Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы ООО «Тандем» на действия зака... от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России  в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев жалобу №7 от ООО «Тандем» (вх. от 29.03.2017 №1399) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия заказчика – ФГБОУ «Читинская государственная медицинская академия» при проведении запроса предложений  на право заключения договора на поставку и установку компьютерного и переферийного оборудования для нужд ФГБОУ ВО ЧГМА (извещение № 31704932744),

при участии в заседании представителя заявителя - ООО "Тандем", представителей заказчика

УСТАНОВИЛА:

В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от ООО «Тандем»  (вх. от 29.03.2017 №1399) на действия заказчика – ФГБОУ «Читинская государственная медицинская академия» при проведении электронного аукциона  на право заключения договора на поставку и установку компьютерного и переферийного оборудования для нужд ФГБОУ ВО ЧГМА (извещение № 31704932744).

В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.

В п. 30 ТЗ конкретно прописано узкоспециализированное лицензионное программное обеспечение реализующее функции криптографического клиента и средства защиты информации для клиентских компонент VPN-сети VIP- net №1660 от производителя ООО «Инфотекс» имеющейся у заказчика.

Закупка данного ПО составляет около 10% от общей стоимости от закупаемого оборудования, которое, к тому же, не является узкоспециализированным.

Спец. ПО и закупаемая техника относятся к разным разделам классификатора ОКПД2.

Кроме того заказчиком выставлены требования к исполнителю:

Исполнитель должен обладать необходимыми лицензиями государственного образца на следующие виды деятельности:

ФСТЭК России: на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

ФСБ России: На осуществление разработки, производства, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических), средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Данное положение Закона, как отмечается в юридической литературе, в большей мере защищает интересы малого и среднего бизнеса, поскольку укрупнение лота не только может приводить к увеличению начальных (максимальных) цен на товары, работы, услуги, но и устанавливает дополнительные барьеры для узкоспециализированных предприятий и компаний, производящих (выполняющих, оказывающих) определенные товары, работы, услуги. Такое ограничение может приводить к ограничению количества участников процедуры закупки.

Запрет на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами (работами, услугами), поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, установлен Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Указанный запрет, обусловлен целью законодателя обеспечить конкурентную среду и не допустить ограничение конкуренции при размещении государственных и муниципальных заказов. Тактическая же задача данной нормы - предотвратить возможные злоупотребления заказчиков, формирующих условия тендерной документации непосредственно под конкретного поставщика, что обычно достигается путем укрупнения лотов, в результате чего только один поставщик соответствует всем критериям тендерной документации и действительно может обеспечить поставку требуемой продукции.

Заявитель просит вынести предписание Заказчику о нарушении антимонопольного законодательства на основании ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции».

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

Преимущественное количество закупаемого оборудования предназначено для полного технического переоснащения одного из медицинских подразделений ЧГМА, имеющего и постоянно пополняющего локальную информационную базу пациентов, обращающихся в данное подразделение за медицинскими услугами. В соответствии с абзацем 5 ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при создании вышеупомянутой информационной системы медицинская организация обязана обеспечить соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных, а также врачебной тайны. Во исполнение положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в число товаров, приобретаемых в размещенной закупке, включено лицензионное программное обеспечение, реализующее функции криптографического клиента и средства защиты информации для клиентских компонент VPN-сет в количестве 50 штук.

Как было отмечено ранее, предметом договора является не только поставка, но и установка оборудования. Соответственно, одним их результатов закупки для ЧГМА станет техническое оснащение медицинского подразделения, локальная информационная система о пациентах которого будет защищена одновременно установленным программным обеспечением.

Таким образом, лицензионное программное обеспечение, реализующее функции криптографического клиента и средства защиты информации для клиентских компонент VPN-сети, предусмотренное п. 30 Технического задания и вводимое в эксплуатацию на системных блоках указанных в п. 10 Технического задания в количестве 50 шт, обеспечит исполнение действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

-  Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»;

- Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

-    постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012г. №1119
«Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в
информационных системах персональных данных»;

-    приказа ФСТЭК России от 11.02.2013г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну содержащихся в государственных информационных системах»;

-    приказа ФСТЭК России от 18.02.2013г. № 21 «Об утверждении требований состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Следовательно, требования документации о закупке и Технического задания о наличии у участника закупки лицензий ФСТЭК и ФСБ являются обоснованными и правомерными.

Также ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Запрос предложений № 3170493274 проведен ЧГМА на основании положений Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (пп. 1.1.1 п. 1.1 документации о закупке). Таким образом, оспариваемая ООО «Тандем» правомерность закупки с учетом требований Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не является предметом правового регулирования законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Заказчик полагает, что нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации в части ограничения конкуренции, ни путем включения в состав лотов товаров, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, услугами, поставки и оказание которых являются предметом запроса предложений № 31704932744, ни каким-либо другим способом, со стороны ЧГМА, не допущено. Принимая во внимание вышеизложенное, просит признать жалобу ООО «Тандем» необоснованной.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон,   Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБОУ ВПО «ЧГМА» (далее – Положение о закупках) утверждено заместителем Министра здравоохранения РФ 31.03.2014.

24.03.2017 на официальном сайте ЕИС заказчиком – ГБОУ ВПО «ЧГМА» размещены Извещение и Документация о закупке путем проведения запроса предложений в электронном виде № 06-2017-ЗПЭФ от 24 марта 2017 на право заключения договора на поставку и установку компьютерного и переферийного оборудования для нужд ФГБОУ ВО ЧГМА (извещение № 31704932744),

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 4 995 467,42  рубля.

Оценив доводы сторон, Комиссия Забайкальского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика нарушений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Предметом закупки является поставка компьютерного и переферийного оборудования для нужд заказчика и не является поставкой для государственных или муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что определение начальной (максимальной) цены контракта проводилось заказчиком на основании предложений поставщиков, зарегистрированных в различных субъектах Российской Федерации. Это свидетельствует о наличии рынка поставки компьютерного и переферийного оборудования.

Как пояснил заявитель, единый рынок компьютерного и специфического переферийного оборудования для защиты персональных данных действительно существует, он характеризуется наличием лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространение шифровальных средств. Практически, в каждом субъекте РФ есть коммерческие предприятия, получившие указанные лицензии.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках одним из принципов при закупке товаров, работ, услуг  является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что единый рынок компьютерного и переферийного оборудования существует.  Установление в документации требований о наличии лицензий не влияет на количество участников закупки.

Отсутствие других заявок на участие в аукционе не свидетельствует об ограничении конкуренции.

Доказательств ограничения конкуренции заказчиком путем включения в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, при проведении электронного аукциона  на право заключения договора на поставку и установку компьютерного и переферийного оборудования для нужд ФГБОУ ВО ЧГМА (извещение № 31704932744), заявителем не представлено.

Тот факт, что заявитель ООО «Тандем» не является участником указанного товарного рынка не свидетельствует, об ограничении  конкуренции заказчиком.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №7  ООО "ТАНДЕМ " необоснованной.

Председатель Комиссии                                                                                      

Члены Комиссии                                                                                      

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны