Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы на действия Министерства терр... от 12 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

при участии:

ИП З.;

представителя Министерства  территориального развития Забайкальского края, по доверенности №02/15420  от 19.12.2016);

представителя Министерства  территориального развития Забайкальского края, по доверенности №02-б/н  от 22.09.2017),

рассмотрев жалобу ИП З. на действия Министерства территориального развития при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

29 сентября 2017 года в адрес Забайкальского УФАС России,  поступила  жалоба ИП З. (далее - Заявитель) на действия Министерства территориального развития Забайкальского края (далее - Организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Рассмотрение жалобы  было назначено на 10 октября 2017 года на 10 часов 00 минут.

В соответствие с жалобой ИП З. (далее – Заявитель), Министерством территориального развития Забайкальского края на сайте было размещено Распоряжение № 217-р от 04.07.2017 года «Об утверждении конкурсной документации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Забайкальского края».

Согласно требованиям конкурсной документации Заявителем были подготовлены и отправлены в установленные сроки конкурсные заявки на участие в конкурсе. Однако, согласно протоколу № 2 от 14.09.2017 г., размещенному на сайте Министерства территориального развития, конкурсная комиссия отклонила  конкурсную заявку ИП З. по следующим причинам:

- несоответствие требованиям пункта 5.1 конкурсной документации, т.е. в представленных заявках опись документов не прошита и не пронумерована;

-копии документов не заверены печатью участника открытого конкурса.

Заявитель считает, что опись конкурсной заявки не является документом, по которому производится начисление баллов, следовательно, отклонение его заявки и исключение из участия в конкурсе не соответствует целям проведения  конкурса.

Заявитель также считает, что конкурсная документация не содержит требования заверять каждый  документ отдельно, т.е. заверять каждую копию отдельно. Документы Заявителя были прошиты, пронумерованы и скреплены подписью и печатью. ИП З. считает, что комиссия необоснованно отклонила его заявку, сославшись на ненадлежащее заверение представленных копий документов.

ИП З. считает, что утвержденная шкала для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе дает преимущество участникам с большим стажем работы по осуществлению перевозок, тем самым ограничивается выход на рынок пассажирских перевозок других  предпринимателей.

Кроме того, Заявитель считает, что в соответствии с протоколом №3 оценки и сопоставления заявок, конкурсная комиссия оценивала характеристики транспортных средств (пониженный уровень пола салона транспортного средства, оборудование для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения; наличие багажных отделений и др.), одновременное сочетание которых невозможно с технической точки зрения в транспортных средствах, заявленных участниками на конкурс.

Заявитель просит провести проверку проведенного открытого конкурса и рассмотреть действия Организатора торгов на предмет соответствия требованиям статьи 15, 17 Закона о защите конкуренции.

Организатором торгов на заседание Комиссии представлены письменные возражения на жалобу, из которых следует.

Заявки ИП З. были отклонены в соответствии с подпунктом 3 пункта 9.3. конкурсной документации, как не соответствующие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Согласно пункту 5.1. конкурсной документации заявка с прилагаемыми к ней документами должны быть прошиты; в соответствии с пунктом 5.3. опись документов входит в перечень документов, прилагаемых к заявке (п.5.3.1.).

То есть, заявка и все прилагаемые к ней документы, в том числе, опись, должны быть сброшюрованы в единый прошитый документ.

Данное требование ИП З. исполнено не было, что заявитель не отрицает в своей жалобе.

Согласно конкурсной документации (пункт 5.2.) копии документов, прилагаемых к заявке, должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) Участника либо его представителя. В нарушение данного требования в заявке ИП З. копии документов не заверены печатью. При этом наличие печати ИП установлено другими документами заявки.

Конкурсной документацией помимо требований к участникам конкурса, установлены требования к заявке (пункт 5 конкурсной документации), которые заявителем соблюдены не были.

Каких либо исключений, предоставляющих заявителям право не соблюдать установленные требования к заявкам, в том числе по причине того, что данные нарушения являются формальными, и не могут повлиять на возможность оценки документов, конкурсной документацией не установлено.

В связи с несоблюдением при подаче заявки ИП З. установленных требований к заявке, оснований для допуска такой заявки к участию в конкурсе у комиссии не имелось.

По факту установления критерия оценки конкурсных заявок «стаж работы перевозчика» Организатор торгов поясняет, что критерии оценки установлены постановлением Правительства Забайкальского края №118 от 01.04.2016 (далее – Постановление №118) и в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №220). Конкурсная документация разработана в соответствии со шкалой для оценки критериев и сопоставления заявок, утвержденной Постановлением №118.

В связи с тем, что требования конкурсной документации, не являются взаимоисключающими, распространяются на всех потенциальных участников в равной степени, порядок оценки, был применен ко всем участникам и распространялся на всех участников закупки, в равной степени, следовательно, конкурсной комиссией не нарушены права и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и не допущено ограничений конкуренции.

Оценка характеристик транспортных средств осуществлялась комиссией на основании представленных документов.

По факту отсутствия в составе конкурсной документации проекта контракта Организатор торгов поясняет, что проведенный открытый конкурс не подлежит регулированию нормами Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который содержит требование о приложении проекта контракта.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия установила следующее.

04 июля 2017 года на сайте Министерства территориального развития Забайкальского края: Мр://минтер.забайкальскийкрай.рф в разделе «транспорт/конкурсы» (далее -официальный сайт) размещено Извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Организатором конкурса является Министерство территориального развития Забайкальского края.

Предметом открытого конкурса является: право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, указанных в приложении №1 к конкурсной документации.

Распоряжением № 217-р от 04.07.2017 года утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Забайкальского края.

07 августа 2017 года ИП З. (ИНН) были поданы заявки на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по маршрутам: «Чита-Нерчинск (Холбон)», «Чита-Калга», «Чита-Сретенск», «Чита-Нерчинск (Знаменка)», «Чита-Золотореченск». Заявка на маршрут «Чита-Урульга» подана 11.08.2017.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе №2 от 14 сентября 2017 года, к участию в конкурсе было допущено 20 заявок, 28 заявок конкурсная комиссия отклонила, в том числе, 6 заявок ИП З.

Конкурсная комиссия, в соответствии с подпунктом 3 пункта 9.3. Конкурсной документации, приняла решение об отказе в допуске в открытый конкурс ИП З., в связи с тем, что в поданных заявках опись документов не прошита с заявкой и прилагаемыми  к ним документами; а также в связи с тем, что копии документов не заверены печатью участника открытого конкурса (при этом наличие печати у индивидуального предпринимателя установлено в других прилагаемых к заявке документах).

Комиссией по рассмотрению жалобы №17 обозревались оригиналы заявок, представленных ИП З. Организатору торгов. Комиссия установила, что по шести поданным заявкам:

- описи документов были представлены Заявителем конкурсной комиссии отдельными листами и не были сшиты вместе с заявками и остальными документами;

- копии документов, представленных в составе заявок заверены подписью ИП З., но не заверены печатью.

Наличие печати у ИП З. установлено: представленные заявки и опись документов заверены круглой печатью Заявителя.

Требования к оформлению заявки участника конкурса содержатся в разделе 5 конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 5.1 конкурсной документации, заявка с прилагаемыми к ней документами должны быть оформлены на русском языке, прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии), заверены подписью Участника либо уполномоченного им лица (при наличии управомочивающего документа). Обязательно указывается должность подписавшего и расшифровка его подписи. Использование факсимиле недопустимо.

Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявке содержится в пункте 5.3. конкурсной документации.

Пункт 5.2. конкурсной документации устанавливает, что документы, прилагаемые к Заявке, указанные в пункте 5.3. настоящей конкурсной документации, должны быть поименованы в описи документов (приложение № 3 настоящей конкурной документации). Копии документов должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) Участника либо его представителя.

В соответствии с пунктом 5.3.1. конкурсной документации, опись документов, представляемых для участия в открытом конкурсе, входит в исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке. Таким образом, заявка и приложенные к ней документы, в состав которых входит опись, должны быть сшиты в один том.

В соответствии с пунктом 3.26 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации», утвержденного постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 №65-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют:

- заверительную надпись «Верно»;

- должность лица, заверившего копию;

- личную подпись;

- расшифровку подписи (инициалы, фамилию);

- дату заверения.

Кроме того, допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации. Приведенные выше положения ГОСТа Р 6.30-2003 носят рекомендательный характер, однако, повсеместно используются при заверении документов. Аналогичные требования к заверению документов включены и в конкурсную документацию, раздел номер <...> .

Таким образом, Комиссия приход к выводу о том, что заявка, поданная ИП З., не соответствует требованиям пунктам 5.1., 5.2. конкурсной документации, поскольку описи документов не были прошиты вместе с заявками и иными документами, а также, копии документов, представленных в составе заявок не заверены печатью ИП З., при этом, наличие печати у индивидуального предпринимателя установлено.

Доводы Заявителя о том, что положения пункта 5.2. конкурсной документации, на основании которого, «копии документов должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) Участника либо его представителя» подлежат двоякому толкованию, Комиссией отклоняются, так как в соответствии с пунктом 7.1. конкурсной документации, любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме Организатору запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

Основанием для отказа к участию в Открытом конкурсе является, в том числе, несоответствие Заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным конкурсной документацией (подпункт 3 пункта 9.3. конкурсной документации).

Комиссия приходит к выводу о правомерности отклонения Организатором торгов заявок ИП З. на основании подпункта 3 пункта 9.3. конкурсной документации.

Доводы Заявителя о том, что действия конкурсной комиссии по отклонению его заявок на основании установленных требований конкурсной документации, содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите – создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, Комиссией не принимаются, поскольку требования к оформлению заявок, установленные конкурсной документацией, были одинаково применены и к другим участникам, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок №2 от 14.09.2017.

Доводы Заявителя о том, что  шкала для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе дает преимущество участникам с большим стажем работы на перевозках и ограничивает выход на рынок пассажирских перевозок других  предпринимателей, Комиссия отклоняет в связи со следующим.

ФЗ №220 устанавливает, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется, в том числе, по критерию «опыт осуществления регулярных перевозок...» (пункт 2 части 3 статьи 24).

Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 статьи 24 ФЗ №220, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий (часть 4 статьи 24).

Постановлением №118 утверждена шкала для оценки критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Данная шкала содержит, в том числе, критерий «опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами». Конкурсная документация разработана в соответствии с данной шкалой.

Согласно пункту 10.1. конкурсной документации «оценка и сопоставление Заявок осуществляется конкурсной комиссией в соответствии со Шкалой для оценки критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденной Постановлением № 118.

Критерий «опыт осуществления перевозок» применялся для оценки заявок конкурсантов на основании и в соответствии с положениями ФЗ №220, Постановления №118 и конкурсной документации.

Таким образом, Заявитель, подав заявку на участие в конкурсе, согласился с положениями конкурсной документации, в том числе, с установленным порядком оценки и сопоставления заявок.

Доводы Заявителя о том, что в соответствии с протоколом №3 оценки и сопоставления заявок конкурсная комиссия присваивала баллы за технические характеристики несуществующих модификаций автобусов среднего класса (пониженный уровень пола салона транспортного средства, оборудования для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения; наличие багажных отделений и др.), Комиссия отклоняет.

Характеристики транспортных средств, влияющие на качество пассажирских перевозок оценивались конкурсной комиссией в соответствии со шкалой для оценки критериев, утвержденной Постановлением №118:

- наличие в салоне транспортного средства системы кондиционирования воздуха;

- пониженный уровень пола салона транспортного средства;

- оборудование для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения;

- наличие механизма регулировки наклона спинки на всех пассажирских сидениях автобуса;

- наличие багажных отделений, предусмотренных заводом-изготовителем.

Указанные критерии не являются условием допуска участников в открытый конкурс, они являются критериями оценки заявок, способом определения победителя, который может предложить наиболее лучшие условия. Комиссия установила, что при оценке заявок ко всем участникам были применены указанные критерии и в случае, если транспортные средства участника обладали указанными в шкале характеристиками, им присваивались баллы.

В качестве подтверждения наличия указанных выше характеристик транспортных средств участники конкурса прилагали в составе заявок соответствующие документы (спецификации, приложения к договорам поставки транспортных средств, фотографии и др.), которые и были предметом оценки конкурсной комиссии.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что требования конкурсной документации не являются взаимоисключающими и одинаково распространяются на всех потенциальных участников, конкурсная комиссия применила порядок оценки ко всем участникам открытого конкурса в равной степени, конкурсная документация соответствует требованиям Закона № 220-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя З. на действия Министерства территориального развития при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                            

Члены Комиссии:  

Связанные организации

Связанные организации не указаны