Определение №1257 определение от 10 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Сиверс»

 

ул. Республиканская, д. 3, к. 7,

г. Ярославль, 150003

 

ПАО «ВТБ Банк»

 

Дегтярный переулок, д. 11, лит. А,

г. Санкт-Петербург, 191144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 076/05/28-1330/2021

«10» марта 2022 г.                                                                                  г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления  Гудкевич Е. В.,

           члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., рассмотрев дело № 076/05/28-1330/2021, возбужденное  по признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006            № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе», Закон) по факту распространения рекламы ПАО «ВТБ Банка» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей ПАО «ВТБ Банка» и ООО «Сиверс», привлеченных к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по доверенности             , а также директора по рекламе ,

УСТАНОВИЛА:

 

            В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

03.03.2022 г. в соответствии с пунктом 37 Правил в  рассмотрении дела                            № 076/05/28-1330/2021 объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 10.03.2022 г.

10.03.2022 г. в 11 часов 00 минут рассмотрение дела № 076/05/28-1330/2021 продолжено.

Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора выявлен факт распространения информации следующего содержания: «Клиенты банка ВТБ в регионах ЦФО за 11 месяцев года оформили 29 400 ипотечных сделок на 63, 5 млд рублей. Это на 15 % больше результата того же периода прошлого года. Продолжает сохранять популярность программа ипотеки с господдержкой. В этом году на ее долю приходится треть от продаж. А сумма, выданная за 11 месяцев, достигла почти 22 млрд рублей. Выдача ипотеки по госпрограмме для семей с детьми составила 4, 5 млрд рублей. По обновленным условиям этой программы этой услугой могут воспользоваться пары даже с 1 ребенком, родившимся после 01 января 2018 года. Напомню, что в сентябре ВТБ улучшил условия по этим видам ипотеки, снизил процентные ставки» 09 декабря 2021 г. в 19.30, 10 декабря 2021 г. в 7.30 на радио «Комсомольская правда. Ярославль».

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 28, части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ПАО «ВТБ Банка» и ООО «Сиверс».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Поскольку в рассматриваемой рекламе не указано наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредитов, то, в данном случае усматривались признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку в рассматриваемой рекламе указано «в сентябре ВТБ улучшил условия по этим видам ипотеки, снизил процентные ставки» и не указано, что ставка снижена только по виду ипотеки «Детская» до 4, 7 % и только при условии оформления через цифровые сервисы и цифровые каналы, что является существенной информацией для потребителя, то в данном случае усматривались признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Представители ПАО «ВТБ Банка» и ООО «Сиверс» пояснили, что не считают рассматриваемую информацию рекламной.

Кроме того, представитель ПАО «ВТБ Банка» сообщил, что данная организация не заказывала размещение рассматриваемой информации, в связи с чем, документы на распространение рассматриваемой информации отсутствуют.

Также представителем ПАО «ВТБ Банка» представлены сведения об изменении процентной ставки по ипотеке, согласно которым Комиссией установлено, что с 24.09.2021 г. ПАО «ВТБ Банк» снижена ставка по виду ипотеки «Детская» до 4, 7 % только при условии оформления через цифровые сервисы и цифровые каналы.

Представитель ООО «Сиверс» также пояснила, договоры на распространение рассматриваемой информации не заключались ни с кем, в связи с чем отсутствуют. Данная информация является новостью, подготовка которой была обусловлена тем, что вопросы кредитования актуальны для населения, программа господдержки разработана, принята и реализуется Правительством РФ в интересах граждан России, а не отдельных банков, в связи с этим осуществлялось информирование о данной государственной программе. В материале нет условий предоставления ипотеки, есть только статистика по динамике этого направления. Сравнений с другими банками нет и указаний на преимущества ПАО «ВТБ Банка» тоже. В новостях СМИ всегда старается указать источник информации, поэтому и в данном случае он указан. Аналогичная новость размещалась во многих других СМИ.

Рассмотрев материалы дела, представленные документы и пояснения                  ПАО «ВТБ Банка» и ООО «Сиверс», Комиссия пришла к следующим выводам.

          Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006           № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

             Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

              Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

             В пункте 15 информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» разъяснено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Комиссия на основании материалов дела, с учетом всех изложенных сторонами обстоятельств, делает вывод о том, что в данном случае аудиосюжет представляет собой адресованное населению информационное сообщение о программе ипотеки с государственной поддержкой, что соответствует тематической концепции новостной программы радио «Комсомольская правда. Ярославль».

Доказательств, свидетельствующих о распространении данного аудиоосюжета в рекламных целях, при рассмотрении дела не установлено. Такой признак как «направленность на привлечение внимания», указанный в определении рекламы  не является в настоящем случае определяющим при определении характера спорной информации, поскольку данный признак имеет отношение и к новостям в принципе, целью которых является, в том числе, привлечение внимания читателей к новостям.

В данном аудиосюжете не содержится призывов к оформлению ипотеки, адресов, телефонов банка, конкретных сведений об условиях предоставления ипотеки.

          Для отнесения информации к рекламе все признаки рекламы, указанные в части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», должны присутствовать в совокупности.

          В настоящем случае спорный информационный аудиосюжет не содержит всех необходимых законодательных признаков рекламы, в частности, строго заданной цели – продвижения конкретного товара на товарном рынке.

         Таким образом, рассматриваемый информационный аудиосюжет не подпадает под законодательное определение рекламы и, следовательно, не должен оцениваться на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.  

На основании изложенного, а также имеющихся в деле документов и доказательств Комиссией установлено неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 076/05/28-1330/2021 прекратить.

 

Председатель Комиссии                          _________________ Е. В. Гудкевич

 

Члены Комиссии                                      _________________ С.Д. Солодяшкина

 

                                                      _________________А. О. Артамонов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны