Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении ООО «Сансу» и ООО «... от 27 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления;

члены Комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

в присутствии:

-заявителя,

-представителя ООО «Сансу» и  директора ООО «МастерСтрой»;

- представителя ООО «Забайкальское информационное агентство»,

рассмотрев дело № 22 по признакам нарушения ООО «Сансу» и ООО «Мастерстрой»  пунктов 2, 4, 6 части 3,  части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и по признакам нарушения ООО «Забайкальское информационное агентство»  части 1 статьи 28 Закона о рекламе;

 

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Забайкальского края в адрес Забайкальского УФАС России направлено заявление гражданина, содержащее признаки нарушения законодательства о рекламе.

В ходе рассмотрения заявления Забайкальским УФАС России установлено, что в  газете «Твоя неделя TV» от 19.08.2015 № 34, на странице 1 распространялась реклама следующего содержания: «СОЦИАЛЬНЫЕ ОКНА «Региональное социально ориентированное предприятие», с 1 июня по 31 августа 2015 г. для жителей г. Читы и Забайкальского края осуществляется программа по льготной замене старых окон и балконов на новые при поддержке администрации.*  Социальная рассрочка без переплат. Заключаем договора на дому. Подробности программы после предварительного замера окон. Кол-во товара ограничено! Гарантия 15 лет, ГОСТконтроль. Единственная аккредитованная компания по Забайкальскому краю. Единый Центр Заказов: 50-24-20, 5024-21, 8-914-350-24-20, 8-914-350-2421. ТЦ «Likerka Plaza», г. Чита, ул. Чкалова, 149, офис 301, *До 30 % от стоимости заказа оплачивается за счет администрации ООО «МастерСтрой ».

Указанная выше реклама содержит признаки нарушения пунктов 2, 4, 6 части 3, части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Определением от 15 октября  2015  года  Забайкальским УФАС России возбуждено дело № 22 по признакам нарушения пунктов 2, 4, 6 части 3, части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе в отношении  ООО «Сансу» и ООО «Мастерстрой»,  по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе в отношении  ООО «Забайкальское информационное агентство».

Представителем ООО «Сансу» и ООО «Мастерстрой»  даны пояснения, из которых следует, что под социальной деятельностью предполагалось оказание услуг пенсионерам и  инвалидам. Эмблема с изображением медведя и надписью «Региональное социально ориентированное предприятие» использовалась для привлечения клиентов. Скидки предоставлялись на устной основе. Под льготной программой подразумевалось предоставление скидок. Рассрочка предоставляется посредством кредита,  заявление об аккредитации предполагает, что кредит, заявленный в рекламе предоставляется банком.

ООО «Забайкальское информационное агентство» представлены письменные пояснения из которых следует, что  ООО «Забайкальское информационное агентство» признает нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела  документы и доказательства, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи  3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная выше информация соответствует понятию рекламы, закрепленному действующим законодательством, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – окнам ООО «МастерСтрой», программе по замене окон ООО «МастерСтрой» и  рассрочке,  и способствует продвижению указанных товаров   на рынке.   

Таким образом, информация, размещенная на странице  1 газеты  «Твоя неделя TV» от 19.08.2015 № 34, является рекламой. Объектом рекламирования являются окна ООО «МастерСтрой», программа по замене окон ООО «МастерСтрой», акция, проводимая ООО «МастерСтрой », и  рассрочка.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Рассматриваемая реклама содержит заявление «Социальные окна»,  эмблему с изображением медведя и надписью «Региональное социально ориентированное предприятие», словосочетание «осуществляется программа по льготной замене старых окон и балконов на новые при поддержке администрации*».

Совокупность всех указанных элементов указывает на социальную направленность деятельности ООО «МастерСтрой» и заявляет об определенных потребительских свойствах товаров, заявленных в рекламе (содержит эмблему «Региональное социально ориентированное предприятие», указание на льготы).

В соответствии с пунктом  2.1. статьи  2 Федерального  закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи  2 Федерального  закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях, некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В соответствии с толковым словарем: эмблема (от греч. emblema - рельефное украшение)- условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи (напр., эмблемы различных родов войск).

Таким образом, использование в рекламе эмблемы «Региональное социально ориентированное предприятие» указывает на принадлежность ООО «Мастерстрой» к социально ориентированной организации.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, установлено, что основным направлением деятельности ООО «Мастерстрой», в соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, является прочая розничная торговля вне магазинов, т.е. коммерческая деятельность.

ООО «Мастерстрой» не является социально ориентированными предприятием, в связи с тем, что основным видом деятельности ООО «Мастерстрой» является деятельность,  не направленная на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального  закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, использование эмблемы «Региональное социально ориентированное предприятие» в рекламе способно ввести в заблуждение относительно направления деятельности ООО «Мастерстрой».

Рассматриваемая реклама, содержит словосочетание «Социальные окна».

Исходя из положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", определяющих такие понятия как  «социальная услуга» - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; «получатель социальных услуг» - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Можно сделать вывод, что социальная направленность деятельности должна предусматривать реализацию услуг для определенных категорий граждан (инвалидов, малообеспеченных и т.д.) по ценам и условиям, отличающимся от среднерыночных и  предназначенных определенным социальным группам.

ООО «Мастерстрой» не представлено доказательств того, что данными хозяйствующими субъектами оказываются услуги  для определенных категорий граждан (инвалидов, малообеспеченных и т.д.) по ценам и условиям, отличающимся от среднерыночных и  предназначенных определенным социальным группам.

Кроме того, в рекламе используется словосочетание «льготная замена окон».

В соответствии с толковым словарем русского языка С.И. Ожегова значение слова «льгота» - преимущественное право, облегчение, представляемое кому-нибудь как исключение из общих правил.

Представленный в материалы дела типовой  договор и договор, заключенный с Заявителем на оказание услуг ООО «Мастерстрой»  не содержит указание на предоставление каких либо льгот и особых социальных условий для определенной категории граждан. Договор не содержит указание на скидки.

Рассматриваемая реклама содержит словосочетание: «Единственная аккредитованная компания по Забайкальскому краю»

В соответствии с частью 1 статьи 1  Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", рекламируемая деятельность ООО «МастерСтрой» (продажа окон) не относится к перечню видов деятельности, на которые требуется аккредитация.

Таким образом, сведения о том, что ООО «МастерСтрой» является единственной аккредитованной компанией по Забайкальскому краю не соответствуют действительности.

В связи с изложенным выше, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а именно, содержит не соответствующие действительности сведения о социальной направленности деятельности ООО «Мастерстрой», принадлежности к социально ориентированному предприятию, предоставлении льгот, а также что ООО «МастерСтрой» является аккредитованной организацией.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рекламе содержатся сведения : «До 30 % от стоимости заказа оплачивается за счет администрации ООО «МастерСтрой ».

Вместе с тем, типовой договор   и договор, заключенный с Заявителем на оказание услуг ООО «Мастерстрой» не содержат указание на предоставление скидки.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах лица, оказывающего услугу, является недостоверной.

В рекламе содержится информация о гарантийных обязательствах: " Гарантия 15 лет,  ГОСТконтроль ".

В соответствии с пунктом 2.1. типового договора  на оказание услуг ООО «Мастерстрой»  гарантийный срок составляет 10 лет, что является меньше срока гарантии, заявленного в рекламе, следовательно, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о сроках гарантии на товар.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама содержит эмблему с изображением медведя.

В соответствии с частью 5 статьи  2 Федерального  закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях, в качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

В соответствии с  пунктом 1.9., 1.9.1. Устава  политической партии  «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,  партия имеет свою эмблему. Эмблема Партии представляет собой композицию, в верхней части которой расположено стилизованное изображение развевающегося полотнища с полосами равной ширины белого, синего и красного цвета, символизирующего флаг Российской Федерации, окаймляющего с правой стороны стилизованное изображение в сочетании белого и синего цвета силуэта медведя, развернутого правым боком к зрителю.

Из анализа рекламы, следует, что фрагмент композиции изображения силуэта с медведя, используемого в рекламе ООО «Мастерстрой», схож до степени смешения с изображением медведя, используемым в эмблеме партии «Единая Россия».

Таким образом, использование рассматриваемого фрагмента композиции в виде силуэта медведя, воспринимается потребителем, как свидетельство того, что ООО «Мастерстрой» имеет отношение к  партии «Единая Россия», что не соответствует действительности.

Также, рассматриваемая реклама содержит словосочетание: «осуществляется программа по льготной замене старых окон и балконов на новые».

В ходе рассмотрения дела, установлено, что с клиентами заключается договор розничной купли продажи.

В соответствии с пунктом 1.1 типового договора, представленного в материалы дела, продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель уплатить покупную цену и  принять продукцию….

В соответствии с пунктом 1.3 указанного договора, Продавец обязуется доставить товар по адресу, указанному в Приложении 1 к договору в соответствии с условиями настоящего договора.

В соответствии со статьёй 454 Гражданского кодекса РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Таким образом, указанный договор не содержит обязанностей продавца по  оказанию услуг демонтажа и установки окон.

В соответствии с толковым словарем  русского языка  Ефремовой Т.Ф., значение слова «замена» -  действие по знач. глаг.: заменять, заменить, заменяться (1), замениться. 2) Тот, кто или то, что заменяет кого-л., что-л. 3) устар. Перемена; изменение.

Рассматриваемая реклама, содержит заявление именно о замене окон, а не о продаже.

В рассматриваемой   рекламе содержится указание на поддержку администрации. («для жителей г. Читы и Забайкальского края осуществляется программа по льготной замене старых окон и балконов на новые при поддержке администрации.*», « *До 30 % от стоимости заказа оплачивается за счет администрации ООО «МастерСтрой »»).

Анализируя лексический состав текста рекламы с точки зрения значения эмоционально-экспрессивной и стилистической окраски, можно отметить, что Совокупность таких элементов рекламы, как словосочетание «при поддержке администрации*», эмблемы «Региональное социально ориентированное предприятие» и использование изображения силуэта медведя, схожего до степени смешения с изображением медведя, используемого в эмблеме партии «Единая Россия», воспринимается потребителем, как свидетельство того, что рекламируемая акция проводится при содействии государства и партии «Единая Россия», что не соответствует действительности.

            Информация рекламного поля, в частности, сноска -  «*До 30 % от стоимости заказа оплачивается за счет администрации ООО «МастерСтрой»»,  не несет информативности о том, что поддержка осуществляется ООО «МастерСтрой», а не государственными органами и органами местного самоуправления, т.к. использование понятия  «администрация»  воспринимается потребителями в значении поддержки со стороны властных структур.

Слово «администрация» - является устойчивым понятием используемым в обществе для обозначения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

            Таким образом, информация, содержащаяся в рекламе, не может восприниматься объективно в момент ее прочтения, тем самым искажается ее смысл, и потребитель данной рекламы вводится в  заблуждение. Соответственно нарушена часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама содержит следующую информацию: «Социальная рассрочка без переплат».

Часть 1 статьи 28 Закона о рекламе регламентирует, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Согласно части 2 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с пунктом 3.2.3 типового договора на оказание услуг ООО «Мастерстрой», клиент обязуется оформить кредит в банке., следовательно под «рассрочкой» понимается  кредитование покупателей Банком.

Таким образом, рассрочка, заявленная в рекламе предоставляется посредством кредита предоставляемого банком, партнером ООО «Мастерстрой».

Исходя из ч. 1 ст. 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Как следует из пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, а включение в нее слово «рассрочка» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг).

Следовательно, рассматриваемая  реклама нарушает требования установленные частью 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В связи с выше изложенным, рассматриваемая реклама содержит нарушения пункта  2, 4, 6 части 3,  части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закон о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2,4,6 части 3 и  частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с представленным ООО «Забайкальское информационное агентство» договором № 03Р2015 от 1.03.2015, рекламодателем указанной выше рекламы является ООО «Сансу».

Оценив содержание рассматриваемой рекламы, размещенной на территории г. Читы, антимонопольным органом установлено,  что она  адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым ООО «МастерСтрой» формирует и поддерживает интерес потребителей к ним, продавцом товара является ООО «МастерСтрой, следовательно, является рекламой ООО «МастерСтрой».

Указанная выше реклама распространялась ООО «Сансу» в интересах ООО «МастерСтрой».

Таким образом, в данном случае рекламодателем является ООО «Сансу» и ООО «МастерСтрой».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение  рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с представленным ООО «Забайкальское информационное агентство» договором № 03Р2015 от 1.03.2015, рекламораспостранителем является ООО «Забайкальское информационное агентство».

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив имеющиеся материалы дела, пришла к выводу, что ООО «Сансу» и ООО «МастерСтрой»  являясь рекламодателем указанной выше рекламы, имело возможность соблюдения требований установленных 2, 4, 6 части 3,  части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28  Закона о рекламе.  ООО Забайкальское информационное агентство» имело возможность для соблюдения требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 № 508; пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространявшеюся в  газете «Твоя неделя TV» от 19.08.2015 № 34, на странице 1,  распространялась реклама следующего содержания:  «СОЦИАЛЬНЫЕ ОКНА «Региональное социально ориентированное предприятие», с 1 июня по 31 августа 2015 г. для жителей г. Читы и Забайкальского края осуществляется программа по льготной замене старых окон и балконов на новые при поддержке администрации.*  Социальная рассрочка без переплат. Заключаем договора на дому. Подробности программы после предварительного замера окон. Кол-во товара ограничено! Гарантия 15 лет, ГОСТконтроль. Единственная аккредитованная компания по Забайкальскому краю. Единый Центр Заказов: 50-24-20, 5024-21, 8-914-350-24-20, 8-914-350-2421. ТЦ «Likerka Plaza», г. Чита, ул. Чкалова, 149, офис 301, *До 30 % от стоимости заказа оплачивается за счет администрации ООО «МастерСтрой », поскольку она нарушает требования   установленные пунктом 2, 4, 6 части 3, части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28  Закона о рекламе.

2. Признать ООО «Сансу» (ИНН 5407476811) нарушившим требования установленные  пунктами 2, 4, 6 части 3, частью 7 статьи 5 и частью1 статьи 28  Закона о рекламе.

3. Признать ООО «МастерСтрой» (ИНН 5404513430) нарушившим требования установленные  пунктами 2, 4, 6 части 3, частью 7 статьи 5 и частью 1 статьи 28  Закона о рекламе.

4. Признать ООО «Забайкальское информационное агентство» (ИНН 7536055325) нарушившим требования установленные  частью 1 статьи 28  Закона о рекламе.

5. Выдать ООО «Сансу», ООО «МастерСтрой», ООО «Забайкальское информационное агентство» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном  статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны