Решение б/н Решение от 9 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                       Организатор торгов -

ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга»

150000, г. Ярославль,

ул. Максимова, д. 17/27

e-mail: zakazchik@vvolga-yar.ru

                                                                                   

Заявитель  -

ООО «Регнум-Ярославль»

150022, г. Ярославль,

пр-т Фрунзе, д. 35/17, 36

e-mail: ya@regnum.ru

 

 

 

 

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 076/07/3-447/2020

 

04 июня 2020 года                                                                                      г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 09.06.2020 г.)

                          

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии –  начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А.,

с участием:

заявитель – ООО «Регнум-Ярославль», личного участия не обеспечил, представителя не направил, о времени, дате и способе рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

организатор торгов – ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга», обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи председателя по доверенности <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Регнум-Ярославль» (вх. № 5828 от 27.05.2020) на действия ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» (ИНН: 7604026974, ОГРН: 1027600683065), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Регнум-Ярославль» (вх. № 5828 от 27.05.2020) на действия (бездействие) организатора торгов — ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга», при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по информированию населения о деятельности исполнительных органов государственной власти Ярославской области путем создания и/или размещения информационных материалов на сайте сетевого издания (извещение № 32009164014).

Обжалуемые действия (бездействие)осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона «О закупках отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, выразившимся в предъявлении требований, ограничивающих конкуренцию (необоснованно сужающих круг потенциальных участников закупки).

Организатор торгов (заказчик) не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением Ярославского УФАС России о поступлении жалобы от 01.06.2020 № 5494/06-07, уведомлением Ярославского УФАС России о перерыве в рассмотрении жалобы от 03.06.2020 № 5610/06-07.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» в соответствии с информацией, размещенной в единой информационной системе закупок (www.zakupki.gov.ru), относится к числу юридических лиц, осуществляющих свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность организатора торгов (заказчика) регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг                         ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга», утвержденным решением Наблюдательного совета ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» (протокол № 7 от 30.10.2019, в редакции протокола № 8 от12.11.2019, протокола № 12 от 27.12.2019) (далее – Положение о закупках).

20 мая 2020 года на сайте www.zakupki.gov.ru организатором торгов (заказчиком) размещены извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме № 32009164014.

В соответствии с Извещением о закупке датой и временем окончания подачи заявок является 28 мая 2020 в 13:00.

Согласно частям 2, 3 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Аналогичное положение закреплено в пункте 16.1 Положения о закупках.

Применительно к рассматриваемой закупке запрос должен поступить не позднее 24.05.2020.

26 мая 2020 в 00:39 (в течение срока подачи заявок на участие в вышеуказанном запросе котировок) посредствам программно-аппаратных средств электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений Извещения о проведении запроса котировок № 32009164014 (наименование и контактные данные о том, кто подал данный запрос, на ЕЭТП не указано).

В соответствии с вышеуказанным запросом заявитель просил разъяснить следующие положения Извещения о проведении запроса котировок: «В техническом задании заказчик указал следующие требования: 1.  среднесуточная посещаемость сайта составляет не менее 2500 уникальных посетителей. 2. индекс качества сайта (ИКС) (например, ИКС Яндекса) не ниже 25 000. Вопросы: 1. Не является ли это сужением круга участников, так как ИКС сайта с таким показателем с учетом того, что требование распространяется на прошедшее время, есть только у нескольких сайтов. 2. Существуют ли сайты с 2500 посетителями, у которых ИКС 25000?...».

27 мая 2020 в 15:49 в единой информационной системе ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» размещен ответ на вышеуказанный запрос, в соответствии с которым организатор торгов (заказчик) разъяснил, что запрос на разъяснение положений Извещения о проведении запроса котировок  поступил в адрес организатора менее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупки.

Таким образом, заказчик правомерно отказал в даче разъяснений на поступивший запрос.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

Аналогичное положение закреплено в пункте 16.3 Положения о закупках.

28 мая 2020 года ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» принято решение об отмене запроса котировок в электронной форме                   № 32009164014.

28 мая 2020 года в 10:13 до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке (28.05.2020 13:00) заказчик разместил данное решение в единой информационной системе закупок (www.zakupki.gov.ru).

Таким образом, отмена закупки произведена ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» с соблюдением требований Закона о закупках, Положения о закупках.

Вместе с тем, жалоба ООО «Регнум-Ярославль» на утверждение положения Извещения о запросе котировок с нарушением требований Закона о закупках поступила в адрес Ярославского УФАС посредством электронной системы обращений (solutions) 27 мая 2020 года в 13:18 до окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке (28.05.2020 13:00) и до размещения решения ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» об отмене запроса котировок в электронной форме № 32009164014 (28.05.2020 10:13).

В соответствий с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке (письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки», письмо ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»).

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Регнум-Ярославль» признана соответствующей пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках и принята Ярославским УФАС России к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком утверждено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме                        №  32009164014 с нарушением требований Закона о закупках.

ООО «Регнум-Ярославль» обращает внимание на то, что в пункте 1.1 Приложения № 5 к извещению о проведении запроса котировок «Описание объекта закупки» заказчиком установлены следующие требования к средству массовой информации:

- среднесуточная посещаемость сайта составляет не менее 2500 уникальных посетителей (данные посещаемости сайта за 2 последних месяца должны быть подтверждены открытыми статистическими источниками, например Яндекс.Метрика, LiveInternet или их аналогами);

- индекс качества сайта (ИКС) (например, ИКС Яндекса) не ниже 25 000.

По мнению заявителя, требование «ИКС не ниже 25 000» сужает круг участников данного запроса котировок, в рамках которого заказчик дает возможность участвовать только сайтам с высоким ИКС (не ниже 25 000), в связи с чем не понятно установление требования «среднесуточная посещаемость сайта составляет не менее 2500 уникальных посетителей» так как ИСК не ниже 25 000 имеется только у сайтов «гигантов», у которых показатель среднесуточной посещаемости сайта значительно превышает требование заказчика (не менее 2500).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичное положение закреплено в пункте 2.2 Положения о закупках.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Таким образом, при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает только извещение, которое размещается в единой информационной системе и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичная данной норме формулировка содержится в пункте 15.2.1. Положения о закупке.

С учетом изложенного следует, что определение необходимых требований к закупаемому товару, работам, услугам является обязанностью Заказчика, Заказчик вправе установить в документации о закупке те требования, которые будут полностью удовлетворять его потребностям.

В письменных пояснениях по доводам жалобы заказчик указал следующее.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006   № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов государственной власти. В соответствии с пунктом 1.3 Устава учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг по информированию населения о деятельности органов государственной власти Ярославской области.  Пунктом 2.2 Устава предметом деятельности автономного учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях реализации единой политики информационной открытости Губернатора области, органов исполнительной власти Ярославской области в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с действующим законодательством.

В целях выполнения государственного заказа ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» необходимо осуществить информирование населения Ярославской области путем создания и размещения вышеназванной информации не просто в СМИ, а в СМИ, которое наилучшим образом доведет вышеуказанную информацию до населения.

Потребность применения общепринятых независимых измеряемых критериев качества (индекс качества, посещаемость, количество уникальных посетителей, время просмотра материала и т.д.) обусловлена необходимостью определения объективных показателей СМИ с целью наиболее эффективной реализации единой политики информационной открытости Губернатора области и органов исполнительной власти Ярославской области в средствах массовой информации.

На данный момент, как указывает организатор торгов (заказчик), существует несколько современных верифицированных независимых показателей, которые учитываются при взаимодействии заказчика и исполнителя (сайта) – это посещаемость сайта, цитируемость, индекс качества сайта.

Посещаемость сайта – это количество уникальных посетителей за определенный промежуток времени. Уникальный посетитель – это хост, IP-адрес компьютера, с которого произошел переход на сайт. Это один из критериев, по которому можно судить, насколько популярным, востребованным и привлекательным является сайт. Также статистика включает в себя количество и время просмотров, вычисляя, на каких страницах пользователь побывал, и как долго это было. На этих показателях базируется уровень качества посещений, потому что на интернет-ресурс можно попасть совершенно случайно.

Индекс качества сайта - это показатель того, насколько полезен ваш сайт для пользователей Интернет. При расчете индекса качества учитываются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей.

Таким образом, согласно пояснениям заказчика, включение в описание объекта закупки вышеуказанных требования к СМИ (ИКС, среднесуточная посещаемость) обусловлено необходимостью доведения информации до большого количества населения через сетевые издания, зарегистрированные в качестве СМИ, которые имеют наибольший охват аудитории и вызывают интерес у населения.

Вместе с тем, по мнению антимонопольного органа, об охвате аудитории свидетельствует такой показатель как среднесуточная посещаемость сайта, Представитель заказчика пояснил, что ИКС определяется исходя из совокупности показателей статистических данных, но не смог указать каких именно и не смог обосновать потребность установления требования к СМИ - индекс качества сайта (ИКС).

Кроме того, на заседании Комиссии Ярославского УФАС России представитель заказчика пояснил, что причиной принятия решения об отмене запроса котировок в электронной форме № 32009164014 послужило обнаружение технической ошибки (опечатки) в Извещении о проведении запроса котировок, а именно в описании объекта закупки: вместо «индекс качества сайта (ИКС) (например, ИКС Яндекса) не ниже 250» было указано «индекс качества сайта (ИКС) (например, ИКС Яндекса) не ниже 25 000». Данный факт также косвенно подтверждается тем обстоятельством, что решение об отмене запроса котировок принято после поступления в адрес заказчика запроса на разъяснения положений Извещения с аналогичными жалобе ООО «Регнум-Ярославль» доводами.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком требование к СМИ «индекс качества сайта (ИКС) (например, ИКС Яндекса) не ниже 25 000» установлено в Извещении о проведении запроса котировок необоснованно (не исходя из своих собственных потребностей). Данные обстоятельства могли привести к необоснованному сужению круга потенциальных участников запроса котировок, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 2.2 Положения о закупках.

Также ООО «Регнум-Ярославль» в жалобе указывает на наличие признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» по установлению требования к СМИ (ИКС не ниже 25000) в Извещении о проведении запроса котировок.

Вместе с тем, обжалуемые действия заказчика также не подлежат проверке на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку правовая оценка данных действий дана Комиссией Ярославского УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Регнум-Ярославль» (вх. № 5828 от 27.05.2020) на действия (бездействие) организатора торгов — ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга», при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по информированию населения о деятельности исполнительных органов государственной власти Ярославской области путем создания и/или размещения информационных материалов на сайте сетевого издания (извещение № 32009164014),  обоснованной.

2. Признать организатора торгов (заказчика) - ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга», нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 2.2 Положения о закупках.

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку 28.05.2020 в ЕИС размещено решение об отмене запроса котировок в электронной форме № 32009164014.

4. Материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении должностному лицу не передавать, в связи с отсутствием в действиях организатора торгов -  ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга» по утверждению Ивещения о проведении запроса котировок с нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2.2 Положения о закупках, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   С.Н. Лебедева                                                   

 

Члены Комиссии                                                                                   А.В. Семенюк             

 

                                                                                                                   К.А. Савичева

Связанные организации

Связанные организации не указаны