Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 7 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-193/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.03.2024                 г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 07.03.2024

 

Комиссия Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Колосова А.С.,

с участием:

от ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда – "..." (по доверенности),

"..."(лично) (до перерыва),

рассмотрев жалобу "..." (вх. № 2166-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда (извещение № 32413226740), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба "..." (вх. № 2166-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда (извещение № 32413226740).

Обжалуемые действия (бездействие): действия закупочной комиссии заказчика.

В жалобе Заявитель указывает, что не согласен с ранжированием предложений участников, поскольку имеется противоречие с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925.

Заявитель полагает, что согласно положениям пункта 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В связи с чем, приоритет, предусмотренный Постановлением № 925, предоставляется товарам стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), то есть товары этих стран в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравниваются к товарам российского происхождения.

В поданной "..." заявке содержатся производители из стран, входящих в ВТО:

 

№ п/п

Наименование товара

Страна происхождения

 

  1.  

Тарелка для первого блюда

Страна происхождения товара: Французская Республика.

  1.  

Тарелка для второго блюда

Страна происхождения товара: Французская Республика.

  1.  

Тарелка десертная

Страна происхождения товара: Французская Республика.

  1.  

Кружка

Страна происхождения товара: Объединенные Арабские Эмираты.

  1.  

Салатник

Страна происхождения товара: Французская Республика.

 

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения и документы, запрошенные уведомлением от 13.02.2024 № СО/1875/24.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

30.01.2024 г. Заказчик посредством электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ», а также в единой информационной системе опубликовал Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки посуды (далее – Извещение; Извещение о проведении запроса котировок).

В соответствии с пунктами 11-11.2 Извещения о проведении запроса котировок Заказчиком установлен приоритет товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 925).

Исходя из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Согласно п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 приоритет предоставляется в случаях, если:

1) Указание (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

2) Участник закупки несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке.

3) Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки, и она рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

4) Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в извещении запроса котировок, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения запроса котировок, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

5) Отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам производится на основании документов, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), удостоверяющих личность (для физических лиц).

6) Определение страны происхождения поставляемого товара производится на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.

7) При исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские. В этом случае качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанным в договоре.

Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 приоритет не предоставляется в случаях, если:

1) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

2) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения;

3) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения;

4) в заявке на участие в конкурсе, запросе котировок или запросе предложений содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения. При этом стоимость товаров российского происхождения составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров;

В соответствии с Протоколом подведения итогов № 240605505200047 от 09.02.2024 г. по окончании срока подачи заявок были поданы 4 заявки:

 

Все заявки были допущены до участия в закупочной процедуре. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок каждой заявку закупочной комиссией присвоен порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий договора.

 

ФАС России высказало позицию относительно применения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 (письмо ФАС России от 22.11.2019 № ИА/102692/19 «О направлении разъяснений порядка применения положений законодательства российской федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Письмо ФАС России), в частности приоритет должен применяться в равной степени к:

1) товарам российского происхождения и товарам иностранного происхождения государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза;

2) работам/услугам, выполняемым/оказываемым российскими лицами, и работам/услугам, выполняемым/оказываемым иностранными лицами государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза.

Приоритет в отношении товаров/работ/услуг иных стран не применяется.

Учитывая вышеизложенное, приоритет, установленный Постановлением Правительства N 925 применяется исключительно к товарам российского происхождения, к работам услугам оказываемым российскими лицами и к товарам иностранного происхождения государства, к работам/услугам, выполняемым/оказываемым иностранными лицами государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

На основании п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 ГАТТ генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года включает в себя положения Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947.

Пункт 1 статьи 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года, на которое ссылается Заявитель, устанавливает благоприятствующие условия товарам иностранного происхождения в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или налагаемых на международный перевод платежей за импорт или экспорт, и в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил и формальностей в связи с ввозом и вывозом товаров, а не при осуществлении заключения договора поставки товаров.

Между тем, в Постановлении Правительства N 925 однозначно указано, что приоритет предоставляется товарам российского происхождения при одновременном наличии предложений о поставке товаров иностранного происхождения. Приоритет предоставляется с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (в которое входит Генеральное соглашение 1947 года) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, которым определен перечень государств-членов ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия.

Данная позиция также изложена в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.04.2017 N ОГ-Д28-5261 и от 27.03.2017 N Д28и-1407.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что участниками запроса котировок была предложена посуда, странами происхождения которой являются Российская Федерация, Французская республика, Объединенные Арабские Эмираты, Заказчиком согласно Постановлению Правительства N 925 был представлен приоритет товару российского происхождения.

В связи с чем, действия Заказчика по предоставлению приоритета участникам закупки, предложения которых содержат условия о товарах российского происхождения, не нарушают требования Постановления Правительства N 925.

С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно применены положения Постановления Правительства N 925.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, представителем Заявителя в материалы дела не представлено.

Необходимо также отметить, что согласно позиции ФАС России, применение заказчиками норм Постановления Правительства N 925 является обязательным при проведении заказчиками закупок в соответствии с положениями Закона о закупках. Приоритет должен применяться в равной степени к товарам российского происхождения и товарам иностранного происхождения - государства, являющегося страной-участницей Евразийского экономического союза, а также к работам/услугам, выполняемым/оказываемым российскими лицами, и работам/услугам, выполняемым/оказываемым иностранными лицами государства, являющегося страной-участницей Евразийского экономического союза. Приоритет товаров/работ/услуг иных стран не применяется.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

признать жалобу ИП Никифорова В.А. (вх. № 2166-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда (извещение № 32413226740), необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                С.Н. Охинцева

 

Члены Комиссии:                                                                              Я.В. Хлынина

 

                                                                                                            А.С. Колосова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны