Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении Администрации муниц... от 16 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: руководитель управления;
Члены Комиссии:
заместитель руководителя Забайкальского УФАС России;
ведущий специалист – эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России;
рассмотрев дело № 42 по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», содержащихся в действиях Администрации муниципального района «Читинский район»,
при участии представителя ООО «Стандарт», представителей Администрации муниципального района «Читинский район», представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края,

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Стандарт» на действия Администрации муниципального района «Читинский район», выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении в апреле – мае 2015 года конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, расположенного на территории муниципального района «Читинский район».
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
14.04.2015 Администрацией муниципального района «Читинский район» принято Постановление №918 «О проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества, расположенного на территории муниципального района «Читинский район», в соответствии с которым утверждены лоты №1 и №2 и конкурсная документация №4-К/15.
Лот №1: объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для теплоснабжения на территории сельского поселения «Угданское» (модульная котельная МКУ-1,3, площадью 36,4 кв.м., и тепловодосети, расположенные по адресу Забайкальский край, Читинский район, с.Угдан, ул.Трактовая, 1б).
Лот №2: объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для теплоснабжения на территории сельского поселения «Новокукинское» (модульная котельная МКУ-3,0, площадью 64,4 кв.м., и тепловодосети, протяженностью 139,33 м, расположенные по адресу Забайкальский край, Читинский район, п.ст.Лесная, ул.Таежная, 31).
Пунктом 10.5.3 Конкурсной документации №4-К/15, утвержденной Постановлением Администрации муниципального района «Читинский район» от 14.04.2015 №918, установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются по цене договора.
Кроме того, Конкурсная документация №4-К/15 не содержит копию отчета о результатах технического обследования передаваемого арендатору по договору аренды имущества.
Таким образом, в действиях Администрации муниципального района «Читинский район» присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Представителем заявителя указано на нарушение Администрацией муниципального района «Читинский район» при проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 (в части пункта 77) и Федерального закона о теплоснабжении (в части статьи 28.1, пункт 4).
Представители Администрации муниципального района «Читинский район» с вышеуказанным не согласились и пояснили, что в целях установления в качестве критериев конкурса на право заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, критериев, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении, Администрацией муниципального района «Читинский район» направлялись запросы в Региональную службу по тарифам и ценообразования Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) о предоставлении цен, величин, значений, параметров , указанных в п.1-7 и 11 части 7 статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении, о согласовании метода регулирования тарифов, значения долгосрочных параметров регулирования. Запрошенная информация не была предоставлена РСТ Забайкальского края в связи с тем, что в запросе администрации не представлены расчетные величины долгосрочных параметров регулирования, предлагаемых РСТ к согласованию (базовый уровень операционных расходов, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров и услуг, нормативный уровень прибыли, динамика расходов на топливо). Данные расчеты предоставить не представлялось возможным в силу того что вышеуказанные объекты ранее не эксплуатировались, тарифы не устанавливались. В силу невозможности представить и согласовать долгосрочные параметры регулирования, было принято решение установить критерий – цена договора.
Причиной отсутствия в конкурсной документации результатов технического обследования объектов теплоснабжения является то, что объекты ранее не эксплуатировались.
Кроме того, по лоту №1 заявок на участие в конкурсе не поступало, в связи с чем конкурс по лоту №1 признан несостоявшимся.
Представитель РСТ Забайкальского края пояснила следующее.
В марте 2015 года Администрация муниципального района «Читинский район» обратилась в РСТ Забайкальского края за предоставлением цен, величин, значений, параметров, указанных в п.1-7 и 11 ст.28.1 Федерального закона о теплоснабжении и согласованием метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров для установленного метода для объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для теплоснабжения на территории сельского поселения «Угданское» и на территории сельского поселения «Новокукинское».
01.04.2015 в связи с непредоставлением Администрацией муниципального района необходимой информации и на основании пункта 92 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, РСТ Забайкальского края вернуло заявление о подготовке конкурсной документации.
Кроме того, по итогам указанного конкурса в РСТ Забайкальского края обратился победитель конкурса ООО «Меркурий», которому были утверждены тарифы на основании представленного договора аренды. Тарифы утверждались в соответствии с Федеральным законом о теплоснабжении и Правилами регулирования тарифов по нормативам, так как отсутствие эксплуатации имущества не является основанием для отказа в утверждении тарифов, а для расчетов по факту необходимы показатели за год.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссией Забайкальского УФАС России установлено следующее.
14.04.2015 Администрацией муниципального района «Читинский район» принято Постановление №918 «О проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества, расположенного на территории муниципального района «Читинский район», в соответствии с которым утверждены лоты №1 и №2 и конкурсная документация №4-К/15.
Лот №1: объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для теплоснабжения на территории сельского поселения «Угданское» (модульная котельная МКУ-1,3, площадью 36,4 кв.м., и тепловодосети, расположенные по адресу Забайкальский край, Читинский район, с.Угдан, ул.Трактовая, 1б).
Лот №2: объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для теплоснабжения на территории сельского поселения «Новокукинское» (модульная котельная МКУ-3,0, площадью 64,4 кв.м., и тепловодосети, протяженностью 139,33 м, расположенные по адресу Забайкальский край, Читинский район, п.ст.Лесная, ул.Таежная, 31).
16.04.2015 на официальном сайте www.torgi.gov.ru  размещено извещение о проведении вышеуказанного конкурса.
В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров аренды муниципального имущества, расположенного на территории муниципального района «Читинский район» от 18.05.2015 №1, по лоту №1 подана 1 заявка от ООО «Прайд», по лоту №2 подано 2 заявки – от ООО УК «Коммунальное хозяйство» и ООО «Меркурий»
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров аренды муниципального имущества, расположенного на территории муниципального района «Читинский район» от 28.05.2015 №2:
- по лоту №1 заявке ООО «Прайд» отказано в допуске к участию в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся по причине отказа в допуске к участию в конкурсе единственной заявки;
- по лоту №2 заявке ООО УК «Коммунальное хозяйство» отказано в допуске к участию в конкурсе, заявка ООО «Меркурий» допущена к участию в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся в связи с допуском к участию в конкурсе единственной заявки.
По итогам конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества, расположенного на территории муниципального района «Читинский район» Администрацией муниципального района «Читинский район» заключен Договор аренды объекта муниципального имущества (нежилого фонда) от 09.06.2015 №5/15 с ООО «Меркурий», в соответствии с которым ООО передано во временное пользование и владение муниципальное имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для теплоснабжения на территории сельского поселения «Новокукинское»:
 - модульная котельная МКУ-3,0, площадью 64,4 кв.м., расположенная по адресу: Забайкальский край, Читинский район, п.ст.Лесная, ул.Таежная, 31, соор.1;
- тепловодосети, протяженностью 139,33 м., расположенные по адресу: Забайкальский край, Читинский район, п.ст.Лесная, ул.Таежная, 31, соор.1.
Вышеуказанный договор аренды заключен на срок с 09.06.2015 по 15.12.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом - часть 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила), а также Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
В силу пункта 8 Перечня по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Во исполнение пункта 8 Перечня Администрацией муниципального района «Читинский район» определена форма проведения торгов на передачу в аренду муниципального имущества в виде конкурса.
В силу подпункта 10 пункта 40 Правил конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с пунктами 77, 77.1 Правил.
В соответствии с пунктом 77.1 Правил при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения критерии конкурса формируются в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении. Параметры критериев конкурса, предусмотренные пунктом 78 настоящих Правил, не устанавливаются.
Согласно части 11 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" в качестве критериев конкурса устанавливаются:
1) объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения;
2) долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с частью 14 настоящей статьи.
Оценка заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется посредством расчета дисконтированной выручки для каждого участника конкурса в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении (пункт 83.1 Правил).
Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками. Наилучшие условия соответствуют дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение (часть 17 статьи 28.1 Федерального закона  о теплоснабжении).
В нарушение статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 10.5.3 Конкурсной документации №4-К/15, утвержденной Постановлением Администрации муниципального района «Читинский район» от 14.04.2015 №918, установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются по цене договора.
Конкурсная документация не содержит иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе, кроме как размера арендной платы, что влечет отсутствие между потенциальными участниками конкурса состязательного процесса по предложению ими лучших условий исполнения договора.
В соответствии с данными на заседании комиссии пояснениями представителя РСТ Забайкальского края, «долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (пункт 2 части 11 статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении)  устанавливаются РСТ на основании информации, предоставляемой собственником имущества.
Такой критерий как «объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения» (пункт 1 части 11 статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении) устанавливается собственником имущества самостоятельно.
Администрацией муниципального района «Читинский район» в адрес Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края направлено письмо от 10.03.2015 №2-10/609, в соответствии с которым в целях организации конкурса на право заключения договоров аренды имущества, находящегося на территории муниципального района «Читинский район», просит предоставить цены, величины, значения, параметры , указанные в п.1-7 и 11 части 7 статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении, согласовать метод регулирования тарифов и значения долгосрочных параметров для установленного метода.
26.03.2015 Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в адрес Администрации муниципального района «Читинский район» направлено письмо №03/1067, в соответствии с которым отмечает отсутствие в поданной Администрацией информации не представлены расчетные величины долгосрочных параметров регулирования, предлагаемых РСТ Забайкальского края к согласованию (базовый уровень операционных расходов, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров и услуг, нормативный уровень прибыли, динамика изменения расходов на топливо). Администрации муниципального рпайона предложено направить в адрес РСТ Забайкальского края указанные расчетные величины долгосрочных параметров регулирования с приложением расчетов и подтверждающих документов в срок не позднее 30.03.2015.
В связи с тем, что ответ на запрос в указанный срок не поступил, РСТ Забайкальского края 01.04.2015 возвращено заявление о подготовке конкурсной документации Администрации муниципального района «Читинский район» (письмо №03/1134).
Таким образом, Администрацией муниципального района «Читинский район» не предприняты меры для своевременного обращения в РСТ Забайкальского края и не представлена необходимая информация для утверждения РСТ такого критерия как «долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».
Довод Администрации о том, что представить указанную информацию не представлялось возможным в связи с тем, что объекты ранее не эксплуатировались, Комиссией Забайкальского УФАС России отклоняется в связи с тем, что отсутствие эксплуатации объектов не помешало РСТ Забайкальского края установить тарифы по существующим нормативам на основании заключенного Администрацией муниципального района «Читинский район» договора аренды по итогам проведенного конкурса.
Доводы Администрации муниципального района «Читинский район» об отсутствии эксплуатации объектов, что говорит об отсутствии дефектов, отклоняется в связи со следующим.
Пунктом 12 части 7 статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении установлено, что Конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и включает в себя, в частности, копию отчета о результатах технического обследования передаваемого арендатору по договору аренды имущества.
Пунктом 30 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 августа 2014 г. N 437/пр) установлено, что по итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования (далее - акт), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Акт содержит:
а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование;
б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического обследования;
в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений);
г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
д) оценка технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования;
е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию;
з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами;
и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации и возможные проектные решения.
Таким образом, в нарушение пункта 12 части 7 статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении Конкурсная документация №4-К/15 не содержит результаты технического обследования имущества, что повлияло или могло повлиять на количество потенциальных участников конкурса.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1.    Администрацию муниципального района «Читинский район» признать нарушившей:
- часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии Постановления от 14.04.2015 №918, в соответствии с которым утверждена Конкурсная документация №4-К/15 об открытом конкурсе на право заключения договоров аренды муниципального имущества, расположенного на территории муниципального района «Читинский район», не соответствующая требованиям законодательства РФ в части установления такого критерия оценки заявок как цена договора, и отсутствия в конкурсной документации результатов технического обследования имущества, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
- части 1 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части проведения конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества, расположенного на территории муниципального района «Читинский район» с нарушениями действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
2.    Выдать Администрации муниципального района «Читинский район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.    Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.


Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны