Определение б/н Определение об отложении рассмотрения дела о нарушении антим... от 10 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела   № 42 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

Рассмотрев дело № 42 в отношении  открытого акционерного общества «Читинская энергосбытовая компания» (адрес: 672010,  Забайкальский край,  г. Чита,  ул. Забайкальского рабочего», д. 36) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке электроснабжения, на территории  города Петровск-Забайкальский, путем прекращения подачи электрической энергии на объекты находящиеся в ведении  ООО «Коммунальник»: котельные, расположенные  по улицам  Шоссейная, Островского,  Залинейная, Маяковского, а так же котельные школы № 1, больницы №1, 2, центральные  тепловые пункты по улицам Почтовая, Спортивная, Масовая, МКР-1 и бойлерную по улице Почтовая,   что привело  к остановке  работы котельных г. Балей,   прекращению ремонтных работ по подготовке   объектов к отопительному сезону 2015-2016 гг. и возникновению угрозы  по ущемлению  интересов  добросовестных потребителей  коммунальных услуг теплоснабжения и  горячего водоснабжения.    

            При участии представителей:

ОАО «Читаэнергосбыт» - представители по доверенности Бородина Е.И. (доверенность от  31.12.2015 г. № 53), Звизжев  С.М. (доверенность от 28.01.2016г.                   № 40)

             установила:

            25 мая 2015 года ОАО «Читаэнергосбыт» ограничило подачу электроэнергии  на объекты, находящиеся в ведении   ООО «Коммунальник»: котельные, расположенные  по улицам  Шоссейная, Островского,  Залинейная, Маяковского, а так же котельные школы № 1, больницы №1, 2, центральные  тепловые пункты по улицам Почтовая, Спортивная, Масовая, МКР-1 и бойлерную по улице Почтовая. Ограничение подачи электроэнергии,  было  осуществлено Обществом  в связи с наличием задолженности   по оплате электроэнергии  ООО «Коммунальник» (договоры энергоснабжения  от  01.02.2010 года).

             Статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» четко определяет, что лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или производственных) нужд, являются потребителями.

            Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

            В силу пункта 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное  состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

            Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

            Пункт 2 основных положений  устанавливает, что «субъекты  розничных рынков» - участники  отношений по производству, передаче, купле - продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

            «Покупатель»  - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).

            Пункт 16  Правил  предусматривает, что в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах четвертом и  пятом подпункта «б», подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 настоящих Правил, вводится полное ограничение режима потребления.

            Для потребителей, указанных в пунктах 17 и 18  настоящих Правил, в связи с наступлением  указанных в настоящем пункте  обстоятельств, вводится полное ограничение  режима потребления с соблюдением указанных  в пункте 17 настоящих Правил  сроков введения  частичного ограничения режима  потребления  до уровня технологической и (или)  аварийной брони.

            Согласно пункту 18 Правил, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

            При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

            Приложение  к настоящим Правилам  определяет  категории  потребителей электрической энергии  (мощности), ограничение режима  потребления электрической энергии  которых может привести  к экологическим, экономическим  и социальным последствиям.

            Согласно пункту 2 данного Приложения   не допускается  введение ограничения режима потребления ниже величины   аварийной   брони   в   отношении   организации,   осуществляющей   эксплуатацию объектов  централизованного водоснабжения  и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.  

             ООО «Коммунальник» является организацией, оказывающей  услуги  по  предоставлению горячего водоснабжения  и тепловой энергии   населению  г.  Петровск-Забайкальский. Полное ограничение  режима подачи электроэнергии  привело к остановке  работы котельных г. Петровск-Забайкальский,  ремонтные работ по подготовке данных  объектов к функционированию в осенне-зимний период 2015-2016 гг., были прекращены. Следует учесть тот факт, что   потребляемая электроэнергия является необходимым элементом технологического процесса подачи тепловой энергии   и горячего водоснабжения  для жителей г. Петровск-Забайкальский, а также на социально значимые объекты: МДОУ – детский сад №1, №2, №3, ЦРБ, Детский дом для умственно отсталых детей и т.д.

            Решением Петровск-Забайкальского городского суда   от 17 августа 2015 года по делу № 2-6688/2015  действия ОАО «Читаэнергосбыт» по  прекращению подачи электроэнергии  на объекты (котельные), находящиеся во временном владении и пользовании   ООО «Коммунальник» признаны незаконными, судом по отношению  к                                           ОАО «Читаэнергосбыт» вменена обязанность  возобновить подачу электрической энергии.

Режим потребления электрической энергии  на котельные, расположенные  по улицам  Шоссейная, Островского,  Залинейная, Маяковского,  котельные школы № 1, больницы №1, 2, центральные  тепловые пункты по улицам Почтовая, Спортивная, Масовая, МКР-1 и бойлерную по улице Почтовая был возобновлен 1 сентября 2015 года

             Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением  причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а так же  злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ОАО «Читаэнергосбыт», в качестве способа защиты своих прав производит фактическое взыскание задолженности в судебном порядке. Полученные исполнительные документы находятся в банке по месту открытия счетов ООО «Коммунальник». Все  поступающие денежные средства списываются в пользу ОАО «Читаэнергосбыт». Вместе с тем, ОАО «Читаэнергосбыт» дополнительно использовало способ защиты права, который ущемляет права и законные интересы потребителей  коммунальных услуг - население     г. Петровск-Забайкальский.

            Кроме того, пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 дано разъяснение, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и  статей 3 и 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим  положением,  достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из  перечисленных в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» последствий, а именно недопущения, ограничения, устранения конкуренции  или ущемления интересов.

К материалам дела приобщены:  график  капитальных ремонтов                                       ООО «Коммунальник»  на 2015 год,  договоры об уступке права требования, договор  на выполнение работ от 22 мая 2015 заключенный между ООО «Коммунальник» и ООО «Сибцветметэнерго», переписка   ООО «Сибцветметэнерго» с ООО «Коммунальник» по вопросу  невозможности  проведения ремонтных работ на Центральной котельной г. Петровск-Забайкальский, в связи с отсутствием электрической энергии на объекте.

По информации, представленной в рамках рассматриваемого дела Администрацией городского округа «Город Петровск-Забайкальский»,  при отключении  электрической энергии  на  перечисленных тепловых пунктах и котельных, подача услуги (холодного) водоснабжения населению и на социально значимые объекты не  прекращается.

На заседании Комиссии представителем  ОАО  «Читаэнергосбыт» по вопросу  технической возможности введения ограничения режима потребления до уровня аварийной брони  на объекты: котельные, расположенные  по улицам  Шоссейная, Островского,  Залинейная, Маяковского,  котельные школы № 1, больницы №1, 2, центральные  тепловые пункты по улицам Почтовая, Спортивная, Масовая, МКР-1 и бойлерную по улице Почтовая   представлены  следующее пояснения.

Акты согласования аварийной и (или) технологической брони у ООО «Коммунальник» отсутствуют.

Согласно пункту 5 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии: ограничение режима потребления, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления.

В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, точкой поставки на розничном рынке является место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

В соответствии с  пунктом 9   Правил ограничения частичное ограничение   режима потребления производится потребителем самостоятельно.

При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).

Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объёме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, отключение   части   питающих   потребителя   объектов   электросетевого   хозяйства   не приведет к требуемому ограничению режима потребления.

В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субиполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах. Потребитель (за исключением граждан-потребителей) обязан возместить убытки, возникшие вследствие этого у инициатора введения ограничения, у исполнителя (субисполнителя), а в случае, если было нарушено электроснабжение потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, то указанный потребитель обязан также возместить убытки, возникшие у таких потребителей.

Энергопринимающие устройства  объектов потребителя:  бойлерная улица Почтовая, котельные больницы № 1 и № 2 присоединены  к электроустановкам  сетевой организации, в соответствии с актом  разграничения балансовой принадлежности, в точке присоединения к проводам ВЛ-0,4 кабельного ответвления от ВЛ.

В соответствии   с пунктом 2.1.21  Правил устройства  электроустановок соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи  опрессовки, сварки, пайки или  сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утверждёнными  в установленном порядке.

Данные способы соединения предназначены для соединения  токопроводящих проводников (жил) кабельного ответвления от магистральных проводов ВЛ-0,4 кВ и обеспечения надежного  электрического контакта токоведущих проводов ВЛ-0,4 кВ с токопроводящими проводниками  (жилами) кабельного ответвления  и не предназначены  для сокращения уровня  потребляемой мощности  энергопринимающих устройств потребителя.

Энергопринимающее устройство  объекта потребителя: котельная ул. Залинейная присоединено к электроустановкам  сетевой организации, в соответствии с актом  разграничения балансовой принадлежности, в точке присоединения  КЛ-0,4 кВ  к автоматическому выключателю. В соответствии  с пунктом 3.1  Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50345-2010 автоматический выключатель-это коммутационный аппарат, способный включать, проводить и отключать токи в нормальном  состоянии цепи, а также  включать, проводить  в течении  заданного времени  и автоматически  отключать токи  в указанном аномальном состоянии цепи, например токи короткого замыкания.

В соответствии с главой 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50345-2010 автоматические выключатели  предназначены для защиты от сверхтоков электроустановок в зданиях и аналогичных установок  и соответственно не предназначены  для сокращения уровня потребляемой  энергопринимающих устройств потребителя.

Энергопринимающие устройства  объектов потребителя:  центральный тепловой пункт № 1 ул. Спортивная, центральный тепловой пункт мкр  № 1, котельная школы № 1, котельная ул. Шоссейная, котельная ул. Островского, котельная ул. Маяковского присоединены  к электроустановкам  сетевой организации, в соответствии  с актом разграничения  балансовой принадлежности  и актом ограничения, в точке присоединения  КЛ-0,4 кВ к механическому  коммутационному аппарату (рубильнику).

В соответствии с главой 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50345-2010 механический коммутационный аппарат, предназначенный для  замыкания и размыкания одной и более электрических цепей с помощью разъединяемых контактов и соответственно не предназначенный для сокращения уровня потребляемой мощности  энергопринимающих устройств потребителя.

Энергопринимающие устройство  объекта потребителя:  центральная котельная ул. Почтовая 3 присоединено  к электроустановкам  сетевой организации , в соответствии  с актом разграничения  балансовой принадлежности, в точке присоединения  КЛ-6 кЕ к распределительному устройству напряжением  6  кВ.

В соответствии  с главой 4.2 Правил устройств  электроустановок распределительное устройство (РУ) - электроустановок, служащая для  приема и распределения  электроэнергии  и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, связи и измерений.

В соответствии с главой 3.2.2 Правил устройства  электроустановок устройства релейной защиты предназначены для автоматического отключения  поврежденного элемента от остальной поврежденной  части электрической системы (электроустановок) с помощью выключателей  и реагирования  на опасные, режимы работы элементов  электрической системы и соответственно сокращения уровня потребляемой мощности  энергопринимающих устройств потребителя.

В силу требований подпункта «д» пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передачи электрической энергии  и оказания этих услуг, при исполнении  договора потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключается договор передачи) обязан поддерживать схему электроснабжения  с выделением ответственных нагрузок на резервируемые внешние питающие линии, обеспечивающие отпуск  электрической энергии  для аварийной брони.

Информация об отсутствии технической возможности  введения режима ограничения потребления  электрической энергии  до уровня аварийной брони подтверждается сетевыми  организациями - филиалом ОАО «РЖД» «Трансэнерго» и филиалом ПАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» в ответах на заявки                                         ОАО «Читаэнергосбыт» (исх.№ 174/1-СБ от 29.04.2015, исх.№ 183/1-СБ от 12.05.2015 ).

На объект – центральный тепловой пункт по ул. Мысовая ограничение по инициативе ОАО «Читаэнергосбыт» не вводилось. С июля 2013 года  объект не функционирует, потребление  электрической энергии  с этого момента отсутствует. ООО «Коммунальник» с заявлением  о расторжении договора  на указанный объект не обращалось.

19 апреля 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России   поступило  заявление  ООО «Коммунальник об отказе  от требований, изложенных  в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии  со  статьей 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Заявление  ООО «Коммунальник об отказе  от требований, изложенных  в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства не является, основанием для прекращения рассмотрения дела №42.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3   части 1.1  статьи 47, частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ   «О защите конкуренции» Комиссия определила:

  1.  Отложить рассмотрение дела № 42.
  2.  Назначить рассмотрение дела № 42
  3.  на 30  мая 2016 года в 11 часов 30  минут по адресу:  г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 5.

Явка лиц, участвующих в деле, либо их представителей с надлежащим образом оформленными доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

           

 

Председатель Комиссии                                                                                      

 

Члены

Связанные организации

Связанные организации не указаны