Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы № 5 о нарушении антимонопольн... от 19 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 5 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии –  руководитель управления Е.Н. Минашкин;
Члены Комиссии:
начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
При участии:
главного юрисконсульта Читинского отделения № 8600 ОАО «Сбербанк»;
представителя Читинского отделения № 8600 ОАО «Сбербанк»;
начальника отдела недвижимости и организации строительства Читинского отделения № 8600 ОАО «Сбербанк» (без доверенности);
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «АСТЭКинжиниринг» (далее - Заявитель) на действия Открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Читинского ОСБ № 8600 (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме «Выбор организации на разработку проектной документации для реконструкции помещения, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. Советская, 26, для размещения ДО № 8600/0107 (Реестровый номер запроса котировок в электронной форме в единой информационной системе: 31501986680, в системе торгов «Сбербанк - АСТ» № ББЧТО2015-0003) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по признакам нарушения, выразившегося в нарушении порядка определения победителя торгов, Комиссия
  УСТАНОВИЛА:
 
В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО «АСТЭКинжиниринг» на действия ОАО «Сбербанк России», Читинское ГОСБ № 8600 (изв. №31501986680, в системе «Сбербанк - АСТ» № ББЧТО2015-0003)
Начальная (максимальная) цена  контракта 1 237 000 руб.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены сроки подведения итогов запроса котировок, установленные в соответствии с закупочной документацией.
В нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Заказчик нарушил сроки подведения итогов запроса котировок, указанные в пункте 1.7 уведомления о запросе котировок. Дата подведения итогов запроса котировок была назначена на 13.02.2015, фактически протокол был опубликован 02.03.2015 в единой информационной системе.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок признания победителя.
В соответствии с пунктом 11.4.3 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» победителем в процедуре запроса котировок признается Участник, предложивший наименьшую цену закупаемой продукции, при условии, что его котировочная заявка соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок».
Какую - либо ссылку Заказчика о принятии решения о победителе по-своему усмотрению без выполнения требований Положения о закупке ОАО «Сбербанк России», Федеральных законов Заявитель считает несостоятельной, а соответствие заявки ООО «АСТЭКинжиниринг» требованиям документации электронного аукциона подтверждается допуском котировочной заявки к торгам в системе торгов «Сбербанк - АСТ».
По сведениям Заявителя, наименьшая стоимость предложена ООО «АСТЭКинжиниринг», что подтверждается ценовым предложением, которое своевременно подписано и отправлено на сайт электронной системы торгов «Сбербанк - АСТ».
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик своими действиями по определению победителем другого участника запроса котировок, ИП Чебунина В.В., нарушил часть 1 статьи 2 Закона о закупках, пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Положение о закупках ОАО «Сбербанк России», утвержденного постановлением Наблюдательного совета  ОАО «Сбербанк России» 05.12.2011 (далее – Положение о закупках).
Дополнительно Заявитель сообщил, что 25.02.2015 в 14.20 по местному времени (г. Иркутск) на адрес электронной почты ponomarev@asteking.ru пришло письмо, датированное более ранней датой с вх. № 42 - 01/0092 от 18.02.2015 от Читинского отделения № 8600 ОАО «Сбербанк России». В указанном письме  Заказчик просит предоставить обоснование снижения цены лота закупочной процедуры до 26.02.2015. Данное требование Заявитель считает нарушением части 10 статьи 8 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного Заявитель просит:
-    приостановить процедуру проведения запроса котировок, заключение договора с участником, занявшим второе место (ИП Чебуниным В.В.), до рассмотрения жалобы по существу;
-    провести внеплановую проверку;
              - выдать Заказчику предписание о признании победителя в соответствии с установленным законодательством порядком и привести документацию запроса котировок и протокол по результатам запроса котировок в электронной форме в соответствие с пунктом 11.4.3 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» и нормами Законов о закупках и о защите конкуренции.
В ходе изучения и анализа поступивших заявлений и материалов комиссией Забайкальского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Пунктом 11.4.3 Положения о закупках «ОАО Сбербанк» установлено, что победителем в процедуре запроса котировок признается Участник, предложивший наименьшую цену закупаемой Продукции, при условии, что его котировочная заявка соответствует требованиям Извещения о проведении запроса котировок.
Согласно пункту 11.4.5 Протокол подведения итогов запроса котировок размещается Банком на сайте Банка, официальном сайте, сайте Оператора ЭТП (в случае электронного документооборота) в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания.
В ходе заседания комиссии представитель Заказчика пояснил, что при подведении итогов запроса котировок в электронной форме применяются требования пункта 9.5.4 Положения, которым установлен порядок размещения протокола подведения итогов электронного аукциона в единой информационной системе в течение 3-х рабочих дней со дня его подписания.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9.5.3 Положения о закупках рассмотрение заявок производится до выявления первой заявки, для которой установлено соответствие Участника и предлагаемой им Продукции требованиям Банка. Таким образом, после определения заявки ООО «АСТЭКинжинирг» в качестве первой, Заказчик подводит итоги и определяет победителя запроса котировок в электронной форме.  
 В нарушение указанного требования Положения протокол № 13 от 27.02.2015 размещен Заказчиком в единой информационной системе 02.03.2015.
Указание на право Заказчика продлить срок подведения итогов запроса котировок в связи с необходимостью получения от участников обоснования снижения цены договора неправомерно в связи с тем, что пунктом 1.7 Документации запроса котировок в электронной форме датой подведения итогов установлено 13.02.2015, а единственным основанием продления срока подведения итогов запроса котировок является утверждение решения Конкурсной комиссии Правлением Банка (если сумма закупки превышает полномочия Конкурсной комиссии).
Кроме того, ссылка Заказчика на служебную записку начальника ОНиОС АУ ГОСБ №8586 в качестве дополнительного основания для отказа в признании котировочной заявки Заявителя неправомерна в связи с тем, что иных критериев оценки заявки претендента, кроме наименьшей цены закупаемой продукции (при условии соответствия котировочной заявки требованиям Извещения), Положением о закупках и Документацией запроса котировок в электронной форме не предусмотрено.
Запрос котировок является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения. Назначенная заказчиком закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке, определяет победителем участника закупки, предложившего наиболее низкую цену договора.
Таким образом, датой подведения итогов запроса котировок в электронной форме является дата, установленная в извещении о запросе котировок, размещенном 03.02.2015 в единой информационной  системе на сайте www.zakupki.gov.ru, являющимся неотъемлемой  частью документации о запросе котировок, пункт 1.7 которой также устанавливает дату подведения итогов запроса котировок 13.02.2015.
На заседание комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя 17.03.2015 Заказчиком дополнительно были представлены возражения, согласно которым, в соответствии с частями 9, 10 статьи 3 Закона о закупках, жалобы на нарушение Заказчиком сроков подведения итогов и порядка определения победителя запроса котировок должны рассматривается в судебном порядке и не подлежат рассмотрению антимонопольным органом.
Данные возражения являются несостоятельными по следующим основаниям.
Рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат любые жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, выразившиеся в нарушении заказчиком установленного Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, принятыми в его реализацию, положением о закупке заказчика порядка проведения закупочных процедур, в том числе в случаях, не поименованных в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Данная позиция подтверждается письмом ФАС России № ИА/52525/13 от 24.12.2013.
Рассмотрение подобных жалоб в судебном порядке занимает более длительный срок. Таким образом, к моменту рассмотрения жалобы и вынесения решения судом, обжалуемые закупки могут состояться, и по их результатам могут быть заключены договоры, что приводит к значительному уменьшению (в ряде случаев к устранению) возможности лиц, подавших жалобу, участия в интересующих их закупочных процедурах.
Вышеуказанная позиция ФАС России нашла свое отражение в решении Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2012 по делу №А60-27118/2012.
Также ФАС России обращает внимание, что при установлении в рамках рассмотрения жалобы в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 17 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан принять необходимые меры по их устранению.
Заявитель также имел право обратиться в суд с жалобой на действия (бездействие) Заказчика, поскольку законодательством предусмотрена и судебная защита. Вместе с тем необходимо учитывать, что административная (внесудебная) форма защиты прав и законных интересов участников закупки является более экономичной и более оперативной по сравнению с судебным порядком оспаривания, что является значимым для участника закупки.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 31 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в ходе организации и проведения открытого запроса котировок в электронной форме Заказчиком нарушены требования части 12 статьи 4 Закона о закупках. Нарушение выразилось в несоблюдении Заказчиком сроков размещения в единой информационной системе протоколов, составляемых в ходе закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках
На основании изложенного, руководствуясь частями 11, 14, 20 статьи 18.1, пунктом 31 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ООО «АСТЭКинжиниринг» обоснованной.
2. Признать ОАО «Сбербанк России» в лице Читинского ОСБ № 8600 нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с  нарушением заказчиком порядка определения победителя запроса котировок.
3. Выдать ОАО «Сбербанк России» в лице Читинского ОСБ № 8600 предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении  ОАО «Сбербанк России» в лице Читинского ОСБ № 8600.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                     
Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны