Решение б/н Решение по жалобе от АО «Энергетические системы и коммуникац... от 1 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России  в составе:

Председатель Комиссии: руководитель управления;

Члены Комиссии:

заместитель руководителя управления;

главный специалист – эксперт  отдела контроля закупок;

рассмотрев жалобу №1 от АО «Энергетические системы и коммуникации»  (вх. от 14.02.2017 №561) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия заказчика – ООО «Мои коммунальные счета»  (далее – ООО  «МКС») при проведении закупки у единственного поставщика услуг по обработке фискальных данных (извещение № 31704766910),

при участии в заседании представителей заказчика;

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от АО «Энергетические системы и коммуникации»  (вх. от 14.02.2017 №561) на действия заказчика – ООО «Мои коммунальные счета»  (далее – ООО  «МКС») при проведении закупки у единственного поставщика услуг по обработке фискальных данных (извещение № 31704766910).

В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии ООО «МСК.» от 06.02.2017 №13/17   (далее   -   Протокол), размещенному в ЕИC  08.02.2017, комиссия, руководствуясь п. 22 ст. 177 главы 10 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «МКС» (далее - Положение), приняла решение заключить договор с единственным поставщиком на оказание услуг по обработке фискальных данных для нужд ООО «МКС» с ООО «Ярус».

В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ) закупочная деятельность заказчика регламентируется положением о закупке.

В то же время, п.22 ст.177 Положения, размещенного в ЕИС, допускает закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), без использования конкурентных процедур закупок, только в случае обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин. Проведение закупки у единственного поставщика на оказание услуг по обработке фискальных данных Положение не предусматривает.

Услуги по обработке фискальных данных и услуга по обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин различны. Оказание услуги по обработке  фискальных данных  осуществляется:  поставщиками  с  учетом  требований Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В то время как оказание услуг по обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин осуществляется в соответствии с Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного решением ГМЭК от 06.03.1995 (протокол N2/1 8-95).

Кроме того, поставщиком услуги по обработке фискальных данных является не только ООО «Ярус», которое выбрано Заказчиком, но и АО «ЭСК» (г. Москва). ООО «Эвотор ОФД» (г. Москва), ООО «Такском» (г. Москва), ООО «ПС С'Г» (г. С.-Петербург).

При   таких  обстоятельствах, решения комиссии, по  выбору способа закупки без использования конкурентных процедур и определению победителя процедуры ООО «Ярус» противоречат разделу X «Размещение заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» Положения, общим целям, задачам и принципам Закона №223-ФЗ, и ограничивают участие иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика.

Установив способ закупки - закупка у единственного поставщика - ООО «МКС» нарушило принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, названный в статье 3 Закона №223-ФЗ, лишив Заявителя права на участие в закупке услуг для нужд Заказчика.

Заявитель просит: провести проверку соблюдения ООО «МКС» требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на обработку фискальных данных, согласно Федеральному закону от 22.05.2003  №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и выдать предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

В соответствии с пунктом 177 Положения о закупках закупка у единственного поставщика осуществляется, в числе прочих, при закупке одноименных товаров, выполнение одноименных работ и оказании одноименных услуг на общую сумму не более 200 тысяч рублей без учета НДС, в течение квартала (подпункт 5 пункта 177); при обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин (подпункт 22 пункта 177); при закупке услуг, работ и товаров для обеспечения эксплуатации сетей связи и/или предоставления услуг связи (стационарной, мобильной, почтовой, сети Интернет и других видов связи), обеспечивающих технологические и корпоративные процессы ООО «МКС» (подпункт 28 пункта 177).

Все обязательные требования к решению о закупке, предусмотренные Положением о закупках, Организатором закупки выполнены.

Перед заключением договора оказания услуг по передаче фискальных данных с единственным поставщиком - ООО «Ярус», Организатором закупки был проведен мониторинг цен на оказание услуг по передаче фискальных данных.

ООО «МКС» заключен договор на обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин с ООО «Центр технического обслуживания контрольно-кассовых машин «НАРЕТЭ» (далее ЦТО). В декабре 2016 года от ЦТО было получено письмо об обязательной модернизации ККМ для приведения в соответствие требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее Закон №54). Необходимо заключение договора на обслуживание ККМ с оператором фискальных данных. ЦТО рекомендовал заключить договор с оператором фискальных данных, как со своим партнером с ОФД-Я (ООО «Ярус»).

В связи с вступлением в силу изменений в Закон №54, необходима замена ЭКЛЗ на фискальные накопители, позволяющие передавать данные в налоговый орган.

Исходя из прямого указания закона, замена ЭКЛЗ на фискальные накопители, передача данных в налоговые органы, настройка кассовых аппаратов являются услугами, входящими в комплекс работ по обслуживанию контрольно-кассовой техники.

Таким образом, при проведении закупки у единственного поставщика услуг по обработке фискальных данных, был выбран п.п. 22, пункта 177, Раздела X Положения о закупках ООО «МКС» - обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин.

Кроме того, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона №223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в конкретных случаях.

Указанная норма носит императивный характер, приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим. Доводы Заявителя жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для обжалования в соответствии с п.10 ст.3 Закона о закупках.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение заказчика,   Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением Совета директоров ООО «МКС» от 06.06.2014 (протокол №2014-2 от 09.06.2014) утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «МКС» (далее – Положение о закупках).

08.02.2017 на официальном сайте ЕИС заказчиком – ООО «Мои коммунальные счета»  (далее – ООО  «МКС») размещены Извещение о закупке № 31704766910 «Оказание услуг по обработке фискальных данных для нужд ООО «МКС» и Протокол № 31704766910-01 «Протокол для способа "Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)"».

В соответствии с  Протоколом № 13/17 заседания Закупочной Комиссии Общества с ограниченной ответственностью «Мои коммунальные счета» (ООО «МКС») проводимого в форме очного голосования (опросным путем) от 06.02.2017  (далее – Протокол) Закупочной комиссией рассматривался вопрос о размещении заказа у единственного поставщика на оказание услуг по обработке фискальных данных для нужд ООО «МКС».

Согласно Протоколу установлены следующие существенные условия заключаемого с ООО «Ярус» договора на оказание услуг по обработке фискальных данных для нужд ООО «МКС»:

- наименование оказываемых услуг – услуги по обеспечению приема, обработки и передачи фискальных данных с каждой единицы контрольно-кассовой техники Пользователя в адрес налоговых органов;

- цена договора – стоимость услуг по договору составляет:

Наименование услуги

Количество ККТ

Цена за 1 ККТ за 1 год, руб., с учётом НДС

Стоимость за 1 год, руб., с учётом НДС

Обработка фискальных данных

73

3 000,00

 219 000,00

Стоимость Услуги передачи кассовых чеков на абонентский номер покупателя:

Количество сообщений в месяц

до 25 тыс.

25 - 50 тыс.

50 - 500 тыс.

свыше 500 тыс.

Стоимость 1 сообщения, руб., с учётом НДС

0,90

0,88

0,83

0,79

- ориентировочное кол-во смс сообщений:

с 01.02.2017 по 30.06.2017 – 5 сообщений/мес;

с 01.07.2017 – 20 000 сообщений/мес.

- ориентировочная стоимость отправки смс сообщений на 2017 год составит 108 022,50 рублей, с учётом НДС.

- ориентировочная стоимость отправки смс сообщений на последующие годы составит 216 000,00 рублей в год, с учётом НДС.

- условия оплаты – предоплата 100%;

- срок действия договора – с момента подписания.

Закупочной комиссией принято решение заключить договор с единственным поставщиком на оказание услуг по обработке фискальных данных для нужд ООО «МКС» с ООО «Ярус» на основании п. 22 статьи 177 Главы 10 «Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «МКС», в соответствии с которым размещение заказа у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки может осуществляться в случае обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.

На дату проведения заседания Комиссии Забайкальского УФАС России договор не заключен.

 На заседание Комиссии представителями заказчика представлен проект договора на обработку фискальных данных, планируемый к заключению с ООО «Ярус».

Согласно пункту 2.1 проекта Договора предметом договора является «обеспечение приема, обработки и передачи фискальных данных с каждой единицы контрольно-кассовой техники пользователя в адрес налоговых органов на условиях, изложенных в настоящем договоре».

Положением о закупках установлен перечень случаев, в которых возможно осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения конкурентных процедур (пункт 177 Положения о закупках).

Подпунктом 22 пункта 177 Положения о закупках предусмотрено обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин.                

По мнению Комиссии Забайкальского УФАС России предмет заключаемого договора – «обеспечение приема, обработки и передачи фискальных данных с каждой единицы контрольно-кассовой техники пользователя в адрес налоговых органов» не соответствует требованиям Положения о закупках, поскольку не является обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин».

Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и пункта 177 Положения о закупках ООО «МКС» осуществлено размещение заказа у единственного поставщика без использования конкурентных процедур (размещены Извещение о закупке № 31704766910 и Протокол № 31704766910-01).

Наличие нарушения антимонопольного законодательства является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, Комиссией Забайкальского УФАС России отклоняется довод заказчика об отсутствии у заявителя оснований для обжалования в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ в связи со следующим.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях перечисленных подпунктами 1-4 указанной части.

Таким образом, в соответствии с указанной нормой предусмотрено право обжалования действий заказчика при закупке товаров (работ, услуг) только участником закупки.

В рассматриваемом случае ООО «Мои коммунальные счета» совершены действия по заключению договора у единственного поставщика.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №1 от АО «Энергетические системы и коммуникации» обоснованной.
  2. Заказчика - ООО «Мои коммунальные счета» признать нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
  3. Выдать предписание об аннулировании закупки в срок до 07.03.2017.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны