Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении ПАО "ТГК-14" о нару... от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя Забайкальского УФАС России;
Члены Комиссии:
начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
при участии:
представителя ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х.Кандинского» по доверенности;
представителя ПАО «ТГК № 14» по доверенности;
представителя  ПАО «ТГК № 14» по доверенности,
рассмотрев дело № 21 в отношении ПАО «ТГК № 14» (Профсоюзная ул., д. 23, г. Чита, Забайкальский край, 672000) по признакам нарушения пункта 4  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в прекращении подачи тепловой энергии на объект ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х.Кандинского»,
УСТАНОВИЛА:

20 мая 2015 года в Забайкальское УФАС России поступило заявление Прокуратуры Черновского района г.Читы, указывающее на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ПАО «ТГК №14» (далее – теплоснабжающая организация), выразившееся в прекращении поставки тепловой энергии на объекты ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х.Кандинского».
Между ОАО «ТГК №14» и ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х.Кандинского» заключен государственный контракт на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде № 02003388 от 30.12.2013.
06.02.2015 ПАО «ТГК №14», в связи с имеющейся задолженностью по представлению услуг по горячему водоснабжению и отоплению, была прекращена подача теплоснабжения в ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х.Кандинского».
В ходе прокурорской проверки установлено, что ПАО «ТГК №14» допущено нарушение процедуры введения ограничения 26.01.2015 и прекращена поставка тепловой энергии 06.02.2015.
Согласно уведомлению об ограничении режима потребления тепловой энергии от 23.01.2015 № ВГ-160, задолженность, подлежащая уплате на 23.01.2015, составляет 2100045,15 рублей, за декабрь 2014 года – 250315,05 рублей. Оставшаяся сумма является задолженностью за январь 2015 года, которая подлежит оплате в соответствии с пунктом 4.1 Государственного контракта от 26.01.2015.
22.01.2015 платежным поручением № 235805 задолженность в сумме 832073 рублей 32 копеек была частично погашена. Задолженность в сумме 1387551 рублей 03 копейки является текущей задолженностью за январь 2015 года и не может быть положена в основу уведомления от 23.01.2015 об ограничении режима потребления тепловой энергии 26.01.2015. Таким образом, на момент направления в адрес абонента уведомления о введении ограничения теплоснабжения имела место задолженность за декабрь 2014 года в сумме 250315 рублей 05 копеек и за январь 2015 года в сумме 1849730 рублей.
19.06.2015 Забайкальским УФАС России Определением от 19.06.2015 за № 02-05-2560 на основании Приказа от 19.06.2015 за № 113 было возбуждено дело № 21 в отношении ОАО «ТГК №14».
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
В соответствии с пунктом 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).
Согласно пункту 77 Правил, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 95 Правил, в отношении социально значимых категорий потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.
Согласно пункту 96 Правил, к социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей) относятся, в том числе медицинские учреждения.
В соответствии с пунктом 97 Правил, ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке:
- теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;
- теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;
- в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;
- если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;
- возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.
По информации, представленной ПАО «ТГК №14», ни директором филиала ПАО «ТГК №14» «Читинский теплоэнергосбыт» Гайчуком В.А., ни кем-либо иным, соответствующих распоряжений о необходимости введения режима ограничения не выдавалось. Решение о введении ограничения было самостоятельно принято начальником инспекции филиала «Читинский Теплоэнергосбыт» Давыдовым В.Н., по факту наличия задолженности за потребленный ресурс и принимая во внимание сроки оплаты, установленные Контрактом.  
Согласно пункту 4.1 Государственного контракта, расчетным периодом является месяц. Окончательный расчет с учетом фактического потребления тепловой энергии производится Потребителем в сроки, обеспечивающие поступление средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации до 8 числа следующего за расчетным месяца.
В соответствии с пунктом 5.1 Государственного контракта, ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии, в том числе обязательств по предварительной оплате.
Как уже было упомянуто ранее, согласно уведомлению об ограничении режима потребления тепловой энергии от 23.01.2015 № ВГ-160, задолженность, подлежащая уплате на 23.01.2015, составляет 2100045,15 рублей, за декабрь 2014 года – 250315,05 рублей (платежным поручением № 235805 от 22.01.2015 оплачено 832073,32). Оставшаяся сумма является задолженностью за январь 2015 года, которая подлежит оплате в соответствии с пунктом 4.1 Государственного контракта от 26.01.2015.
Кроме того, факт нарушения процедуры введения ограничения поставки теплоснабжения подтверждается решением суда от 10.04.2015.
Судом установлено, что государственный контракт на 2014 год прекратил свое действие 31.12.2014 года, поэтому рассматривать задолженность как переходящую из одного контракта в другой, нельзя, в связи с чем, обязательства по государственному контракту 2014 года должны принимать отдельно. На 2015 год заключен новый Государственный контракт 26.01.2015. Задолженность за декабрь 2014 года была частично погашена в большем размере, за январь 2015 года срок оплаты не наступил, поскольку по Государственному контракту расчет Абонентом производится в срок, обеспечивающий поступление средств на расчетный счет теплоснабжающей организации до 25 числа текущего месяца. Поэтому размер подлежащей за декабрь уплате задолженности на момент введения ограничения и прекращения теплоснабжения не превышал размер платы за более чем один период платежа.
Кроме того, в отношении социально значимых категорий потребителей, к которым относятся медицинские учреждения, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Иных источников теплоснабжения у ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х.Кандинского»  не имеется.
Таким образом, поскольку в отношении социально значимых категорий потребителей, к которым относятся медицинские учреждения, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, ПАО «ТГК №14» не имело право вводить 26.01.2015 частичное ограничение теплоснабжения, а 06.02.2015 полное прекращение теплоснабжения, так как размер подлежащей за декабрь задолженности (на момент введения ограничения и прекращения теплоснабжения) не превышал размер платы за более чем один период платежа. Ограничение могло быть введено лишь в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии и только если размер платы за более чем один период платежа.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частью 1 статью 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия  (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 4 части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
На основании изложенного, действия ПАО «ТГК №14» по ущемлению интересов ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х.Кандинского» признаются злоупотреблением доминирующим положением.  
Таким образом, в совокупности с представленными материалами по делу  № 21, в действиях ПАО «ТГК №14» содержится нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, пунктом 1  части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
1.    Признать Публичное акционерное общество «ТГК №14» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «ТГК №14» в лице «Читинского Теплоэнергосбыта».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии   
Члены Комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны