Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении Комитета по развити... от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: заместитель руководителя Забайкальского УФАС России;
Члены Комиссии:
главный специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России;
ведущий специалист – эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России;
рассмотрев в двух заседаниях  дело № 34  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», содержащихся в действиях Комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита»,
при участии индивидуального предпринимателя К; представителя ИП К. М. (доверенность от 29.07.2015 б/н); представителей Комитета по развитию инфраструктуры городского округа «Город Чита» – начальника отдела транспорта и связи управления строительства транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры городского округа «Город Чита» Б (), главного специалиста . (доверенность от 30.12.2014 № 2476); индивидуального предпринимателя  Л.; индивидуального предпринимателя  Д.
Представители ИП М., ИП О. на заседание комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Забайкальского края в адрес Забайкальского УФАС России направлено обращение ИП К. для рассмотрения.
В соответствии с заявлением ИП К. администрацией городского округа «Город Чита» (комитетом по развитию инфраструктуры) нарушено законодательство при изменении схемы автобусного маршрута №29. При изменении данного маршрута не были соблюдены основные критерии, такие как: целесообразность, потребность, технико-экономическое обоснование в устойчивости пассажиропотока и условий, обеспечивающих безопасность движения пассажирских перевозок. Нескоординировано движение автобусов  в измененной схеме с движением автобуса на уже существующих маршрутах, а так же с работой других видов пассажирского транспорта.
Исходя из требований по обеспечению конкуренции при организации регулярных перевозок,  любые два маршрута не могут иметь совпадающие участки пути следования транспортных средств, общая протяженность  которых, превышает 50% протяженности хотя бы одного из указанных  маршрутов.
На сегодняшний день, при изменении схемы маршрута №29, произошло наложение на маршрут № 3. Ранее на маршрут №3 был наложен почти на 80% маршрут № 9. В настоящее время администрация объединила маршруты № 29 и № 9 в одно целое, без обследования пассажиропотока, без акта обследования городского автобусного маршрута с заключением комиссии, с подписями председателя и членов комиссии.
Статья 3 Положения «Об организации обслуживания населения автомобильным транспортом на территории городского округа «Город Чита» декларирует равенство прав и обязанностей перевозчиков». Основной целью положения является: наиболее полное удовлетворение потребности населения городского округа «Город Чита» в транспортном обслуживании, обеспечение безопасности дорожного движения и благоприятной окружающей среды в границах городского округа «Город Чита», развитие рынка транспортных услуг:
1.  Соответствие дорог муниципального маршрута требованиям безопасности перевозок пассажиров;
2.  Наличие (отсутствие) иных регулярных маршрутов, частично совпадающих с рассматриваемым муниципальным маршрутом.
В своем заявлении ИП К. просит привести схемы маршрутов № 29 и №9 в первоначальное состояние в соответствии с  реестром автобусных маршрутов  согласно положению, утвержденному Думой городского округа «Город Чита» от 20.12.2012 № 178.
В ходе заседания комиссии, индивидуальным предпринимателем К. и его представителем также указано следующее. Заявителем осуществляется предпринимательская деятельность по осуществлению перевозок, в том числе по маршруту №3. Основанием осуществления деятельности по данному маршруту является поданное предпринимателем заявление (при отсутствии договора с победителем конкурса), а также заключенный 05.12.2014 на межконкурсный период договор.  
7 августа 2015 года ИП К. в Арбитражный суд Забайкальского края подано исковое заявление о признании договора с ИП М. на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах городского округа «Город Чита» от 01.04.2015 № 61/15 по маршруту № 3 недействительным (дело № А78-10375/2015).
После изменения схемы движения маршрута №29, она более чем на 50% совпала на схему маршрута №3.
Схемы маршрутов после проведения администрацией  конкурса не должны изменяться по частным обращениям предпринимателей, поскольку указанное не только противоречит принятому представительным органом положению, но и влияет на хозяйственную деятельность предпринимателей, осуществляющих перевозки по иным маршрутам.
О недопустимости изменения схем движения указывалось ранее администрацией в ответе индивидуальному предпринимателю К. Так,  ИП К. 17.03.2011 обращался в Комитет по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» об изменении схемы маршрута № 38 (основание – коллективная жалоба жителей поселка Песчанка). В ответе от 24.08.2011 № 277 Комитет указывает что, «вопрос об изменении схем автобусов может быть рассмотрен при подготовке и проведении очередного конкурса владельцев транспортных средств на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной транспортной сети городского округа. В том числе и маршрута № 38».
Таким образом, при обращении ИП К.  в орган местного самоуправления с заявлением об изменении схем маршрутов (в связи с обращениями жителей города) администрация отказывала в этом, указывая на возможность изменения схем маршрутов при подготовке очередного конкурса. Однако, при обращении иных хозяйствующих субъектов, схемы движения маршрутов изменяются.
Представителями Комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» представлены следующие пояснения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Чита» принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 20.12.2012 № 178, вопросы организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, утверждение маршрутов и графиков движения городского пассажирского транспорта, открытие, изменение или закрытие муниципальных маршрутов, создание условий для привлечения на договорных началах к транспортному обслуживанию физических и юридических лиц относятся к ведению органов местного самоуправления.
При этом, поскольку законодательство РФ о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
В 2006 году маршрут № 9 был включен в реестр городских автобусных маршрутов.
Однако по причине низкого и нестабильного пассажиропотока перевозчики не желали обслуживать указанный маршрут, в связи с чем неоднократно пересматривалась схема движения автобусов по маршруту № 9.
В 2014 году указанный маршрут был выставлен на очередной конкурс по привлечению   перевозчиков  для   организации  обслуживания пассажирским транспортом на территории городского округа «Город Чита» наряду с другими  маршрутами, согласно реестру автобусных маршрутов регулярных перевозок на муниципальной маршрутной сети городского округа «Город Чита», утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 11.03.2014 № 31. По результатам проведенного конкурса в августе 2014 года победителем конкурса по маршрут № 9  определен ИП Отрощенко С.М., однако от заключения договора перевозчик отказался.
Впоследствии Управлением строительства, транспорта и связи маршрут № 9 был предложен перевозчикам, не признанными победителями конкурса, и лицам, не допущенным до участия в конкурсе, с заключением договора на срок до проведения повторного конкурса (на межконкурсный период).
Так, 30.01.2015 и 10.12.2014 с перевозчиком Е., и С. на маршрут № 9 были заключены договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах городского округа «Город Чита» в межконкурсный период, после окончания срока действия договора за его продлением перевозчики не обращались.
В виду отсутствия стабильного пассажиропотока и нерентабельности маршрута «накатывать маршрут», не имея прибыли, перевозчики не изъявляют желания работать на маршруте № 9.
В связи с чем, по предложению жителей мкр. «Сенная падь» после проведенной работы с перевозчиками маршрутов № 2, 3, 29 и с согласия перевозчиков маршрута № 29 сообщением «Каштак - ул. Каларская» конечная остановка данного маршрута была перенесена в мкр. «Сенная падь».
Несколько откорректирована схема маршрута № 29, которая объединила два маршрута: № 9 и № 29 и продлена до поселка Антипиха (ул. Каларская), как схема маршрута № 29.
Решение по корректировке схемы маршрута № 29 до п. Антипиха принято с учетом пожеланий жителей (социальной необходимости).
По   результатам   проведенного   конкурса   в   августе   2014   года   победителем конкурса по маршруту № 29 был определен ИП Д., который не возражал  против корректировки схемы выигранного ранее им маршрута.
Распоряжением комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» от 27.05.2015 года № 17 маршрут № 29 в переработанном варианте запущен в работу.
Корректировка схемы движения маршрута № 29 не могла и не может привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок, т.е. не является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Представители ответчика считают, что Комитет по развитию инфраструктуры не допустил нарушений требований действующего законодательства, Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению  и   организации обслуживания населения в границах городского округа «Город Чита» принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 20.12.2012 № 178 при проведении мероприятий по корректировке схемы маршрута № 29.
Изменение схемы маршрута № 29 само по себе не образует самостоятельного нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах действия Комитета по развитию инфраструктуры не могут рассматриваться как нарушающие требования статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доказательств нарушения антимонопольного законодательства, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, со стороны администрации городского округа в лице комитета по развитию инфраструктуры заявителем не представлено.
По мнению представителей органа местного самоуправления  нет оснований для принятия жалобы ИП К. к рассмотрению, так как он не наделен правом по защите интересов неопределенного круга лиц.
ИП К. участие в конкурсе не принимал, его имущественные права и интересы в данном случае не затрагиваются и не могут быть восстановлены в случае удовлетворения требований жалобы.
По результатам конкурса Комитетом по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» с ИП М. 01.04.2015 заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах городского округа «Город Чита» № 61/15 по маршруту № 3.
Комитетом по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» 05.12.2014 с ИП К. заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах городского округа «Город Чита» на межконкурсный период №  105/14 по маршрутам №№ 3, 19, 48, 69. Срок договора истек 31.12.2014.
От ИП М. и ИП Л. каких-либо жалоб, в связи с корректировкой схемы маршрута № 29, не поступало.
В ходе рассмотрения дела представителями сторон представлены пояснения о протяженности маршрутов: №29 – 19,3 км; №3 – 13,4 км. Наложение (длина совпадающего участка) составило 7,4 км.
Комиссией установлено, что  индивидуальными предпринимателями Л., Д письменные возражения, пояснения по доводам, изложенным в жалобе ИП К., в материалы дела не представлены. Из письменных пояснений предпринимателя М. следует, что права заявителя действиями органа местного самоуправления не затрагиваются, и основания для рассмотрения его жалобы по существу отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено следующее.
Согласно пунктам 5, 7 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа  относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Аналогичные положения закреплены в статье 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 № 243.
Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, является администрация городского округа «город Чита» (п. 1 ст. 37 Устава).
В соответствии с положением о Комитете по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» (далее также  Комитет), утв. Решением думы городского округа «Город Чита» от 14.05.2009 № 69, Комитет является отраслевым органом администрации городского округа «Город Чита».
 Комитет в пределах своих полномочий осуществляет транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений;  утверждает маршруты  и  графики  движения  городского  пассажирского транспорта; создает условия для привлечения на договорных началах к транспортному обслуживанию физических и юридических лиц, действующих на территории городского округа; принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии существующих городских маршрутов; проводит конкурсы на право осуществления пассажирских  перевозок автомобильным транспортом на  муниципальных маршрутах городского   округа;   утверждает   (согласовывает)   паспорта,   схемы и расписания  городских автобусных маршрутов; заключает и расторгает договоры с перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров; изучает
потребности населения в перевозках, информирует население о маршрутах, расписаниях движения и об изменениях в работе пассажирского транспорта, а также предоставляет иные сведения, необходимые потребителям транспортных услуг.
Согласно Положению о создании условий для предоставления  транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Чита» (далее - Положение), утв. Решением думы городского округа «Город Чита» от 20.12.2012 № 178, муниципальный маршрут - установленный организатором перевозок путь следования автомобильного пассажирского транспорта в границах городского округа «Город Чита» от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, оборудованный объектами инфраструктуры, используемый для оказания пассажирам транспортных услуг. Паспорт маршрута - документ, составляемый по установленной форме и удостоверяющий маршрут регулярных перевозок, характеризующий схему движения на маршруте, содержащий информацию о конечных и промежуточных остановочных пунктах, о протяженности маршрута, об объектах транспортной инфраструктуры, состоянии дороги, включая регистрационный номер маршрута регулярных перевозок, утвержденный организатором перевозок.
Каждый муниципальный маршрут удостоверяется паспортом маршрута и включается в реестр маршрутов, который ведет организатор перевозок. Паспорт маршрута включает схему маршрута.
Исключение муниципального маршрута из указанного реестра производится при его закрытии. Информация об открытии, изменении, о закрытии муниципальных маршрутов, а также о начале обслуживания граждан на вновь открываемом регулярном маршруте подлежит опубликованию в средстве массовой информации организатором перевозок.
В соответствии со статьей 3 Положения открытие, изменение или закрытие муниципальных маршрутов производятся с учетом предложений граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, перевозчиков организатором перевозок. При решении вопроса об открытии, изменении, о закрытии муниципальных маршрутов организатором перевозок проводится оценка соответствия технического состояния автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений требованиям безопасности движения, а также исследуется интенсивность пассажиропотока, определяются оптимальное количество единиц и категория транспортных средств, необходимых для эффективного и безопасного транспортного обслуживания населения на муниципальном маршруте. Условиями для принятия решения об открытии (изменении, закрытии) регулярного маршрута являются:
1) социальная необходимость и экономическая целесообразность;
2) соответствие дорог муниципального маршрута требованиям безопасности перевозок пассажиров;
3) соответствие муниципального маршрута схемам территориального планирования и генеральному плану городского округа "Город Чита";
4) пропускная способность улиц, автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры;
5) наличие (отсутствие) иных регулярных маршрутов, частично совпадающих с рассматриваемым муниципальным маршрутом.
Решением Думы городского округа «Город Чита» от 20.12.2012 № 178 утверждено Положение о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам (далее Положение). В соответствии с Положением договоры на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам осуществляется на конкурсной основе.
В конкурсную документацию включаются:
1) номер муниципального маршрута, выставляемого на конкурс;
2) требования по количеству и пассажировместимости транспортных средств, необходимых для обслуживания выставляемого на конкурс муниципального маршрута с учетом резервных транспортных средств;
3) порядок оформления участия в конкурсе и порядок проведения конкурса;
4) сведения о порядке представления заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению;
5) критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок определения победителя;
6) проект договора, заключаемого победителем конкурса с организатором перевозок на оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах.
Конкурсная документация размещается на официальном сайте администрации городского округа "Город Чита" в сети интернет.
На конкурс выставляются сформированные маршруты в соответствии с реестром автобусных маршрутов регулярных перевозок на муниципальной маршрутной сети. Каждый маршрут имеет паспорт маршрута, в паспорт маршрута входит схема движения городского автобусного маршрута, схема движения утверждается распоряжением Комитета  по развитию инфраструктуры.
Исходя из пояснений представителей Комитета, с паспортами маршрутов, схемами движения каждый участник конкурса может ознакомиться,  обратившись к организатору конкурса.
По результатам конкурса перевозчик, победивший в конкурсе, заключает договор оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах с организатором перевозок. Схема маршрута является приложением к договору, заключаемому по результатам конкурса.
В период с 03.06.2014 по 13.08.2014 Комитетом по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» проведен конкурс  по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.
Постановлением администрации городского округа «Город Чита» «Об организации муниципальных маршрутов и формировании муниципальной транспортной сети на территории городского округа «Город Чита» от 11.03.2014 № 31 утвержден реестр автобусных маршрутов регулярных перевозок на муниципальной маршрутной сети городского округа «Город Чита» и количество графиков на них (далее Реестр).
28.03.2014 на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита» была размещена конкурсная документация на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам. Согласно указанной конкурсной документации на конкурс были в частности выставлены маршруты под номерами 9 и 29.
Паспорт городского автобусного маршрута № 9  разработан и составлен МП ЦДС г. Читы, схема маршрута № 9 утверждена 20.03.2014 и.о. начальника управления строительства транспорта и связи Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» .
Паспорт городского автобусного маршрута № 29  разработан и составлен МП ЦДС г. Читы, схема маршрута № 29 утверждена 20.03.2014 .
Согласно Реестру, паспортам маршрутов, схемам движений маршрутов  №№ 9, 29:
1.    Маршрут № 9. Сенная падь – магазин «Восточный», количество транспорта на маршруте - 15. Схема движения маршрута: Сенная падь (обводная дорога) – Метеостанция (ул. Кр. Звезды) – мкр. Царский (ул. Кр. Звезды) – м. Царский ул. (Кр. Звезды – ул. Липатова) – Поликлиника (ул. Липатова) – Северный (ул. Липатова - ул. Шилова) – ТРЦ Макси (ул. Шилова) – Детская больница (ул. Шилова – ул. Коханского) – ККБ (ул. Коханского) – Диагностический центр (ул. Коханского – ул. Богомягкова) – м. Кедр (ул. Богомягкова) – Смоленская (ул. Богомягкова) – Цент. Рынок (ул. Богомягкова) – м. Сувениры (ул. Ленина) – м. Скороход (ул. Ленина) – пл. Ленина (ул. Бутина) – Вокзал (ул. Ленинградская) – ОДОРА (ул. Ленина) – м. Весна (ул. Ленина) – Гор. Больница (ул. Ленина) – Ж/д больница (ул. Ленина) – ПТУ (ул. Ленина) – ВЦ Забайкальский (ул. Ленина) – м. Восточный (ул. Кирова).
2.    Маршрут № 29. Каштак – ул. Каларская, количество транспорта на маршруте 30. Схема движения маршрута: Каштак – Геологическая (ул. Геологическая) – Метеостанция (ул. Кр. Звезды)  - Авторынок (ул. Кр. Звезды) – Трол. Депо (ул. Кр. Звезды) – ЦРМ (ул. Кр. Звезды) – Цирк (ул. Кр. Звезды) – мкр. Октябрьский (ул. Кр. Звезды) – Дом быта (ул. Новобульварная) – Шилова (ул. Новобульварная) – Красноармейская (ул. Новобульварная) – Смоленская (ул. Богомягкова) – Ц. Рынок (ул. Богомягкова) – ПФР (ул. Чкалова) – Общежитие (ул. Чкалова) – Кр. Филормония (ул. Бутина) – пл. Ленина (ул. Бутина) – Вокзал (ул. Ленинградская) – к-т Удокан (ул. Ленина) – м. Весна (ул. Ленина) – м. Птица (ул. Ленина) – гор. Больница (ул. Баргузинская) – ЧГУ (ул. Бабушкина) – Театр кукол (ул. Бабушкина) – ППУ (ул. Кирова) – м. Восточный – АТО Хоз.О (Агинский тракт) – Силикатный завод  (Агинский тракт) – Призывной пункт ( ул. Казачья) – м. Орбита (ул. Казачья) – Павильон (ул. Казачья – ул. Каларская) – Почта (ул. Каларская) – Каларская.
По результатам конкурса победителями признаны: по маршруту № 9 - ИП О., по маршруту № 29 - ИП Д.
С индивидуальными предпринимателями Д. и ИП О. заключены договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах городского округа «Город Чита». В дальнейшем с ИП О. указанный договор расторгнут.
 Распоряжением Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» от 27.05.2015 № 17 схема маршрута № 29 была изменена, а именно конечной остановкой маршрута № 29 «Каштак – ул. Каларская» определена «Сенная падь».
С ИП Д. заключено дополнительное соглашение от 01.06.2015 к договору  на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах городского округа «Город Чита» в межконкурсный период.
Однако в соответствии со схемой маршрута № 29, утв. 26.05.2015 и.о. начальника управления строительства транспорта и связи Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» , новая схема маршрута стала следующей:
Сенная падь - м. Привоз – р. Солнечный – Метеостанция (ул. Кр. Звезды) – мкр. Царский – м. Царский – Поликлиника (ул. Липатова) – Северный – ТРЦ Макси (ул. Шилова) – Детс. Больница – ККБ (ул. Коханского) – Диагности. Центр – м. Кедр (ул. Богомягкова) – Смоленкская (ул. Богомягкова) – Ц. Рынок (ул. Богомягкова) – Сувениры (ул. Ленина) -  м. Скороход – пл. Ленина (ул. Бутина) – Вокзал (ул. Ленинградская) -– к-т Удокан (ул. Ленина) – м. Весна (ул. Ленина) – м. Птица (ул. Ленина) – гор. Больница (ул. Баргузинская) – ЧГУ (ул. Бабушкина) – Театр кукол (ул. Бабушкина) – ГПТУ (ул. Кирова) – м. Восточный – АТО Хоз.О (Агинский тракт) – Силикатный завод  (Агинский тракт) – Призывной пункт ( ул. Казачья) – м. Орбита (ул. Казачья) – Павильон (ул. Казачья – ул. Каларская)  – Каларская.
Таким образом, произошло не только продление  маршрута п. Каштак –  Сенная падь, но и поменялся участок в середине маршрута, а именно:  участок маршрута № 29 - Авторынок (ул. Кр. Звезды) – Трол. Депо (ул. Кр. Звезды) – ЦРМ (ул. Кр. Звезды) – Цирк (ул. Кр. Звезды) – мкр. Октябрьский (ул. Кр. Звезды) – Дом быта (ул. Новобульварная) – Шилова (ул. Новобульварная) – Красноармейская (ул. Новобульварная) – Смоленская (ул. Богомягкова) – Ц. Рынок (ул. Богомягкова) – ПФР (ул. Чкалова) – Общежитие (ул. Чкалова) – Кр. Филормония (ул. Бутина) заменен на участок: Царский – Поликлиника (ул. Липатова) – Северный – ТРЦ Макси (ул. Шилова) – Детс. Больница – ККБ (ул. Коханского) – Диагностич. Центр – м. Кедр (ул. Богомягкова) – Смоленкская (ул. Богомягкова) – Ц. Рынок (ул. Богомягкова) – Сувениры (ул. Ленина) -  м. Скороход.
        Замененный участок совпал со схемой движения маршрута №3.
Согласно пояснениям представителей ответчика, решение о переносе конечной остановки маршрута № 29 в Сенную падь связано с просьбами жителей Сенной пади  и с тем, что предприниматели отказались осуществлять перевозки по маршруту № 9. Решение об изменении участка в середине маршрута было принято Комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» по собственной инициативе.
На измененный муниципальный маршрут №29 перевозчик на конкурсной основе не выбирался. Более того, Комитетом не представлены доказательства официального опубликования информации об изменении схемы маршрута № 29 и закрытии маршрута № 9, его исключении из Реестра. В ходе заседания Комиссии представителями Комитета даны пояснения, что в средствах массовой информации об изменении схемы маршрута № 29 не сообщалось.
В нарушение Положения о создании условий для предоставления  транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Чита» организатором перевозок при изменении схемы маршрута № 29  не проводилась оценка соответствия технического состояния автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений требованиям безопасности движения, а также не исследовалась интенсивность пассажиропотока, не определялось оптимальное количество единиц и категория транспортных средств, необходимых для эффективного и безопасного транспортного обслуживания населения на муниципальном маршруте.
Изменение схемы движения маршрута фактически является утверждением нового маршрута.
В соответствии с решением центрального районного суда города Читы от 16.03.2015 Администрации городского округа «Город Чита» в срок до 01.01.2016 обязана провести исследование пассажиропотока.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные сторонами документы и пояснения, Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №34 пришла к следующим выводам.
1. Довод представителей Комитета, а также заинтересованного лица – ИП М. об отсутствии права у ИП К. на обращение с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, и  отсутствии оснований для рассмотрения данного заявления,  признан Комиссией необоснованным и несоответствующим действующему законодательству в связи со следующим.
Согласно статье 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
Исходя из указанных норм,  заявление в антимонопольный орган может быть подано любым лицом; выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства является основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Исходя из того, что  ИП К. фактически осуществляется хозяйственная деятельность на муниципальном маршруте №3 (что подтверждается пояснениями сторон), а Арбитражным судом Забайкальского края рассматривается дело о признании недействительным договора от 01.04.2015 № 61/15 с ИП М. (дело № А78-10375/2015), Комиссия считает, что в настоящий момент нельзя  утверждать, что интересы и права ИП К не затрагиваются действиями Комитета по  развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» по изменению схем маршрутов после проведения конкурса.

2. Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа «Город Чита» (пункт 1.1. Положения о Комитете), относится к органам местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 названного закона, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, па товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара па товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе статья 15, носят также упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер. В статье 15 указано буквально следующее: «могут привести» к названным в этой норме последствиям. Таким образом, для вменения совершения действий, запрещенных статьей 15 Закона о защите конкуренции, доказывания наступления негативных последствий не требуется.
Согласно информации Системы профессионального анализа рынков и компаний (spark-interfax.ru) на территории городского округа «Город Чита» осуществляют внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (код ОКВЭД 60.21.11):
- индивидуальные предприниматели – 153;
- юридические лица – 5.
Вышеуказанное свидетельствует, что рынок внутригородских автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию, на территории городского округа «Город Чита» является конкурентным.
Комитет в пределах своих полномочий утверждает маршруты  и  графики  движения  городского  пассажирского транспорта; создает условия для привлечения на договорных началах к транспортному обслуживанию физических и юридических лиц, действующих на территории городского округа; принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии существующих городских маршрутов; проводит конкурсы на право осуществления пассажирских  перевозок автомобильным транспортом на  муниципальных маршрутах городского   округа;   утверждает   (согласовывает)   паспорта,   схемы и расписания  городских автобусных маршрутов; заключает и расторгает договоры с перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров; изучает
потребности населения в перевозках, информирует население о маршрутах, расписаниях движения и об изменениях в работе пассажирского транспорта, а также предоставляет иные сведения, необходимые потребителям транспортных услуг.
При этом, для реализации названных полномочий предусмотрен  определенный порядок заключения договоров – перевозчики выявляются и договоры на оказание услуг по регулярным перевозкам заключаются на конкурсной основе.
Решением Думы городского округа «Город Чита» от 20.12.2012 № 178 императивно закреплено, что договоры на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам осуществляется на конкурсной основе. При этом схема маршрута является приложением к договору, заключаемому по результатам конкурса.
Исходя из указанного, по результатам конкурса договоры заключаются  на определенные муниципальные маршруты с определенными схемами движения.  
Принимая решение об участии в конкурсе, перевозчик исходит из утвержденных органом местного самоуправления  маршрутов и оценивает рентабельность определенного, а не изменяемого в последующем, маршрута с учетом общей сети муниципальных маршрутов.
При изменении схемы маршрута №29 после проведения конкурса, органом местного самоуправления не учтено  влияние указанных изменений на хозяйственную деятельность перевозчиков (оказанное преимущество тем, кто осуществляет деятельность на участках движения прежней схемы, например, в данном случае единственным маршрутом от Каштака до ул. Шилова по ул. Красной Звезды остался маршрут №35; а также влияние на деятельность тех перевозчиков, с которыми схема движения совпала, в частности маршрута №3, следствием чего может явиться снижение его рентабельности).
Таким  образом, поскольку участники конкурса при его проведении исходили из иных условий, нежели те, которые складываются в настоящее время, изменение схемы маршрута №29 могло привести к ограничению круга потенциальных участков конкурса.
Изменение условий договоров (схемы движения маршрута), заключенных по итогам конкурса,  может создавать для одних хозяйствующих субъектов преимущества, обеспечивающие более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, для иных – приводить к ограничению конкуренции.
Комиссия считает, что вследствие указанных действий Комитета по изменению схем маршрутов теряется цель и смысл проведения конкурса, нарушается конкурсный порядок выявления перевозчиков и заключения договоров на оказание услуг по перевозкам.
Комиссия находит верной ранее изложенную позицию органа местного самоуправления о недопустимости изменения схем маршрутов по обращениям перевозчиков с указанием, что «вопрос об изменении схем автобусов может быть рассмотрен при подготовке и проведении очередного конкурса владельцев транспортных средств на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной транспортной сети городского округа».
Таким образом, на основании вышеизложенного, в действиях Комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» установлено нарушение части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся:
- в принятии акта - распоряжения Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» от 27.05.2015 № 17 об изменении схемы маршрута № 29;
-  осуществлении антиконкурентных  действий - изменении схемы маршрута № 29 (путем утверждения 26.05.2015 измененной схемы маршрута № 29  и.о. начальником управления строительства транспорта и связи Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита»)   после проведения конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в 2014 году, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам городского округа «Город Чита».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Комитет по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» признать нарушившим часть 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции в части:
-  принятия акта - распоряжения Комитета  по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» от 27.05.2015 № 17 об изменении схемы маршрута № 29;
-   осуществлении  действий - изменении схемы маршрута № 29 после проведения конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в 2014 году,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам городского округа «Город Чита».
2. Выдать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.


Председатель Комиссии                                                                                            

Члены Комиссии                                                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны