Постановление №3232/03-07 Постановление о наложении штрафа от 29 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва,

ул. 2-я Ямская, 4

 

Филиал ПАО «МРСК Центра» – «Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

ул. Воинова, д.12

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №03-07/06-19

об административном правонарушении

 

26 апреля 2019 г. г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России <...>, рассмотрев протокол от 21 марта 2019 г. по делу №03-07/06-19 об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении №03-07/06-19, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее также — ПАО «МРСК Центра», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в несоблюдении пунктов 3 и 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – правил №861), в отсутствие представителя ПАО «МРСК Центра», уведомленного надлежащим образом (почтовое отправление 15099134517166 получено 18.04.2019),

установил:

Ярославским УФАС России рассмотрено заявление <...> относительно бездействия ПАО «МРСК Центра» по контролю качества переданной электрической энергии.

В ходе проведенной проверки установлено, что 7 августа 2018 г в адрес ПАО «МРСК Центра» поступило письменное обращение <...> относительно низкого уровня напряжения электрической энергии в деревне Сосновцы Ярославского района Ярославской области.

6 сентября 2018 г. ПАО «МРСК Центра» письмом №МР-ЯР/Р6-1/1070 сообщило <...> о проведении проверки по данному обращению, по завершении которой потребителю будет дан ответ.

27 ноября 2018 г. в 11 часов 15 минут ПАО «МРСК Центра» провело по обращению <...> замер значений напряжений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Из содержания части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пункту 42 Правил № 861, при присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах максимальной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Правила №442) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктом 3 Правил №861 установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Согласно пункту 3 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждённых Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 186 (далее – Единые стандарты), в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет, в том числе заключение договора об оказании услуг по передаче электрической энергии; контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункты «а», «м», «о»).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 41 Единых стандартов сетевая организация направляет потребителю ответ по существу на его письменное обращение в течение 30 дней со дня регистрации обращения сетевой организацией, в случае если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 44 Единых стандартов, обращение потребителя, содержащее жалобу, считается рассмотренным сетевой организацией, если:

а) установлена обоснованность (необоснованность) заявления о нарушении прав или охраняемых законом интересов потребителя, в том числе о предоставлении услуг ненадлежащего качества;

б) в случае необходимости по обоснованным жалобам определены мероприятия, направленные на восстановление нарушенных прав или охраняемых законом интересов потребителя (далее - корректирующие меры);

в) направлен (предоставлен) ответ потребителю по обращению:

в случае признания жалобы необоснованной в ответе предоставляются аргументированные разъяснения в отношении отсутствия оснований для ее удовлетворения;

в случае признания жалобы обоснованной в ответе потребителю указываются, какие права или законные интересы потребителя подлежат восстановлению и в каком порядке. Если по жалобе необходима реализация корректирующих мер, в ответе потребителю указывается планируемый срок их реализации.

В пункте 15 Правил №861 определены обязанности сетевой организации при исполнении договора, к ним относятся, в том числе:

- обеспечение передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

- осуществление передачи электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

- в порядке и сроки, установленные договором, информирование потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

- беспрепятственный допуск уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.

Согласно пункту 15 Правил №861 при исполнении договора сетевая организация обязана, в частности, обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Следовательно, нормативным правовым актом на сетевую организацию возложена обязанность передавать электроэнергию потребителям надлежащего качества, а также осуществлять контроль качества и принимать необходимые меры для восстановления электроснабжения надлежащего качества.

Порядок измерения показателей качества электрической энергии установлен ГОСТ 33073-2014. Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения.

В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ 33073-2014 продолжительность непрерывных измерений ПКЭ при рассмотрении претензий к КЭ устанавливается соглашением между сетевой организацией и потребителем, но не менее одних суток.

Пунктом 6.2.2.7. ГОСТ 33073-2014 установлено, что при рассмотрении претензий к КЭ ПМ выбирают в точке передачи ЭЭ потребителю или ближайшей к ней.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела №03-07/06-19 установлено, что ПАО «МРСК Центра» произвело 27.11.2018 измерение значений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования без соблюдения временного интервала, предусмотренного ГОСТ 33073-2014, а именно продолжительность непрерывного измерения ПКЭ составила менее одних суток.

Также ПАО «МРСК Центра» не соблюдены пункты 41, 44 Единых стандартов в части обязанности сетевой организации рассмотреть обращение потребителя по существу (необходимо установить обоснованность (необоснованность) заявления о нарушении прав потребителя, в случае необходимости по обоснованным жалобам необходимо определить мероприятия, направленные на восстановление нарушенных прав потребителя, а также направить (предоставить) ответ потребителю по обращению) в течение 30 дней с момента его получения. Вместе с тем, в течение 30 дней с момента получения жалобы <...> ПАО «МРСК Центра» не установило обоснованность (необоснованность) заявления о нарушении прав потребителя, не были определены меры, направленные на восстановление нарушенного права. Мероприятие, определяющее обоснованность (необоснованность) заявления <...>– измерение значений напряжений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования, было проведено ПАО «МРСК Центра» 27.11.2018, т.е. за сроками, отведенными для рассмотрения заявления по существу.

Следовательно, действия ПАО «МРСК Центра» по несоблюдению временного интервала при измерении значений напряжений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования 27.11.2018, а также по несоблюдению порядка рассмотрения обращения <...> от 07.08.2018 противоречит пунктам 3 и 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У ПАО «МРСК Центра» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» своими действиями по нарушению пунктов 3 и 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, выразившемся в несоблюдении временного интервала при измерении значений напряжений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования 27.11.2018, а также по несоблюдению порядка рассмотрения обращения Некрасовой В.С. от 07.08.2018, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Письмом от 08.04.2019 №МР1/ЯР/18-1/2667-12 ПАО «МРСК Центра» представило в антимонопольный орган протоколы измерения показателей качества электрической энергии №30001457561 (измерения проводились в период 28.03.2019-01.04.2019 в пункте контроля/мониторинга КЭ: ВЛ-10 кВ №01, ТП423 (Игнатово), ВЛ-0,4 кВ №2, опора №8), №30001457560 (измерения проводились в период 28.03.2019-01.04.2019 в пункте контроля/мониторинга КЭ: ВЛ-10 кВ №01, ТП423 (Игнатово).

По результатам измерения показателей качества электрической энергии установлено, что в пункте контроля ВЛ-10 кВ №01, ТП423 (Игнатово) значение показателей качества электрической энергии находится в границах установленных требований.

По результатам измерения показателей качества электрической энергии установлено отклонение от установленных требований в пункте контроля ВЛ-10 кВ №01, ТП423 (Игнатово), ВЛ-0,4 кВ №2, опора №8 значения показателя качества электрической энергии — медленное изменение напряжения (положительное отклонение). Предусмотрено следующее корректирующее мероприятие — равномерное перераспределение (симметрирование) нагрузки по фазам ВЛ-04КВ №2 ТП 423 (Игнатово). Согласно письменным пояснениям ПАО «МРСК Центра» проведение данного мероприятия запланировано в срок до 30.04.2019.

В силу положений части 1 статьи 25.2 потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевшим по делу №03-07/06-19 является <...>.

При назначении административного наказания юридическому лицу – ПАО «МРСК Центра» учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

Место совершения административного правонарушения – Ярославская область.

Время совершения административного правонарушения – 2018 год.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России <...>,

постановил:

привлечь публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении ПАО «МРСК Центра» требований пунктов 3 и 15 Правил недискриминационного доступа, а именно в осуществлении ненадлежащим образом обязанности контроля показателей качества электрической энергии по обращению <...>, а также в несоблюдении порядка рассмотрения обращения <...> от 07.08.2018, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч рублей) 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

УИН 16160043000001600323

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111602010016000140

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны