Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы индивидуального предпринимате... от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России  в составе:

Председатель Комиссии: руководитель управления;

Члены Комиссии:

заместитель руководителя управления;

главный специалист – эксперт  отдела контроля закупок;

рассмотрев жалобу №26 от ИП в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия заказчика – Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14»  (ПАО «ТГК-14») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг для нужд ПАО «ТГК-14» (извещение № 31604583696),

при участии в заседании представителя заказчика;

 

УСТАНОВИЛА: 

В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ИП на действия заказчика – Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14»  (ПАО «ТГК-14») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг для нужд ПАО «ТГК-14» (извещение № 31604583696).

В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (ПАО «ТГК-14), ул. Профсоюзная, д. 23, г. Чита, Россия, 672000 официальной публикацией извещения о проведении открытого запроса предложений на сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр опубликованных заказов», а также на сайте www.tgk-14.com в разделе «Закупки», подраздел «Извещения», направление «Прочие услуги» на сайте системы электронных торгов B2B-Center www.b2b-center.ru от 27 декабря 2016  года пригласило юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в открытом запросе предложений на оказание клининговых услуг для нужд ПАО «ТГК-14». Открытый запрос предложений проводится в электронной форме.

Из документации  открытого запроса предложений следует, что к участникам открытого запроса предложений предъявлены требования, в том числе требование о том, чтобы клининговая деятельность была основным видом деятельности участника (пункт 8.1.8 Документации открытого запроса предложений).

Устанавливая в документации открытого запроса предложений требование о наличии у участника деятельности согласно предмета договора основного вида деятельности и включение такого требования в условия, а также проведение конкурса при наличии данного требования может повлиять на количество потенциальных участников, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

Как следствие, общество нарушило ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции". Потенциальные участники запроса предложений могли отказаться от подачи заявки. Проведение обществом запроса предложений для собственных нужд не исключает его обязанности по соблюдению требований антимонопольного законодательства с учетом того, что названная норма не ставит сферу ее применения в зависимость от предмета торгов, то есть к сокращению числа хозяйствующих субъектов.

Согласно ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" по правилам ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Заявитель просит: признать незаконным и нарушающим положения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ пункт 8.1.8 документации открытого запроса предложений на оказание клининговых услуг для нужд ПАО «ТГК-14»; приостановить открытый запрос предложений на оказание клининговых услуг для нужд ПАО «ТГК-14»; обязать ПАО «ТГК-14» устранить нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.

В соответствии с закупочной документацией - Раздел 8 «Требования к участникам» в п. 8.1.8 указано, что деятельность Участника согласно предмета договора должна быть основной.

Данное требование установлено Обществом без нарушения требований федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» и федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ПАО «ТГК-14» в целях закупки клининговых услуг для нужд всех объектов Общества отразило указанное требование к участникам закупки исходя из обоснованной необходимости обеспечения себя:

- надежным контрагентом, т.к. договор планируется к заключению на срок с 01.05.2017 г. на 365 календарных дня и цена его составляет х тыс. руб.;

- контрагентом, имеющим опыт работы в данной сфере деятельности (профессиональным участником), т.к. клининговые услуги необходимо будет осуществлять на территории всех подразделений Общества (в разных районах двух субъектов РФ), что отражено в п. 3.1 Закупочной документации с отсылкой на Приложение № 1 - Техническое задание (п. 1.2 и Приложения 1 - 7). Т.е. участнику закупки, в итоге с которым будет заключаться договор, необходимо будет оказывать клининговые услуги Обществу, как в простых помещениях и на прилегающих к ним территориях, так и на опасных производственных объектах, что само по себе не может носить под собой формального характера требований закупочной документации.

ПАО «ТГК-14» закупает «клининговые услуги» у лиц оказывающих такие услуги, что не содержит в себе признаков ограничения конкуренции, указанных в п. 17 ст. 4 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» и соответствует нормам федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Помимо прочего, в п.3.1 закупочной документации указан перечень видов необходимых к оказанию услуг, который не ограничен только «Услугами по чистке и уборке», т.е. ПАО «ТГК-14» указав в п. 8.1.8 документации требование к участникам по виду их деятельности не ограничило количество участников закупки только одним видом их деятельности.

Исходя из Выписки из ЕГРИП от 09.01.2017 г. на ИП, у Заявителя настоящей жалобы вообще отсутствует какой-либо вид «клининговой деятельности» из перечня необходимых к оказанию услуг, указанных в п. 3.1 закупочной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из изложенного следует, что ИП имел право обратиться в антимонопольный орган исключительно с жалобой на нарушение порядка размещения информации о проведении закупочной процедуры или порядка подачи заявок, однако заявителем обжалуется содержание закупочной документации и тем самым данная жалоба не должна подлежать рассмотрению Управлением ФАС по Забайкальскому краю.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение заказчика,   Комиссия приходит к следующим выводам.

27.12.2016 на официальном сайте ЕИС заказчиком – Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – ПАО «ТГК-14) размещены Извещение и Документация Открытый запрос предложений в электронной форме на Оказание клининговых услуг для нужд ПАО «ТГК-14» (761313) (№ закупки 31604583696) (далее – Документация).

В соответствии с Документацией начальная (максимальная) цена договора установлена в размере х тыс. рублей. 

Адрес электронной площадки в сети Интернет www.b2b-center.ru.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, лицо, не подавшее заявку на участие в торгах, должно указать в жалобе на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Такие лица не должны доказывать нарушение их прав перечисленными действиями.

Порядок подачи заявок включает в себя требования к срокам и содержанию подаваемых заявок на участие в запросе предложений.

В соответствии с жалобой ИП нарушение выразилось в установлении в документации запроса предложений требования к участникам закупки о том, чтобы деятельность по оказанию клининговых услуг была основным видом деятельности для хозяйствующего субъекта, что подтверждается предоставлением в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ.

Таким образом,  Комиссией Забайкальского УФАС России отклоняется довод заказчика о ненадлежащем заявителе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением совета директоров ПАО «ТГК-14» от 04.04.2016 (протокол №196) утверждено Положение о порядке закупок товаров, работ и услуг для нужд ПАО «ТГК-14» (далее – Положение о закупках).

Согласно подпункту 9 пункта 8.2 Раздела 8 Положения о закупках закупочная документация по запросу предложений должна содержать требования к претендентам и перечень документов, предоставляемых ими в составе предложения.

Подпунктом 8.9 Положения о закупках установлено, что заявка участника должна полностью отвечать каждому из предъявленных требований. Если хотя бы по одному требованию заявка не участника не удовлетворяет условиям запроса предложений, она отклоняется.

Согласно подпункту «в» пункта 2.1 Раздела 2 (Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений. Инструкция по заполнению заявки на участие в запросе предложений) Документации заявка должна содержать в том числе копии лицензий на выполнение видов деятельности в рамках договора.

Подпунктом 8.1.7 пункта 8.1 Раздела 8 (Требования к участникам) Документации установлено, что участники запроса предложений должны соответствовать установленным требованиям, в том числе требованию о наличии соответствующих действующих лицензий на выполнение видов деятельности в рамках договора.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что указанный пункт касается предоставления лицензии на сбор, транспортировку и утилизацию отходов IV класса опасности в связи с деятельностью ПАО «ТГК-14».

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи  12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит такой вид деятельности как деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утвержден Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (всего 24 вида работ).

Таким образом, нечеткость в предъявляемых к потенциальному подрядчику требований в части предоставления в составе заявки копий «соответствующих действующих лицензий на выполнение видов деятельности в рамках договора» по мнению Комиссии Забайкальского УФАС России вводит в заблуждение потенциальных участников запроса предложений.

Подпунктом 8.1.8 пункта 8.1 Раздела 8 (Требования к участникам) Документации установлено, что участники запроса предложений должны соответствовать установленным требованиям, в том числе требованию о том, что деятельность согласно предмета договора должна быть основной (подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ).

По мнению Комиссии Забайкальского УФАС России требование к участнику закупки о том, чтобы «деятельность согласно предмета договора должна быть основной (подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ)» могло ограничить круг потенциальных участников запроса предложений и привести к отклонению от участия в запросе предложений хозяйствующих субъектов, реально способных оказывать клининговые услуги.

Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Документация открытого запроса предложений в эхлектронной форме на оказание клининговых услуг для нужд ПАО «ТГК-14» содержит требования к участникам запроса предложений, которые приводяь или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Наличие нарушения антимонопольного законодательства является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №26 от ИП обоснованной.
  2. Заказчика - ПАО «ТГК-14» признать нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны