Решение б/н Решение по жалобы ОАО «Нефтемаркет» на действия заказчика – ... от 29 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России  в составе:

Председатель Комиссии: Врио руководителя управления;

Члены Комиссии:

главный специалист – эксперт  отдела контроля закупок;

ведущий специалист-эксперт этого же отдела;

рассмотрев жалобу №13 от ОАО «Нефтемаркет» (вх. от 20.07.2016 №2641) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия заказчика – ГСБУСО "Шилкинский ПНДИ" Забайкальского края при проведении запроса котировок на поставку нефтепродуктов (закупка №31603719642) и проведении  закупки у единственного поставщика на поставку нефтепродуктов: бензин АИ-80 и АИ-92 (закупка № 31603786236),

при участии в заседании представителя заявителя ОАО «Нефтемаркет»;

заказчик своего представителя не направил, о времени и месте уведомлен,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от ОАО «Нефтемаркет» (вх. от 20.07.2016 №2641) на действия заказчика – ГСБУСО "Шилкинский ПНДИ" Забайкальского края при проведении запроса котировок на поставку нефтепродуктов (извещение № 31603719642) и проведении  закупки у единственного поставщика на поставку нефтепродуктов: бензин АИ-80 и АИ-92 (закупка № 31603786236).

Заявитель в жалобе указывает следующее.

Открытое акционерное общество «Нефтемаркет» является участником закупки №31603719642 (Заказчик - Государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания «Шилкинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края).

В соответствии с протоколом запроса котировок от 09.06.2016 года за­прос котировок признан несостоявшимся по той причине, что подана одна заявка (заявка ОАО «Нефтемаркет»).

Пунктом 2.3.3. Документации к запросу котировок регламентирован порядок действий Заказчика в случае, если подана только одна заявка, или не подано ни одной.

В случае если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, а единственная поданная котировочная заявка соответствует требова­ниям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит предложение о цене договора, не превышающее начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о про­ведении запроса котировок, Заказчик вправе заключить договор с участником процедуры закуп­ки, подавшим такую котировочную заявку, на условиях, предусмотренных извещением о прове­дении запроса котировок, и по цене, предложенной указанным участником процедуры закупки в котировочной заявке. Заказчик также вправе провести с таким участником переговоры по снижению цены, представленной в котировочной заявке, и заключить договор по цене, согласо­ванной в процессе проведения переговоров.

В случае, если не подана ни одна котировочная заявка, Заказчик вправе принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цена заключенного договора не должна превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о прове­дении запроса котировок, или осуществить повторное размещение заказа путем запроса коти­ровок. При повторном размещении заказа Здказщк- вправе изменцть условия исполнения договора.

 В нарушение указанного порядка Заказчик при наличии заявки ОАО «Нефтемаркет» раз­мещает заказ у единственного поставщика (закупка № 31603786236) и заключает договор с ООО «Эталон Плюс».

В этой связи бездействие Заказчика, выразившееся в незаключе­нии договора с ОАО «Нефтемаркет», как с участником процедуры закупки, подавшим такую ко­тировочную заявку является неправомерным.

В соответствии с ч.5 ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

Заявитель просит признать жалобу ОАО «Нефтемаркет» обоснованной; выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка заключения договора по результатам торгов, а именно- о заключении с Обществом в рамках закупки №31603719642 договора поставки нефтепродуктов;  рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.

Заказчиком 22.07.2016 представлено Возражение на жалобу (вход. от 22.07.2016 №2693), в соответствии с которым указано следующее.

31 мая 2016 года контрактным управляющим Государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания «Шилкинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края было размещено в ЕИС извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку нефтепродуктов для нужд ГСБУСО «Шилкинский ПНДИ» Забайкальского края (№ извещения 31603719642).

Запрос котировок проводился в соответствии с нормами Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятым в ГСБУСО «Шилкинском ПНДИ» Забайкальского края Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания «Шилкинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края, утвержденным первым заместителем министра труда и социальной защиты.

Запрос котировок проводился в электронной форме, т.к. в соответствии с разделом VI Положения заказчик вправе проводить закупки в электронной форме с использованием электронной площадки или с помощью средств электронной почты. Использование электронной площадки было невозможным, т.к. возникли трудности с размещением закупки на электронных площадках (не производилась интеграция с ЕИС). Таким образом, осуществление процедуры закупки производилась с помощью средств собственной электронной почты. При этом в Положении указано, что при осуществлении закупки в электронной форме без использования электронной площадки документооборот осуществляемся исключительно в электронной форме. Все документы и сведения подписываются электронной цифровой подпись уполномоченных лиц со стороны заказчика и участника закупки. При этом в документации в формах заявок на участие в запросе котировок были вставлены строки для подписей участников.

По окончанию срока подачи заявок (07.06.2016 23:00) 03.06.2016 в 11:48 была подана заявка. 08.06.2016 она была рассмотрена. В результате анализа заявки и сложившейся ситуации контрактным управляющим был принято решение признать запрос котировок несостоявшимися, т.к. была подана одна заявка, закупочная комиссия поддержала это мнение. В Положении прописано, что заказчик вправе заключить договор участником процедуры закупки, подавшим такую заявку. Таким образом, было принято решение признать запрос котировок несостоявшимся, т.к. заключение договора в случае подачи одной заявки с участником, подавшим эту заявку, не является обязанностью Заказчика.

Заявка была подана в отсканированном виде, документы были подписаны электронной подписью. При открытии всех документов выходило сообщение о недействительности подписи, причину недействительности выявить не смогли. В результате чего, при открытии всех документов строк подписей не было обнаружено.

В протоколе, размещенном в ЕИС, прописано, что запрос котировок признан  несостоявшимся, т.к. подана одна заявка.

Вследствие того, что запрос котировок был признан несостоявшимся, было принято решение полностью отменить закупку. В план закупок были внесены изменения (были изменены: номенклатура, объем поставки товара, сроки размещения извещения и т.д., добавлена позиция на поставку бензина АИ-92) и затем были заключены договоры с ООО «ПК «Эталон Плюс» на поставку бензина АИ-80 и АИ-92. Извещение на поставку бензина АИ-92 и АИ-80 №31603786236.

В результате вышесказанного заказчик считает, что жалоба ООО «Нефтемаркет» является необоснованной, т.к. обязанности заключить договор с участником закупки, подавшим единственную заявку, не предусмотрено Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания «Шилкинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

31.05.2016 на официальном сайте ЕИС заказчиком – Государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания «Шилкинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края (далее – ГСБУСО "Шилкинский ПНДИ») размещена Документация к запросу котировок на право заключения договора на поставку нефтепродуктов для нужд ГСБУСО «Шилкинский ПНДИ» Забайкальского края (№ закупки 31603719642) (далее – Документация).

В соответствии с Документацией начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 330 187,67 рублей. 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно Положению о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания «Шилкинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края, утвержденному Первым заместителем министра труда и социальной защиты Забайкальского края от 17.12.2014 (далее – Положение о закупках): закупка товаров, работ, услуг в электронной форме осуществляется в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 года № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», в случае если начальная (максимальная) цена договора превышает пятьсот тысяч рублей. Заказчик вправе осуществлять в электронной форме закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанный перечень (пункты 1 и 2 Раздела 6 «Закупка в электронной форме» Положения о закупках).

Пунктом 5 раздела 6 «Закупка в электронном аукционе» Положения о закупках установлено, что при осуществлении закупки в электронной форме без использования электронной площадки документооборот осуществляется исключительно в электронной форме (подача извещения, подача заявки, изменение извещения и документации, разъяснения документации, подписание договора и т.д.). Все документы и сведения подписываются электронной цифровой подписью уполномоченных лиц со стороны заказчика и участника закупки.

Пунктом 2.2.3. Документации установлены срок, место и порядок подачи заявки, а именно: котировочная заявка подается участником процедуры закупки Заказчику в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок на электронную почту заказчика. Заявки подаются на электронный адрес Заказчика подписанные электронной подписью.

Раздел 4 «Рассмотрение и оценка котировочных заявок» Положения о закупках и пункт 2.3.2. «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок» Документации устанавливают следующее.

«Комиссия в срок, не превышающий один рабочий дней, следующий за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Комиссия также отклоняет котировочную заявку в случае наличия сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.

Протокол рассмотрения котировочных заявок должен содержать:

а) сведения о Заказчике;

б) информацию о существенных условиях договора;

в) сведения обо всех  участниках процедуры закупки, подавших котировочные заявки;

г) сведения об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения;

д) предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг;

е) сведения о победителе в проведении запроса котировок;

ж) об участнике процедуры закупки, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике процедуры закупки, предложение о цене договора которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий».

В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 08.06.2016 №1:

«6. до окончания срока подачи котировочных заявок 23 часов 59 минут (время местное) 7 июня 2016 года поступила одна котировочная заявка на электронную почту, что зафиксировано в «Журнале регистрации заявок по закупкам»;

7. на заседании комиссии по осуществлению закупок был поставлен на голосование вопрос о признании запроса котировок несостоявшимся, так как была подана только одна заявка. Результаты голосования: единогласно «ЗА» - признать запрос котировок несостоявшимся».

Согласно представленной выкопировке из Журнала регистрации заявок по закупкам, 03.06.2016 в адрес заказчика поступила одна котировочная заявка на участие в электронном запросе котировок по поставке нефтепродуктов (бензин АИ80 и АИ92).

Согласно пункту 3.5 Положения о закупке: «в случае если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, а единственная поданная котировочная заявка соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит предложение о цене договора, не превышающее начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, Заказчик вправе заключить договор с участником процедуры закупки, подавшим такую котировочную заявку, на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной указанным участником процедуры закупки в котировочной заявке».

Заказчиком на заседание Комиссии Забайкальского УФАС России представлены скриншоты экрана с поступившей заявкой ОАО «Нефтемаркет», свидетельствующие о том, что единственная поступившая на участие в запросе котировок заявка заверена подписями, которые программное обеспечение заказчика считает недействительными.

При этом Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что в нарушение Раздела 4 положения о закупках Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 08.06.2016 №1 не содержит информации о рассмотрении и оценке единственной поступившей заявки, отсутствуют сведения об участнике процедуры закупки, подавшем котировочную заявку и сведения об отклонении котировочной заявки с обоснованием причин отклонения.

В соответствии с Положением о закупках заказчиком могут осуществляться закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании решения заказчика в том числе в случае признания закупок, предусмотренных настоящим положением несостоявшимися, по которым не определен победитель и договор не заключен.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Закупка у единственного поставщика торгами не является, в связи с чем Комиссией Забайкальского УФАС России в действиях заказчика по заключению договора на поставку нефтепродуктов: бензин АИ-80 и АИ-92 (закупка № 31603786236) с ООО «ПК «Эталон Плюс» нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

Наличие нарушения антимонопольного законодательства является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №13 от ОАО «Нефтемаркет» необоснованной.
  2. Заказчика - Государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания «Шилкинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края признать нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель Комиссии  

Члены Комиссии

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны