Определение №02-06-644/2018 Определение о возбуждении дела в отношении ООО «Яндекс.Такси... от 28 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 2 по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

27 февраля 2018 года                                                                                               г. Чита

Председатель Комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…..>, руководитель управления, рассмотрев материалы, указывающие на признаки нарушения ООО «Яндекс.Такси» пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Забайкальского УФАС России поступило заявление физического лица, указывающее на признаки нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на бортах автомобилей такси.

Из заявления следует, что на территории г. Чита распространяется реклама, содержащая недостоверные сведения о минимальной стоимости поездки в такси, а именно, на борту автомобиля Toyota Probox (гос. номер М <…..> 75), размещена информация следующего содержания: «Яндекс Такси от 59 руб».

Согласно данным представленного скриншота сайта https://taxi.yandex.ru,  указанная на автомобилях стоимость услуги, относится к подаче автомобиля и посадке пассажира, полная же цена услуги в дальнейшем складывается из подачи автомобиля и поездки по городу («не более 10 ₽/км»). Следовательно, распространяемая информация не позволяет потенциальному потребителю оценить реальную стоимость услуги.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - ФЗ «О рекламе»), рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц и способствует поддержанию интереса к объектам рекламирования и продвижению их на рынке. Объектом рекламирования являются услуги, предоставляемые ООО «Яндекс.Такси».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Заявитель указывает, что осуществление поездки за указанную стоимость невозможно, так как, при расчете поездки с помощью официального сайта «Яндкс.Такси», с условием соблюдения требований для минимальной стоимости за поездку («тариф выходного дня: посадка в авто – не дороже 59 руб., бесплатное ожидание – 5 мин., далее – 4 руб./мин., стоимость поездки по городу – не более 10 руб./км.») стоимость поездки из пункта : г. Чита, ул. Лерм<…..>, дом 14 до пункта : г. Чита, ул. Лерм<…..>, дом 15, составляет 61 рубль.

Забайкальское УФАС России (далее - Управление) для подтверждения сведений, указанных заявителем выполнили осмотр сайта по адресам : «https://taxi.yandex.ru/#index», «https://taxi.yandex.ru/#mrt», на которых можно произвести заказ такси «Яндекс.Такси» в г.Чита и ознакомиться с тарифами. Установлено, что стоимость поездки «Яндекс.такси» по указанному заявителем адресу (г. Чита, ул. Лермонтова, дом 14 до пункта : г. Чита, ул. Лермонтова, дом 15) составляет 61 рубль.

Согласно данным сайта, «Тариф выходного дня (выходные с 00:00 до 23:59)», включает в себя: «посадку в авто – не дороже 59 ₽, бесплатное ожидание – 5 мин, далее – 4 ₽/мин, стоимость поездки по городу – не более 11 ₽/км, стоимость поездки за пределами города не более 7 ₽/км, ожидание в пути не более 4 ₽/мин.

Забайкальское УФАС направило запрос о представлении информации ООО «Пушкин» (юр.адрес : Иркутская обл,г. Иркутск,ул. Красноказачья,д.120/3,кв.20, ОГРН: 1153850002613). Общество, согласно полученным данным, является партнером ООО «Яндекс.Такси» (ИНН 7736207543, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16), работающим на территории города Читы.

Из представленного ответа на запрос следует, что указанный в заявлении автомобиль, содержащий рекламу (транспортное средство Toyota Probox (гос. номер М <…..> 75), был представлен по договору аренды транспортного средства без экипажа от 30 октября 2017 года № 30102017ФЛ ИП Прокофьевой Е.А. (Арендодатель) по договору аренды № 30102017ФЛ от 30.10.2017 во временное владение и пользование ООО «Пушкин» (Арендатор).

В соответствии с пояснениями, указанное транспортное средство передано собственнику 08.12.2017 года. Согласно договору, Арендодатель (ИП Прокофьева Е.А) предоставляет Арендатору (ООО «Пушкин» в лице ген. директора Пушкина М.Б.) во временное владение и пользование транспортное средство (далее «ТС») в целях его эксплуатации без оказания услуг по его управлению технической эксплуатации за плату. В соответствии с пунктом 2.2.6. Арендатор имеет право в течение всего срока действия настоящего Договора размещать на автомобиле (включая, но не ограничиваясь, световой короб, кузов, салон) рекламные, информационные, рекламно-информационные материалы, направленные на привлечение внимания, формирование или поддержания интереса к сервисам и (или) услугам Арендатора. Арендная плата за пользование автомобилем составляет 1400 рублей в сутки. В приложенном к пояснениям акте сверки взаимных расчетов по состоянию на 26 декабря 2017 года между вышеуказанными лицами, отражена информация следующего содержания:

-26.11.2017 Платежное поручение № <…..>, дебет 10000,00

-27.11.2017 Акт выполненных работ №<…..>, Кредит 29400,00

-08.12.2018 Акт выполненных работ №<…..>, Кредит 15400,00

-21.12.2017 Платежное поручение № <…..>, дебет 5000,00

-26.11.2017 Платежное поручение № <…..> дебет 5000,00

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Пушкин» (ОГРН 1153850002613), утверждение тарифов производится ООО «Яндекс.Такси». На официальном сайте общества, представлена оферта на оказание Услуг по предоставлению доступа к Сервису https://yandex.ru/legal/taxi_offer/.  Из содержания Оферты следует, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающее услуги по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с законодательством РФ, заключает с Яндексом Договор на оказание услуг по предоставлению доступа к Сервису. Служба Такси осуществляет Акцепт Оферты путем последовательного совершения действий указанных в разделе 8 Оферты. При выполнении совокупности условий Службой Такси, Яндексом предоставляются скидки на Услуги при расчете ставки вознаграждения в отношении каждого Подтвержденного Службой Такси Запроса, в порядке, установленном разделом 6. А именно:

 - Подтверждение Запроса должно быть выполнено Брендированным Такси;

- Служба Такси должна обеспечить надлежащее техническое и визуальное состояние такого Брендированного Такси;

-Цветовые особенности такси, на которых размещаются рекламные материалы, должны быть согласованы и подтверждены предварительным письменным согласием Яндекса.

Согласно Оферте, Брендированное Такси – это Такси, на всех рекламных местах которого (кузов, салон, световой короб – в случае его наличия) силами Службы Такси размещены Рекламные материалы Яндекса, принадлежащие Службе Такси на праве собственности либо ином вещном праве, или в отношении которых Служба Такси уполномочена собственником на размещение рекламных материалов на указанных автомобилях. Перечень автомобилей, которые могут быть использованы в качестве Брендированных Такси, согласовывается Яндексом и Службой Такси по электронной почте в рабочем порядке.

Рекламными материалами являются текстовые и (или) графические материалы, включающие текст, фотографии и иные иллюстрации, направленные на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к Яндексу и (или) Сервису и услугам Яндекса, предоставленные Яндексом Службе Такси.

В соответствии с пояснениями общества, вид, содержание и условия размещения Рекламных материалов определяет Яндекс.

Согласно пункту 7.1.3. Служба Такси обязуется уведомлять Яндекс о необходимости восстановления (замены) нечитаемых Рекламных материалов в случае выявления такой необходимости, а также самостоятельно проводить такое восстановление при наличии Рекламных материалов Яндекса; производить снятие и/или замену Рекламных материалов в соответствии с указаниями Яндекса в срок, указанный Яндексом; по требованию Яндекса незамедлительно предоставлять Яндексу фотоотчет о размещении Рекламных материалов; в течение срока размещения Рекламных материалов воздерживаться от размещения на Брендированных Такси (включая, но не ограничиваясь, кузов, салон, заднее стекло, световой короб – в случае его наличия) иных рекламных, информационных, рекламно-информационных материалов без согласования с Яндексом.

Согласно ответу, на запрос от ООО «Яндекс.Такси», общество не устанавливает тарифы на услуги, связанные с перевозками пассажиров и багажа легковыми такси, тарифы разрабатывают и устанавливают Службы Такси, оказывающие услуги по перевозке пассажира и багажа легковым такси. В соответствии с Офертой на оказание Услуг по предоставлению доступа к Сервису, Тариф Яндекс.Такси согласованные Сторонами максимальные тарифы на услуги, предоставляемые Службой Такси и заказываемые Пользователем через Сервис. Максимальный тариф, согласно пояснениями общества, согласован Сторонами в первую очередь в целях предоставления Пользователям возможности заранее рассчитывать стоимость поездки. Исходя из данных, предоставленных обществом в ответе, максимальный тариф Яндекс.Такси на территории г. Читы, составляет: не более 59 руб. за посадку, далее не более 1 руб./км; бесплатное ожидание составляет 5 мин., далее стоимость ожидания 4 руб./мин.; поездка за пределами города – не более 7 руб./км дополнительно; ожидание в пути – не более 4 руб./мин..

Общество в приложение к пояснениям, представило «скриншоты из интерфейса Сервиса, подтверждающие факты совершенных поездок за 59 рублей». Указанные скриншоты, содержат информацию следующего содержания:

1) - № заказа 180<…..>;

- ID <…..>;

- Адрес подачи: район 113.48057269,52.074<…..> Чита, микрорайон Цар<…..>, 4

- Куда ехать: район 113.484580994,52.08520<…..> Чита, микрорайон Геоф<…..>, 11

- Водитель: <…..>Ю.С.

- Тип заказа: Яндекс

- Расчет: Тариф

- Повышающий коэффициент 1,0

- Фиксированная стоимость 59,00

- Способ оплаты: Наличные

- Сумма: 59

- Создан: 09.11.2017 19:52:47

-Выехал: 09.11.2017 19:52:50

-На месте: 09.11.2017 20:10:43

-В пути: 09.11.2017 20:12:49

-Завершен: 09.11.2017 20:18:56

 

2) Адрес подачи: район 113.38007<…..>,52.0658733333 Чита, микрорайон Цар<…..>, 4

- Куда ехать: район 113.38408/,52.0777<…..> Чита, <…..>й микрорайон, 10

- Водитель: <…..>А.К.

- Тип заказа: Яндекс

- Расчет: Тариф

- Повышающий коэффициент 1,0

- Фиксированная стоимость 59,00

- Способ оплаты: Наличные

- Сумма: 59

- Создан: 09.11.2017 19:59:40

-Выехал: 09.11.2017 19:59:48

-На месте: 09.11.2017 20:06:21

-В пути: 09.11.2017 20:09:33

-Завершен: 09.11.2017 20:12:59

 

 3) - № заказа <…..>;

- ID 3b970978<…..>4b40be559b6921f<…..>;

- Адрес подачи: район 113/4829856<…..>2/070616994 Чита Рядом с: улица Федора Гла<…..>, 4

- Куда ехать: район 113.4868<…..>,52.070615<…..> Чита До пункта: улица Федора Глад<…..>, 12

- Водитель: <…..>

- Тип заказа: Яндекс

- Расчет: Тариф

- Повышающий коэффициент 1,0

- Фиксированная стоимость 59,00

- Способ оплаты: Наличные

- Сумма: 59

- Создан: 10.11.2017 03:07:59

-Выехал: 10.11.2017 03:08:03

-На месте: 10.11.2017 03:08:10

-В пути: 10.11.2017 03:08:40

-Завершен: 10.11.2017 03:09:21

 

13.02.2018 Управление, с целью проверки указанных данных, посредством использования сети Интернет, совершило вход на страницу сайта Яндекс.Такси - https://taxi.yandex.ru/#index для расчета стоимости поездок. Составлен акт осмотра интернет-сайта. Управлением на сайте, были введены представленные обществом на скриншотах, пункты адресов. В первом случае (адрес подачи: Чита, микрорайон Цар<…..>, 4 куда ехать: Чита, микрорайон Геоф<…..>, 11) на сайте была указана стоимость поездки в размере 80 (восьмидесяти) рублей. Во втором случае (адрес подачи: Чита, микрорайон Цар<…..>, 4, куда ехать: район Чита, <…..>микрорайон, 10) – 77 (семьдесят семь) рублей. И в третьем случае, (Адрес подачи: Чита Рядом с: улица Ф<…..> <…..>, 4, куда ехать: Чита До пункта: улица Фе<…..> <…..>, 12)  стоимость составила 63 (шестьдесят три) рубля.

Таким образом, информация, представленная в пояснениях ООО Яндекс.Такси содержит недостоверные сведения, так как указанная обществом стоимость поездок не находит своего подтверждения при расчете на странице сайта общества  - https://taxi.yandex.ru/#index и при фактическом пользовании услугой. Также в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, так как рассматриваемая цена (59 рублей) относится к подаче автомобиля и посадке пассажира. Начисление платы за время в пути происходит в дальнейшем, согласно тарифу, указанному на официальном сайте общества, что искажает смысл и вводит в заблуждение потребителей рекламы, относительно информации о минимальной стоимости проезда в «Яндекс такси».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Таким образом, рассматриваемая реклама, содержащая признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Яндекс.Такси» (ОГРН 5157746192731).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, а также на основании Поручения Федеральной антимонопольной службы от 16.02.2018 г. №АК/10424/18 «О наделении полномочиями»;

                                                                                                                         

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.     Возбудить производство по делу № 2 по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5  Закона о рекламе.

  1. Признать лицами, участвующими в деле:
  • заявитель - Неб<…..>.;
                лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения
    законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «Яндекс.Такси»
    (адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16);
               3. Назначить дело № 2 к рассмотрению на 27 марта 2018 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 5.

4.      ООО «Яндекс.Такси» на основании статьи 34 Закона о рекламе, пункта 21 Правил представить в адрес Забайкальского УФАС России в срок до 23 марта 2018 года, следующие документы и сведения:
- копию приказа о назначении генерального директора, иного руководящего
лица;
-  документы, подтверждающие достоверность рекламной информации: «Яндекс Такси от 59 руб.»;

- пояснения относительно несоответствия стоимости расчета произведенного через официальный сайт ООО «Яндекс.Такси» и представленного обществом расчета произведенного с помощью интерфейса Сервиса;

- пояснения, по вопросу согласования сторонами максимальных тарифов (на основании чего производится выбор размера макс.тарифа относительно различных территорий);

-  информацию относительно рекламно-информационных материалов ООО Яндекс.Такси (основания предоставления обществом с ограниченной ответственностью Яндекс.Такси Службам Такси, использующим Сервис, рекламно-информационных материалов о Сервисе для размещения на Такси, количество Такси (в г. Чита), на которых размещены материалы, места и сроки их размещения - документальное подтверждение)

 

Одновременно напоминаем, что в соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Председатель Комиссии                                                                           <…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны