Решение б/н Решение по рассмотрению дела №36 о нарушении антимонопольног... от 21 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена  11.09.2015

Полный текст  решения изготовлен 17.09.2015                                                                            г. Чита 

                                         

Комиссия  Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены Комиссии:

заместитель руководителя Забайкальского УФАС России;

ведущий специалист – эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России;

ведущий специалист – эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России,

рассмотрев дело № 36  по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», содержащихся в действиях Министерства финансов Забайкальского края,

при участии представителей Министерства финансов Забайкальского края – заместителя министра финансов Забайкальского края, ведущего консультанта отдела правового обеспечения и государственной службы Министерства финансов Забайкальского края.

Адвокат Адвокатского кабинета № 76 Палаты адвокатов Забайкальского края на заседание комиссии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Забайкальского УФАС России для рассмотрения поступили материалы Прокуратуры Забайкальского края от 24.07.2015 № 7/1-29-2015 (вх. от 27.07.2015 № 4576) о наделении Министерством финансов Забайкальского края хозяйствующего субъекта – адвоката Адвокатского кабинета № 76 Палаты адвокатов Забайкальского края, правами органа исполнительной власти Забайкальского края в нарушение Закона о защите конкуренции.

Министерство финансов Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае № ТУ ФС 75-29/15.14 от 01.06.2015 – дело № А 78-8118/2015.

16.07.2015, 24.07.2015, 14.08.2015 в судебных заседаниях Арбитражного суда Забайкальского края по делу № А 78-8118/2015 интересы Министерства финансов Забайкальского края по доверенности представляла адвокат Ю.С. Адвокатского кабинета № 76 Палаты адвокатов Забайкальского края регистрационный номер <...> /345 (удостоверение № 291 выдано 30 марта 2010 года Управлением министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю).

 

Представители Министерства финансов Забайкальского края на заседании Комиссии пояснили следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

В силу статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно Федерального закона от 31 мая 2002 года_№_63-ФЗ «Об адвокатской    деятельности    и    адвокатуре в РФ» адвокатской  деятельностью  является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Следовательно, адвокат Ж. не является хозяйствующим субъектом, нормы Закона «О защите конкуренции» не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, оказывая юридическую помощь, адвокат участвует в качестве представителя доверителя в производстве по делам об административных правонарушениях.

В силу статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

Следовательно, защищать интересы органов государственной власти по делам об административных правонарушениях могут только адвокаты и штатные работники органов государственной власти.

Таким образом, привлечение для защиты интересов Министерства финансов Забайкальского края в судебных органах именно адвоката осуществлено Министерством финансов Забайкальского края в силу норм действующего законодательства, нарушений допущено не было.

Согласно доверенности, выданной Министерством финансов Забайкальского края, адвокат Ж. уполномочена на совершение определенных действий в ходе разбирательства дела в судебных инстанциях. Адвокату Ж не передано право на осуществление какого-либо полномочия Министерства финансов Забайкальского края, как органа государственной власти, закрепленного в Положении о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 года №93.

На основании изложенного, Министерство финансов Забайкальского края считает, что Министерством финансов Забайкальского края часть 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» не нарушалась.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные сторонами документы и пояснения, Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  пришла к следующим выводам.

В соответствии с Положением об отделе судебной и административной работы Министерства финансов Забайкальского края, утв. Министром финансов Забайкальского края от 31.12.2014 (далее Положение), отдел судебной и административной работы Министерства финансов Забайкальского края является структурным подразделением Министерства финансов Забайкальского края. Согласно части 5 Положения отдел осуществляет по вопросам нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов Губернатора Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, Министерства защиту прав и законных интересов Министерства в судебных органах и других органах при рассмотрении дел, связанных с гражданско-правовыми спорами, и другими правовыми вопросами в пределах полномочий Министерства путем подачи исковых заявлений в судебные органы, участия в делах, рассматриваемых судебными органами, в качестве истца, ответчика и третьего лица.

Соответственно Министерство финансов Забайкальского края обладает правом  осуществлять защиту по вопросам нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов Министерства в судебных органах в пределах полномочий Министерства.

Согласно статье 1 Закона об адвокатуре адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В соответствии со статьей 29 Закона об адвокатуре адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации, создается, в том числе, в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 31 Закона об адвокатуре совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты. Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты.

Под хозяйствующим субъектом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу статей 12 и 13 Закона об адвокатуре квалификационная комиссия принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

Из пунктов 1 и 3 статьи 15 Закона об адвокатуре следует, что о присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

Исходя из изложенного, следует, что внесение сведений в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации и выдача адвокатского удостоверения отвечает содержанию государственной регистрации физического лица, осуществляющего профессиональную деятельность, приносящую доход, как хозяйствующего субъекта в целях применения Закона о защите конкуренции.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст, который предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них к деятельности в области права относится в том числе: представление интересов одной стороны против другой стороны в судах или других судебных органах: консультирование и представительство в гражданских делах, консультирование и представительство в уголовных делах, консультирование и представительство в связи с трудовыми спорами; предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, подготовку юридических документов.

В соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается названный налог.

Таким образом, юридические услуги, оказываемые адвокатами и называемые помощью в Законе об адвокатуре, отвечают понятию профессиональной деятельности, приносящей доход в целях применения Закона о защите конкуренции. (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 сентября 2013 г. N ВАС-9122/13"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

 Соответственно адвокат Ж. Адвокатского кабинета № 76 Палаты адвокатов Забайкальского края регистрационный номер <...> /345 (удостоверение № 291 выдано 30 марта 2010 года Управлением министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю), в силу части 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 260.7.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года №238-ФЗ №О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Таким образом, адвокат Адвокатского кабинета № 76 Палаты адвокатов Забайкальского края регистрационный номер <...> /345 на основании доверенности, подписанной министром финансов Забайкальского края, необоснованно наделена правами представлять и защищать интересы Министерства финансов Забайкальского края в судах Российской Федерации, в том числе в арбитражных, федеральных судах общей юрисдикции и у мировых судей, включая суды апелляционной и кассационной (надзорной) инстанций.

На основании вышеизложенного, в действиях Министерства финансов Забайкальского края установлено нарушение части 3  статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части наделения Министерством финансов Забайкальского края хозяйствующего субъекта – адвоката  Адвокатского кабинета № 76 Палаты адвокатов Забайкальского края регистрационный номер <...> /345, правом органа исполнительной власти Забайкальского края – Министерства финансов Забайкальского края, по представлению и защите интересов Министерства финансов Забайкальского края в судебных органах по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Министерство финансов Забайкальского края признать нарушившим часть 3  статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения Министерством финансов Забайкальского края хозяйствующего субъекта – адвоката  Адвокатского кабинета № 76 Палаты адвокатов Забайкальского края регистрационный номер <...> /345, правом органа исполнительной власти Забайкальского края – Министерства финансов Забайкальского края, по представлению и защите интересов Министерства финансов Забайкальского края в судебных органах по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

2. Выдать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           

 

Члены Комиссии                                                                                                                 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 13

 

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть объявлена 11.09.2015.

Полный текст предписания изготовлен 16.09.2015                                                                   г. Чита                                                                      

                                                                                                             

Комиссия  Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены Комиссии:

заместитель руководителя Забайкальского УФАС России;

ведущий специалист – эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России;

ведущий специалист – эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 сентября 2015 года (резолютивная часть решения объявлена 11.09.2015) по делу № 36 о нарушении Министерством финансов Забайкальского края части 3 статьи 15  Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Министерству финансов Забайкальского края отменить доверенность от 10.07.2015 Министерства финансов Забайкальского края, которой уполномочивает адвоката. Адвокатского кабинета № 76 Палаты адвокатов Забайкальского края регистрационный номер <...> /345 (удостоверение № 291 выдано 30 марта 2010 года Управлением министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю) представлять интересы Министерства финансов Забайкальского края, осуществлять защиту его интересов в судах Российской Федерации.

 

2. Доказательства исполнения предписания представить в Забайкальское УФАС  России в срок до 28 сентября 2015 года.

-

 

Председатель Комиссии                                                                                                

 

Члены Комиссии                                                                                                            

                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны