Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы на действия ООО УК «Тепловик»... от 21 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 40 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – врио руководителя управления;
Члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
в присутствии:
- индивидуального предпринимателя;
– представителя ООО «Тепловик»;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя на действия ООО УК «Тепловик» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку угля для нужд ООО УК "Тепловик" (номер извещения 31503024459), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
1 декабря 2015 года ООО УК «Тепловик» на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31503024459 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку угля для нужд ООО УК "Тепловик". Дата подведения итогов аукциона назначена на 4 декабря 2015 года. Итоговый протокол на сайте www.zakupki.gov.ru на момент поступления и рассмотрения жалобы не размещен. Сроки предоставления заявок с 10.11.2015 по 1.12.2015.
1 декабря 2015 года, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок № U 1540175-1559106-1, на участие в рассматриваемой закупочной процедуре было подано 2 заявки, обе заявки допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом итогов аукциона № 2 от 5.12.2015, при проведении аукциона участником № 2 была сделана одна ставка.
В соответствии с пунктом 13 протокола итогов аукциона № 2 от 5.12.2015 аукцион был признан не состоявшимся на основании п.7.1 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «Тепловик».
11 декабря 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя (далее - Заявитель) на действия ООО УК «Тепловик» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку угля для нужд ООО УК "Тепловик" (номер извещения 31503024459).
В жалобе Заявитель указывает, что действия Заказчика являются незаконными в связи со следующим обстоятельствами.
6 декабря от электронной площадки Заявителю пришли письма, о размещении протокола аукционного торга, о рассмотрении вторых частей заявок о допуске второй части заявки, о размещении протокола рассмотрения вторых частей заявок, о подведении итогов, о размещении протокола о результатах проведения закупки, о присвоении статуса - заключение договора, о сроке подписания договора.
В протоколе № 2 об итогах аукциона Заказчик признал аукцион несостоявшимся на основании п. 7.1, раздела 7 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «Тепловик». В данном пункте указаны последствия признания аукциона несостоявшимся, а не причины признания электронного аукциона несостоявшимся.
В пункте 4.8 раздела 4 Положения указано - в случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене договора, такой аукцион признается несостоявшимся. В связи с тем, что Заявитель подал заявку о цене договора, поэтому считает необоснованным признание открытого аукциона несостоявшимся.
Заявитель указывает на то, что протокол № 2 итогов аукциона, не содержит результаты рассмотрения заявок, предусмотренные разделом 5 Положения о закупке.
В связи с этим Заявитель просит:
1. признать жалобу Заявителя обоснованной;
2. провести проверку правомерности действий заказчика;
3. выдать предписание об устранении нарушений при проведении аукциона.
Заказчиком были представлены письменные пояснения по жалобе.
Из пояснений Заказчика следует, что действия Заказчика были совершены в соответствии с Положением о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд ООО «Тепловик», Закупочной документацией и не содержат нарушений порядка закупки товаров, работ и услуг. В своих пояснениях Заказчик, отметил, что в связи с тем, что информация о закупке на сайте www.zakupki.gov.ru была размещена не своевременно, Заказчиком был направлен запрос на электронную площадку о переносе сроков подведения итогов аукциона на 9.12.2015 (исх. №102 от 07.12.2015).
Рассмотрев все представленные материалы, Комиссия Забайкальского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируются Положением о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд ООО «Тепловик», утвержденным общим собранием учредителей ООО «Тепловик» (далее – Положение о закупке).
Разделом III Положения о закупке предусмотрен способ закупки путем проведения электронного аукциона.
Пункт 7.1 раздела III Положения о закупке, регламентирует последствия признания аукциона несостоявшемся, а именно если аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок или если аукцион признан несостоявшимся и договор не заключен с единственным участником процедуры, подавшим заявку, или с единственным участником процедуры закупки, допущенным к участию в аукционе, Заказчик вправе отказаться от проведения повторной процедуры закупки, объявить о проведении повторного аукциона, либо заключить договор с единственным поставщиком.
Из анализа указанного выше пункта следует, что аукцион может быть признан не состоявшимся, по следующим причинам:
- по причине отсутствия поданных заявок;
- участие в аукционе принял один участник;
- к участию в аукционе был допущен один участник.
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку угля для нужд ООО УК «Тепловик» (номер извещения 31503024459) регламентирован Документацией аукциона в электронной форме на перевозку угля для нужд ООО «Тепловик» (далее - Документация), указанная Документация была опубликована на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru).
В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 6.4.1. Документации, в случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене договора, предусматривающее снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах «шага аукциона», данный аукцион признается несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 6.4.2 Документации, в течение 30 (тридцати) минут после окончания указанного времени оператор электронной площадки размещает на электронной площадке Протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся.
В связи с тем, что в аукционе принял участие только один участник, аукцион правомерно был признан несостоявшимся. Информация о признании закупочной процедуры несостоявшейся содержится в протоколе № 2 об итогах аукциона.
Таким образом, Заказчик, признав аукцион несостоявшимся, действовал в соответствии с Положением о закупке, Закупочной документацией.
Вместе с тем, на заседании Комиссии антимонопольного органа установлено следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках, извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, информация о закупке товаров, работ, услуг подлежит размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с пунктом 1.3 .Положения о закупке, извещение о проведении открытого аукциона размещается Заказчиком, на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Извещение о проведения открытого аукциона № 31503024459 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru. – 1 декабря 2015 года.
Дата окончания подачи заявок назначена на 1 декабря 2015 года.
Таким образом, извещение о проведения открытого аукциона № 31503024459 было размещено в день окончания подачи заявок.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с извещением № 31503024459 от 1.12.2015 дата и время подведения итогов запроса предложений назначена на 4 декабря 2015 года.
Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что итоговый протокол от 5.12.2015 на сайте закупки опубликован не был.
Также на сайте www.zakupki.gov.ru не размещено информации о результатах проведения аукциона в электронной форме на поставку угля для нужд ООО УК «Тепловик» (номер извещения 31503024459), в т.ч. об отмене закупочной процедуры, переносе сроков подведения итогов либо признании аукциона несостоявшимся.
В соответствии с частью 13 статьи 4 Закона о закупках, в случае возникновения при ведении единой информационной системы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единой информационной системы, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе, и считается размещенной в установленном порядке.
Доказательств невозможности своевременного размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Заказчиком не представлено.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 и части 2 статьи 3, части 12 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частями 14, 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу индивидуального предпринимателя на действия ООО УК «Тепловик» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку угля для нужд ООО УК «Тепловик» (номер извещения 31503024459) необоснованной.
- Признать ООО УК «Тепловик» (ИНН 7508005996) нарушившим требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 3 и части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- В связи с тем, что нарушение ООО УК «Тепловик» требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 3, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не повлияло на итоги электронного аукциона, на право заключения договора, обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 и частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: