

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям заказчика данное требование установлено в конкурсной документации исходя из потребностей заказчика в целях надлежащего контроля за обеспечением функционирования передвижных комплексов и активных муляжей исполнителем, так как у заказчика отсутствует доступ к информации со встроенных GPS датчиков, входящих в состав комплексов (заявителем доказательств обратного не представлено).

Учитывая данные обстоятельства, данный довод не может быть признан Комиссией Ярославского УФАС России обоснованным.

По доводу № 8 жалобы Комиссия Ярославского УФАС России считает необходимым разъяснить следующее.

Раздел 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации содержит техническое задание.

Это же Техническое задание является неотъемлемой частью проекта государственного контракта  на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области (Приложение № 1 к государственному контракту), который в свою очередь является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 4.2 Технического задания в случае возникновения неисправностей ПК и АМ исполнитель обязан устранить неисправности. Ремонт переданного оборудования производится на предприятии-изготовителе или в авторизованных сервисных центрах (информацию об авторизованных центрах можно получить в службе технической поддержки у завода-изготовителя ООО «Ольвия», телефон 8-800-100-38-41, ООО «Симикон» +7(812) 670-09-09 в соответствии с руководством по эксплуатации. Обо всех проведенных ремонтах Исполнитель должен сообщать Заказчику в письменном виде в течение двух дней с момента окончания ремонта с указанием неисправностей, проведенных работ и замененных запасных частях, с предоставлением подтверждающих документов.

В процессе ремонта технические характеристики оборудования ПК и АМ не могут ухудшаться.

Исполнитель обеспечивает сохранность всего переданного ему оборудования.

Исходя из пункта 4.4 Технического задания исполнитель обязуется контролировать сроки, до которых действительна периодическая поверка ПК, указанных в Приложении № 1 к Техническому заданию. В случае наступления окончания срока периодической поверки, а также при получении исполнителем ПК с истекшим сроком поверки, Исполнитель обязуется подготовить и передать ПК в специализированную организацию для проведения периодической поверки. Периодическая поверка проводится за счет исполнителя. Организация, проводящая поверку, должна иметь соответствующий аттестат аккредитации для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений, в приложении, к которому должны быть указаны соответствующие ПК.

Исполнитель обязан предоставить заказчику оригинал свидетельства о поверке в течение 1 (одного) рабочего дня после проведения поверки.

В соответствии с пунктом 4.6 Технического контракта исполнитель самостоятельно за свой счет решает вопросы, связанные с выполнением всего объема услуг по контракту:

4.6.1. В отношении ПКАр:

- ремонт всего переданного оборудования;

4.6.2. В отношении ПККр:

- ремонт всего переданного оборудования;

4.6.3   В отношении АМКр

- ремонт всего переданного оборудования;

4.6.4   В отношении АМАр

- ремонт всего переданного оборудования;

Пунктом 5.6 Технического задания установлено, что исполнитель обязан самостоятельно и за свой счет осуществлять доставку подготовленных к работе АКБ, ПК и АМ по адресам установки оборудования (Приложение № 3 к Техническому заданию), а также их обратную транспортировку и хранение.

Исполнитель осуществляет своевременную замену вышедших из строя АКБ ПК и АМ, аккумуляторов ноутбуков, соединительных кабелей, а также все затраты, связанные с обеспечением непрерывного снабжения электропитанием оборудования, входящего в состав ПК и АМ.

По мнению заявителя, вышеуказанные требования к исполнителю являются избыточными, нарушают положения законодательства о контрактной системе, так как данные обременения, по мнению заявителя, должен нести собственник имущества, которым является заказчик, ГКУ ЯО «Ярдорслужба».

В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

По итогам рассматриваемой закупки будет заключен государственный контракт, содержащий элементы различных договоров (договор возмездного оказания услуг и договор безвозмездного пользования).

Требования к договору безвозмездного пользования регламентированы главой 36 (статьи 689-701) ГК РФ.

В соответствии со статьей 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Таким образом, требования, установленные в оспариваемых заявителем по данному доводу пунктах, коррелируются с диспозитивной нормой ГК РФ, регулирующей обязанность ссудополучателя поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (статья 695).

Как уже было указано выше по тексту настоящего решения, обязанность по осуществлению ремонта ПК и АМ, поверке ПК, а также замене вышедших из строя АКБ ПК и АМ, аккумуляторов ноутбуков, соединительных кабелей, а также все затраты, связанные с обеспечением непрерывного снабжения электропитанием оборудования, входящего в состав ПК и АМ, в соответствии с условиями Технического задания возложена на исполнителя по контракту, который будет заключен по итогам рассматриваемой закупки. Техническое задание, содержащее данные требования к исполнителю по контракту, размещено в единой информационной системе в составе конкурсной документации, следовательно, находится в свободном доступе, все потенциальные участники имеют возможность ознакомится с условиями технического задания до подачи заявки на участие в конкурсе, соответственно, находятся в равном положении.

Таким образом, у Комиссии Ярославского УФАС России отсутствуют необходимые и достаточные основания для констатации в указанных выше действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, данный довод жалобы не нашел своего правового подтверждения.

Комиссия Ярославского УФАС России в отношении довода жалобы № 9 приняла следующее решение.

Податель жалобы в части данного довода указывает на конфликт интересов между заказчиком и потенциальным участником закупки (пункт 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Данный факт, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении основополагающего принципа контрактной системы в сфере закупок, а именно гласности и прозрачности закупок, направленного на предотвращение коррупции и недопущение конкуренции.

Так заявитель указывает, что потенциальный участник закупки ООО ЧОП «Кедр» (ИНН: 7606048050), директором которого является <…>, ранее занимавший должность директора ликвидированного НОУ УЦ «Кедр» (ИНН: 7606076064), одним из учредителей которого являлась в том числе <…> (жена бывшего должностного лица заказчик – директора ГКУ ЯО «Ярдорслужба», <…>) является аффилированным лицом по отношению к заказчику, поскольку, по мнению заявителя разработка конкурсной документации начиналась при <…>

Комиссия Ярославского УФАС России при рассмотрении данного довода жалобы установлено, что <…> уволен с должности директора ГКУ ЯО «Ярдорслужба» 07.04.2021, конкурсная документация по настоящей закупки утверждена 22.04.2021 заместителем директора ГКУ ЯО «Ярдорслужба» <…>. обязанности директора на дату утверждения (22.04.2021) и размещения конкурсной документации (29.04.2021)  исполнял <…>.

Кроме того, <…> (жена бывшего должностного лица заказчик – директора ГКУ ЯО «Ярдорслужба», <…>) не является единоличным исполнительным органом, учредителем потенциального участника закупки ООО ЧОП «Кедр».

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя о наличии конфликта интересов между заказчиком и потенциального участником закупки (а, следовательно, и довод о нарушении основополагающего принципа контрактной системы в сфере закупок, а именно гласности и прозрачности закупок, направленного на предотвращение коррупции и недопущение конкуренции) не нашел своего подтверждения.

Довод № 11 жалобы признан необоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 4.6.2 Технического задания исполнитель самостоятельно за свой счет решает вопросы, связанные с выполнением всего объема услуг, в том числе обеспечивает аккумуляторными батареями, для каждого ПККр емкостью не менее 90 Ампер/час (заряда аккумуляторной батареи (батарей) должно быть достаточно для обеспечения непрерывной работы одного ПККр, в рабочем режиме в течение времени, указанном в п. 1.6 технического задания).

Вместе с тем, как указывает заявитель, в соответствии с руководством по эксплуатации аккумулятор входит в состав комплекта фоторадарного комплекса измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М.

На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представители заказчика пояснили, что комплекс измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М был передан ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в той комплектности, которая предусмотрена настоящим Техническим заданием (Приложение № 8 к Техническому заданию) (то есть данный комплекс изначально поступил в распоряжение заказчика без аккумулятора), соответственно, требование о приобретении аккумуляторных батарей обусловлено потребностью заказчика в целях обеспечения функционирования фоторадарного комплекса измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М.

Проанализировав положения Технического задания (в том числе Приложение № 8 к Техническому заданию), Комиссия приходит к выводу о том, что из анализа данных положений явно следует, что фоторадарный комплекс измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М будет передан в безвозмездное пользование исполнителю по контракту без аккумулятора, и на последнего возлагается обязанность по его приобретению, соответственно, потенциальные участники имеют возможность до подачи заявки на участие в конкурсе рассчитать расходы, которые они могут понести при исполнении контракта, заключаемого по итогам рассматриваемой закупки, и исходя из этого сформировать свое ценовое предложение, соответственно, заказчиком соблюден принцип открытости и прозрачности информации о закупке (статья 7 Федеральный закон от 05.04.2013                № 44-ФЗ), все потенциальные участники закупки находятся в равном доступе. Доказательств того, что оспариваемое требование не соответствует законодательству о закупках, ограничивает количество участников закупки заявитель в жалобе и на заседании комиссии не привел.

Учитывая вышеизложенное, довод № 11 жалобы не нашел своего подтверждения.

Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком и уполномоченным органом при формировании конкурсной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Охранное Предприятие «ЯрРегионЗащита» (ИНН: 7606056879, ОГРН: 1067606005060) на действия заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ИНН: 7627013227,                                           ОГРН: 1027601604469), уполномоченного органа, Департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения РФ «Арена», фоторадарных комплексов измерения скорости движения транспортных средств «КРИС-П» М в режиме реального времени, активных муляжей системы фотофиксации нарушений ПДД «Арена-С», муляжей радара «КРИС С» на территории городских округов и муниципальных районов Ярославской области (извещение № 0171200001921000588), обоснованной в части нарушения части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Признать заказчика, государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ИНН: 7627013227,                                           ОГРН: 1027601604469), уполномоченный орган, Департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), нарушившими часть 2 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Выдать заказчику, государственному казенному учреждению Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ИНН: 7627013227,                                           ОГРН: 1027601604469), уполномоченному органу, Департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                                                           <…>

 

                                                                                                            <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны