Постановление №315/23 076/04/9.21-794/2023 от 10 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 076/04/9.21-794/2023

об административном правонарушении

 

10 октября 2023 года г. Ярославль

 

Специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского межрегионального УФАС России Антонова М.В., рассмотрев материалы дела № 076/04/9.21-794/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 119017, г Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15,

в отсутствии представителя ПАО «Россети Центр», надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по делу №076/04/9.21-794/2023 (определение исх. №9526/23 от 25.09.2023 в соответствии с почтовым идентификатором 80094588733173 вручено ПАО «Россети Центр» 09.10.2023),

 

установил:

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Правила №861 определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее – технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004 (далее – Правила недискриминационного доступа), определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.

В пункте 2 Правил недискриминационного доступа раскрываются значения используемых понятий, в том числе:

«сетевые организации» – организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 3 Правил недискриминационного доступа недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Порядок введения ограничения потребления электрической энергии регламентирован Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012 (далее – Порядок введения ограничения)

В пункте 1(1) Порядка введения ограничения даны определения используемых понятий;

«ограничение режима потребления» – полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами;

«частичное ограничение режима потребления» – ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами;

«полное ограничение режима потребления» – ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами;

«инициатор введения ограничения» – лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления;

«исполнитель» – сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 2 Порядка введения ограничения ограничение режима потребления вводится, в том числе, при возникновении (угрозе возникновения) аварийных электроэнергетических режимов (подпункт «з»).

 

<...> в своем заявлении указал, что 04.05.2023 было отключено энергоснабжение дома, расположенного по адресу: <...>, и восстановлено только 17.05.2023.

В рамках рассмотрения заявления <...> антимонопольным органом были направлены запросы в адрес филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго», ПАО «ТНС энерго Ярославль», в филиал ОАО «РЖД» Трансэнерго – Северную дирекцию, ООО «ГУД» по энергообеспечению о предоставлении документов и сведений.

 

Из представленных ПАО «Россети Центр» (письмом № МР1-ЯР/18-1/12-8 от 20.06.2023) документов и материалов установлено, что договор на технологическое присоединение указанного дома ПАО «Россети Центр» не заключался.

Электроснабжение дома в нормальном режиме осуществляется от ПС Южная 3 сек., КЛ-6 вК №302 ПС Южная, РП -7 1 сек., КЛ-6кВ №05 РП-7, ТП-716 1 сек. 0,4 кВ КВЛ-0,4 кВ №2, по третьей категории надежности.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» направило ПАО «Россети Центр» запрос №04-2/12671 от 05.05.2023 о предоставлении информации по факту отключения электроэнергии, как сетевой организации, эксплуатирующей объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется электроснабжение жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 21а.

ПАО «Россети Центр» письмом №МР1-ЯР/21-3/2877 от 19.05.2023 на запросы №04-2/12671 от 05.05.2023, №04-2/13260 от 16.05.2023 сообщило ПАО «ТНС энерго Ярославль», что 17.05.2023 персоналом РЭС 1 категории «Яргорэлектросеть» филиала ПАО «Россети Центр»-«Ярэнерго» с целью проверки информации был осуществлен выезд бригады. По результатам проверки выявлено, что в вводно-распределительном устройстве (ВРУ) в жилом доме (общежитии) по адресу: г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 21а, персоналом управляющей компании без согласования с ПАО «Россети Центр» проводились ремонтные работы (по завершению работ питание по фазе 1 в сторону д.21а не было восстановлено). Персоналом РЭС электроснабжение восстановлено, управляющей компании даны рекомендации о необходимости согласования с филиалом ПАО «Россети Центр»-«Ярэнерго» работ в электроустановках, независимо от их балансовой принадлежности, от которых подключены транзитные потребители.

Также сообщено дополнительно о реализованных сервисах кампании для получения информации по отключениям электроэнергии.

Письмом № МР1-ЯР/18-1/12-5 от 27.06.2023 ПАО «Россети Центр» дополнительно представило акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности №458С от 12.04.2012 между ПАО «Россети Центр» (ранее — ОАО «Яргорэлектросеть») и ОАО «Российские железные дороги», в отношении электроустановок, в расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 21, согласно которому границей балансовой и эксплуатационной ответственности является ВРУ д.21 ул. Ползунова по месту присоединения кабельной перемычки 0,4 кВ от д.11а ул. Ползунова (фид.2 ТП-716) к вводному рубильнику и общей нулевой шине.

Жилой дом по адресу: <...> подключен от ВРУ д.21 по ул.Ползунова.

ПАО «Россети Центр» указало, что ВРУ д.21 по ул.Ползунова находится в границах балансовой принадлежности ОАО «РЖД», работы по электроустановке после чего прекратилась подача электроэнергии в жилой дом по адресу: <...> проводились персоналом ОАО «РЖД».

 

Филиал ОАО «РЖД» Трансэнерго – Северная дирекция по энергообеспечению письмом № ИСХ-3475/СЕВ НТЭ от 13.06.2023 на запрос антимонопольного органа сообщил, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, не присоединен к электросетевым объектам, находящимся на балансе дирекции, договор технологического присоединения отсутствует, сведений об аварийных и иных отключениях электрической энергии указанного дома нет, обращений о жителей дома и ПАО «ТНС энерго Ярославль» об отключении электрической энергии не поступало.

 

Письмом № 02-1/17004 от 22.06.2023 ПАО «ТНС энерго Ярославль» на запрос антимонопольного органа сообщило, что не является инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 21а, сетевой организацией, владеющей электрическими сетями, посредством которых осуществляется поставка электрической энергии в указанный дом, является ПАО «Россети Центр». От <...> неоднократно поступали обращения по вопросу отключения электрической энергии, в связи с чем были направлены запросы в ПАО «Россети Центр».

ПАО «ТНС энерго Ярославль» представлены обращения <....> от 05.05.2023 (вх№ 337КЭЭ от 10.05.2023), от 16.05.2023, а также запросы в ПАО «Россети Центр».

 

Письмом № 04-09-2023 от 22.09.2023 ООО «ГУД» на запрос антимонопольного органа сообщило, 17.05.223 в АДС ООО «ГУД» поступила заявка от сотрудника ЯГЭС о предоставлении доступа в ВРУ дома по адресу: <...>, заявка была выполнена аварийной службой ООО «ГУД».

 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленные органами государственного регулирования тарифы на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, следовательно, относится к субъектам естественных монополий.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Анализ представленных документов и информации позволил сделать следующие выводы:

документы о балансовой принадлежности сетей, от которых осуществляется энергоснабжение дома по адресу:<...>, ПАО «Россети Центр», ОАО «РЖД» не представлены,

документы о технологическом присоединении указанного жилого дома отсутствуют, ПАО «Россети Центр», ОАО «РЖД» указывают, что технологическое присоединение данного дома не производили,

кто и по чьей инициативе проводил работы в ВРУ 04.05.2023, после чего прекратилась подача электроэнергии в жилой дом по адресу: <...>, достоверно не установлено и документами не подтверждено.

 

Согласно статьям 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Объект административного правонарушения: отношения в области электроэнергетики (передача электрической энергии).

Объективная сторона заключается в необеспечении доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Субъект административного правонарушения достоверно не установлен (ПАО «Россети Центр», ОАО «РЖД»).

Субъективная сторона характеризуется виной юридического лица в совершении административного правонарушения.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, в действиях ПАО «Россети Центр» вина в совершении административного правонарушения не доказана, в связи с чем состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 1.5, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 6 статьи 28.7, частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ,

 

постановил:

Производство по делу № 076/04/9.21-794/2023 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Центр» прекратить.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Специалист-эксперт Антонова М.В.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны