Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы АО «Сибтехгаз» им. Кима Ф.И. ... от 16 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 37 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –  руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии:

представителя Читинской дирекции  материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД»;

в отсутствие:

представителя АО «Сибтехгаз» им. Кима Ф.И.;

рассмотрев жалобу АО «Сибтехгаз» им. Кима Ф.И. на действия ОАО «Российские железные дороги», в лице  Читинской дирекции  материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД»,  при проведении запроса котировок в бумажной форме №1043/ЗКТ-РЖДС/15 с целью выбора организации на право поставки кислорода жидкого (номер извещения 31502910086) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

30.10.2015,  Читинской дирекцией материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаб – филиала ОАО «РЖД»  на сайте http://www.zakupki.gov.ru  было размещено извещение № 31502910086  о проведении запроса котировок в бумажной форме №  1043/ЗКТ-РЖДС/15 с целью выбора организации на право поставки кислорода жидкого.

В соответствии с извещением от 30.10.2015,  дата и время окончания подачи заявок 9.11.2015 года. Место предоставления заявок- г. Чита, ул. Юшкова,д.63.

9.11.2015 года  в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба АО «Сибтехгаз» им. Кима Ф.И. (далее - Заявитель) на действия ОАО «Российские железные дороги», в лице  Читинской дирекции  материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД»    (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в бумажной форме №1043/ЗКТ-РЖДС/15 с целью выбора организации на право поставки кислорода жидкого (номер извещения 31502910086).

Заявитель указывает, что действия заказчика  являются незаконными в связи с тем, что Котировочная документация по запросу котировок № 31502910086 была размещена в сети Интернет 30.10.2015,  датой окончания подачи заявок установлено 09.11.2015  (итого десять календарных дней), а котировочные заявки должны быть предоставлены на бумажном носителе. У участников закупки нет и не могло быть возможности выполнить условия порядка подачи котировочных заявок ввиду ограничения, установленного Налоговым кодексом РФ.

Заявитель просит:

1.  Приостановить запрос котировок №31502910086 (№1043/ЗКТ-РЖДС/15) и заключение договора по результатам проведённой закупки до момента вынесения решения по данной жалобе;

2.            Обязать Организатора и Заказчика устранить нарушения при организации и проведении запроса котировок №31502910086 (№1043/ЗКТ-РЖДС/15) и продлить срок проведения закупочной процедуры;

Заказчиком были представлены письменные пояснения по жалобе.

Из пояснений Заказчика следует, что действия Заказчика были совершены в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг  для нужд ОАО «РЖД», Закупочной документацией и не содержат нарушений порядка закупки товаров, работ и услуг.  

Заказчик ссылается на то, что информация о проведении запроса котировок в бумажной форме №  1043/ЗКТ-РЖДС/15  содержится в плане закупок ОАО РЖД, размещенном на официальном сайте, в котором указан период проведения рассматриваемой процедуры, таким образом потенциальные участники могли заранее подготовить требуемые документы.

Рассмотрев все представленные материалы, Комиссия Забайкальского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках,  Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируются  Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ и услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным Советом директоров 30 июня 2014 года (далее – Положение о закупке).

Пунктом 75 Положения о закупке, предусмотрено  проведение закупочных процедур  способом запроса  котировок. Рассматриваемая закупочная процедура проводилась  запросом котировок в бумажной форме

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Порядок проведения запроса котировок в бумажной форме №  1043/ЗКТ-РЖДС/15 с целью выбора организации на право поставки кислорода жидкого определен Котировочной документацией (далее -  Документация), указанная Документация была опубликована на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1.8 Документации  Заявки представляются на бумажном носителе в порядке, предусмотренном пунктом 7.4. котировочной документации, по адресу: 672014, г. Чита, ул. Юшкова 63, каб. 207. В здании установлен пропускной режим. Для прохода в здание необходимо сообщить контактному лицу по настоящему конкурсу ФИО, название претендента, номера процедуры размещения и цели посещения по телефону: 8(3022) 22-99-52, при себе иметь паспорт.

Дата начала подачи заявок – с момента опубликования извещения и документации в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – единая информационная система), на сайте www.rzd.ru (раздел «Тендеры») 30.10.2015г.

Дата окончания срока подачи заявок – 11:00  московского времени «09» ноября 2015 года.

Пунктом 5.4.3.1 Документации,  установлено требование к участнику закупки, а именно отсутствие у участника запроса котировок недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в закупке в размере не более 1000 рублей.

Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее чем за 10 дней до дня опубликования извещения и котировочной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия задолженности также необходимо представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, выданную по состоянию на дату не ранее чем за 10 дней до дня опубликования извещения и котировочной документации на сайтах, налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 5 июня 2015 г. № ММВ-7-17/227@,  с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия);

В соответствии с пунктом 6.8.4 Документации, Участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случае несоответствия котировочной заявки требованиям котировочной документации, в том числе котировочная заявка не соответствует форме, установленной котировочной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям котировочной документации.

В соответствии с пунктом 7.1.1. Документации, котировочная заявка должна содержать всю указанную в  котировочной документации информацию и документы.

В соответствии с пунктом 7.1.3. Документации Котировочная заявка участника, не соответствующая требованиям котировочной документации, отклоняется.

Таким образом, Документацией установлено требование к участнику закупки, соответствие которому подтверждается справкой, из Налогового органа, выданной не ранее 10 дней до опубликования извещения, в случае не выполнения указанного требования, заявка участника в соответствии с пунктом 6.8.4 и пунктом 7.1.3 Документации не допускается до участия в закупочной процедуре.

В соответствии  пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ,  налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов предоставляется в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

В соответствии с пунктом 1.8 Документации,  срок подачи  заявок на участие запросе котировок в бумажной форме №  1043/ЗКТ-РЖДС/15  установлен с 30.10.2015 по 9 .11.2015 года, и составляет 11 календарных дней (включая дату опубликования извещения и дату окончания приема заявок), что на 1 день больше чем срок предоставления требуемой справки от налогового органа (пункт 5.4.3.1. Документации).

В случае отсутствия у потенциального участника в запросе котировок в бумажной форме №  1043/ЗКТ-РЖДС/15  справки от налогового органа подтверждающей соответствие участника требованиям пункта 5.4.3.1. Документации, справка могла быть им получена, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса,  9.11.2015  в день окончания подачи заявок.

Кроме того, заявки на участие в  запросе котировок в бумажной форме №  1043/ЗКТ-РЖДС/15 должны быть предоставлены на бумажном носителе, что требует дополнительных временных затрат.

Таким образом,  установление срока подачи заявок  с 30.10.2015 по 9.11.2015 (11 календарных дней),  в сочетании с требованием о предоставлении заявки на бумажном носителе ограничивает возможность подачи заявки потенциальными участниками, в случае отсутствия справки (требование пункта 5.4.3.1. Документации) и территориальной отдаленности от местонахождения Заказчика.

Довод Заказчика о том, что участники запроса котировок при подготовке заявок  могли ориентироваться на план закупок ОАО «РДЖ», является не состоятельным ввиду того, что план закупок ОАО «РДЖ» содержит  указание на месяц проведения закупочной процедуры, а не на конкретную дату.

В соответствии с планом закупок ОАО «РДЖ»  (строка 19761), размещенном на официальном сайте,  рассматриваемая закупка  была запланирована на  октябрь 2015, извещение о проведении закупочной процедуры размещено  30.10.2015.

В соответствии с требованием 5.4.3.1. Документации справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее чем за 10 дней до дня опубликования извещения и котировочной документации, таким образом, указанное требование имеет ограничение по дням.

Тем самым участники не могли ориентироваться на план закупок ОАО «РДЖ»  (строка 19761),  т.к. в плане закупок ОАО «РДЖ»  (строка 19761) указан  месяц проведения  закупочной процедуры.

Кроме того в соответствии с пунктами 44,45 Положения о закупке, план закупок может корректироваться.

Кроме того, Заказчиком на заседание  Комиссии, представлен протокол № 1043/ЗКТ-РЖДС/15/1 от 10.11.2015, из которого следует, что на участие запросе котировок в бумажной форме №1043/ЗКТ-РЖДС/15 не было подано ни одной заявки.

В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

Часть 5 Положения о закупке содержит аналогичные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, участники запроса котировок, имеющие справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее чем за 10 дней до дня опубликования извещения и котировочной документации, имели преимущество перед участниками, у которых данных справок не было,  и которые, ввиду установления недостаточного  срока подачи заявок, в сочетании с  требованием представить заявки на бумажном носители, не могли  исполнить указанное требование Закупочной документации.

При  указанных выше обстоятельствах действия Заказчика  по необоснованному установлению короткого срока подачи заявок содержат  ограничение конкуренции, т.к.  Заказчик не обеспечил соблюдение принципов равного доступа к участию в запросе котировок в бумажной форме №  1043/ЗКТ-РЖДС/15 с целью выбора организации на право поставки кислорода жидкого.

Указанные действия могли  повлечь ограничение круга потенциальных участников закупки, не основанного на положениях Закона о защите конкуренции.

Частью 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Из приведённых выше положений Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган так же уполномочен на принятие решений о признании лица нарушившим установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты так же в случаях, когда данные нарушения совершены при проведении закупки, проводимой в форме открытого запроса предложений на основании Закона о закупках, в том числе, если данные нарушения были выявлены антимонопольным органом в ходе рассмотрения поданной в порядке Закона о закупках жалобы.

Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанные выше действия Заказчика  противоречат   требованиям пункта  2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 2 пункта 32 Положения о закупке, т.к. ограничивают число участников закупки и являются нарушением требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 14, 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АО «Сибтехгаз» им. Кима Ф.И. на действия Читинской дирекции  материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД», при проведении запроса котировок в бумажной форме №1043/ЗКТ-РЖДС/15 с целью выбора организации на право поставки кислорода жидкого (номер извещения 31502910086) обоснованной, в связи с нарушением требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  2.  Признать Читинскую дирекцию  материально-технического обеспечения – структурного  подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» нарушившей часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального Закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать  Читинской дирекции  материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД»    предписание об устранении допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             

 

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны