Решение б/н жалоба ООО «Вуш» (вх. № 6210 от 02.06.2022) на действия (бе... от 14 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов

Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля

 

e-mail: <...>

 

Заявитель

ООО «Вуш»

 

e-mail: <...>

<...>

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-511/2022

08 июня 2022 года                                                                                                   г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 14.06.2022 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – врио руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Конькова Н.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Иванова Е.И.,

с участием:

от ООО «Вуш» – <...>., <...>. (по доверенности),

от КУМИ Мэрии г. Ярославля – <...>., <...>. (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Вуш» (вх. № 6210 от 02.06.2022) на действия (бездействие) организатора торгов — Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее – КУМИ мэрии г. Ярославля) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба  ООО «Вуш» (вх. № 6210 от 02.06.2022) на действия (бездействие) организатора торгов — Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля при проведении открытых аукционов  на право размещения объектов сферы услуг в области досуга на летний период на территории города Ярославля, согласно перечню мест, период размещения – 6 месяцев, площадь земельного участка, торгового объекта до 2 кв.м, до 30 кв.м.

Обжалуемые действия (бездействие): нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Организатор торгов 08.06.2022 представил документы (вх. № 6374 от 08.06.2022), запрошенные уведомлением от 03.06.2022 № 3859/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

На основании изложенного жалоба ООО «Вуш» (вх. № 6210 от 02.06.2022) подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

06.05.2022 на официальном портале города Ярославля было опубликовано извещение о проведении аукциона на право размещения объектов сферы услуг в области досуга на летний период на территории города Ярославля.

Дата окончания приема заявок - 03.06.2022.

Дата проведения торгов - 10.06.2022.

Предметом аукциона является 58 объектов сферы услуг в области досуга, 57 из которых – для размещения средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ) для организации отдыха и развлечения населения (перечень объектов содержится в информационном сообщении, площадь каждого объекта – до 2 кв. м); период размещения – 6 месяцев; начальная цена каждого из объектов для размещения средств индивидуальной мобильности – 10 000 руб.

Аукцион проводится на основании решения муниципалитета города Ярославля от 07.12.2015 № 629 «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля», распоряжения заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства от 07.11.2016 № 143-рз «О перечне мест для размещения объектов сферы услуг в области досуга на территориях общего пользования в городе Ярославля» и письма заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города от 28.04.2022 № 2/01-19-02722.

По мнению заявителя, организатором торгов допущены нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров на основании следующего.

1. Как считает ООО «Вуш», органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регулированию размещения средств индивидуальной мобильности на территории муниципального образования. органы местного самоуправления не вправе устанавливать порядок и условия размещения любых иных объектов, кроме нестационарных торговых объектов (п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса) и рекламных конструкций (п. 2 ст. 39.36 Земельного кодекса).

В соответствии с Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (далее – Перечень, Постановление Правительства № 1300), к таким объектам относятся, в частности, пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки; платежные терминалы для оплаты услуг; зарядные станции (терминалы) для электротранспорта (пункты 25, 28, 30 Перечня). Иных критериев и характеристик данных объектов законодательство не содержит.

Ссылка на Постановление Правительства № 1300 содержится в норме Земельного кодекса РФ о видах объектов, устанавливаемых Правительством, кроме нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций. То есть нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне, разграничивают понятие нестационарных торговых объектов, вопросы размещения которых регулируются на местном уровне, и понятие пунктов проката велосипедов, велопарковок и иных аналогичных объектов, порядок и условия размещения которых устанавливаются на региональном уровне.

Изложенное в совокупности означает, что органы местного самоуправления не вправе регулировать размещение даже парковок средств индивидуальной мобильности в силу ст. 39.36 Земельного кодекса.

2.      По мнению ООО «Вуш», требование об организации и оформлении парковок СИМ создаёт барьер для формирования рынка кикшеринга на территории г. Ярославля.

Правилами благоустройства территории города Ярославля, утверждёнными Решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306 (далее – Правила благоустройства) установлены требования к размещению на городской территории средств индивидуальной мобильности для организации отдыха и развлечения населения. При этом п. 2.6.8.2 устанавливает, что места проката СИМ, используемые для предоставления в прокат дистанционно через мобильное приложение, должны оборудоваться конструкцией, рассчитанной на крепление к ней СИМ не более 10. Согласно п. 2.6.8.3 Правил благоустройства, внешний вид конструкции для крепления СИМ устанавливается мэрией города. Постановлением мэра города Ярославля от 24.05.2007 № 1592 (в ред. от 27.04.2022) закреплена визуализация конструкций для крепления средств индивидуальной мобильности для организации отдыха и развлечения населения на территории города Ярославля.

3.      Как указывает заявитель, организатором торгов к аукционной документации не приложена форма, по которой должен заключаться договор на размещение средств индивидуальной мобильности; подлежащая применению форма содержит дискриминационные условия.

По мнению заявителя, во-первых, само по себе отсутствие в аукционной документации формы договора, применимой к большинству объектов, являющихся предметом аукциона, является нарушением порядка организации и проведения торгов. Во-вторых, утвержденная форма договора на размещение СИМ содержит дискриминационные условия. Так, п. 2.3.9 формы договора на размещение СИМ обязывает владельца объекта сферы услуг в области досуга обеспечить соответствие СИМ ряду требований, одним из которых является ограничение скорости: установлена допустимая скорость СИМ в зонах пешеходного движения до 10 км/ч, не территории города - не более 20 км/ч. Применение данного условия создаёт ситуацию, когда к хозяйствующим субъектам, являющимся победителями аукциона, устанавливаются иные требования, нежели к хозяйствующим субъектам, размещающим СИМ на земельных участках, находящихся в частной собственности, поскольку никакими нормативными актами не установлено аналогичное ограничение скорости на территории города Ярославля, применимое к иным СИМ.

4.      ООО «Вуш» считает, перечень мест размещения пунктов проката искусственным образом количественно и территориально сужает рынок проката СИМ в Ярославле, делает невозможной реализацию транспортного сценария. Большинство мест размещения пунктов проката сосредоточено в центральной части города Ярославля. Так, из 57 мест размещения в Кировском районе города Ярославля находится почти половина (25 мест), большая часть из которых сосредоточена в восточной части (ближе к реке Волге). При этом, на весь Заволжский район насчитывается всего 5 мест размещения.

По мнению заявителя, заключение договора по результатам аукциона приведёт к осуществлению деятельности по предоставлению в аренду электросамокатов преимущественно в центральной части города. На значительной площади г. Ярославля гражданам будут недоступны услуги операторов.

5. По мнению заявителя, запрет на передачу другим лицам права также создает необоснованные ограничения для участников аукциона.

На основании изложенного, ООО «Вуш» считает, что КУМИ мэрии г. Ярославля проводит аукцион с нарушением требований действующего законодательства и создаёт необоснованные препятствия для доступа хозяйствующих субъектов к участию в аукционе и для входа на рынок кикшеринга г. Ярославля в целом.

КУМИ мэрии города Ярославля 08.06.2022 представил отзыв на жалобу, считает, что при проведении аукциона в действиях организатора торгов отсутствуют нарушения.

Комитет указал, что согласно пункту 3.6 Положения о комитете, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2006 № 262, комитет организует, если правовыми актами органов городского самоуправления не предусмотрено иное, торги по продаже муниципальной собственности, а также торги по продаже права на заключение договора аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью, договора безвозмездного пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью, торги на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля, а также проводит аукционы в случаях, установленных правовыми актами органов городского самоуправления.

Соответственно, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что КУМИ мэрии города Ярославля выступает лишь организатором торгов.

В соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 07.12.2015 № 629 «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля», распоряжением заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства от 07.11.2016 № 143-рз «О перечне мест для размещения объектов сферы услуг в области досуга на территории общего пользования города Ярославля» и на основании письма заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города от 28.04.2022 № 2/01-19-02722, КУМИ мэрии города Ярославля, как уполномоченным органом, объявлены открытые аукционы на право размещения объектов сферы услуг в области досуга на летний период на территории города Ярославля.

Кроме того, не соглашаясь с указанными локальными актами, ООО «Вуш» вправе оспорить положения решения муниципалитета города Ярославля от 07.12.2015 № 629 «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля», распоряжения заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства от 07.11.2016 № 143-рз «О перечне мест для размещения объектов сферы услуг в области досуга на территории общего пользования города Ярославля», а не положения Конкурсной документации к оспариваемому аукциону, в связи с чем организатор торгов  - КУМИ мэрии г. Ярославля, в данной части, является ненадлежащим ответчиком по жалобе.

Организатор торгов указал, что ООО «Вуш» заявку на участие в аукционе не подавало (прием заявок окончен 03.06.2022). В период приема заявок запросов на разъяснения аукционной документации от общества также не поступало.

Вместе с тем, организатор торгов сообщил, что 07.06.2022 аукцион на право размещения объектов сферы услуг в области досуга на летний период на территории города Ярославля отменен на основании пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного, Комиссией Ярославского УФАС жалоба признается необоснованной.

Вместе с тем, Комиссия Ярославского УФАС передает материалы дела уполномоченному отделу для рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Вуш» (вх. № 6210 от 02.06.2022) на действия (бездействие) организатора торгов — Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля при проведении открытых аукционов  на право размещения объектов сферы услуг в области досуга на летний период на территории города Ярославля, согласно перечню мест, период размещения – 6 месяцев, площадь земельного участка, торгового объекта до 2 кв.м, до 30 кв.м., необоснованной. 

2. Передать заявление в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции уполномоченному отделу Ярославского УФАС для рассмотрения вопроса о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии                                                                                          Е.В. Гудкевич

 

Члены комиссии                                                                                                      Н.А. Конькова

                                                                                                                    

                                                                                                                Е.И. Иванова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны