Постановление №02-06-754/2018 Постановление о выдаче предупреждения от 20 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

07 марта 2018  года                                                                                                    г. Чита,

 ул. Лермонтова, 14

 

Я, <…….>, руководитель Забайкальского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 27 февраля 2018 года № 11/02-06, составленный <….>, ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России, о нарушении части 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в отношении общества с ограниченной ответственность ООО «Прос<….>» (ОГРН 1117536011768, ИНН 7536122003; юридический адрес: 672030, Забайкальский край, город Чита, микрорайон Девичья сопка, 1, 1) по факту нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе);

 

УСТАНОВИЛ:

 

Место совершения административного правонарушения: 672000, Забайкальский край, г. Чита;

В деле имеются  доказательства надлежащего уведомления  ООО «Прос<….>» о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном  правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии  представителя ООО «Прос<….>» Гус<….>  по доверенности от 27.02.2018.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт нарушения ООО «Прос<….>» Закона о рекламе, установленный  Решением Комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе  по делу № 15.

В Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении в магазине розничной сети «Спутник» по адресу: г. Чита, 1 мкр., дом 9А, буклета «Спутник розничная сеть» 2-8 ноября 2017 года «просто цены ниже» с рекламой алкогольной продукции,  водки «Пять озер», которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.

Определением от 29 декабря 2017  года  Забайкальским УФАС России возбуждено дело № 15  в отношении ИП Бад<….> С.Ш. (ОГРНИП 311753635000038), ООО «Прос<….>» (ОГРН 1117536011768) по признакам нарушения части 3 статьи  21  Закона о рекламе.

Дело рассматривалось в заседании Комиссии от 29.01.2018;

Представитель по доверенности ИП Бад<….> С.Ш.  № 03 <….> от 20.06.2017 и ООО «Прос<….>» по доверенности от 15.01.2018 Гус<….> (далее представитель), в соответствии с письменными пояснениями от 28.12.2017 и 24.01.2018 факт нарушения законодательства о рекламе не признает. Согласно письменно выраженной позиции, общая площадь листа (буклета) составляет : 556,2 см2, на листе буклета рекламируется, как алкогольная продукция так и продукт питания (колбаса полукопченая «Сельская Сибирский край»), соответственно рекламируемая площадь алкогольной продукции (Водка «Пять Озер» премиум, 40% 0,5 л.) на листе (буклете) составляет 11,64 см2, надпись «чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» составляет: 22% от рекламируемой продукции (Водка «Пять Озер»), что составляет более 10% рекламной площади (пространства). Также в соответствии с пояснениями, общий фон листа буклета имеет разный цветовой оттенок, и считать его для восприятия как единое целое, по мнению представителя, невозможно. Рассчитывать процентное соотношение предупреждающей надписи следует от занимаемой площади рекламируемого товара.

На заседании комиссии по рассмотрению дела № 15, представитель  на вопросы членов Комиссии пояснил, что у Заказчика (ИП Бад<….> С.Ш.) по выполненным Исполнителем работам/услугам (ООО «Оп<….>»),  возражений не было.

Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, выслушав доводы представителя ИП Бад<….> С.Ш. и ООО «Прос<….>», исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.

Буклет, распространяющийся в магазине розничной сети «Спутник» по адресу: г. <….>, 1 мкр., дом <….>, содержал информацию о проведении акции с 02 ноября по 08 ноября 2017 года. Во время проведения акции предполагалось снижение цен на определенные виды товаров, указанных в буклете.

На первой странице буклета содержится информация следующего содержания: «Водка Пять Озёр Премиум, 40% 0,5 л» с текстом ниже зачеркнутой цены - 399,74 и указанием иной – 205 99; Колбаса Сибирский край Сельская полукопченая 350 г» также с указанием зачеркнутой цены - 79,79 и новой цены - 5999. Внизу страницы указана предупреждающая надпись: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».

Вышеперечисленная информация сопровождается фотографиями указанных товаров. Первый товар (алкогольная продукция) выполнен в сине-голубых цветах, второй (колбаса «Сибирский край» Сельская полукопченая) в коричневом цвете с этикеткой золотистого оттенка. Фон единого темного цвета с хаотично расположенными вкраплениями, выполненными в желтых тонах. Предупреждающая надпись расположена внизу по ширине буклета, в бело-желтых цветах на светло-коричневом фоне.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к алкогольной продукции, продвижению указанных товаров на рынке и, следовательно, является рекламой.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В данном случае имеются признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Гус<….>представлены письменные пояснения и копии запрашиваемых документов. В соответствии с пояснениями, торговую деятельность по продаже алкогольной продукции в Супермаркете «Спутник», расположенного по адресу: г. <….>, 1 мкр, дом <….>, осуществляет ООО «Прос<….>». ИП Бад<….>. берет на себя обязательство по рекламированию товара, принадлежащего ООО «Прос<….>».

В соответствии с лицензией № 75РПА0<….> от 05 августа 2016 года ООО «Прос<….>» может осуществлять розничную продажу алкоголя в обособленных подразделениях лецинзиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности по следующим адресам: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ст<….>, д.1в; Забайкальский край, г. <….>, 4 мкр., <….>; Забайкальский край, г. Чита, ул. Фед<….>, д.8; Забайкальский край, г. <….>, ул. Стол<….>, д. <….>; Забайкальский край, г.<….>, ул. Бог<….>, д.50; Забайкальский край, г. <….>, 1 мкр., д. <….>, помещение 1; Забайкальский край, г. <….>, мкр. Девичья Сопка, д. 1, квартал 1; Забайкальский край, г. <….>, ул. Мета<….>, д. 21, помещение №<….>.

Из копии представленного соглашения о сотрудничестве б/н от <….>.2017 следует, что  между ИП Бад<….> (именуемой «Сторона 1») и ООО «Прос<….>» (ОГРН 1117536011768, именуемой «Сторона 2») заключено соглашение. Предметом данного соглашения в соответствии с пунктом 2.1. является взаимное сотрудничество Сторон с целью расширения сбыта продукции, увеличения клиентской базы. Согласно разделу 3 указанного соглашения Сторона 1 (ИП Бад<….>.) обязана своевременно и в полном объеме заблаговременно согласованную со Стороной 2 (ООО Прос<….>) выпускать рекламную продукцию для продвижения товара. Сторона 2 обязана своевременно и в полном объеме компенсировать Стороне 1 произведенные затраты за изготовление рекламной продукции по продвижению товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Таким образом, водка «Пять озер» реклама, которой размещена в буклете «Спутник розничная сеть» 2-8 ноября 2017 года «просто цены ниже», является алкогольной продукцией.

Рекламная площадь одного листа рассматриваемого буклета «Спутник» «просто цены ниже» с акцией, проводимой в период с 02 ноября по 08 ноября 2017 года, составляет 556,2 кв.см (20,6 см - ширина х 27 см – высота ). Площадь предупреждения составляет 15,6 кв.см (19,5 –ширина х 0,8 см - высота). Площадь предупреждения занимает 2,8 % рекламной площади (15,6 кв.см х 100 / 556,2 кв.см).

Из произведенных расчетов следует, что присутствующая в буклете «Спутник» «просто цены ниже» предупреждающая надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» составляет менее 10 процентов рекламной площади, что нарушает требования части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Оценив содержание рассматриваемой рекламы, размещенной на территории г. Читы, антимонопольным органом установлено,  что она  адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым ООО «Прос<….>», формирует и поддерживает интерес потребителей к ним.

Указанная выше реклама распространялась ИП Бад<….> в интересах ООО «Прос<….>».

Рекламные буклеты распространялись в месте осуществления деятельности ООО «Прос<….>» (г. Чита, 1 мкр, дом <….>) по реализации вышеуказанной акции, и объектом рекламирования является реализуемая ею алкогольная продукция, следовательно, данное общество является лицом, в чьих интересах распространяется реклама, т.е. рекламораспространителем.

Решением Комиссии Забайкальского УФАС России по делу № 15 ООО «Прос<….>» и ИП Бад<….>были признаны нарушившими  часть 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 16.1 (введенным Постановлением от 20.11.2008 № 60) Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины  в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Объективная сторона вмененного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ состоит в нарушении установленных законодательством о рекламе норм.

Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Прос<….>» не приняло все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства о рекламе и, следовательно, несет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.3 КоАП. 

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП  не установлено.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В соответствии со сведениями официального сайта ФНС России, ООО «Прос<….>» (ИНН 7536122003) включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, относится к категории «микропредприятие», следовательно, в отношении Общества распространяются требования ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Прос<….>» впервые привлекается к ответственности за нарушение законодательства о рекламе, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом того, что ООО «Прос<….>» относится к субъектам малого предпринимательства, а также при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 настоящего КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

На основании вышеизложенного, а также, учитывая характер правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных статьей 4.3 КоАП, руководствуясь статьями 4.1.1, 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Прос<….>» (ОГРН 1117536011768, ИНН 7536122003) нарушившим часть 1 статьи 14.3 КоАП.

2. Применить к ООО «Прос<….>» меру ответственности в виде предупреждения.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Руководитель управления                                                                      <….>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны