Решение б/н жалоба ООО «СТИЛЬ ТОРГ» (вх. № 7781 от 14.07.2022) на действ... от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

ПАО «ТГК-2»

e-mail:

 

Заявитель

ООО «СТИЛЬ ТОРГ»

e-mail: stiltorg21@mail.ru

 

Электронная торговая площадка

АО «ЕЭТП»

e-mail: ko@roseltorg.ru

(для сведения)

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-643/2022

21 июля 2022 года                                                                                                   г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 26.07.2022 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Шушкова А.С., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Иванова Е.И.,

с участием:

от ПАО «ТГК-2» – <...> (по доверенности),

ООО «СТИЛЬ ТОРГ» на заседание Комиссии не явилось, извещено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «СТИЛЬ ТОРГ» (вх. № 7781 от 14.07.2022) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ТГК-2» (далее – Заказчик) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «СТИЛЬ ТОРГ» (вх. № 7781 от 14.07.2022) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ТГК-2» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку малоценного ИТ оборудования для нужд ПАО "ТГК-2" (изв. № 32211506184).

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерное установление положений закупочной документации.

Заказчик 21.07.2022 представил документы (вх. № 8124 от 21.07.2022), запрошенные уведомлением от 08.06.2022 № 3959/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Неправомерное определение победителя закупки, установление неправомерного порядка оценки заявок свидетельствует о возможном нарушении указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости,  отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также части 6 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании изложенного жалоба ООО «СТИЛЬ ТОРГ» (вх. № 7781 от 14.07.2022) подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

28.06.2022 на официальном сайте zakupki.gov.ru ПАО «ТГК-2» размещено извещение № 32211506184 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку малоценного ИТ-оборудования для нужд ПАО "ТГК-2".

Заявитель в жалобе (вх. № 7781 от 14.07.2022) сообщает, что в информации о лоте указано «Базис равнения без НДС». Податель жалобы ссылается на Определение Верховного Суда  от 04.04.2022 № 304-ЭС22-2729, согласно которому порядок оценки заявок не может зависеть от режима налогообложения, такой порядок оценки создает преимущества для плательщиков НДС, поскольку вычет налога из цены в заявке позволяет победить с ценой выше, чем у участников на УСН.

ПАО «ТГК-2» в пояснениях (вх. № 8124 от 21.07.2022) указывает, что жалоба направлена до окончания срока подачи заявок, считает, что к рассмотрению может быть принята жалоба лица, права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Комиссия Ярославского УФАС сообщает, что согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Кроме того, в Письме ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 говорится, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Следовательно, жалоба ООО «СТИЛЬ ТОРГ» подлежит рассмотрению в антимонопольном органе в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 1.1.3. Положения о закупочной деятельности ПАО «ТГК-2» (далее – Положение о закупке) при осуществлении закупочной деятельности для нужд Заказчика, Заказчик/Организатор руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также иными локальными нормативными актами по закупочной деятельности Заказчика.

Согласно пункту 1.1.1. Документации о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку малоценного ИТ оборудования для нужд ПАО «ТГК-2» (далее – Документация) проведение данной процедуры запроса предложений в электронной форме регулируется нормами, предусмотренными статьями 447 – 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011г.  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Положением о закупочной деятельности ПАО «ТГК-2» (в редакции, действующей на дату официального размещения извещения).

Согласно Извещению о проведении запроса предложений начальная (максимальная) цена договора – 3 395 587,02 руб. без НДС.

На основании пункта 3.7.2. Документации начальная (максимальная) цена договора (цена лота) включает в себя сумму всех расходов, предусмотренных Техническим заданием (РАЗДЕЛ 6) и проектом Договора (РАЗДЕЛ 7), а также сумму налогов (кроме НДС) и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 3.8.1. Документации цена заявки на участие в закупке должна включать в себя сумму всех расходов, предусмотренных Техническим заданием (РАЗДЕЛ 6) и проектом Договора (РАЗДЕЛ 7), а также сумму налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ. При этом сумма НДС (в случае его уплаты) выделяется отдельно и не входит в итоговую стоимость заявки Участника, являющегося плательщиком НДС.

Согласно пункту 9.3.1. Документации в Письме о подаче оферты (Форма 14) указывается следующая информация:

«Итоговая стоимость Предложения без НДС, руб.

___________________________________

(итоговая стоимость, рублей, без НДС)

кроме того, НДС, руб.

___________________________________

(НДС по итоговой стоимости, рублей)

итого с НДС, руб.

___________________________________

(полная итоговая стоимость, рублей, с НДС)».

На основании пункта 4 Инструкции по заполнению Формы 14 участник закупки должен указать стоимость поставки товаров, оказания услуг/выполнения работ цифрами и словами, в рублях, раздельно без НДС, величину НДС и вместе с НДС в соответствии с Коммерческим предложением.

Вместе с тем, в пункте 5.1 Проекта договора поставки ИТ-оборудования указано, что стоимость товара, поставляемого по настоящему договору, представляет собой стоимость всего товара, подлежащего поставке по Спецификациям к настоящему договору в течение срока действия настоящего Договора и включает в себя стоимость упаковки, маркировки, тары, расходы по доставке товара Покупателю. Кроме того, НДС по установленной НК РФ ставке.

Таким образом, в соответствии с требованиями Положения о закупке и Документации сравнение ценовых предложений участников без НДС применяется только для целей оценки заявок на участие в закупке. В случае заключения договора с победителем закупки, являющимся плательщиком НДС, стоимость товаров работ, услуг в договоре указывается с учетом НДС.

ПАО «ТГК-2» считает жалобу необоснованной, указывает, что Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает наличие различных налоговых режимов (в том числе, при которых применяющие их лица не являются плательщиками НДС), при этом законодательно не установлены обязательные правила, предписывающие заказчику уменьшить цену контракта на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающие заказчика сформулировать условия документации с НДС и без НДС (то есть разработать условия документации и сформировать цену контракта в зависимости от применённой системы налогообложения участника закупки). По мнению заказчика, указание в извещении сведений о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) без учета НДС позволяет обеспечить возможность сопоставления по критерию «цена» заявок участников, использующих разные режимы налогообложения.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

ПАО «ТГК-2» поясняет, что приведение ценовых предложений участников закупки к единому базису не нарушает положений действующего законодательства о закупках, а позволяет обеспечить единый порядок сравнения ценовых предложений участников. По мнению заказчика, такие требования документации применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что Закон о закупках не содержит норм, указывающих на возможность при осуществлении сопоставления ценовых предложений участников закупочной процедуры, применения единого налогового базиса оценки цены предложений участников, то есть сопоставление цен без учета НДС. Кроме того, ни налоговое законодательство, ни Закон о закупках не содержат положений, допускающих предоставление плательщикам НДС преимуществ при участии в закупках.

Согласно позиции ФАС России, обозначенной в письме от 22.08.2018
№ АД/66562/18, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков. Оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, осуществляется в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.

В соответствии с пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) (далее - Обзор судебной практики) принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, которые находятся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Так же в пункте 33 Обзора судебной практики Верховный Суд Российской Федерации указал: «учитывая, что в рассматриваемом случае при сопоставлении ценовых предложений участников запроса предложений с учетом НДС заказчиком были созданы условия, при которых заявке участника, не являющегося плательщиком НДС и предложившего наиболее низкую цену по сравнению с ценой участника, являющегося плательщиком НДС, был присвоен второй итоговый рейтинг и участник, предложивший лучшие условия оказания услуг, не стал победителем запроса предложений, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о нарушении заказчиком требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и выдал предписание об устранении допущенных нарушений».

Вместе с тем, в Определении Верховного Суда от 04.04.2022 № 304-ЭС22-2729 говорится, что при сопоставлении ценовых предложений участников запроса котировок без учета НДС заказчиком созданы условия, при которых участник закупки, не являющийся плательщиком НДС и предложивший наиболее низкую цену по сравнению с ценой участника, являющегося плательщиком НДС, может не стать победителем закупки в случае, если после исключения НДС из ценового предложения участника, находящегося на общей системе налогообложения, его ценовое предложение окажется меньше цены, предложенной участником, применяющим упрощенную систему налогообложения. Установленный заказчиком при проведении запроса котировок порядок оценки и сопоставления заявок участников, применяющих разные режимы налогообложения, свидетельствует о предоставлении преимуществ при участии в закупке участникам - плательщикам НДС, по сравнению с участниками - не плательщиками НДС.

Таким образом, действия заказчика, направленные на «очищение» цены, предложенной участником, использующим общую систему налогообложения от НДС, фактически приводят к уменьшению размера цены, предложенной участником закупки. Данное обстоятельство не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения. Следовательно, приведение Заказчиком ценовых предложений участников к единому налоговому базису фактически заставляет участников, находящихся на упрощенной системе налогообложения занижать свои предложения.

Таким образом, Заказчик нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, применяя дискриминационный подход к порядку оценки заявок путем приведения ценовых предложений участников Закупки к единому налоговому базису, создает неравные стартовые закупочные условия, ставит в значительное преимущественное положение участников закупки, применяющих общую систему налогообложения.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

 На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТИЛЬ ТОРГ» (вх. № 7781 от 14.07.2022) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ТГК-2» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку малоценного ИТ оборудования для нужд ПАО "ТГК-2" (изв. № 32211506184) обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ПАО «ТГК-2» предписание об отмене закупки № 32211506184.  

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

                            А.С. Шушкова

 

 

 

Члены Комиссии

 

                           А.М. Давыдова

 

 

 

 

 

                              Е.И. Иванова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны