Определение б/н Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законо... от 22 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 14 по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

15 ноября  2017 года                                                                                              г. Чита

Председатель Комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <……..>, руководитель управления, рассмотрев материалы, указывающие на признаки нарушения филиалом ООО «Лаборатория Гемотест» пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе);

 

УСТАНОВИЛ:

 

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю в адрес Забайкальского УФАС России перенаправлено заявление Посох<……..>. о распространении рекламы путем наружного размещения, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, следующего содержания: «ГЕМОТЕСТ медицинская лаборатория 8 ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ проверь за 100 р подробности на сайте или по телефону 8 800 550 <……..> www.gemotest.ru твоя биохимия АКЦИЯ медицинские анализы ул.Бутина, д.115,к.1 взятие биоматериала оплачивается отдельно Акция действует до 20.12.2017 г. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКУНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ».

Забайкальским УФАС России актом об обследовании рекламных конструкций, установленных на территории городского округа «Город Чита»  зафиксирован факт, распространения указанной выше рекламы по адресу г.Чита, Забайкальский край, между домов  <……..> корпус 2 и <……..> корпус 3 улицы Нов<……..>.

Как указывает заявительница, ознакомившись с указанной информацией, она обратилась в ООО «Лаборатория Гемотест». В лаборатории было пояснено, что плата за указанный в рекламе анализ составит 200 рублей, 100 рублей за взятие крови и 100 рублей за анализы.

По мнению заявительницы, указанная информация вводит потребителей в заблуждение и нарушает законодательство Российской Федерации, поскольку не соответствует действительности.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3  Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу данных норм Закона о рекламе указанная выше информация, соответствует понятию рекламы, закрепленному в действующем законодательстве, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам, предоставляемым филиалом ООО «Лаборатория Гемотест».

В данном случае имеются признаки нарушения пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует существенная информация о рекламируемом товаре - условия его приобретения, стоимость, что искажает смысл информации, касающейся рекламируемой услуги.

В рекламе до потребителя доводятся сведения о возможности проверить 8 главных показателей здоровья за 100 рублей, при этом в тексте рекламы информация об отдельной стоимости взятия биоматериала и о сроках проведения акции выполнена мелким нечитаемым шрифтом в темной цветовой гамме на фоне зелёного цвета.

В том виде, в котором исполнена существенная информация, а именно текст: «взятие биоматериала оплачивается отдельно Акция действует до 20.12.2017 г», затруднительна для прочтения потребителем, что по смыслу законодательства о рекламе, равнозначно ее фактическому отсутствию.

 

Из пункта 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» следует, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, информация «взятие биоматериала оплачивается отдельно Акция действует до 20.12.2017 г.», отраженная в рекламе, должна восприниматься потребителями с одинакового расстояния, т.е. потребители должны иметь возможность прочитать всю информацию в рекламе как максимально приблизившись к рекламной конструкции, так и на расстоянии от неё.

Условие взятия биоматериала, приведенное в нижней части рекламного баннера, может повлиять на решение потребителя воспользоваться услугой, предоставляемой ООО «Лаборатория Гемотест», и является существенным для него. В рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, делая ее восприятие невозможным, а информация о привлекательных условиях выполнена крупным хорошо читаемым шрифтом.

Забайкальским УФАС направлен запрос о представлении информации сроком до 11.10.2017 в филиал ООО «Лаборатория Гемотест» от 20.09.2017. Ответ на запрос в Управление не представлен, конверт с отправлением не возвращен. Согласно данным официального сайта ФГУП «Почта России» данное отправление получено адресатом 05.10.2017 г.

Учитывая ряд обстоятельств, связанных со способом размещения рекламы, а именно: соотношение размера (высоты) шрифта, использованного при написании, соотношение цветов фона и шрифта, размещение рекламной конструкции на парковочной зоне вблизи перекрестка, позволяет полагать, что потребитель не имеет возможности прочитать фразу, выполненную данным образом.

Общее восприятие рекламы не содержит соответствующие действительности сведения, вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку стоимость услуги, указанная в рекламе не находит подтверждения.

Данный факт подтверждается жалобой заявительницы, способной адекватно воспринять рекламу, разумно оценив полноту содержащихся в ней сведений, и впоследствии убедиться в существенном искажении ее смысла.

  • менее привлекательной информации способом, затрудняющим ее восприятие, с учетом вышеуказанных в совокупности особенностей размещения, свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

В данном случае, рекламодателем является филиал ООО «Лаборатория Гемотест» (г.Чита, улица <……..>).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                                                                         

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № <……..> по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в отношении филиала ООО «Лаборатория Гемотест»;
  2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе -  филиал ООО «Лаборатория Гемотест»;

3.      Назначить дело № 14 к рассмотрению на <……..> декабря 2017 года в 14 часов 30 минут, по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 5.

4.      Явка законных представителей с надлежащим образом заверенными доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

          Филиалу ООО «Лаборатория Гемотест» в срок до <……..> декабря 2017 года представить, в Забайкальское УФАС России,  следующую информацию:

- письменное пояснение по признакам нарушения  пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5  Закона «О рекламе»;

- прейскурант цен на медицинские услуги филиала ООО «Лаборатория Гемотест»;

- образец договора на предоставление лабораторных исследований;

- надлежащим образом заверенные копии договоров на изготовление и размещение указанной выше рекламы;

- надлежащим образом заверенные копии платежных документов (счета - фактуры, платежные поручения и иные документы), подтверждающие факт оплаты за изготовление и размещение вышеуказанной рекламы;

            - надлежащим образом заверенные копии учредительных документов (Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав);

Одновременно напоминаем, что в соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Председатель Комиссии                                                                            <……..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны