Решение б/н Решение по рассмотрению дела № 13 от 4 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
г. Чита

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено  28 октября 2014 года.

Председатель Комиссии – руководитель управления;
Члены Комиссии:
начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков;
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

рассмотрев дело № 13  в отношении ОАО «Водоканал – Чита»  (672010, г. Чита, ул. Забайкальского рабочего, д. 63), по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135–ФЗ «О защите конкуренции».

                                               УСТАНОВИЛА:

 В Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина Колкутина И.А. на действия ОАО «Водоканал - Чита».
             В заявлении указано, что 20.06.2014 Колкутин И.А. заключил с ОАО «Водоканал –Чита» (ресурсоснабжающая организация) прямой договор № 5701 на отпуск питьевой воды  и прием сточных вод по адресу: г. Чита, ул. Автогенная, д.2 (далее - нежилое помещение).
           20.01.2014 инспектором ОАО «Водоканал Чита» был составлен Акт об отсутствии двух пломб – на водомерах горячей и холодной воды в данном помещении, ранее опломбированных надлежащим образом.
          06.02.2014 ОАО «Водоканал Чита» сообщило Колкутину И.А., что согласно части 5  статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных' вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Также статья 31 данного закона устанавливает регулируемые виды деятельности и тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, к которым относятся:
          1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение;
          2) тариф на техническую воду;
          3) тариф на транспортировку воды и сточных вод;
          4) тариф на подвоз воды.
          Исходя из того, что тариф на повторную опломбировку при нарушении пломбы не относится к регулируемым, ОАО «Водоканал-Чита» самостоятельно устанавливает размер платы за проведение данных работ, в связи  с чем, Колкутину И.А.был выставлен счет № 195 от 18.02.2014 на оплату услуги по опломбированию приборов учеты воды при самовольном нарушении целостности пломб в размере 3 350,00 руб (нежилое помещение) за 2 пломбы.
          На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 44 Закона о защите  конкуренции, пунктом 3.42 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ (утв. приказом ФАС от 25.05.2012 № 339) Забайкальским УФАС России было возбуждено дело № 13 в отношении ОАО «Водоканал – Чита», по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135–ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось во включении в размер платы за услуги по опломбированию приборов учеты воды при самовольном нарушении целостности пломб в размере 3 350,00 рублей  необоснованных затрат, что привело к увеличению цены для потребителя, не имеющего в условиях доминирования ОАО «Водоканал – Чита» на рынке водоснабжения и водоотведения на территории г.Чита выбора иного лица, оказывающего данные услуги.
            ОАО «Водоканал –Чита» в письменных пояснениях указало, что в настоящее время стоимость работ по опломбированию одного водомерного счетчика в нежилом помещении при самовольном нарушении целостности пломбы составляет 1 675,00 рублей, которая складывается из следующих показателей:
        1.Основная заработная плата исполнителей рассчитана исходя из установленного  оклада исполнителей в соответствии со штатным расписанием предприятия. Основная заработная плата = (8 769 * 8 + 8 769 * 4 * 1,08) / 12 / 164,25* 1,14 * 1,7 * 1,5 * 1,91 =304,1р.
              В целях безопасности, недопущения коррупции, а также учитывая неприветливое, а порой агрессивное отношение со стороны абонентов, выезд для опломбирования осуществляется старшим техническим инспектором и техническим инспектором, либо двумя техническими инспекторами. Для должности технического инспектора штатным расписанием установлен оклад в размере 8 769 рублей. Расчет стоимости оказываемой услуги произведен на календарный год. В 2014 году планируется повышение заработной платы в сентябре на 8 %, поэтому за 8 месяцев расчет произведен исходя из оклада в размере 8 769 рублей, за 4 месяца исходя из размера оклада 9 471 рублей.
             Далее сумма годового заработка делится на 12 месяцев и на среднее количество часов в месяц.  Среднее количество часов в месяц = 1 971/12=164,25, где 1971 – норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе в 2014 году.
          Далее заработная плата увеличивается на размер доплаты за напряженные условия  труда в размере 14 %, премии - 70%, районного коэффициента - 20%, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним - 30%.
            Затем исчисленный часовой заработок умножается на количество времени, потраченного для проведения работ по опломбированию. В связи с тем, что зона обслуживания ОАО «Водоканал-Чита» включает абонентов, находящихся на территории от поселка Антипиха до поселка КСК, время для проезда к месту проведения работ и обратно рассчитано по средней величине. Время на проведение опломбировки включает время на:
       -согласование времени посещения инспекторами абонента- 4 мин.;
       -выезд на место проведения работ по опломбированию -12 мин.;
         -запись показаний счетчика воды - 6 мин.
         -на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве;
          -составление акта с представителями абонента и предприятия ВКХ    18 мин;
          -пломбировку - 6 мин;
          -возвращение работников на рабочее место - 12 мин.
 -занесение информации в базу данных -2,5 мин.
   Общее время на проведение работ по опломбированию составляет  1,91 чел.- часов.         
        Дополнительная заработная плата включает в себя доплаты за работу в выходные  и  праздничные дни, оплату очередного отпуска, учебного отпуска, персональных надбавок.   
        На предприятии дополнительная заработная плата на 2014 год для работников службы по установке и эксплуатации приборов учета воды составляет 30,9 %.    
  1. Страховые взносы определены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009  № 212 - ФЗ в размере 30,3 %.
  2. Стоимость материалов включает стоимость пломбы Твист-М в размере 3,56 рубля без НДС.
  3.  Накладные расходы по предприятию на 2014 год приняты в размере 109,1%.
  4.  Рентабельность принята в размере 30 %.
  5.  НДС на проведение работ - 18 % в соответствии с Налоговым кодексом РФ.        
№ п/п    Статьи затрат    Сумма, руб.
1    Заработная плата исполнителей, в том числе:    398,07
    - основная    304,10
    - дополнительная    93,97
2    Страховые взносы (30,3%)    120,61
    Итого    518,68
3    Материалы:    3,56
    Пломба (Твист-М)    3,56
    Итого    522,24
4    Накладные расходы    569,68
    Итого    1091,92
5    Рентабельность    327,57
    Всего    1419,49
6    НДС (18,0%)    255,51
    Всего с НДС    1675,00

          Кроме того, ОАО «Водоканал Чита» пояснило, что в адрес Колкутина И.А. был направлен проект на опломбировку приборов учета при самовольном нарушении целостности пломбы, который остался не подписанным в связи с тем, что Колкутин И.А. не был согласен со стоимостью услуг.
           В настоящее время приборы воды, установленные в помещении по адресу: г.Чита, ул.  Автогенная, д. 2 опломбированы. (Акт осмотра водомерного узла от 26.02.2014)
           Таким образом, в сумму 1 675 рублей включены затраты оплачиваемого времени  для проезда к месту проведения работ и обратно для установки одной пломбы.
         При установке двух и более пломб на одном объекте сумма затрат, включенных в стоимость работ, необоснованно увеличивается на размер оплачиваемого времени (24 мин.) для проезда к месту выполнения работ по опломбированию приборов учета воды и обратно (счет № 195 от 18.02.2014). Данное время составляет значительную часть общего времени затраченного на повторную опломбировку приборов учета воды.
        На заседание Комиссии Забайкальского УФАС России по делу № 13 ОАО «Водоканал Чита» была представлена пояснительная записка по расчету затрат на первичную опломбировку приборов учета из общих затрат, предоставляемых вышеуказанной организацией в Региональную службу по тарифам Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) для установления тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения на 2014 год.
         РСТ Забайкальского края сообщило в Забайкальское УФАС России что, согласно учетной    политике    ОАО    «Водоканал-Чита» общехозяйственные расходы, понесенные за отчетный период, относятся на себестоимость услуг пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании услуг. В представленной предприятием калькуляции сумма общехозяйственных расходов определена пропорционально сумме фонда оплаты труда основного персонала и отчислений на страховые взносы.
          Каких-либо существенных нарушений  РСТ Забайкальского края в представленной калькуляции не выявлено.
         В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
          В силу вышеизложенного выполнять работы  по опломбировке приборов учета, установленных в  нежилых помещениях, при самовольном нарушении целостности пломбы  могут только ресурсоснабжающие организации, сети которых имеют непосредственное присоединение к сетям потребителей.
         На территории города Чита в границах своей присоединенной сети выполнять работы по  опломбировке приборов учета, установленных в  нежилых помещениях, при самовольном нарушении целостности пломбы  может только ОАО «Водоканал Чита».
       Единственным хозяйствующим субъектом, действующим на товарном рынке,  является ОАО «Водоканал-Чита».
         Его доля по выполнению работ  по опломбировке приборов учета, установленных в  нежилых помещениях, при самовольном нарушении целостности пломбы  в 2013 году и в январе, феврале 2014 года составляет 100 процентов.   
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, ОАО «Водоканал Чита» занимает доминирующее положение на  рынке по выполнению работ  по опломбировке приборов учета, установленных в  нежилых помещениях, при самовольном нарушении целостности пломбы, установленных у потребителей данной  услуги, сети которых имеют непосредственное присоединение к сетям ОАО «Водоканал-Чита».
             Частью 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
        В данном случае нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Водоканал-Чита» выразилось необоснованном увеличении затрат, включенных в стоимость работ  при повторном опломбировании приборов учета (двух и более) на размер оплачиваемого времени для проезда персонала к месту выполнения работ и обратно, что привело к увеличению цены для потребителя, не имеющего в условиях доминирования ОАО «Водоканал – Чита» на рынке по выполнению работ  по опломбировке приборов учета, установленных в нежилых помещениях, при самовольном нарушении целостности пломбы, на территории города Чита в границах своей присоединенной сети, выбора иного лица, оказывающего данные услуги.
        На основании изложенного, руководствуясь, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 49 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

      1. Признать ОАО «Водоканал-Чита» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
     2. Выдать ОАО «Водоканал-Чита» предписание о  недопущении действий, которые могут привести к  нарушению антимонопольного законодательства.
     3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
         Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Председатель Комиссии                                
Члены Комиссии:    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны