Определение б/н Определение о возбуждении дела в отношении ООО «Автоломбард ... от 13 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе руководитель управления, рассмотрев материалы, указывающие на признаки нарушения ООО «Автоломбард Меганов»  части 6, 7 статьи 5, части 1, 3 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе);

УСТАНОВИЛА:

Забайкальским УФАС России в ходе мониторинга за соблюдением законодательства о рекламе выявлен факт распространения наружной рекламы расположенной по адресу : ул. Рахова, рядом с СТО «Медведь», следующего содержания : «Я ДАЮ! 6%  Займ под залог автомобиля Тел.: 55-01-01, ул.Мостовая 5а  АВТОЛОМБАРД МЕГАНОВ», которая имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

ООО «Автоломбард Меганов» был размещен рекламный баннер, на котором изображена девушка, сидящая на переднем сидении автомобиля с сумкой на переднем плане, наполненной денежными купюрами.

В июле 2017 года состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Забайкальском УФАС России (Далее - Экспертный совет). Экспертным советом обнаружены признаки нарушения законодательства о рекламе и даны рекомендации для возбуждения дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3  Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению краткосрочных займов под залог автомобилей.

Указанная выше информация, соответствует понятию рекламы, закрепленному в действующем законодательстве, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Реклама формирует интерес к товару или услуге и направлена на формирование потребителей желания ею воспользоваться, поэтому существенной является информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В данном случае имеются признаки нарушения части 6, 7 статьи 5 и части 1, 3 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, благопристойность.

Слово «двусмысленный» в соответствии с Толковым словарем русского языка Д.Н. Ушакова означает: двойственный, лишенный прямоты, уклончивый; содержащий неприличный, нескромный намек. Реклама ООО «Автоломбард Меганов», содержания: «Я ДАЮ! 6%  Займ под залог автомобиля Тел.: 55-01-01, ул.Мостовая 5а  АВТОЛОМБАРД МЕГАНОВ» вызывает у потребителя ассоциации, не связанные с деятельностью автоломбарда.

К непристойным образам, могут быть отнесены такие образы и выражения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Изображенный в рекламе ООО «Автоломбард Меганов» женский образ в совокупности с вышеуказанным текстом вызывает у потребителей ассоциации, не связанные с деятельностью автоломбарда и являются непристойными, так как представление такого образа в местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами, является безнравственным.

Таким образом, используемый в рекламе ООО «Автоломбард Меганов» образ девушки в совокупности с недвусмысленным текстом является непристойным.

В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, основной деятельностью ООО «Автоломбард Меганов» является «Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества». Согласно Уставу ООО «Автоломбард Меганов» от 01 декабря 2015 года, полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Автоломбард Меганов». Основными видами деятельности общества является:

-предоставление ломбардом краткосрочных кредитов под залог движимого имущества;

-предоставление услуг по хранению ценностей;

- консультации по вопросам коммерческой деятельности и управления;

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Согласно пункту 2 статьи 1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Также, в силу части 2 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Ломбард является финансовой организацией согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», следовательно, на ломбарды распространяются требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.

Согласно ч.3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемом рекламном сообщении приводится только одно условие выдаваемых ООО «Меганов» займов под залог автомобилей – минимальная процентная ставка – и не указаны срок пользования займом, сумма займа, зависимость суммы займа от стоимости залогового автомобиля и другие условия, влияющие на стоимость займа, то есть существенная информация, необходимая потребителю для принятия осознанного решения по приобретению займа.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация обязана разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте http://lombard.meganov.ru/ ООО «Автоломбард Меганов» оказывает услуги по предоставлению займов наличными, под залог автомобиля на следующих условиях:

- от 100.000 рублей до 1.400.000 рублей за 30 минут;

-для оформлении займа требуется три документа – паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о регистрации автомобиля, паспорт транспортного средства;

- процедура выдачи денежных средств включает в себя 4 пункта:

         «1.Осмотр автомобиля
          2.Диагностика автомобиля
          3.Оформление сделки
          4. Получение денег!»

 

Иные условия выдачи займа под залог автомобиля отсутствуют.

Таким образом, как в рекламе, так и на официальном сайте ООО «Автоломбард Меганов» отсутствует существенная информация, влияющая на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, в частности, о сроке займа, зависимости суммы займа от оценочной стоимости автомобиля, сведения о размере процентной ставки, установленной за конкретный период.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Распространенная обществом реклама финансовой услуги по предоставлению денежного займа направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламном сообщении информации о видах процентных ставок, о том, что проценты рассчитываются по ставке за конкретный период, срока займа, зависимость суммы займа от оценочной стоимости автомобиля и иной информации, влияющей на конечную стоимость займа, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого займа.

Следовательно, указанная реклама противоречит требованиям части 6, 7 статьи 5, части 1, 3 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частями 1,2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно договору аренды, между ИП Д<...> и ООО «Автоломбард Меганов» (ИНН 7536155721) от 12.12.2016  рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ООО «Автоломбард Меганов».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508;

                                                                                                                          ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Возбудить производство по делу № 12 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в отношении ООО «Автоломбард Меганов».

2.Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе -  ООО «Автоломбард Меганов»;

3. Назначить дело № 12 к рассмотрению на 10 ноября 2017 года в 11 часов 00 минут, по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 5.

4. Явка законных представителей с надлежащим образом заверенными доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

5.ООО «Автоломбард Меганов» в срок до 06 ноября 2017 года представить следующие документы и материалы:

- надлежащим образом заверенные копии договоров на изготовление и размещение указанной выше рекламы;

- надлежащим образом заверенные копии типовых договоров ООО «Автоломбард Меганов», определяющих условия предоставления займов;

- письменное пояснение по признакам нарушения части 6, 7 статьи 5, части 1, 3 и пункта 2 части 2 статьи 28  Закона о рекламе.

Одновременно напоминаем, что в соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны