Решение б/н Решение по жалобе от ООО «Гигант» на действия заказчика – ОО... от 2 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена  30.10.2017

Полный текст  решения изготовлен 02.11.2017                                                                                                                 

 

Комиссия  Забайкальского УФАС России  в составе:

Председатель Комиссии: руководитель управления;

Члены Комиссии:

главный специалист – эксперт  отдела контроля закупок; ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок,

рассмотрев жалобу № 28 от ООО «Гигант»  (вх. от 19.10.2017 № 4634) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия заказчика – ООО «Новокручининское» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку угля для нужд ООО «Новокручининское» (извещение № 31705627795),

при участии в заседании представителя заявителя ООО «Гигант», представителей заказчика ООО «Новокручининское»

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от  ООО «Гигант» (вх. от 19.10.2017 № 4634) на действия заказчика – ООО «Новокручининское»  при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку угля для нужд ООО «Новокручининское» (извещение № 31705627795),

В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.

12.10.2016   года ООО «Новокручининское» (далее - «Заказчик») в Единой
информационной системе для размещения информации в сфере закупок (далее -«ЕИС»)
опубликовано положение о закупках.

09.10.2017 года в разделе «Изменения» положение о
закупках опубликовано повторно.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (в ред. от 05.02.2016) «Об утверждении положения о размещении в единой информации системе информации о закупке» (далее - «Постановление правительства «№ 908») изменение размещенной в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

Кроме того, положение о закупках размещенное заказчиком не содержит обязательных сведений о дате утверждения и вступления в силу положения о закупках.

Таким образом, заказчик не разместил изменения, вносимые в положение о закупках.

16.10.2017 года в системе ЕИС заказчиком размещено извещение о проведении
запроса котировок в электронной форме на право заключить договор на поставку угля для
нужд ООО «Новокручининское» (далее - «Запрос котировок»). Согласно извещению
подача заявок осуществляется через площадку
                        https://etp.gpb.ru/. Начальная
(максимальная) цена договора составила - 20 450 400,00.

Согласно пункту 1 статьи 66 Положения о закупках извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещается Организатором закупок, на официальном сайте и на сайте электронной торговой площадки не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.

Согласно извещению о проведении запроса котировок сформированном в ЕИС (электронный документ) срок окончания подачи заявок до 20.10.2017 до 18.00.

В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, заказчиком (организатором торгов) сокращен срок подачи заявок, что является нарушением действующего законодательства.

Также в ходе размещения закупки заявителем были выявлены следующие нарушения 223-ФЗ:

1. 17.10.2017 года в извещение о проведении запроса котировок внесены изменения. Редакция извещения, размещенного 16.10.2017 года признана недействующей.

Согласно пункту 26 раздела IV Постановления Правительства № 908 для внесения изменений в извещение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения формирует измененную редакцию извещения о закупке и при необходимости размещает измененные электронные виды документов, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящего Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 5 указанного выше положения изменение размещенной в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

В нарушение указанных требований изменения в извещение о запросе котировок не содержат размещенного, документа, содержащего перечень внесенных изменений.

             Извещение о проведении запроса котировок размещено повторно без внесения каких-либо изменений.

2.  Согласно извещению о проведении запроса котировок (пункт 14) срок подписания
договора- в течение 10 рабочих дней со дня размещения на официальном сайге и на сайте
электронной торговой площадки протокола рассмотрения и оценки заявок участников
запроса котировок.

В соответствии с пунктом 11 статьи 68 Положения о закупках заказчика договор между заказчиком и победителем запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее 10 и не позднее 20 дней со дня размещения на официальном сайте и на сайте электронной торговой площадки протокола рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок в электронной форме.

Таким образом, заказчиком допущено нарушения положения о закупках в части установления сроков заключения договора по итогам запроса котировок, а также нарушено право потенциальных участников на обжалование действий заказчика.

3.  Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить
приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых

российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим их иностранного
государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», (далее Постановление правительства № 925») с 01.01.2017 года заказчики обязаны устанавливать приоритет, указанный выше в обязательном порядке.

В нарушение указанной нормы документация запроса котировок не содержит указанного требования, что является нарушением действующего законодательства.

4.  Согласно извещению о проведении запроса котировок (пункт 13) срок и условия
оплаты за поставленный товар - согласно проекту договора и приложений к нему
(Приложение № 2 к настоящему извещению о проведении запроса котировок).

Пунктом 3.3. Раздела 3 проекта договора установлено что, покупатель осуществляет оплату не ранее 31.12.2018 года.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Положения о закупках заказчика извещение о проведении запроса котировок должно содержать сроки и порядок оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Дата не ранее 31.12.2018 года не может является сроком оплаты т.к не определена конкретным числовым значением.

Кроме того, указанный срок оплаты (не ранее 31.12.2018 года) нарушает права потенциальных участников закупки и ограничивает круг участников.

Заявитель просит: признать жалобу обоснованной, приостановить процедуру закупки, выдать предписание об аннулировании закупки, привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

1)   ч. 2 ст. 18.1 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» предусматривает ограниченный круг участников, которые могут обжаловать в
антимонопольный орган в частности действия заказчика. К ним относятся
лица, подавшие заявку на участие в торгах и лица, права и законные
интересы которого могут быть ущемлены при нарушении порядка процедуры
торгов - то есть потенциальные участники закупки. Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ №
223 участником закупки может быть любое юридическое лицо, которое

соответствует требованиям заказчика. Одно из требований, установленных
ООО «Новокручининское» к участникам торгов - соответствие участников
требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся
предметом торгов. Основной вид деятельности ООО «Гигант» на настоящее
время - строительство жилых и нежилых зданий согласно выписке из
ЕГРЮЛ на заявителя, а не поставка угля. Поэтому мы считаем, что ООО
«Гигант» необходимо обосновать каким образом нарушение процедуры
закупки может повлиять на его права и законные интересы;

           2)   09.10.2017 внесены изменения в положение о закупках
заказчика, было прописано, что теперь способ закупки ЕСП: запрос
котировок. Приведенные в жалобе нарушения относительно неразмещения документа, содержащего перечень внесенных изменений является необоснованными. Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 18.07.11 № 223 изменения, вносимые в положения о закупках является одной из составляющих информационного обеспечения закупки и подлежит обязательному размещению в ЕИС не позднее, чем в течение 15 дней со дня утверждения. Как верно указал заявитель 09.10.2017 было опубликовано положение о закупках, а 19.10.2017 была подана жалоба в Забайкальское УФ АС о том, что документ, содержащий перечень внесенных в положение изменений не опубликован. То есть со дня внесения изменений в положение не прошло 15 дней, предусмотренных ст. 4 ФЗ 223;

  1. Извещение о запросе котировок было размещено 16.10.17, а согласно извещению о проведении запроса котировок срок окончания подачи заявок до 20.10.17 до 18:00. То есть менее 5 дней. Дело в том, что 19.10.2017 было размещено извещение о внесении изменений в извещение процедуры № 31705627795, где дата и время окончания подачи заявок на участие указано 24.10.2017 00:00:00. Таким образом, срок подачи заявок был продлен;
  2. Извещение о внесении изменений в извещение процедуры содержит перечень внесенных в извещение изменений;
  3. В соответствии с п. 11 ст. 68 положения о закупках заказчика, договор между заказчиком и победителем может быть заключен не ранее 10 и не позднее 20 дней со дня размещения на официальном сайте и на сайте электронной торговой площадки протокола рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок в электронной форме. В данной ситуации никакого нарушения прав потенциальных участников на обжалование действий заказчика не наблюдается. Так как в извещении указано что подписание договора должно быть осуществлено в течение 10 РАБОЧИХ дней, то есть за исключением выходных, грубо говоря, у нас есть 2 недели, в течение которых мы ДОЛЖНЫ подписать договор с победителем. А в положении заказчика сроки основываются в КАЛЕНДАРНЫХ днях.

 Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

  1. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 положения о закупках заказчика извещение о проведении запроса котировок должно содержать сроки и порядок оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что дата не ранее 31.12.2018 не определена конкретным числовым значением и не может являться сроком оплаты.
  2. Раздел 10 ст. 71 положения предусматривает что заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется в сроки и в порядке, указанном в документации процедуры закупки. При этом данные срок и порядок должны соответствовать требованиям, установленным ГК РФ. Указанный срок оплаты не может являться нарушением прав потенциальных участников закупки т.к. в общих положениях ГК РФ, а именно в ст. 314 сказано, что срок в обязательствах - это день исполнения обязательства или период в течение которого оно может быть исполнено.   В проекте договора установлен период оплаты, определенный конечной датой оплаты товара. В ст. 484 ГК РФ указано, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до/после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено договором. То есть данное положение устанавливает приоритет договора. Кроме того ст. 506, определяющая правила осуществления договора поставки не выделяет срок в существенные условия и определяет его просто как «обусловленный срок» оплаты поставки без указания на вид срока. Также ФЗ 2223 никак не регулирует установление сроков в договоре, т.о. нарушения законодательства в части установления сроков оплаты товара нет;
  3. Должностное лицо ООО «Новокручининское», уполномоченное на
    работу с данным запросом котировок, не было осведомлено о том, что
    необходимо внести изменения в документацию процедуры о приоритете
    товаров российского происхождения.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение заказчика,   Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

          12.10.2016 заказчиком ООО «Новокручининское» в ЕИС опубликовано Положение  о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Общества с ограниченной ответственностью «Новокручининское».

        09.10.2017 внесены изменения в данное Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «Новокручининское».

         В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении положения о размещении в единой информации системе информации о закупке»  изменение размещенной в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

        В нарушении данного требования в документации о закупке отсутствует документ, содержащий перечень внесенных изменений. 

            В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Российской Федерации вправе установить: особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета;

        В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Положения о закупках заказчика извещение о проведении запроса котировок должно содержать сроки и порядок оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

         В разделе  3.3 проекта договора установлено, что покупатель осуществляет оплату не ранее 31.12.2018 г.

        В соответствии с пунктом 14.3. Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

        В нарушении названных требований в проекте договора установлено, что покупатель осуществляет оплату не ранее 31.12.2018.

       Наличие нарушения антимонопольного законодательства является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

         Комиссия Забайкальского УФАС сообщает о том, что в силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4)  неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, остальные доводы заявителя, указанные в жалобе выходят за пределы полномочий Комиссии Забайкальского УФАС России при рассмотрении жалоб в порядке 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции». 

            Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу № 28 от ООО  «Гигант» обоснованной.
  2. Заказчика - ООО «Новокручининское» признать нарушившим пункт 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
  3. Выдать предписание об аннулировании закупки в срок до 13.11.2017.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Гигант» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

30 октября 2017 года                                                                                       г. Чита, ул. Лермонтова, 14

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы в сфере закупок  в составе: председателя комиссии, руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России,

Руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании  решения от 02.11.2017  (резолютивная часть решения объявлена 30.10.2017) по жалобе №28 ООО «Гигант», рассмотренной в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», о нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на действия заказчика – ООО «Новокручининское» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку угля для нужд ООО «Новокручининское», (извещение № 31705627795),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику – ООО «Новокручининское» в срок до 13.11.2017 аннулировать запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку угля для нужд ООО «Новокручининское» (извещение № 31705627795).

2. Заказчику в срок до 13.11.2017 исполнить настоящее предписание и представить в Забайкальское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (факс (3022) 32-12-31) или электронной почте: to75@fas.gov.ru

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ответственность за неисполнение предписания предусмотрена частью 7  статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны