Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы ФГКУ УВО УМВД России по Забай... от 25 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 43  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –  врио руководителя  управления;

Члены Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии:

- представителя ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю;

– представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае»; 

рассмотрев жалобу ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» при проведении запроса котировок на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе» (номер извещения 31503049217), в порядке предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

7 декабря  2015 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 31503049217 о проведении запроса котировок  на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе».

Дата рассмотрения и оценки котировочных заявок назначена 15.12.2015.

В соответствии с итоговым протоколом на участие в запросе котировок подано две заявки ООО ЧОП «Рубикон плюс» и ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю.

Котировочная  заявка ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю отклонена  от участия в запросе котировок по основанию - отсутствия в поданной котировочной заявке лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Победителем запроса котировок признано ООО ЧОП «Рубикон плюс».

17 декабря 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю (далее - Заявитель) на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок  на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе» (номер извещения 31503049217).

В жалобе Заявитель указывает, что действия Заказчика  являются незаконными, в связи с неправомерным отклонением заявки.

Заказчиком представлены письменные пояснения по жалобе.

Из пояснений Заказчика следует, что действия Заказчика совершены в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае», Закупочной документацией и не содержат нарушений порядка закупки товаров, работ и услуг.  

Рассмотрев все представленные материалы, Комиссия Забайкальского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции,  положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках,  Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируются  Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае», утвержденным врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю. Поповой 2014 года (далее – Положение о закупке).

Частью 18 Положения о закупке предусмотрено  проведение закупочных процедур  способом запроса  котировок.

В соответствии с пунктом 18.6.2 Положения о закупке,  Победителем в проведении запроса котировок признается участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками процедуры закупки победителем в проведении запроса котировок признается участник процедуры закупки, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников процедуры закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Требования к участникам запроса котировок  на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе» (номер извещения 31503049217) определены  котировочной заявкой  и техническим  заданием на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе», указанные  документы были опубликованы на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru).

В техническом задании установлено требование к исполнителю: «в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо наличие лицензии на частную охранную деятельность».

В соответствии с формой котировочной заявки, к котировочной заявке должны быть приложены следующие документы:

  1. Копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок.
  2. Лицензия на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В составе заявки на участие в открытом запросе котировок Заявителем не представлена лицензия на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, заявка ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю была отклонена как несоответствующая требованиям закупочной документации.

Вместе с тем, ведение частной детективной и охранной деятельности в РФ регламентируется Законом РФ № 2487-1 от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 2487-1).

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации № 2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о частной детективной и охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статьей 11 указанного закона установлено, что оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

Согласно выписке ЕГРЮЛ   основной вид деятельности ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю – деятельность органов внутренних дел (код 75.24.1).

В соответствии с  пунктом 10 части 1 статьи 2 Закона «О полиции», к основным направлениям деятельности полиции относится охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона «О полиции», в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

Пунктом  25 части 1 статьи 12 Закона «О полиции», определена  обязанность полиции охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Приказом Министерства внутренних дел РФ от 5 мая 2012 года № 430 утвержден Устав Федерального государственного казенного учреждения  «Управление вневедомственной охраны Управления МВД Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее – Устав).

Согласно пункту 19 Устава целями деятельности учреждения являются охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Пункт 20 Устава содержит  виды деятельности учреждения для достижения целей обозначенных в пункте 19 Устава.

Из изложенного следует, что ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю не осуществляет деятельность в соответствии с Законом о частной охранной деятельности, в связи с чем, для осуществления охранной деятельности и оказанию услуг  ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю получение лицензии в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не требуется.

В соответствии с  пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1.1.7.2 Положения о закупках, при проведении закупки Заказчик руководствуется  принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Заявитель не имеет  лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а оказывает услуги по охране на основании закона и учредительных документов.

Требование  о предоставлении участником запроса котировок лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» повлекли отклонение заявки Заявителя.

При  указанных выше обстоятельствах, действия Заказчика  по установлению требования в закупочной документации о предоставлении лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержат  ограничение конкуренции, т.к.  Заказчик не обеспечил соблюдение принципов равного доступа к участию в запросе котировок, что повлекло  ограничение количества участников.

Таким образом, Заказчиком  нарушены принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 1.1.7.2. Положения о закупках.

Учитывая, что требование к участникам проводимого запроса котировок о  наличии лицензии препятствует доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов, которым указанная лицензия не требуется, в связи со специальным назначением деятельности, такое требование необоснованно ограничивает конкуренцию участников закупки, в силу чего, действия Заказчика в части установления такого требования противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Частью 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Из приведённых выше положений Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган так же уполномочен на принятие решений о признании лица нарушившим установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты так же в случаях, когда данные нарушения совершены при проведении закупки, проводимой в форме открытого запроса котировок на основании Закона о закупках, в том числе, если данные нарушения были выявлены антимонопольным органом в ходе рассмотрения поданной в порядке Закона о закупках жалобы.

Комиссия Забайкальского УФАС России приходит к выводу о том, что указанные выше действия Заказчика  противоречат   требованиям пункта  2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, 1.1.7.2. Положения о закупке, т.к. ограничивают число участников закупки и являются нарушением требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 14, 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю на действия  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае»  при проведении запроса котировок  на оказание услуг по централизованной охране административных зданий филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе» (номер извещения 31503049217) обоснованной, в связи с нарушением требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 1.1.7.2. Положения о закупках.
  2.  Признать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае»  нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 1.1.7.2. Положения о закупках.
  3. Выдать  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае»  предписание об устранении допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                  

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны