Решение б/н Решение по делам №19 и №22 в отношении ОАО «РЖД» в лице «Же... от 16 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 09.09.2015                                                                    г. Чита                               

Полный текст решения изготовлен 14.09.2015

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены Комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

при участии:

представителей Филиала ОАО «РЖД»,

представителя ФГУП «РТРС» - Филиал «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр

рассмотрев дела № 19  и № 22 в отношении  ОАО «РЖД» в лице «Желдорэнерго» – филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»  (Ленинградская ул., 34, г. Чита, Забайкальский край, 672000;  Орликов переулок, д. 5, стр. 1, г. Москва, 107078) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в неисполнении сетевой организацией обязательств по договору технологического присоединения,

УСТАНОВИЛА:

 

15.04.2015 и 24.04.2014 в Забайкальское УФАС России поступили заявления ФГУП «РТРС» (далее - Заявитель), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «РЖД» в лице ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (далее – сетевая организация).

Между заявителем и ОАО «РЖД» в лице «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» были заключены Договоры № 1208-11-13/ТП от 16.01.2014 (с.Хохотуй Петровск-Забайкальского района), № 1212-11-13/ТП (с.Хушенга, Хилокского района), № 1213-11-13/ТП (с.Жипхеген, Хилокского района), № 1215-11-13/ТП (с.Хилок, Хилокского района) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя.

Нарушение выразилось в неисполнении сетевой организацией условий договора технологического присоединения.

15.05.2015, на основании Приказа № 80 от 15.05.2015, Определением о назначении дела № 19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение дела было назначено на 30.06.2015.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 указанных Договоров, сетевая организация приняла на себя обязательство по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя, а Заявитель принял на себя обязательства оплатить указанную услугу в соответствии с условиями Договора технологического присоединения. Со стороны заявителя выполнены все обязательства по договору в полном объеме.

Согласно информации, представленной Филиалом ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», для технологического присоединения энергопринимающих устройств ФГУП «РТРС» требуется включение данного объекта в инвестиционную программу ОАО «РЖД» и реализация всех необходимых для этого процедур.

ОАО «РЖД» в своих пояснениях сообщают, что в связи с сокращением финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2015 год, данные мероприятия подлежат включению в инвестиционную программу ОАО «РЖД» со следующим планом: проектные и изыскательские работы – 2015 год, строительно-монтажные работы – 2016 год. Таким образом, фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ОАО «РЖД» будет осуществлено после выполнения указанных мероприятий.

Договор технологического присоединения заключен в 2014 году.

В соответствии с условиями данного Договора, сетевая организация взяла на себя обязательства, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики, с учетом установленных Договорами характеристик.

Согласно пункту 1.5 указанного Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора.

Аналогичная ситуация повторяется и во втором заявлении ФГУП «РТРС». 24.06.2015, на основании Приказа № 116 от 24.06.2015, антимонопольным органом было возбуждено дело № 22 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела было назначено на 17.07.2015.

Согласно информации, представленной Филиалом ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», для технологического присоединения энергопринимающих устройств ФГУП «РТРС» требуется включение данных объектов в инвестиционную программу ОАО «РЖД» и реализация всех необходимых для этого процедур.

В связи с сокращением финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2015 год, данные мероприятия подлежат включению в инвестиционную программу ОАО «РЖД» со следующим планом:

1) проектные и изыскательские работы – 2015 год, строительно-монтажные работы – 2016 год (по объектам с.Хушенга и с.Хилок);

2) проектные и изыскательские работы – 2016 год, строительно-монтажные работы – 2017 год (по объекту п/ст.Жипхеген).

Таким образом, фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ОАО «РЖД» будет осуществлено после выполнения указанных мероприятий.

Договоры технологического присоединения заключены 16.01.2014.

Согласно пункту 1.5 указанных Договоров, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора.

Таким образом, указанные договоры заключены одновременно, предмет и условия договоров одинаковые, стороны по делу те же, объекты включены в одну инвестиционную программу. Кроме того, ОАО «РЖД» было заявлено ходатайство об объединении дел в одно производство.

В соответствии со статьей  47 1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.

В соответствии с частью 2 статьи 47 1 Закона о защите конкуренции об объединении дел в одно производство или о выделении дела в отдельное производство антимонопольным органом выносится определение.

На основании изложенного, Забайкальским УФАС России, 04.08.2015 было вынесено определение об объединении дел № 22 и № 19 в одно производство, рассмотрение указанных дел было назначено на 09.09.2015.

Изучив представленные документы и заслушав мнения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 №861 установлено, что этот срок выполнения указанных мероприятий не может превышать шесть месяцев.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства  или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не допускается экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Наличие факта несоблюдения сроков технологического присоединения, явилось основанием для возбуждения Забайкальским УФАС России дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Порядок осуществления технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Согласно статье 26 Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Пункт 14(1) Правил технологического присоединения устанавливает, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности.

Как указано в договорах об осуществлении технологического присоединения,  категория надежности, выбранная заявителем, третья. Для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

Кроме того, ФГУП «РТРС» - Филиал «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр» не представило документов, подтверждающих готовность объекта  к подключению, а мероприятия по технологическому присоединению могут быть выполнены сетевой организацией при условии выполнения заявителем обязательств с их стороны. Однако, представители Филиала ОАО «РЖД» сообщили о том, что в настоящий момент электрическая энергия на объекты заявителя поступает,  технологическое присоединение осуществляется по временной схеме энергоснабжения.

На заседание комиссии 30.06.2015 Филиалом ОАО «РЖД» - Забайкальской дирекцией инфраструктуры (служба электрификации и электроснабжения) были представлены дополнительные пояснения с приложением фотографий, подтверждающих фактическое выполнение технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» и выписка из утвержденной Управлением электрофикации и электроснабжения инвестиционной программы, в которую включен объект Хохотуй.

Филиалом ОАО «РЖД» представлены следующие документы: Акт допуска прибора учета в эксплуатацию  № 41 от 23.07.2015 по объекту Хилок (прибор учета №  21652427), Акт допуска прибора учета в эксплуатацию № 42 от по объекту Хушенга (прибор учета № 21647698),   Акт допуска прибора учета в эксплуатацию №  43 от 23.07.2015 по объекту Жипхеген (прибор учета № 21652662), Акт допуска прибора учета в эксплуатацию № 278 от 05.06.2015 по объекту Хохотуй (прибор учета № 49513622), что подтверждает поступление электрической энергии на объекты заявителя. Ранее не могло быть выполнено технологическое присоединение, так как раскатка провода СИП возможна только в теплый период времени из-за его хрупкости.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с пунктом 9.7 Регламента «Желдорэнерго» - Филиал ООО «Энергопромсбыт» формирует и направляет в адрес Управления Электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры предложения на включение в инвестиционную программу ОАО «РЖД».

С момента заключения вышеуказанных договоров об осуществлении технологического присоединения Филиалом «Энергопромсбыт» в адрес Управления электрификации и электроснабжения направлялись предложения по включению объектов электросетевого хозяйства в инвестиционную программу «Обновление устройств электроснабжения» (письмо № 2905-ЖДЭ от 16.05.2014). Выполнение технических условий требовало инвестиционных вложений, так как включало в себя строительство вновь проектируемых линий электропередач различного класса напряжения от существующих сетей до энергообъектов заявителя. Затраты на технологическое присоединение в рамках рассматриваемых договоров должны быть включены в инвестиционную программу ОАО «РЖД». Таким образом, указанные объекты включены в инвестиционную программу. В качестве доказательств ОАО «РЖД» представлен перечень объектов реконструкции контактной сети, ВЛ АБ, ПЭ, тяговых подстанций, телемеханики, строительства производственных зданий и оснащению ПОС, технологического присоединения заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» на 2014-2017 гг.

Кроме того, как установлено в ходе рассмотрения дела, фактически поставка электрической энергии на объекты, указанные в договорах, осуществляется. Заявитель получает электроэнергию в полной мере, установлен прибор учета, что говорит о беспрепятственном доступе заявителя к рынку услуг по передаче электроэнергии. Оплату электроэнергии ФГУП «РТРС» осуществляет, что не отрицает и сам заявитель.

Как указано в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьи 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В соответствии с частью 2 пункта 5 этого же  постановления ВАС антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения.

Комиссия по рассмотрению дел № 19 и № 22, признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях сетевой организации  не установила. Филиалом ОАО «РЖД» представлено достаточно доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя (гражданина) и сетевой организации (сетевых организаций). Договоры технологического присоединения заключены указанными субъектами, протоколов разногласий к указанным договорам не имеется, действия по выполнению обязательств со стороны сетевой организации выполняются, действия, влекущие недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов заявителя со стороны ОАО «РЖД» отсутствуют.

Кроме того, имеется судебная практика по аналогичному вопросу (дело № А11-1264/2014), где суд пришел к выводу о том, что действия сетевой организации не нарушают запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Также, необходимо учитывать, что, прекращая нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В компетенцию антимонопольного органа не входит разрешение гражданско-правовых споров по исполнению договоров между продавцами товаров (работ, услуг) и абонентами.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, пунктом 2  части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дел № 19 и № 22 в отношении ОАО «РЖД» в лице «Желдорэнерго» – филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»   в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны