Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении ПАО "Нефтемаркет" и... от 25 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 3 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Нефтемаркет» (ИНН 7535002680, 672040, Забайкальский край, г. Чита, Авиационный переулок, 10) и ООО ПКП «Союз и К» (ИНН 7530005159, 674673, Забайкальский край, г. Краснокаменск, Восточный микрорайон, дом 12 В) по признакам нарушения статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в согласованных действиях ПАО «Нефтемаркет» и ООО ПКП «Союз и К», которые привели к установлению розничных цен на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 в марте и июне 2016 года и их поддержанию в периоды (январь-февраль 2016 года и апрель – май, июнь-сентябрь 2016 года) на территории муниципального образования «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края,

в составе:

Председатель Комиссии –  руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков;

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы,

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков,

в присутствии:

представителя ПАО «Нефтемаркет», по доверенности;

представителя ООО ПКП «Союз и К», по доверенности;

представителя ООО ПКП «Союз и К», по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

 

04.10.2016 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба гражданина на высокий уровень розничных цен на нефтепродукты на автозаправочных станциях ПАО «Нефтемаркет» и ООО ПКП «Союз и К» в г. Краснокаменск.

По результатам анализа конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов на территории Краснокаменска и Краснокаменского района Забайкальским УФАС России установлены признаки нарушения ст. 11.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в согласованных действиях ПАО «Нефтемаркет» и ООО «ПКП «Союз и К», которые привели к установлению розничных цен на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 в марте и  июне 2016 года  и их поддержанию в соответствующие периоды (январь-февраль 2016 года и  апрель-май, июнь-сентябрь 2016 года) на территории муниципального образования «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.

Результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов,  действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с размещением цен на информационных табло АЗС, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Приказом от 09.01.2017 №2 Забайкальским УФАС России возбуждено дело №3 по признакам нарушения статьи 11.1 Закона о защите конкуренции в отношении ПАО «Нефтемаркет» и ООО ПКП «Союз и К».

Дело рассматривалось в заседаниях Комиссии от 15.02.17, 04.04.17, 17.04.17.

15.02.2017 ПАО «Нефтемаркет» на заседание Комиссии представлено письменное пояснение, в соответствии с которым ПАО «Нефтемаркет» считает не доказанным наличие условия, указанного в пункте 2 части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции (действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий), обоснованием которого указывается размещение цен на информационных табло АЗС.

Согласно пояснениям, «ПАО «Нефтемаркет» в марте месяце осуществило поднятие цен 10.03.2016, ООО «ПКП «Союз и К» - 12.03.2016 г. В июне - 10 и 16 числа соответственно. То есть, в датах поднятия цен имеется достаточный временной разрыв, что опровергает факт предварительной осведомленности хозяйствующих субъектов о действиях друг друга. Опровергает вывод о том, что действия были заранее известны каждому из субъектов, и тот факт, что информация о ценах, размещаемая на табло АЗС, находящихся в шаговой доступности друг от друга, носит публичный характер и находится в свободном доступе.

На отсутствие согласованности указывает и разность в ценах. ООО «ПКП «Союз и К» устанавливало цену на 10-20 копеек ниже цен ПАО «Нефтемаркет», что для нефтепродуктов (на 1 литр топлива) является достаточным для поддержания конкуренции на рынке.

Не состоятелен и довод о том, что поднятие цен не является следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Таким обстоятельством в отношении ПАО «Нефтемаркет» является, прежде всего, повышение закупочных цен. Подтверждающая информация отражена в таблице «Динамика изменения закупочных цен за январь - сентябрь 2016 года», из которой следует, что за период январь-март произошло увеличение цены Аи-92, а за период март - июнь еще. При этом уже в июле стоимость поставляемого топлива выросла, по сравнению с январем более <…>.

Таким образом, в целом за период с января по март 2016 г., несмотря на незначительные спады цены в отдельных месяцах, общая динамика закупочной цены была направлена на возрастание, что не могло не повлечь повышение розничных цен на нефтепродукты. Следует отметить, что в соответствующие периоды отмечался и биржевой рост цен на нефтепродукты в целом, который не мог не оказать влияние на хозяйствующие субъекты как на рассматриваемом товарном рынке, так не общероссийском рынке нефтепродуктов.

Сведения, имеющиеся в распоряжении Комиссии, и, отраженные в докладной записке, свидетельствуют об опережающем росте цен поставки (закупки) бензинов автомобильных по отношению к росту цен розничной реализации на соответствующие нефтепродукты.

То есть, Общество в части установления цен действовало вслед за повышением цен на оптовом рынке, а соответствующие решения принимались вне зависимости от интересов локального конкурента и не были обусловленны действиями других лиц. При этом изменение цен по Обществу никогда не привязывается к рамкам обособленного товарного рынка или конкретным АЗС, а происходит исходя из экономической обоснованности и целесообразности по Обществу в целом. В рассматриваемом случае, как видно из распоряжений от 10.03.2016 и 06.2016 о переоценке для Досатуйской нефтебазы, изменения коснулись не только АЗС №40 и №119, расположенные в г. Краснокаменск, но и других - АЗС: №25 (с. Калга), №26 (п. Досатуй), №39 (с. Нерчинский Завод), №45 (п. Кличка), №31 (п. Приаргунск), №38 (с. Александровский Завод), №56 (с. Газимурский Завод).

Указанные обстоятельства, а также представленные данные о фактической себестоимости розничной реализации свидетельствуют о том, что размер цены розничной реализации через АЗС в г. Краснокаменске бензинов автомобильных Аи-92, Аи-95 складывается из суммы необходимых для приобретения и реализации такого товара издержек с рентабельностью от продажи на данных АЗС наиболее популярного и продаваемого бензина Аи-92 (при соответствующем уровне цен) ниже планируемой.

Статья 11.1 Закона о защите конкуренции содержит запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия, помимо прочего, приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В соответствии с пояснениями ПАО «Нефтемаркет», в рассматриваемой ситуации действия ПАО «Нефтемаркет» и ООО «ПКП «Союз и К» не привели к установлению завышенных или заниженных цен в целом в границах рассматриваемого товарного рынка, поскольку стоимость нефтепродуктов на АЗС ИП Р., и ИП К. осталась на прежнем уровне и, учитывая незначительность  охваченной товарным рынком площади (все АЗС находятся друг от друга в шаговой доступности), являлась конкурентно более привлекательной для потребителей. Это также подтверждает тот факт, что поднятие розничных цен было обусловлено не стремлением получить необоснованно высокую прибыль, а увеличением закупочных цен и недопущением падения рентабельности продаж до нулевого или отрицательного уровня».

На заседание Комиссии ООО ПКП «Союз и К» представлено письменное пояснение от 14.02.2017, в котором ООО ПКП «Союз и К» ссылается на пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», где сказано, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

В соответствии с пояснениями ООО ПКП «Союз и К»: «Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут в том числе доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц.

В указанные в Определении периоды ООО ПКП «Союз и К» никогда не осуществляло каких-либо согласованных действий с ПАО «Нефтемаркет» по установлению розничных цен на автобензины марок АИ-92 и АИ-95. Все действия ООО ПКП «Союз и К» по установлению розничных цен на территории муниципального образования «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в указанные в Определении периоды обусловлены экономической целесообразностью: цена на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 в рассматриваемых периодах формировалась исключительно из следующих финансовых показателей:

- закупочной цены;

- себестоимости;

- затрат (перечень которых подробно приведен в таблице №1 к письменным пояснениям);

- торговой наценки;

- рентабельности.

Более подробная расшифровка формирования розничных цен на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 в ООО «ПКП Союз и К» в период с января по октябрь 2016 года приведена в таблице №2 к письменным пояснениям.

Так же в данных пояснениях следует отметить, что в рассматриваемых периодах цена на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 у ПАО «Нефтемаркет» и ООО ПКП «Союз и К» ни разу не была идентичной, что свидетельствует об отсутствии каких-либо согласованных действий данных хозяйствующих субъектов на товарном рынке».

Определением от 15.02.2017 рассмотрение по делу было отложено на 04.04.2017, ПАО «Нефтемаркет» необходимо было представить:

- калькуляцию розничных цен, установленных на АЗС №40 и №119 на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 с детальной разбивкой по статьям затрат по нефтебазам;

- политику формирования розничных цен на автомобильное топливо;

-  информацию о поставщиках автомобильных бензинов марок Аи-92 и АИ-95 ПАО «Нефтемаркет», приобретающих нефтепродукты в ходе биржевых торгов;

- пояснение, почему закладывается на автомобильный бензин АИ-95 рентабельность по реализации автомобильного бензина марки АИ-92.

ООО ПКП «Союз и К» необходимо было представить следующую информацию: даты изменения розничных цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 с января по октябрь 2016 года на АЗС «Восточная» и АЗС №2, расположенных на территории г. Краснокаменск, с приложением подтверждающих документов; информацию о поставщиках автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 ООО «Союз и К», приобретающих нефтепродукты в ходе биржевых торгов.

В соответствии с пояснениями, представленными ПАО «Нефтемаркет», поставщиками нефтепродуктов для ПАО «Нефтемаркет» являются <…>. Общество не располагает сведениями о способах закупки нефтепродуктов указанными поставщиками - напрямую на товарной бирже либо через цепочку лиц, участвующих в поставке нефтепродуктов от биржевой сделки с последующей перепродажей.

В ранее данных пояснениях указывалось, что в цену бензинов автомобильных АИ-92, АИ-95 закладывается сумма необходимых для приобретения и реализации такого товара издержек и рентабельность.

При этом, как видно из представленных ранее расчетов, заложенная в бизнес-план рентабельность по реализации бензина АИ-95 - отрицательная, а при установлении цены в рассматриваемые периоды - положительная. Однако, это не говорит об установлении необоснованно высокой цены и получении ПАО «Нефтемаркет» завышенной прибыли, поскольку доля АИ-95 в общем объеме реализации незначительна (например, в январе - 22%, в октябре - 25%), а сама прибыль не превышает <…>.

При формировании же цены на наиболее востребованный бензин - АИ-92, учитывая возросшую стоимость закупа, ПАО «Нефтемаркет» было вынуждено установить известный уровень розничных цен с рентабельностью ниже планируемой.

В соответствии с пояснениями ПАО «Нефтемаркет», в обществе нет четко определенной и закрепленной локальным актом политики формирования розничных цен на автомобильное топливо, розничная цена на рынках края формируется с учетом плановой рентабельности, фактических обстоятельств (сложившихся средних цен на рынке), затрат. Экономика ПАО «Нефтемаркет» рассчитывается в целом по обществу, а не индивидуально для каждой АЗС.

В соответствии с таблицей «Затраты ПАО «Нефтемаркет», включающиеся в издержки обращения, используемые при расчете розничной цены на автомобильный бензин и дизельное топливо», представленной ПАО «Нефтемаркет», уровень затрат в период с января по июнь 2016 г. уменьшается.

Согласно информации, представленной ООО ПКП «Союз и К», поставщиками автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95, приобретающих нефтепродукты в ходе биржевых торгов для ООО ПКП «Союз и К»: <…>.

ООО ПКП «Союз и К» представлены копии распоряжений заместителя директора ООО ПКП «Союз и К», на основании которых изменялись розничные цены на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 на АЗС «Восточная» и АЗС №2, расположенных в г. Краснокаменск, в следующие даты: 26.12.2015, 12.03.2016, 16.06.2016, 07.10.2016.

По факту отсутствия снижения розничных цен бензины при снижении издержек в марте и июне 2016 года, ПАО «Нефтемаркет» пояснило следующее. Основным условием, влияющим на повышение розничных цен в рассматриваемые периоды, стало повышение закупочных цен. Еще одним существенным фактором, определяющим формирование розничных цен, являются издержки обращения.

Сведения об издержках обращения за отдельные месяцы (январь, март, июнь 2016 года) были представлены Комиссии в целях раскрытия их структуры. Однако, распределение издержек по месяцам имеет в некоторой мере сезонный характер и не отражает действительное распределение затрат в экономике общества.

Так, в ноябре, декабре, январе, феврале, марте происходит рост издержек обращения за счет увеличения затрат на топливо (мазут, ГСМ) и электрическую энергию. Это связано с необходимостью отопления зданий и сооружений Общества. И если обогрев служебных помещений нефтебазы осуществляется котельными, работающими на мазуте, то большинство АЗС обогреваются электроприборами. При этом следует отметить, что в указанный период происходит лишь отражение использованных объемов мазута в бухгалтерском учете на счете 44 «издержки обращения», тогда как фактические расходы на приобретение мазута Общество несет в момент его поставки в теплое время года.

Аналогичная ситуация складывается со строительно-ремонтными работами и с услугами по дефектоскопии резервуаров и трубопроводов. Так в летнее время (конец 2-го, 3-й кварталы) Общество несет затраты на авансирование или предоплату соответствующих работ и услуг и закуп материалов, а отражение их в бухгалтерском учете происходит в 4-м квартале после подписания сторонами актов выполненных работ.

Кроме того, распределение издержек обращения (на тонну, литр) зависит от объема реализованных нефтепродуктов и размера самих издержек. Например, при уменьшении в зимний период объема продаваемых нефтепродуктов и увеличении затрат Общества по ряду позиций, отмечается рост издержек обращения на тонну реализованной продукции. При меньших или даже равных затратах и увеличении объемов реализации в летний период, размер издержек на тонну продукции снижается.

Таким образом, экономическая политика и планирование Общества, в том числе установление розничных цен, строится с учетом перспектив на будущие периоды, а реальные затраты относительно равномерно распределяются в течение года. Кроме того, изменение цен вслед за сезонным снижением или увеличением издержек обращения может привести к значительным скачкам цен и нестабильности на розничном рынке нефтепродуктов.

Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.

В соответствии со статьей 8 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий хозяйствующих субъектов в качестве согласованных действий, необходимо выявить совокупность признаков:

- соответствие результата действий интересам каждого участника согласованных действий;

- данные действия  должны быть заранее известны каждому из участников в связи  с публичным заявлением одного из них;

- действия каждого из участников должны быть вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являться последствием изменения условий хозяйствования.

Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что в декабре 2015 г. - январе, марте, июне 2016 г. цены на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 повышались у ПАО «Нефтемаркет» и ООО ПКП «Союз и К» не одновременно, а с временным интервалом.

В конце декабря 2015 г. – январе2016 г. интервал составил 28 дней:

- в соответствии с распоряжением генерального директора ПАО «Нефтемаркет» №13/01-061 от 21.01.2016, с 22 января 2016 г. установлены цены для АЗС п. Досатуй и г. Краснокаменск (АЗС № 31, 38, 40, 119,) на АИ-92: 40,40 руб./л; АИ-95:42,30 руб./л;

- в соответствии с распоряжением заместителя директора ООО ПКП «Союз и К» №1045 от 25.12.2015, с 26 декабря 2015 г. установлены цены для АЗС «Союз и К №2» г. Краснокаменск, АЗС «Союз и К №7» с. Алек-Завод, АЗС «Восточная» г. Краснокаменск на АИ-92:40,30 руб./л; АИ-95: 42,20 руб./л.

В марте интервал составил 2 дня:

- в соответствии с распоряжением генерального директора ПАО «Нефтемаркет» №13/03-024 от 10.03.2016, с 10 марта 2016 г. установлены цены для АЗС п. Досатуй и г. Краснокаменск (АЗС № 25, 26, 39, 45, 31, 38, 40, 119, 56) на АИ-92: 41,60 руб./л; АИ-95:43,50 руб./л;

- в соответствии с распоряжением заместителя директора ООО ПКП «Союз и К» №158 от 11.03.2016, с 12 марта 2016 г. установлены цены для АЗС «Союз и К №2» г. Краснокаменск, АЗС «Союз и К №7» с. Алек-Завод, АЗС «Восточная» г. Краснокаменск на АИ-92:41,50 руб./л; АИ-95: 43,50 руб./л.

В июне интервал составил 5 дней:

- в соответствии с распоряжением генерального директора ПАО «Нефтемаркет» №13/05-074 от 10.06.2016, с 11 июня 2016 г. установлены цены для АЗС п. Досатуй и г. Краснокаменск (АЗС № 25, 26, 39, 45, 31, 38, 40, 119, 56) на АИ-92: 42,00 руб./л; АИ-95:43,90 руб./л;

- в соответствии с распоряжением заместителя директора ООО ПКП «Союз и К» №390 от 15.06.2016, с 16 июня 2016 г. установлены цены для АЗС «Союз и К №2» г. Краснокаменск, АЗС «Союз и К №7» с. Алек-Завод, АЗС «Восточная» г. Краснокаменск на АИ-92:41,80 руб./л; АИ-95: 43,80 руб./л.

Разница цен на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 у ООО ПКП «Союз и К» и ПАО «Нефтемаркет» составляет 10-20 копеек. Разница в  уровне  роста розничных цен у ПАО «Нефтемаркет» и ООО ПКП «Союз и К»  составляет от 0,10 до 0,24 процентов.

Повышение цен на автобензины АИ-92 и АИ-95 на автозаправочных станциях у ПАО «Нефтемаркет» и ООО ПКП «Союз и К» обусловлено повышением закупочных цен у поставщиков.

В ходе изучения информации о закупе нефтепродуктов установлено, поставщиками топлива для розничных продавцов являются:

- ПАО «Нефтемаркет» - <…>;

- ООО ПКП «Союз и К» - <…>.

Динамика изменения закупочных цен за январь – сентябрь 2016 г. у хозяйствующих субъектов, реализующих автомобильные бензины на территории города Краснокаменска и Краснокаменского района, представлена в следующей таблице:

 

Наименование продавца

Вид топлива

Динамика изменения закупочных цен за январь – сентябрь 2016 года, помесячно (руб./т)

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

ПАО «Нефтемаркет»

АИ-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО  ПКП «Союз и К

АИ-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП Р.

АИ-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП К.

АИ-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из приведенных данных, в течение всего исследуемого периода наблюдался рост  закупочных цен поставщиков и в мае их  однократное снижение.

Таким образом, повышенные цен на автобензины марок АИ-92 и АИ-95, реализуемых на автозаправочных станциях ООО ПКП «Союз и К» и ПАО «Нефтемаркет» на территории г. Краснокаменска и Краснокаменского района, в период с января по сентябрь 2016 г. продиктовано объективными экономическими причинами, сложившимися на рынке. Комиссия Забайкальского УФАС пришла к выводу о том, что действия ООО ПКП «Союз и К» и ПАО «Нефтемаркет» по повышению розничных цен на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 не обусловлены действиями друг друга и являются следствием изменения условий хозяйствования.

Следовательно, действия ООО ПКП «Союз и К» и ПАО «Нефтемаркет» не являются согласованными действиями.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО ПКП «Союз и К» и ПАО «Нефтемаркет».

 

Председатель Комиссии                                                                          

 

Члены Комиссии 

Связанные организации

Связанные организации не указаны