Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы ООО «Техкомплект» от 8 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок  в составе: заместителя председателя комиссии: главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, главного специалиста этого же отдела, ведущего специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев жалобу ООО «Техкомплект» на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уполномоченным органом – Департаментом государственных закупок Забайкальского края, заказчиком - ГУ «Центр МТО образовательных учреждений» при проведении электронного аукциона на поставку технических средств обучения (реестровый № 0191200000615000517);

в присутствии представителей заказчика, представителей уполномоченного органа, в отсутствии представителя заявителя (о времени и месте извещен надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07 июля 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба  ООО  «Техкомплект», направленная ФАС России,   на положения аукционной документации при проведении вышеуказанного аукциона.

По мнению заявителя, требования установленные заказчиком: вес Интерактивной панели  должен составлять: нетто/брутто 47/65, поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара (пункт 6.2.7 проекта контракта) ограничивают количества участников закупки.

Заявитель просит признать  данные требования не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе  и выдать заказчику предписание об устранении установленных требований.

Представители заказчика не согласились с доводами заявителя,  и пояснили следующее. Документация об аукционе разрабатывается заказчиком исходя из своих потребностей и требований законодательства о контрактной системе.

Требование к весу установлены исходя из потребностей заказчика, поскольку далее товар направляется в разные учреждения и вес учитывается при комплектовке товара.

При поставке товара, на упаковке, производитель товара указывает вес,   как брутто, так и нетто. Установленные требование к весу интерактивной панели не указывают на одного производителя и не ограничивают круг участников закупки, поскольку данным требованиям отвечает продукция нескольких  производителей:

Основные характеристики, предъявляемые Заказчиком

Интерактивная LED панель TRIUMPH 55"

 

Интерактивнная тач-панель LED LUMIEN Master Touch

 

Интерактивная LED   панель   Multi Touchscreen 55"

 

Габариты устройства:

ширина    не    менее

1396 мм.

высота не менее 828

мм.

1396 мм 828 мм

140см (1400мм)

83 см (830мм)

1396 мм 828 мм

Размер          рабочей

поверхности:

не менее 1209.6(Ш)х

680.4(B) мм.

Ширина экрана 1209,6

Высота экрана 680,4

Размер активной  поверхности

121 см х 70см (1210x700 мм)

Ширина экрана1209,6 Высота экрана 680,4

Разрешение системы распознавания касаний: 4096 х4096

Разрешение распознавания

4096 х4096

Разрешение 4096 x4096

Разрешение системы

распознавания

касаний

4096 х4096

Принцип        работы (технология): сенсорная-

оптическая панель с функцией

сенсорных      систем ввода и разрешением высокой точности.

MultiTouch LED LCD

Отображаемое разрешение:

FULLHD

Технология распознавания:

Оптическая

сенсорная-оптическая  панель с функцией  сенсорных систем ввода и разрешеним высокой точности

сенсорная-оптическая панель       с      функцией сенсорных систем ввода и разрешением       высокой точности.

Работа

беспроводными взаимозаменяемыми маркерами,   которые не    содержат механических элементов, работают без батарей и других элементов питания. Работа   без использования специализированных устройств     ввода (работа пальцем).

Управление ручное/стилусом

Работа          6eзбатарейным

маркером, работа

пальцем или другим предметом

Управление

 ручное/стилусом

Вес нетто 47 кг Вес брутто 65 кг.

Вес нетто 47 кг

Вес брутто 65 кг.

Вес нетто 47 кг

Вес брутто 65кг

Вес нетто 47 кг

Вес брутто  65 кг.

 В части установления в пункте 6.2.7 проекта контракта установленного требования: «поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара представитель заказчика пояснил следующее.

Предметом контракта по обжалуемому аукциону является поставка технических средств обучения для оснащения рабочих мест учеников и педагогов. Приобретение оборудования осуществляется за счёт федеральных субсидий в рамках реализации Федеральных целевых программ, направленных на развитие образования. Координирует реализацию целевых программ в сфере образования Министерство образования и науки Российской Федерации. Материально-техническое оснащение образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, которые закреплены в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. № МД -1552/03, где п. 3.3 определено что: «на поставляемые комплекты оснащения и отдельные его элементы поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трёх лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки...»

Кроме того,  установленное требование об обеспечении в г. Чите сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого Товара, что не предполагает наличие сервисного центра, принадлежащего именно поставщику. Поставщик вправе использовать любые приемлемые для него возможности для исполнения условий государственного контракта, в том числе и привлекая специализированные сервисные центры г. Читы.

Представители уполномоченного органа поддержали позицию заказчика и пояснили следующее.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2013 года № 544 Департамент государственных закупок Забайкальского края был наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта

Порядок взаимодействия, утвержденный указанным постановлением, регламентирует действия уполномоченного органа, а также разграничивает ответственность между ним и заказчиком, при их совершении в соответствии и пределах полномочий, отнесенных к его компетенции

В связи с тем, что жалоба заявителя касается описания объекта закупки, определения условий контракта, дать пояснение по существу указанных в ней фактов, Департамент государственных закупок не может, т.к. данный вопрос не относится к его компетенции.

Нельзя согласиться с заявителем, что установленные заказчиком требования к
описанию объекта ведут к ограничению количества участников размещения
заказа, нарушают требования части 1 статьи 33 Федерального закона.          

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона документация о закупке должна содержать показатели,  позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Руководствуясь названными нормами в их правовой взаимозаменяемости заказчик подготовил совокупность обезличенных (без указания торгового наименования), функциональных и технических характеристик, исходя именно из своих потребностей в товаре, являющимся предметом аукциона. Заказчик использовал собственное право установленное законом, установив конкретный показатель соответствия при описании объекта закупки. Представленное таким образом описание не ограничивает круг
потенциальных поставщиков-участников. Данное утверждение подтверждается количеством поданных заявок на участие в аукционе – 8 заявок.        

Федеральный закон о контрактной системе не обязывает заказчика при
размещении закупки обеспечивать возможность участия в размещаемой им
закупке всех без исключения поставщиков, со всеми имеющимися на рынке
торговыми марками и моделями товара.

В соответствии с понятиями, изложенными в словаре Ожегова С.И. обеспечивать – это сделать возможным. Условие «обеспечивать»  не устанавливает наличие сервисного центра исполнителя в г.  Чите.            

В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.

25 июня  2015 года уполномоченным  органом для нужд заказчика  опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку технических средств обучения (реестровый № 0191200000615000517). Одновременно размещена аукционная документация и проект контракта.   Начальная (максимальная) цена контракта 2 710800,00   рублей.

Описание объекта закупки изложено в пункте 21 документации об аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 07.07.2015 на участие в аукционе поступило и допущено 5 заявок.

На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон,   Комиссия приходит к следующим выводам.

1.В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.

Рассматриваемый аукцион, на поставку технических средств обучения,   заключен  в интересах заказчика – ГУ «Центр МТО образовательных учреждений».  

Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанных лиц, на основании заявки заказчика.  

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, исходя из установленных требований, заказчик имеет право установить значение показателей, которые не могут изменяться, в соответствии  с потребностями.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования, связанные с определением соответствия предлагаемого товара требованиям заказчика,  установлены в разделе  21 аукционной документации «Наименование, описание объекта закупки и количество товара».

В соответствии с  подпунктом 1 раздела  21 Интерактивная панель должна иметь вес нетто/брутто 47/65 кг.

Комиссия признала установленную заказчиком характеристику (вес нетто/брутто 47/65 кг) объективной и отвечающей потребностям заказчика по следующим основаниям.

Товар упаковывается изготовителем в соответствии с правилами, принятыми обычно для данного вида товара. Вес любого товара или груза разделяется на чистый вес - нетто и вес его тары.

Исходя из представленного заказчиком анализа, при поставке:   Интерактивной доски  LED панель TRIUMPH 55", Интерактивнной тач-панель LED LUMIEN Master Touch, Интерактивная LED   панель   Multi Touchscreen 55", производитель на упаковке  наносит - вес брутто/нетто в кг.,  который соответствует требованиям заказчика.

         Установлено, что вес доски (нетто) имеет  значение при ее использовании, а вес с упаковкой (брутто) необходим для удобства приемки товара и исключает необходимость перевешивать товар при отправке в разные точки Забайкальского края.

         2.Комиссия находит необоснованным  довод заявителя,  что установленные требования ограничивают число участников закупки, поскольку  на участие в аукционе поступило 5 заявок, участники которых предложили интерактивные доски, соответствующие требованиям заказчика по всем показателям, в том числе:  TRIUMPH BOFRD  (производство КНР),  TRIUMPH 55" Multi Touch LED LCD ( Чешская республика),

Focus Touch (Россия).

В силу требований части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявитель обязан приложить к жалобе  документы, подтверждающие ее обоснованность.

Комиссией УФАС России при рассмотрении жалобы, было установлено, что заявитель, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представил доказательств, подтверждающих доводы  ограничения конкуренции.

         3. Комиссия признала необоснованным довод заявителя, что установленное в  пункте 6.2.7 проекта контракта  требование: «поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара»  ограничивает участников закупки и является нарушением  части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе  необоснованным по следующим основаниям.

Сервисное обслуживание это комплекс мероприятий по обеспечению исправности и работоспособности оборудования при его эксплуатации. Комплекс технического обслуживания и ремонта осуществляется с целью устранения отказов оборудования.

Обеспечивать – это сделать возможным.

Таким образом, в соответствии с требованиями заказчика исполнитель обязан обеспечить, т.е. сделать возможным,  весь комплекс мероприятий  по сервисному обслуживанию в г. Чите.

В тоже время, установленное требование,  не предполагает наличие сервисного центра в г. Чита.  Поставщик вправе использовать любые приемлемые для него возможности для исполнения условий  контракта, в том числе и привлекая специализированные сервисные центры,  как в Чите, так и в других регионах.

Предметом контракта является поставка технических средств обучения.

Приобретение оборудования осуществляется за счёт федеральных субсидий в рамках реализации Федеральных целевых программ, направленных на развитие образования. Координирует реализацию целевых программ в сфере образования Министерство образования и науки Российской Федерации. Материально-техническое оснащение образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

В соответствии  с рекомендациями, по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, изложенными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. № МД -1552/03,  на поставляемые комплекты оснащения и отдельные его элементы поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трёх лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки...»

Кроме того, количество поступивших на участие в аукционе заявок (5), подтверждает  наличие рынка участников закупки, способных осуществить услугу в соответствии с заявленными заказчиком требованиями.

Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа  2013 года № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,  административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14) комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Техкомплект» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии        

Члены Комиссии:                      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны