Уведомление №02-05-1933/2018 Уведомление о поступлении жалобы Союза «Забайкальская Торгов... от 24 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

21 мая 2018 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба Союза «Забайкальская Торгово-Промышленная палата» (далее – Заявитель) на действия Комитета градостроительной политики администрация городского округа «Город Чита» (далее – Организатор торгов).

Из содержания жалобы Заявителя следует:

В соответствии со статьей 3 Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 (редакции от 30.12.2015) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-промышленные палаты принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства. Пунктом в статье 12 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 предусмотрено право торгово-промышленных палат представлять законные интересы своих членов и принимать меры по их защите в государственных, муниципальных и иных органах.

Согласно конкурсной документации пунктом 2.1 «Предметом конкурса является приобретение права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций размещаемых на земельных участках находящихся в собственности городского округа «Город Чита» в определенных местах размещения рекламных конструкций (Далее - Договоры).

В соответствии с частью 4 статьей 447 Гражданским кодексом РФ установлено, что «Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Как следует из части 2 статьи 448 Гражданским кодексом РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Информация о проведение торгов, включая публичные, подлежат размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, адрес официального сайта – www.torgi.gov.ru утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 (редакции от 20.10.2017) «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационной  сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты…».

Заявитель обращает внимание на то, что извещение о проведении торгов в виде конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, находящихся в собственности городского округа «Город Чита» на указанном сайте, не размещалась. Между тем, специальный раздел сайта «Размещение рекламных конструкций» содержит информацию о торгах данного вида, размещенную организаторами.

Согласно пункту 5.1 статья 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 (редакции от 31.12.2017) «О рекламе» «Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченного ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а так же на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после  утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах».

В письме ФАС России от 07.12.2017 № АК/85673/17 «О торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» указано, что «по мнению ФАС России, в случае осуществления подготовки к проведению торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и размещения  извещения о проведении торгов на местах, в отношении которых действуют договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и выданы соответствующие разрешения (с целью непосредственно проведения торгов по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции), организатор торгов в извещении о проведении торгов должен указать информацию о наличии таких  договоров и разрешений как о существующих обременениях данного имущества в соответствии с пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерациию».

Поскольку извещение на официальном сайте не было размещено, информация о наличии обременений в имеющемся извещении не указана, заявитель считает, что объявленные торги проводятся с нарушением действующего законодательства.

В соответствии со сложившейся судебной практикой, в отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться исходя из положений статей 447-449 ГК РФ, статьи 19 Закона о рекламе, статей 15-17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", следовательно, размещение извещения о проведении торгов на сайте www.torgi.gov.ru является обязательным для организатора торгов.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (редакции от 23.04.2018) "О защите конкуренции" 1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

Заявитель считает, что отсутствие извещения о проведении торгов на специальном сайте привели к ограничению конкуренции, поскольку информация о торгах стала известна широкому кругу предпринимателей только к моменту завершения конкурса, а подготовка проектных предложений требует значительное количество времени (архитектурно-технический критерий, критерий благоустройства прилегающей территории).

Как следует из конкурсной документации, установлен финансовый критерий оценки предложений участников, который значительно ограничивает конкурентные возможности субъектов малого предпринимательства, например (единовременный авансовый платёж в размере 1,499 размеров годовой платы оценивается в 1 балл, а единовременный авансовый платёж в размере 1,5 размеров годовой платы оценивается в 2 балла). При этом согласно пункту 10.5. Конкурсной документации «На основании результатов оценки и сопоставления заявок Конкурсная комиссия рассчитывает итоговый балл по каждой заявке на участие в Конкурсе путём суммирования баллов выставленных присутствующими членами Конкурсной комиссии по каждому критерию и присваивает каждой заявке на участие в Конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения итогового балла».

Ссылка на схему размещения рекламных конструкций, размещенная в конкурсной документации, направляет на устаревший акт 2014 года, что также является ограничением конкуренции.

В соответствии с Приложением 2 к извещению размер лота установлен в 25 - 26 мест размещения рекламных конструкций, с размером годовой платы средней стоимостью 300 000 рублей. Такое количество рекламных конструкций могут позволить только компании, имеющие преимущественное положение на рынке наружной рекламы, что является ограничением конкуренции. Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 6 апреля 2018 года №105 «Об утверждении положения о порядке проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций...» пунктом 1.3. предусмотрено право организатора конкурса объединять в лоты рекламные конструкции. Прямого законодательного запрета на объединение в лоты не установлено. Однако, такая диспозитивность норм не исключает того, что при формировании условий конкурса (аукциона) заказчик должен строго следовать целям проведения торгов, эффективно использовать государственную (муниципальную собственность), не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Подобное объединение лотов должно быть произведено таким образом, чтобы не была ограничена конкуренция по доступу на рынок услуг по распространению рекламы. Так, в судебной практике сложилась следующая позиция (в деле А63-9258/2014): «Суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что в рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лотов заключается в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждое рекламное место привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в четырех лотах по мнению заявителя рекламных мест в разных концах города и выделение отдельных рекламных мест в единичный лот ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в рекламных местах с определенным местом расположения и характеристиками. Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке строительно-инвестиционной деятельности и приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ)».

Целями проведения торгов на установку рекламных конструкций является: предоставление равных возможностей хозяйствующим субъектам участия в торгах, развития между ними добросовестной конкуренции; соблюдение требований законодательства о конкуренции и рекламе; обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.

На основании изложенного, заявитель просит провести проверку законности действий организатора торгов на предмет нарушений части 1 статьи 15, части .1,2 статьи  17 ФЗ РФ № 135-ФЗ, выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов и аннулировании торгов.

Рассмотрение жалобы назначено на 4 июня 2018 года в 14 часов 30 минут.

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ«О защите конкуренции» организатор торгов, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в аукционную документацию, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, протоколы рассмотрения заявок на участие в торгах, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в торгах, приказ о создании аукционной комиссии, аудио запись и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.(при наличии)

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу (в том числе заключение договора).

До рассмотрения жалобы по существу, в соответствии с частью  19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Организатору торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, о том, что Организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Адрес сайта антимонопольного органа, на котором размещена информация о поступлении жалобы: zab.fas.gov.ru.

За непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) в антимонопольный орган физические, юридические и должностные лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны