Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалоб на нарушение поряд... от 12 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

...

 

Заказчик:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник»

152155, Ярославская область, Ростовский район, город Ростов, тер. Кремль

rostovkremlin@yandex.ru; rostkreml_tender@mail.ru

 

АО ЕЭТП

info@roseltorg.ru

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалоб

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-958/2024

№ 076/10/18.1-959/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2024                                г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 12.07.2024

                                                      

Комиссия Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – ..., члены Комиссии – ..., ...,

с участием:

... (до перерыва),

от Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник» – ... (по доверенности), ... (по доверенности) (до перерыва),

рассмотрев жалобы ... (вх. № 9984/24 от 20.06.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник», при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования видеонаблюдения (извещение № 32413715588); .... (вх. № 9977/24 от 20.06.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник», при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования для системы пожарной и охранной сигнализации (извещение № 32413716619), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское межрегиональное УФАС России поступили ... (вх. № 9984/24 от 20.06.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник», при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования видеонаблюдения (извещение № 32413715588); ... (вх. № 9977/24 от 20.06.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник», при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования для системы пожарной и охранной сигнализации (извещение № 32413716619).

Обжалуемые действия (бездействие): нарушение порядка организации и проведения закупок, а именно отсутствуют правовые основания для проведения последних в связи с тем что:

(1) проведение неконкурентных закупок в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, не предусмотрено содержанием действующего Положения о закупках данного заказчика, как процедуры в целом;

(2) в Плане-графике закупок заказчика на 2024 г., размещенном в открытом доступе посредством единой информационной системы, обжалуемые закупочные процедуры обозначены как «запрос котировок в электронной форме участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства», при этом «неконкурентных закупок в электронной форме, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства» не предусмотрено.

На заседании Комиссии заказчик (организатор торгов) с доводами, указанными в жалобах, не согласился, представил письменные пояснения в обосновании своей позиции.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

18.06.2024 заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещены извещение № 32413715588 и документация о проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования видеонаблюдения.

18.06.2024 заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещены извещение № 32413715588 и документация о проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования видеонаблюдения; неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования для системы пожарной и охранной сигнализации (извещение № 32413716619).

Начальная (максимальная) цена договора 2 980 320,00 рублей (закупка № 32413715588).

Начальная (максимальная) цена договора 1 235 837,50 рублей (закупка № 32413716619).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчика руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

(1) В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с  учетом  положений  части  3  настоящей  статьи  правовыми  актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

Частью 3.1 статьи 3 Закон о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 1.3.1 ПОЛОЖЕНИЯ о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник» (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль») (утв. приказом Минкультуры России от 27.09.2022 1775) (далее – Положение) приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется Заказчиком путем проведения конкурентных и неконкурентных закупок.

По пункту 1.3.2 Положения конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов:

- конкурс: конкурс в электронной форме, закрытый конкурс;

- аукцион: аукцион в электронной форме, закрытый аукцион;

- запрос котировок в электронной форме;

- запрос предложений в электронной форме.

Неконкурентной закупкой является закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (пункт 1.3.3 Положения).

Разделом 6 Положения установлен порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки.

Соответственно, перечень видов закупок, проводимых заказчиком и прямо указанных в Положении, является исчерпывающим.

Однако, обратившись к пункту 1.7.14 Положения, Комиссия установила, наличие формулировок следующего содержания: заказчик в соответствии с разделом 6 настоящего Положения и на основании подпункта «б» пункта 4 Положение об особенностях участия СМСП в закупках осуществляет закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя), в случае если указанный товар, работа, услуга включены в Перечень, а цена договора с единственным поставщиком не превышает 200 миллионов рублей. При этом заказчик вправе осуществить закупку на основании пункта 201 Положения об особенностях участия СМСП в закупках и применяет критерии оценки заявок, указанные в пункте 2.13 настоящего Положения, если иное не установлено законодательством.

В соответствии с подпунктом б пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утверждённого Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Положение об особенностях участия СМП в закупках) закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 20(1) Положения об особенностях участия СМП в закупках Для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусматривает осуществление закупки в электронной форме, при этом цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей. В этом же пункте установлены иные требования к такой закупке.

Таким образом, в Положении о закупках заказчика фактически содержит указание на «неконкурентный способ закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства» посредством отсылочной нормы к порядку, установленному Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352. Отсутствие прямого самостоятельного упоминания пункта 1.7.14 Положения в пунктах 1.3.2, 1.3.3 и разделе 6 Положения о закупке не может служить основанием для ограничения заказчика в применении последнего при осуществлении своей закупочной деятельности. Соответственно, довод заявителя является необоснованным, оспариваемый способ осуществления закупок предусмотрен содержанием Положения о закупке заказчика.

 

 (2) Частью 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

 

В соответствии с пунктом 1.4.2. Положения о закупке заказчик размещает в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Планирование закупок товаров, работ, услуг Заказчика проводится путем составления плана закупки на календарных год и его размещения в ЕИС. План закупки является основанием для осуществления закупок (пункт 1.8.4 Положения о закупке).

Согласно пунктам 1.8.6, 1.8.7 Положения о закупке изменения в план закупки могут вноситься в следующих случаях:

1) изменилась потребность в товарах, работах, услугах, в том числе сроки их приобретения, способ осуществления закупки и срок исполнения договора;

2) при подготовке к процедуре проведения конкретной закупки выявлено, что стоимость планируемых к приобретению товаров, работ, услуг изменилась более чем на 10 процентов, - если в результате такого изменения невозможно осуществить закупку в соответствии с объемом денежных средств, который предусмотрен планом закупки;

3) наступили непредвиденные обстоятельства (аварии, чрезвычайные ситуации);

4) у Заказчика возникли обязательства исполнителя по договору (например, он заключил госконтракт или иной договор в качестве исполнителя);

5) в иных случаях, установленных в настоящем Положении и других документах Заказчика, связанных с проведением конкурентных закупок.

Изменения вносятся в план закупки на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, в интересах которого закупка осуществляется, и утверждаются приказом руководителя Заказчика. Изменения вступают в силу с момента размещения в ЕИС новой редакции плана закупки.

Обратившись к содержанию Плана закупок заказчика № 2230727459 на 2024 г. (Период действия плана с 01.01.2024 по 31.12.2024), размещенного в единой информационной системе от 27.12.2023, Комиссия установила, что обжалуемые заявителем закупки обозначены за позициями №64 (Поставка оборудования видеонаблюдения) и №77 (Поставка оборудования для системы пожарной и охранной сигнализации).

Исходя из анализа вышеуказанных сведений установлено, что в первоначальной редакции Плана закупок позиции №64, №77 были обозначены под способом закупки «запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства».

При этом следует отметить, что 18.06.2024 заказчиком посредством единой информационной системы размещена четырнадцатая редакция (версия) Плана закупок, где по позиции №64 изменен способ закупки с «запроса котировок в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства» на «Неконкурентная закупка в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства»:

 

14.06.2024 была размещена одиннадцатая редакция (версия) Плана закупок, где по позиции №77 заказчик изменил способ закупки с «запроса котировок в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства» на «Неконкурентная закупка в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства»:

 

Соответственно, довод заявителя, что рассматриваемые закупки не соответствуют по способу обозначенным позициям Плана закупок заказчика является необоснованным.

Таким образом, Комиссия считает, что в действиях заказчика (организатора торгов) отсутствуют нарушения требований законодательства о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

признать жалобы ... (вх. № 9984/24 от 20.06.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник», при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования видеонаблюдения (извещение № 32413715588); Ивановой С.А. (вх. № 9977/24 от 20.06.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник», при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой являются субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования для системы пожарной и охранной сигнализации (извещение № 32413716619) необоснованными.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны