Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 11 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-1432/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.12.2023                                г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 11.12.2023

 

Комиссия Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – Врио руководителя Управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок Семенычева Е.К., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Колосова А.С.,

с участием:

от ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» – "..." (по доверенности),

от САО «ВСК» – "..." (по доверенности),

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (вх. № 3070-ЭП/23 от 20.11.2023; 3071-ЭП/23 от 20.11.2023) на действия (бездействие) заказчика — ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» (извещение № 32312943027), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба САО «ВСК» (вх. № 3070-ЭП/23 от 20.11.2023; 3071-ЭП/23 от 20.11.2023) на действия (бездействие) заказчика — ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» (извещение № 32312943027).

.

Обжалуемые действия (бездействие): положения закупочной документации.

В жалобе (вх. № 3070-ЭП/23 от 20.11.2023; 3071-ЭП/23 от 20.11.2023) Заявитель указывает, что

(1) Заказчик в Техническом задании ограничивает конкуренцию участников закупки, путем установления дополнительных требований.

Согласно п. 9 ч. 10 ст.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к участникам такой закупки.

Так, в Приложении № 2 «Проект договора» имеется Приложение № 1 к Договору добровольного медицинского страхования, а именно «Техническое задание
 на право заключения договора добровольного медицинского страхования
для нужд ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ». Пунктом 8.2 Технического задания установлено: Страховщик должен входить в национальный рейтинг надежности не ниже ruAА+ (по данным рейтинговых агентств, таких как Национальное рейтинговое агентство (НРА, Эксперт Ра) и предоставить Заказчику копию рейтингового свидетельства.

 Ввиду установления подобных требований допуска участников до закупки количество участников закупки будет ограничено только теми участниками, которые имеют рейтинг надежности не ниже ruAА+ по данным рейтинговых агентств Эксперт РА, НРА, что не отвечает требованиям положений ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в соответствии с которой, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

(2) Критерий «Квалификация подрядчика» и методика его оценки ограничивают конкуренцию, поскольку к оценке рейтинга участника принимаются сертификаты, подтверждающие рейтинг, только от одного рейтингового агентства.

Исходя из изложенного, следует вывод, что для оценки вышеуказанного критерия требуется сертификат, подтверждающий рейтинг, только от рейтинговой компании RAEX (Эксперт РА).

Подобный подход ограничивает конкуренцию в закупке, поскольку на территории РФ действуют и аккредитованы четыре рейтинговых агентства.

(3) Критерий допуска участника до закупки по наличию рейтинга надежности от одних рейтинговых агентств противоречит критерию оценки также по рейтингу надежности, но по другим рейтинговым агентствам.

Так, в соответствии с Пунктом 8.2 Технического задания установлено: Страховщик должен входить в национальный рейтинг надежности не ниже ruAА+ (по данным рейтинговых агентств, таких как Национальное рейтинговое агентство (НРА), Эксперт Ра.

Тогда, как оценка заявок проходит только по рейтингу от рейтингового агентства Эксперт Ра.

Так в соответствии с Приложением №3 к Закупочной документации «Критерии отбора и оценки заявок Участников закупки» Оценивается наличие рейтинга надежности рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА).

Заказчик пояснил, что 17.11.2023 г. в 11:39 на электронной площадке в адрес Заказчика поступил запрос следующего содержания: «Документацией (Приложение № 1 «Техническое задание» к Приложению № 2 «Проект договора») установлено требование: «Страховщик должен входить в национальный рейтинг надежности не ниже ruAA+ (по данным рейтинговых агентств, таких как Национальное рейтинговое агентство, Эксперт Ра) и предоставить Заказчику копию рейтингового свидетельства. Отсутствие требуемого рейтинга и подтверждающего документа на момент подачи заявок участниками закупки не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупочной процедуры. Прошу дать разъяснение о законности установления данного требования или исключить его из документации».

Заказчик пояснил, что, рассмотрев вышеуказанный запрос, пересмотрел закупочную документацию в данной части и внес изменения в пункт 8.2 Технического задания, изложив его следующим образом: «Страховщик должен иметь рейтинг надежности, присвоенный любым из следующих рейтинговых агентств: АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА», и предоставить Заказчику копию рейтингового свидетельства».

Соответствующие изменения были внесены и в раздел 2 Приложения № 3 «Критерии отбора и оценки» Технического задания: «Рейтинг 2, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация подрядчика» в рамках настоящего запроса предложений – от 0 до 100 баллов. Оценивается наличие рейтинга надежности, присвоенного любым из следующих рейтинговых агентств: АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА», на основании документов, представленных в соответствии с конкурсной документацией».

Заказчик пояснил, что вышеуказанные изменения были размещены ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» на площадке 20.11.2023, также был продлен срок подачи заявок, о чем участник был извещен 20.11.2023 в 15:23 в ответ на его обращение.

Вместе с тем, Заявитель, изучив указанные разъяснения Заказчика и изменения, внесенные в документацию, скорректировал доводы жалобы и направил дополнения к ранее изложенному (вх. № 3430-ЭП/23 от 24.11.2023), указав следующее.

(1) Заказчик в Техническом задании ограничивает конкуренцию участников закупки, путем установления дополнительных требований.

Согласно п. 9 ч. 10 ст.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к участникам такой закупки.

Так, в Приложении № 2 «Проект договора» имеется Приложение № 1 к Договору добровольного медицинского страхования, а именно «Техническое задание на право заключения договора добровольного медицинского страхования для нужд ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ». Пунктом 8.2 Технического задания установлено: 8.2.    Страховщик должен иметь рейтинг надежности, присвоенный любым из следующих рейтинговых агентств: АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА», и предоставить Заказчику копию рейтингового свидетельства.

 Ввиду установления подобных требований допуска участников до закупки количество участников закупки будет ограничено только теми участниками, которые имеют рейтинг надежности от рейтинговых агентств АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА»что не отвечает требованиям положений ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в соответствии с которой, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

(2) Критерий «Квалификация подрядчика» и методика его оценки ограничивают конкуренцию, поскольку к оценке рейтинга участника принимаются сертификаты, подтверждающие рейтинг, только от одного рейтингового агентства.

Оценивается наличие рейтинга надежности, присвоенного любым из следующих рейтинговых агентств: АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА», на основании документов, представленных в соответствии с конкурсной документации.

Исходя из изложенного, следует вывод, что для оценки вышеуказанного критерия требуется сертификат, подтверждающий рейтинг, только от рейтинговой компании АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА».

Подобный подход ограничивает конкуренцию в закупке, поскольку на территории РФ действуют и аккредитованы четыре рейтинговых агентства, а не три.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа оценивает скорректированные доводы Заявителя, с учетом изменений, внесенных в документацию.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил документы, запрошенные уведомлением от 21.11.2023 № СО/2319/23.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России установила следующее.

Распоряжением генерального директора ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» от 09.11.2023 г. № 82 было принято решение о проведении закупочной процедуры путем запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию для нужд ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» и создана конкурсная комиссия.

09.11.2023 г. Заказчиком посредством единой информационной системы, а также на электронной торговой площадке B2B-Center размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию для нужд ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» (извещение № 3231943027).

(1) В соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации объектом добровольного медицинского страхования (далее – ДМС) являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы Застрахованного лица, связанные с оказанием ему медицинских услуги в объеме, предусмотренном Программой ДМС, в порядке и на условиях, указанных в договоре страхования.

Пунктом 2 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации предусмотрено, что предметом страхования является оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию.

Согласно пункту 8.2 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации     Страховщик должен иметь рейтинг надежности, присвоенный любым из следующих рейтинговых агентств: АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА», и предоставить Заказчику копию рейтингового свидетельства.

Согласно части 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закона № 4015-1) гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; сформированные страховые резервы; средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование..

В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона № 4015-1 Страховые организации должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного настоящим Законом минимального размера уставного капитала. При оплате уставного капитала страховой организации должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала страховой организации, установленного настоящим Законом, а также соблюдены порядок и условия инвестирования собственных средств (капитала), установленные нормативными актами органа страхового надзора.

Страховщики обязаны соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств (капитала) и средств страховых резервов, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, а также иные требования, установленные настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора (часть 4 статьи 25 Закона № 4015-1).

Статьей 28 Закона № 4015-1 установлено, что Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности (далее - отчетность в порядке надзора).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Закона № 4015-1 Страховщик обязан организовать систему внутреннего контроля, обеспечивающую достижение следующих целей:

1) эффективность и результативность (в том числе безубыточность) финансово-хозяйственной деятельности страховщика при совершении страховых и иных операций;

2) эффективность управления активами, включая обеспечение их сохранности, собственными средствами (капиталом), страховыми резервами и иными обязательствами страховщика;

3) эффективность управления рисками страховщика (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя страховщиком, принятие мер по поддержанию уровня рисков, не угрожающего финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика);

4) достоверность, полнота, объективность бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической отчетности, отчетности в порядке надзора и своевременность составления и представления такой отчетности;

5) соблюдение работниками страховщика этических норм, принципов профессионализма и компетентности;

6) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) защита информации.

Следуя изложенному, установленный действующим законодательством порядок ведения коммерческой деятельности страховыми компаниями не предусматривает у последних обязанности располагать текущим рейтингом надежности какого-либо рейтингового агентства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, учитывая, что требования пункта 8.2 Приложения № 1 «Техническое задание» к Документации является основанием для допуска лиц к участию в закупочной процедуре, потенциальные участники процедуры, осуществляющие свою деятельность в рамках предмета закупочной процедуры в соответствии с требованиями действующего законодательства, располагающие необходимыми возможностями, ресурсами и иными условиями для надлежащего исполнения договора в рамках предмета закупочной процедуры, но не обладающие текущим рейтингом надежности, присвоенным каким-либо рейтинговым агентством, необоснованно ограничены в своем праве принять участие в закупочной процедуре с подачей заявки на участие в закупочной процедуре, которая соответствовала бы установленным требованиям.

Соответственно, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

(2) Разделом II «Критерии оценки и весовые коэффициенты» Приложения № 3 к Документации установлено следующее.

Рейтинг 2, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация подрядчика» в рамках настоящего запроса предложений – от 0 до 100 баллов.

Оценивается наличие рейтинга надежности, присвоенного любым из следующих рейтинговых агентств: АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА», на основании документов, представленных в соответствии с конкурсной документации.

Показатели критерия

Критерии оценки

Рейтинг надежности ААА

100 баллов

Рейтинг надежности АА+

75 баллов

Рейтинг надежности АА

50 баллов

Рейтинг надежности АА-

25 баллов

Рейтинг надежности ниже значения АА-

0 баллов

 

Таким образом, Заказчиком принимается к оценке рейтинг, присвоенный исключительно тремя рейтинговыми агентствами: АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА».

Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» рейтинговую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять юридические лица, созданные в организационно-правовой форме хозяйственного общества, после внесения сведений о таких лицах Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России. Иные юридические лица не вправе осуществлять рейтинговую деятельность.

Так, согласно сведениям, находящимся в открытом доступе на сайте: http://cbr.ru/finm_infrastructure/registry/  в реестре кредитных рейтинговых агентств (Российских) по состоянию на 06.12.2023 зарегистрированы следующие агентства: АКРА (АО), АО «Эксперт РА», ООО «НРА», ООО «НКР».

Указанные рейтинговые агентства равны по статусу.

Так, все аккредитованные кредитные рейтинговые агентства устанавливают одинаковую и сопоставимую национальную рейтинговую шкалу (В, ВВ, ВВВ, А, АА, ААА – высший рейтинг) и оценивают одинаковый предмет (финансовую устойчивость организации – резидента РФ), утверждают схожую методологию оценки финансовой устойчивости и присвоения кредитных рейтингов организациям, соответствие законодательству которой проверяется Банком России при аккредитации рейтингового агентства.

В этой связи, присвоенные различными рейтинговыми агентствами кредитные рейтинги, характеризующие уровень финансовой устойчивости, должны оцениваться на сопоставимой основе - независимо от того сколько каким агентством присвоено рейтингов.

При этом все рейтинговые агентства занимаются аналогичной деятельностью по оценке финансовой устойчивости организаций и имеют равный статус аккредитованных Центральным Банком Российской Федерации (далее — ЦБ), заказчику необходимо определить порядок оценки таким образом, чтобы учитывать в целом все аккредитованные ЦБ рейтинги.

Однако Заказчик в данном случае установил наличие кредитного рейтинга только трех рейтинговых агентств (АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА») в качестве критерия оценки, без конкретных правовых пояснений относительно того, чем данные рейтинговые агентства являются более предпочтительным по сравнению с иным аккредитованными Центральным Банком Российской Федерации рейтинговым агентством, таким как ООО «НКР».

Комиссия считает, что такой «дисбаланс» ограничивает возможность участия в закупочной процедуре и делает бессмысленным существование иного рейтингового агентства, который также соотносятся по правовому регулированию с указанными Заказчиком рейтинговыми агентствами.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу САО «ВСК» (вх. № 3070-ЭП/23 от 20.11.2023; 3071-ЭП/23 от 20.11.2023) на действия (бездействие) заказчика — ООО «Хуадянь-тенинская ТЭЦ» (извещение № 32312943027), обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 9, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3.Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского Межрегионального УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                           С.Н. Охинцева

 

Члены Комиссии:                                                                                        Е.К. Семенычева

 

А. С. Колосова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны