Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы УФПС Забайкальского края – фи... от 8 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России  в составе:

Председатель Комиссии: руководитель управления;

Члены Комиссии:

заместитель руководителя управления;

главный специалист – эксперт  отдела контроля закупок;

рассмотрев жалобу №11 от УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия заказчика – КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» при проведении закупки у единственного поставщика  на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение №31603797182),

при участии в заседании:

представителей заявителя УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России»;

представителей заказчика – КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от УФПС Забайкальского края – филиал ФГУП «Почта России» (вх. от 30.06.2016 №2815) на действия заказчика – КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» при проведении закупки у единственного поставщика  на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение №31603797182).

Заявитель в жалобе указывает следующее.

Краевым государственным автономным учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» на сайте zakupki.gov.ru 21.06.2016 года размещено извещение (документация) о проведении закупки у единственного поставщика на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение № 31603797182). Цена договора определена в сумме 480 000 рублей.

Закупка размещена без возможности предоставления участниками заявок и определена как закупка у единственного поставщика.

27.06.2016 года на указанном сайте был размещен протокол согласно которому в качестве единственного поставщика определено Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации.

Указанные действия заказчика незаконны, не соответствуют нормам законодательства о защите конкуренции по следующим основаниям.

Закупка у единственного поставщика - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливается Положением о закупке Заказчика (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).

Согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд Краевого государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края документация», размещенному на официальном сайте, заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом, согласно п. 5.8 Положения закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (исполнителю, подрядчику), либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (исполнителя, подрядчика) без рассмотрения конкурирующих предложений могут осуществляться следующие закупки: закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) уникальных товаров (работ, услуг); закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий; закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) условно-постоянной продукции и т.п.

При размещении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным, в противном случае такие действия заказчика могут являться действиями, ограничивающими конкуренцию. Об этом свидетельствует сложившаяся судебная практика по применению Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (например дело № А60-47219/2014).

Наряду с этим, основания для осуществления закупки именно у единственного поставщика не определены извещением и не содержатся в информации о закупке, размещенной на сайте.

Фактически осуществление доставки закрытой и открытой корреспонденции для заказчика может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, обладающими необходимым уровнем квалификации. Проведение процедуры закупки у единственного поставщика в случае закупки услуги доставки открытой и закрытой корреспонденции противоречит положениям действующего законодательства.

В рассматриваемом случае, указанные действия заказчика не обеспечивают единства экономического пространства, не создают условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей предприятия в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, не обеспечивают расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг, препятствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласности и прозрачности закупки.

Действие Заказчика по определению способа закупки у единственного поставщика (неконкурентный способ) фактически привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов на данном конкретном товарном рынке, поскольку ФГУП «Почта России» было лишено возможности участвовать в конкурентных закупочных процедурах.

Таким образом, в действиях заказчика содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заявитель просит признать действия заказчика - Краевого государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» о проведении закупки у единственного поставщика на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение № 31603797182) незаконными.

Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и пояснили следующее.

При   закупке   товаров,    работ,   услуг   Заказчик   руководствуется   Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ №223 «О закупке товаров отдельными видами юридических лиц», нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд КГАУ «МФЦ Забайкальского края» со всеми изменениями и дополнениями (далее - Положение).

В   соответствии   с   п.   5.8.2.   Положения   закупка   у   единственного   поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров (работ, услуг), для которых существует конкурентный рынок, осуществляется путем изучения рынка, сравнением цены и другими условиями поставки продукции, исходя из общедоступных источников информации (копий официальных прайс-листов, публичных оферт, распечаток данных сайтов поставщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных подобных источников) или путем получения предложений от потенциальных поставщиков.

Решение о выборе единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается директором, или иным лицом, имеющим право подписания заключаемого по результатам закупки договора, при стоимости закупки до 3 000 000 рублей с НДС, а также выбора подрядчика на выполнение работ по ремонту нежилых помещений, при стоимости закупки до 5 000 000,00 рублей с НДС, а также заключение договора аренды и покупка недвижимого имущества в соответствии с пп. д) п. 5.9.5. до 16 000 000,00 рублей с НДС, на основании информации о проведенном Заказчиком анализе рынка, с учетом выбора наименьшей цены.

Указанная закупка (извещение №31603797182) проведена в соответствии с п.п. а) п.5.8.2.,5.8.3 Положения, исходя из поступивших коммерческих предложений от потенциальных исполнителей (ИП Барахоева И.И.,вх. №2002 от 24.06.2016 г., РОСИНКАС, вх. №2014 от 27.06.2016 г., ФГУП «Главный центр Специальной связи»,вх. №2013 от 27.06.2016 г., УФПС Забайкальского края - филиал ФГУП «Почта России», вх. № от 22.06.2016 г.), с учетом выбора наименьшей цены.

В своей жалобе Заявитель ссылается на п. 5.8. Положения Заказчика, а именно: закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (исполнителю, подрядчику), либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (исполнителя, подрядчика) без рассмотрения конкурирующих предложений. Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) подразделяются на:

а)  закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) уникальных товаров (работ, услуг) (п.5.9 Положения).

б)  закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий (п.5.10 Положения).

в)   закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) условно-постоянной продукции (п.5.11 Положения).

Вместе с тем, в указанный пункт Положения внесены изменения, утвержденные 09.12.2015 года Решением Наблюдательного совета КГАУ «МФЦ Забайкальского края» и размещены на сайте zakupki.gov.ru 14.12.2015 года, которые не были учтены Заявителем при подаче жалобы на действия заказчика.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение заказчика,   Комиссия приходит к следующим выводам.

21.06.2016 на официальном сайте ЕИС заказчиком – КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» размещено извещение  о проведении закупки у единственного поставщика  на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение №31603797182).

В соответствии с Извещением цена договора установлена в размере 480 000,00 рублей. 

Согласно прочим условиям, установленным Извещением: «данная закупка не является торгами (конкурсом или аукционом). Размещение информации о закупке на официальном сайте носит информационный характер и не имеет целью отбор участников закупки для заключения договора с заказчиком».

01.07.2016 КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» заключен Договор по доставке открытой и закрытой корреспонденции №6412 с Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) ЦБ РФ на сумму 480 000 рублей.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением Наблюдательного совета КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» (далее – КГАУ «МФЦ Забайкальского края») от 28.11.2014 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» (далее – Положение о закупке).

Частью 3 статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В соответствии с изменениями в Положение о закупке от 09.12.2015, в пункте 5.8.2 установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров (работ, услуг), для которых существует конкурентный рынок, осуществляется путем изучения рынка, сравнением цены и другими условиями поставки продукции, исходя из общедоступных источников информации (копий официальных прайс-листов, публичных оферт, распечаток данных сайтов поставщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных подобных источников) или путем получения предложений от потенциальных поставщиков.

Решение о выборе единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается директором, или иным лицом, имеющим право подписания заключаемого по результатам закупки договора, при стоимости закупки до 3 000 000 рублей с НДС, а также выбора подрядчика на выполнение работ по ремонту нежилых помещений, при стоимости закупки до 5 000 000,00 рублей с НДС, а также заключение договора аренды и покупка недвижимого имущества в соответствии с пп. д) п. 5.9.5. до 16 000 000,00 рублей с НДС, на основании информации о проведенном Заказчиком анализе рынка, с учетом выбора наименьшей цены (пункт 5.8.3 Положения о закупке).

Пунктом 8.6.1 Положения о закупке установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) проводится в следующем порядке.

а) подготовка пояснительной записки с обоснованием необходимости проведения закупки неконкурентным способом в соответствии с настоящим Положением с обоснованием выбора поставщика. Указывается стоимость продукции, предлагаемая поставщиком (исполнителем подрядчиком), и если это возможно, сравнение данной цены не менее чем с двумя официально полученными в ответ на запрос заказчика предложениями иных поставщиков (подрядчика, исполнителя);

б) одобрение кандидатуры поставщика (исполнителя, подрядчика), существенных условий проекта договора решением закупочной комиссии (в случае, если данная закупка не предусмотрена утвержденным Планом закупки);

в) размещение на официальном сайте извещения о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), документации о закупке, проекта договора (в тексте извещения о проведении закупки может быть указано, что оно является документацией о закупке и в этом случае отдельно документация о закупке не размещается) в срок не позднее чем за 3 (три) дня до даты подписания договора;

г) заключение договора с утвержденным (одобренным) поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

На заседание Комиссии заказчиком представлено:

- копия письма КГАУ «МФЦ Забайкальского края» от 23.06.2016  в адрес РОИ «Росинкас» о предоставлении стоимости тарифов по доставке открытой/закрытой корреспонденции;

- копия письма КГАУ «МФЦ Забайкальского края» от 24.06.2016 в адрес УСС по Забайкальскому краю о предоставлении стоимости тарифов по доставке открытой/закрытой корреспонденции;

- копия письма КГАУ «МФЦ Забайкальского края» в адрес  о предоставлении стоимости тарифов по доставке открытой/закрытой корреспонденции;

- копии ответов РОИ «Росинкас», УСС по Забайкальскому краю, ИП;

- копия обращения УФПС Забайкальского края – филиал ФГУП «Почта России» от 08.06.2016  о предложении по привлечению ФГУП «Почта России» к доставке документов МФЦ;

- Обоснование выбора исполнителя и цены на доставку открытой/закрытой корреспонденции от 27.06.2016 б/н, в соответствии с которым представлены цены РОИ «Росинкас», УСС по Забайкальскому краю, ИП , ФГУП Почта России, а также итоги сравнения показателей – указано на целесообразность заключения договора с РОСИНКАС ЦБ РФ.

В соответствии с пояснениями представителей заказчика представленное Обоснование выбора исполнителя и цены на доставку открытой/закрытой корреспонденции от 27.06.2016 б/н  является пояснительной запиской по указанной закупке. Пояснить, почему Извещение о закупке размещено раньше Пояснительной записки пояснить затруднились.

27.06.2016  заказчиком размещен Протокол заседания закупочной комиссии №43/2016, в соответствии с которым путем выбора наименьшей цены, исходя из коммерческих предложений представленных специализированными организациями закупочная комиссия приняла решение о соответствии единственного участника – РОСИНКАС ЦБ РФ.

Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что заказчиком не соблюден порядок проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленный Положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Комиссия Забайкальского УФАС России пришла к выводу, что закупка у единственного поставщика не является торгами (конкурсом или аукционом), запросом котировок цен на товары или запросом предложений.

Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России в действиях заказчика – КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» при проведении закупки у единственного поставщика  на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение №31603797182), нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции не установлено.

При этом Комиссией отмечено, что установление в Положении о закупке возможности заключения договоров без проведения конкурентных процедур (неконкурентным способом) содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В связи с указанным, материалы жалобы подлежат передаче в Отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №11 от УФПС Забайкальского края – филиал ФГУП «Почта России» необоснованной.
  2. Передать материалы жалобы в Отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России для рассмотрения на предмет нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии 

Связанные организации

Связанные организации не указаны