Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу от 31 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП ГО г. Рыбинск «Теплоэнерго»

152930, Ярославская обл.,г. Рыбинск,

Юго-Западная промышленная зона, д. 3

ООО «УК «Центр»

152934, Ярославская обл., г. Рыбинск,

ул. Пушкина, д. 45/33

******

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03/08-18

16 января 2019 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 30 января 2019 года)

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Шушкова А.С.,

члены Комиссии – начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Антонова М.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Гробова В.С.,

рассмотрев дело № 07-03/08-18, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» (далее - МУП ГО г. Рыбинск «Теплоэнерго») ИНН 7610044403, ОГРН 1027601117170, юридический адрес: 152930, Ярославская обл., г. Рыбинск, территория Юго-Западная промышленная зона, д. 3, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в поставке ресурса ненадлежащего качества в адрес контрагента ООО «УК «Центр» в период с декабря 2017 года по март 2018 года.

установила:

В Ярославское УФАС России поступило заявление ***** (вх. №8533 от 24.05.2018) о нарушении МУП ГО г. Рыбинск «Теплоэнерго» антимонопольного законодательства (далее также - Предприятие).

Установлены следующие обстоятельства.

Подача горячего водоснабжения на многоквартирный дом по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Черкасова, д. 3, осуществляется от котельной, принадлежащей на праве собственности ПАО «ОДК-Сатурн» в муниципальные тепловые сети единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) на территории городского округа г.Рыбинск — МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» в соответствии с договором №6т/э от 05.12.2011.

МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» осуществляет горячее водоснабжение указанного многоквартирного дома. Регулировка температурного режима горячего водоснабжения осуществляется в насосной станции, обслуживаемой МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго».

Договор на теплоснабжение указанного многоквартирного дома между МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» и ООО «Управляющая компания «Центр» на момент рассмотрения настоящего дела не заключен.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, с долей на рынке более 50%.

Товарные границы рынка определяются потребностями заявителя, и определяются как поставка тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на горячее водоснабжение (ГВС).

В целях исследования географические границы товарного рынка сужены до границ присоединенных сетей, от которых осуществлено подключение объекта по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Черкасова, д. 3

Поскольку МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» является единственным продавцом на рассматриваемом локальном товарном рынке и снабжение коммунальным ресурсом (горячей водой) рассматриваемых объектов невозможно от иных теплоисточников (отсутствие закольцовки), то объем товарного рынка равен объему реализации теплоносителя МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» объекта, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Черкасова, д. 3

МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» является субъектом, занимающим доминирующее положение в границах присоединенной сети, с долей на рынке поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на горячее водоснабжение (ГВС) — 100%.

С 01.04.2017 жители указанного многоквартирного дома перешли на прямые расчеты с МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго».

В доме на период с 22.09.2017 по 01.10.2018 допущен в коммерческую эксплуатацию узел учета тепловой энергии.

Согласно отчетам о суточных параметрах теплоснабжения указанного дома при поставке тепловой энергии и теплоносителя для нужд горячего водоснабжения в период с декабря 2017 по март 2018 года зафиксирована температура тепловой энергии и теплоносителя более 750С.

В ООО «УК «Центр» обращения жителей многоквартирного дома о предоставлении горячего водоснабжения ненадлежащего качества за указанный период не поступали.

18.12.2017 ООО «УК «Центр» направило МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» письмо №362 от 18.12.2017 (вх.№9888 от 19.12.2018) с просьбой произвести регулировку температуры теплоносителя на горячее водоснабжение и отопление в отношении указанного многоквартирного дома и произвести перерасчет жителям оплаты за горячее водоснабжение и отопление.

18.12.2017 и 25.12.2017 МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» произведены контрольные замеры параметров теплоносителя в насосной станции в соответствии с указанным обращением.

Согласно акту контроля параметров качества теплоносителя от 19.12.2017 температура теплоносителя в подающем трубопроводе горячего водоснабжения на выходе из насосной составляет 70 С. Актом от 25.12.2017 зафиксирована температура теплоносителя в подающем трубопроводе горячего водоснабжения на выходе из насосной станции 73 С. По результатам замеров параметры приведены к нормативным.

22.01.2018 МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» письмом №01/450 сообщило, что параметры теплоносителя, подаваемого на дом №3 по ул.Черкасова соответствует норме.

04.04.2018 ООО «УК «Центр» направило МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» письмо №218 от 04.04.2018 (вх.№2748 от 09.04.2018) с просьбой произвести перерасчет за период с декабря 2017 по март 2018 включительно, ссылаясь на показания общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.

04.05.2018 МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» направило ООО «УК «Центр» ответ (исх.№82/3743 от 04.05.2018), при этом пояснив, что сверхнормативное потребление горячей воды не было предъявлено, по состоянию на 03.05.2018 насосная станция работает в штатном режиме.

Иных обращений от ООО «УК «Центр», жителей указанного многоквартирного дома в МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» не поступало.

Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

Согласно пункту 10 статьи 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» качество и безопасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19); на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (пункты 1 и 4 статьи 39).

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении № 1 к Правилам № 354.

Как следует из пункта 5 Приложения № 1 к Правилам № 354, одним из требований к качеству коммунальных услуг является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20) (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).

Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C.

В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

12.07.2011 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены Методические указания МУК 4.3.2900-11 «Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения» (далее - МУК 4.3.2900-11).

Настоящие методические указания устанавливают методику измерения температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения, применяемую при контроле (надзоре) выполнения требований СанПиН 2.1.4.2496-09* "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09) (пункт 1.3 МУК 4.3.2900-11).

Отбор проб с целью проведения исследований для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 в местах водоразбора (пункт 7.1).

При этом необходимо учитывать, что на основании части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — ФЗ «О теплоснабжении») и части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно пункту 21 Правил № 354 договоры горячего водоснабжения, водоотведения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида и, если не определено иное, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 104 Правил №354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

Согласно пункту 108 Правил №354 время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт проверки (пункт 109 Правил №354).

Таким образом, для установления факта предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества необходимо документально зафиксировать этот факт.

18.12.2017 ООО «УК «Центр» направило МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» письмо №362 от 18.12.2017 (вх.№9888 от 19.12.2018) с просьбой произвести регулировку температуры теплоносителя на горячее водоснабжение. Ссылки на проведение проверки качества поставляемой горячей воды на вводе в дом письмо не содержит.

В ответ на указанное письмо МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» вышло с проверкой на насосную станцию в установленные сроки — 18.12.2018.

В период с декабря 2017 по март 2018 года ООО «УК «Центр» с иными претензиями в МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» не обращалось.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Оценка наличия в действиях ресурсоснабжающей организации признаков нарушения антимонопольного законодательства зависит от установления реальной возможности обеспечить надлежащее качество коммунальной услуги горячего водоснабжения в связи с достаточной температурой горячей воды, подаваемой ресурсоснабжающей организацией.

В случае недостаточной температуры (температуры с завышенными параметрами) теплоносителя, подаваемого ресурсоснабжающей организацией, у управляющей компании отсутствует реальная возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества.

ООО «УК «Центр» не представило доказательств поставки МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» на указанный многоквартирный дом ресурса ненадлежащего качества - отсутствуют акты о проведении проверки качества как на вводе в дом, так и в точках водоразбора (в квартирах жителей многоквартирного дома). В качестве доказательства поставки ресурса ненадлежащего качества ООО «УК «Центр» указывает, что температура горячей воды на обратном трубопроводде также составляет больше 75 С, и таким образом в точках водоразбора также фиксируется температура ненадлежащего качества. Вместе с тем, как установлено актами обследования от 24.10.2018 и 31.10.2018 внутридомовая система не отрегулирована, происходит неравномерная циркуляция горячей воды, что является причиной завышения температуры на обратном трубопроводе.

В период с декабря 2017 по март 2018 года включительно обязанности МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» исполнило, проявило добросовестность, исходило из поведения, ожидаемого от любой ресурсоснабжающей организации.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Наступление негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов в отношении ООО «УК «Центр» в сфере предпринимательской деятельности не установлено.

Исходя из этого следует, что отсутствуют правовые основания для признания МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ярославской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии А.С.Шушкова

Члены Комиссии М.В.Антонова

В.С.Гробова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны