Решение б/н рассмотрению дела № 075/01/16-122/2020 о нарушении антимоноп... от 28 декабря 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Забайкальскому краю

 

ул. Лермонтова, 14, а/я 803,

г. Чита, Забайкальский край, 672000

Тел. (3022) 35-18-41, факс (3022) 32-12-31,

E-mail: to75@fas.gov.ru

 

28.12.2020 № 02-05-

На № ____________ от _______________

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения                                                                                         г. Чита

объявлена 25 декабря 2020 года,

решение в полном объеме

изготовлено 28 декабря 2020 года

 

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 075/01/16-122/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении в отношении  Администрации городского поселения «Атамановское» и ООО «ДСК «Магистраль» по признакам нарушения части 4 статьи 16  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  в составе:

Председатель Комиссии – руководитель управления Члены Комиссии:

- в отсутствии сторон по делу, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступило ходатайство от Администрации ГП «Атамановское» о рассмотрении настоящего дела, назначенного на 25.12.2020 в отсутствие представителя.

В Забайкальское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры Читинского района. По результатам проверки установлено,  что   администрацией городского поселения «Атамановское» (далее - Администрация) и ООО «ДСК «Магистраль» заключен договор от 06.06.2019 на оказание услуг по демонтажу зданий и сооружений, расположенных по адресам: ул. Новая, д. 26 (котельная, административное здание, холодный склад, здание сварочного цеха), ул. <….>, д. 13 (котельная), ул. Связи, д. 41а (котельная), ул. <….> (здание КНС) и договор от 19.04.2019 на оказание услуг по демонтажу металлоконструкции (пирс) на левом берегу реки Ингода в районе пгт. Атамановка.

Определением от 03.04.2020 года дело № 075/01/16-122/2020 на основании Приказа от 03.04.2020 №44 было назначено к рассмотрению на 12.05.2020.

К дате заседания Комиссии по рассмотрению дела от сторон представлена часть документов и письменных пояснений, запрашиваемых определением о назначении дела.

Определением об отложении рассмотрения дела от 12.05.2020, данное дело было отложено на 11.06.2020.

Определением от 11.06.2020 рассмотрение дела было отложено на 14.07.2020.

Определением от 14.07.2020 рассмотрение дела было отложено на 11.09.2020.

Определением от 11.09.2020 рассмотрение дела было отложено на 13.10.2020.

Определением от 13.10.2020 рассмотрение дела было отложено на 12.11.2020.

Определением от 12.11.2020 рассмотрение дела было отложено на 27.11.2020.

Определением от 27.11.2020 рассмотрение дела было отложено для подготовки и вынесения заключения об обстоятельствах дела на 25.12.2020.

Таким образом, данное дело рассматривалось в заседаниях Комиссии 12.05.2020, 11.06.2020, 14.07.2020, 11.09.2020, 13.10.2020, 12.11.2020, 27.11.2020, 25.12.2020.

В материалы дела, среди прочего, представлены следующие письменные пояснения сторон. Администрация ГП «Атамановское» представила пояснения, следующего содержания: выписку из реестра муниципальной собственности на паромную переправу предоставить нет возможности, т.к. сведения отсутствуют в реестре, но в 2014 году за счет средств бюджета городского поселения «Атамановское» был осуществлен ремонт данной паромной переправы, копии документов, подтверждающих ремонт, прилагаются. Демонтаж был произведен на основании жалоб от населения, а также ввиду неоднократного хищения металлоконструкций неустановленными лицами. По результатам данных обращений, а также по результатам осмотра металлоконструкций был вынесен вопрос на заседание Совета городского поселения «Атамановское», по итогам которого было принято решение о демонтаже паромной переправы.

Договоры на оказание услуг по демонтажу зданий и сооружений были заключены с ООО ДСК «Магистраль» на основании мониторинга рынка данных услуг. При поиске организации, готовой осуществить демонтаж, Администрация ГП «Атамановское» обратилась в Администрацию Читинского района, так была получена информация о том, что с данной организацией заключались договоры на выполнение работ по демонтажу объектов Администрацией муниципального района «Читинский район», после чего были заключены данные договоры именно с этой организацией. Договоры были заключены на безвозмездной основе, денежных средств из бюджета поселения на эти цели не выделялось.

ООО «ДСК Магистраль» указывает, что иных договоров, заключенных с Администрацией Городского поселения «Атамановское» нет. Относительно распоряжения материалов, поступивших ООО «ДСК Магистраль» после выполнения демонтажных работ - как указано в договоре - распорядились по своему усмотрению при строительстве собственной базы - железобетонные конструкции использованы как бутовый камень при отсыпке территории, металлолом частично использован при армировании фундамента, частично для хозяйственных нужд.

Обстоятельства заключения рассматриваемых договоров, от 06.06.2019г и от 19.04.2019 г. - устное предложение и обсуждение условий договоров, фактическое подписание договоров в следующем.

В связи с отсутствием в штатном расписании юриста, по рекомендации партнёров, посоветовавших обратиться к <….>,у Д.И., как к человеку, профессионально разбирающемуся в ФЗ №44, ООО ДСК Магистраль обратилось к Денису Игоревичу, с просьбой принять участие в заседании УФАС по поводу неправомерного включения в РНП ООО ДСК Магистраль Администрацией МО Тунгокоченского района. <….>, Д.И. выступал по разовой доверенности на безвозмездной основе. В трудовых, договорных отношениях с ООО ДСК Магистраль, <….>, Д.И. не состоят.

Администрация МР «Читинский район» в письменных пояснениях сообщила, что договоры между Администрацией муниципального района «Читинский район» (далее - Администрация района) и ООО ДСК «Магистраль» не заключались.

 Администрация район информации о заключении договора с ООО ДСК «Магистраль» в Администрацию городского поселения «Атамановское» не предоставляла. При обращении Администрации городского поселения «Атамановское» в поиске организации готовой осуществить демонтаж Администрацией района был проведен мониторинг рынка цен данных услуг и предоставлен ряд организаций, который нес только информационный характер. Администрация городского поселения «Атамановское» является самостоятельным органом местного самоуправления, является отдельным юридическим лицом и самостоятельно осуществляет договорные отношения в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 27.11.2020 рассмотрение дела было отложено для подготовки и вынесения заключения об обстоятельствах дела на 25.12.2020.

Стороны возражения на заключения об обстоятельствах дела не представили.

Изучив материалы дела, письменные пояснения сторон, Комиссия установила следующее.

В Забайкальское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры Читинского района. По результатам проверки установлено,  что   администрацией городского поселения «Атамановское» (далее - Администрация) и ООО «ДСК «Магистраль» заключен договор от 06.06.2019 на оказание услуг по демонтажу зданий и сооружений, расположенных по адресам: ул. Новая, д. 26 (котельная, административное здание, холодный склад, здание сварочного цеха), ул. Первомайская, д. 13 (котельная), ул. Связи, д. 41а (котельная), ул. Матюгина, д. 160 (здание КНС) и договор от 19.04.2019 на оказание услуг по демонтажу металлоконструкции (пирс) на левом берегу реки Ингода в районе пгт. Атамановка.

При оценке представленных копии документов (договоров) установлено, что работы по демонтажу выполнялись ООО ДСК «Магистраль» на безвозмездной основе. Согласно договорам исполнитель имеет право распорядиться пригодными к повторному использованию материалами демонтированных объектов, а также произвести работы для нужд ГП Атамановское в соответствии с перечнем работ, указанным в приложении № 1 к договорам.

Работы, указанные в перечне к договорам, выполнялись ООО «ДСК «Магистраль» в нарушение без применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Заключение Администрацией с ООО ДСК «Магистраль» договора на оказание услуг, в котором определен перечень работ, подразумевающих составление сметного расчета и проведение конкурсных процедур, без проведения таковых, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из имеющихся в распоряжении Управления документов, следует, что между вышеуказанными лицами заключено два договора.

1) Предметом первого договора на оказание услуг по демонтажу зданий и сооружений от 05.06.2019 года служит выполнение Исполнителем (ООО ДСК «Магистраль») на безвозмездной основе в установленный договором срок, работ по демонтажу здания котельной по ул. Первомайская, 13, здания котельной базы ЖКХ по ул. Новая,26, административное здание по ул. Новая,26, холодный склад по ул. Новая,26, здание котельной по ул. Связи, 41 а, здание КНС по ул. Матюгина, 160, находящихся в аварийном состоянии и представляющих угрозу жизни и здоровью населения, собственными силами либо с привлечением субподрядчиков, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, техническими условиями, а Заказчик (Администрация) обязуется принять работу.

Разделом номер три договора установлено, что выполнение работ Исполнителем производится на основании Технического задания Заказчика, а в случае отсутствия такового, последний проводит демонтажные работы по своему усмотрению. Срок работ – с момента подписания настоящего договора до 30 апреля 2019 года.

Из раздела номер четыре следует, что работы по демонтажу аварийной металлоконструкции производятся на безвозмездной основе собственными и привлеченными силами на усмотрение Исполнителя в соответствии с перечнем работ для нужд ГП «Атамановское» согласно приложению №1 к настоящему договору и в дополнительно согласованные с Заказчиком сроки.

В соответствии с указанным Приложением №1 установлен следующий перечень работ для нужд ГП «Атамановское»:

-частичный ремонт крыши здания администрации;

-вскрытие участка канализации по ул. Стадионная, протяженностью 230 м.;

- отсыпка дороги по ул. Набережная вдоль правой стороны реки Никишиха;

-отсыпка дороги по ул. Переулок Набережная;

- отсыпка дороги по ул. Железнодорожная;

- отсыпка улицы Болотная;

-демонтаж участка не действующей теплотрассы от котельной по ул. Первомайская, 13 до ул. Матюгина, 158 б.

Указано, что сроки начала работ согласовываются дополнительно, окончание – не позднее 30 августа 2019 года.

В соответствии с пунктом 4.3 рассматриваемого договора, пригодными к повторному использованию материалами Исполнитель имеет право распорядится по своему усмотрению.

2) Предметом договора на оказание услуг по демонтажу металлоконструкции от 19.04.2019 является выполнение Исполнителем на безвозмездной основе работ по демонтажу металлоконструкции (пирс), находящейся в аварийном состоянии и представляющей угрозу жизни и здоровью населения, расположенной по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, левый берег реки Ингода, собственными силами, либо с привлечением субподрядчиков, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, техническими условиями, а Заказчик обязуется принять работу. Из содержания договора следует, что работы выполняются в соответствии с техническим заданием, срок исполнения – с момента подписания договора до 30 апреля 2019 года.

Работы по демонтажу аварийной металлоконструкции производятся на безвозмездной основе собственными и привлеченными силами на усмотрение Исполнителя в соответствии с перечнем работ для нужд ГП «Атамановское» согласно приложению №1 к настоящему договору и в дополнительно согласованные с Заказчиком сроки. Также, как и в первом договоре, в соответствии с пунктом 4.3 рассматриваемого договора, пригодными к повторному использованию материалами Исполнитель имеет право распорядится по своему усмотрению.

В соответствии данным Приложением №1 к рассматриваемому договору установлен следующий перечень работ для нужд ГП «Атамановское»:

- демонтаж аварийного строения, расположенного по адресу: пгт. Атамановка, ул. Рабочая, 12;

- отсыпка, уплотнение грунта, благоустройство проезда под Ж/Д мостом по ул. Набережная;

- благоустройства подъездов (заездов) к мосту на реке Никишиха, по ул. Матюгина;

- демонтаж водонапорной башни, находящейся в аварийном состоянии по ул. Целинная, 26;

- выемка грунта на участке канализационной сети по ул. Стадионная;

- выемка грунта на участке канализационной сети по ул. Связи;

- демонтаж емкости установленной на водокачке по ул. 1-Санаторная.

Указано, что сроки начала работ согласовываются дополнительно, окончание – не позднее 30 августа 2019 года.

Среди материалов, направленных Прокуратурой Читинского района, имеются документы, из которых исходит следующее.

В соответствии с письменными пояснениями главы Администрации – Зиминой Л.С., 19.04.2019 администрацией ГП. Атамановское заключен договор с ООО ДСК «Магистраль» на оказание услуг по демонтажу металлоконструкции (пирс) через реку Ингода. Решение было принято Советом поселения, так как паромная переправа не используется длительное время ввиду ее нерентабельности, разворовывается неизвестными лицами. Также после паводка, произошедшего в июле 2018 года, капитальные конструкции переправы пришли в негодность и представляли угрозу. Был составлен дефектный акт.

О принятом решении демонтировать паромную переправу (причал) администрация не сообщала членам дачных кооперативов, расположенных на правом берегу реки Ингода, причал не является и имуществом общего пользования какого либо из кооперативов.

Согласно договору работы по демонтажу выполнялись на безвозмездной основе. Демонтировали конструкции только на левом берегу, поскольку на правом берегу конструкции уже разворованы. Акт приема работ по демонтажу не составлялся, только визуально осматривали.

Причал представлял собой сооружение длиной примерно 5-6 метров, покрытое металлическими листами. Демонтированные конструкции состояли из металла, частично покрытого коррозией. Вес и стоимость демонтированных конструкций не определялись. Составлялся ли акт приема-передачи, пояснить не могу. Работы, которые выполнило ООО ДСК «Магистраль» взамен демонтированной конструкции, указаны в перечне к договору оказания услуг. Сметный расчет на выполненные работы, указанные в перечне к договору, не составлялся. Если сопоставить стоимость выполненных ООО «Магистраль» работ для нужд поселения и работ по демонтажу конструкции с ее стоимостью, она будет равноценной. В связи с дефицитом бюджета поселения металлоконструкции были переданы исполнителю работ по демонтажу взамен на выполнение работ по ЖКХ для нужд поселка и работу спецтехники, которая отсутствует у администрации поселка. Куда использовали ООО ДСК «Магистраль» металлические конструкции неизвестно.

Здание, находящееся по адресу: Забайкальский край. Читинский район,, пгт. Атамановка, ул. Новая д. 26 стр. 1, состоит на балансе Администрации ГП «Атамановское». Данное строение передавалось по акту приема передачи муниципального имущества в МП «ЖКХ» от 07.03.2019 г. В реестре муниципального имущества рассматриваемое здание значится, балансовая стоимость на 1998 год составляет 1425526,07 руб. В настоящее время балансовая стоимость составляет - 0 рублей, т.к. у данного здания износ - 100%. В связи с тем, что нежилое строение , расположенное по адресу : Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Новая д. 26, находится в аварийном состоянии и представляет угрозу жизни и здоровью граждан, а так же не целесообразностью в дальнейшем использования и восстановления, Советом городского поселения «Атамановское» было принято решение о разборе здания. Экспертная оценка технического состояния здания, расположенного по адресу: ул. Новая , 26 не проводилась по причине большой кредиторской задолженности и отсутствия запланированных денежных средств для данного вида мероприятий. Высокая степень опасности данного строения установлена при визуальном осмотре, и отражена в акте передачи имуществе в МП «ЖКХ».

Здание разбирается вручную, на сегодняшний день демонтировано на 40%. Материалы, образовавшиеся в результате демонтажа здания, частично забирает организация, осуществляющая демонтаж, в счет оплаты за разбор. Оставшиеся материалы складируются на базе МП «ЖКХ» и будут использованы при необходимости.

К указанным пояснениям имеется ряд копий документов, среди которых имеется акт визуального осмотра от 24.05.2019 года, отражающий следующую информацию.

В связи с возникшей необходимостью, на основании Постановления администрации городского поселения «Атамановское» от 24 мая 2019 года № 490 а комиссией в составе:

Председатель - главный специалист по ЖКХ <….>

Члены комиссии:

Главный специалист по имущественным вопросам О<….>, Начальник финансово-экономического отдела И. А. <….>  Ведущий специалист гражданской обороны А.С. <….>, Председатель совета ГП «Атамановское» Т.М. <….>  Специалист администрации МР «Читинский район» (по согласованию) проведен визуальный осмотр здания, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Новая, 26 стр. 1 (административное здание с проходной).

Цель осмотра: установить состояние здания, выявить повреждения и элементы, требующие ремонта, а также определить пригодность его к дальнейшей эксплуатации.

В результате осмотра комиссия выявила следующее:

Фундамент поведен, крошится, есть трещины.

Есть глубокие трещины на наружных стенах.

Отсутствует электроснабжение на проходной, в самом здании электропроводка в аварийном состоянии.

Системы водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения находятся в неудовлетворительном состоянии (наличие коррозии, трубы проржавели, частично отсутствуют).

Шиферное покрытие крыши разрушено.

Прогибы, провисание, трещины в штукатурке.

Частично отсутствует, местами разрушено покрытие на полу (гранитная плитка).

Деревянные оконные рамы рассохлись, деформированы, отсутствует остекление.

В целом здание не подлежит дальнейшей эксплуатации, несет угрозу для жизни и здоровья людей.

Каких-либо дополнительных документов, свидетельствующих о вышеуказанных выводах членов комиссии Администрации, не имеется.

Также имеются письменные пояснения финансового директора ООО ДСК «Магистраль» из которых следует, что к ООО «Магистраль» очень часто обращаются из администрации Читинского района выполнить те или иные работы по демонтажу, в основном по режиму ЧС. С администрацией ГП Атамановское нами заключено два договора на выполнение демонтажных работ, один на демонтаж паромной переправы (причала) в апреле текущего года, другой на демонтаж зданий в июне текущего года.

С просьбой демонтировать паромную переправу (причал) через реку Ингода в районе п.Атамановка к нам обратилась Глава администрации городского поселения «Атамановское» Зимина Л.С.

Был заключен договор на оказание услуг по демонтажу металлоконструкции, согласно которому ООО ДСК «Магистраль» выполняло работы по демонтажу за свой счет своими силами на безвозмездной основе, а демонтированные конструкции причала используем по своему усмотрению. Объект работ был показан сотрудником администрации <….>.. <….>. представил ООО ДСК «Магистраль»  дефектный акт по причалу. Демонтаж зданий в июне также выполнялся на безвозмездной основе, однако до конца здания не демонтированы, поскольку администрация, как нам сказали, законсервировала объекты.

Демонтированные нами конструкции состояли из металла, покрытого коррозией примерно 80 %. Такие конструкции не должны использоваться при строительстве Вес и стоимость демонтированных конструкций не определялись. Вес конструкции составил, наверное примерно 15 тонн.

Представленный расчет по жалобе веса демонтированных конструкций не соответствует действительности, поскольку часть тех составляющих, которые указаны в расчете, фактически отсутствовали. По факту демонтажа конструкции был составлен акт приема-передачи работ. Демонтированные металлические конструкции мы использовали для собственных нужд, в том числе для осуществления подъездных путей при строительстве производственной базы на ул. Олимпийская г. Чита. На металлобазу металлоконструкции не сдавали.

За использованный для своих нужд металл ООО ДСК «Магистраль»  выполнили работы согласно приложению к договору оказания услуг. Сметный расчет на выполненные работы, указанные в перечне к договору, не составлялся. Однако те работы, которые ООО ДСК «Магистраль» выполнены для нужд администрации, их стоимость значительно выше стоимости демонтированных конструкций. Денежные средства за выполненные работы нам не перечислялись.

В материалах, переданных от Прокуратуры Читинского района, также имеются копии актов выполненных работ.

Так, в первом акте выполненных работ за номером 25 от 01.06.2019 к договору на оказание услуг по демонтажу металлоконструкций от 19.04.2019 отражены следующие данные:

Исполнитель: ДСК «Магистраль»

Заказчик: Администрация городского поселения «Атамановское»

Основание:

Наименование работ, услуг

Кол-во

д.

Цена

Сумма

1

Демонтаж аварийного строения (деревянный барак) ул.Рабочая, 12

1

 

80000

80000

2

Отсыпка, уплотнение грунта, благоустройство проезда ул.Набережная

1

 

55000

55000

3

Благоустройство подъездов на мост, река Никишиха ул.Матюгина

1

 

38700

38700

4

Демонтаж водонапорной башни Целинная, 26

1

 

35000

35000

      5

Выемка грунта (канализационная сеть) ул.Стадионная

1

 

630000

630000

6

Выемка грунта (канализационная сеть) ул.Связи

1

 

115000

115000

7

Демонтаж емкости ул.1-Санаторная

1

 

25000

25000

 

Итого: 978700 рублей.

В том числе, НДС.

Всего оказано услуг, на сумму девятьсот семьдесят восемь тысяч семьсот руб. Сумма прописью рублей копеек.

Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

Во втором акте выполненных работ за номером 33 от 01.06.2019 к договору на оказание услуг по демонтажу зданий и сооружений от 05.06.2019 отражены следующие данные:

Исполнитель: ДСК «Магистраль»

Заказчик: Администрация городского поселения «Атамановское»

Основание:

Наименование работ, услуг

Кол-во

Ед.

Цена

Сумма

1

Частичный ремонт крыши здания администрации

1

 

3200

3200

2

Вскрытие участка канализации по ул.Стадионная протяженностью 230 м.

1

 

3450

3450

3

Отсыпка дороги ул.Набережная

1

 

2000

2000

4

Отсыпка дороги переулок Набережный

1

 

2000

2000

5

Отсыпка дороги ул.Железнодорожная

1

 

2000

2000

6

Отсыпка дороги ул.Болотная

1

 

2000

2000

7

Демонтаж участка недействующей теплотрассы от котельной Первомайская,13 до Матюгина, 1586

1

 

1850

1850

8

Доставка железобетонных колец и крышек сети ул.Стадионная

1

 

8000

8000

9

Доставка трубы с Кыринского района сети ул.Стадионная

1

 

2800

2800

10

Доставка трубы сети ул.Стадионная

1

 

8000

8000

11

Услуги автокрана, демонтаж лотков, плит ул.Стадионная

1

 

5000

5000

12

Услуги автокрана, ремонт скважины ул.Богульной

1

 

1500

1500

13

Услуги автокрана манипулятора, доставка колец сети ул.Стадионная

1

 

3000

3000

 

Итого: 754000 рублей.

В том числе НДС.

Всего оказано услуг, на сумму семьсот пятьдесят четыре тысячи руб. Сумма прописью рублей копеек.

Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений этого Кодекса. Учитывая указанные нормы, подтверждается факт того, что весь объем денежных средств на оплату договоров, заключенных Администрацией, выделен из местного бюджета с целью реализации полномочий муниципального района.

Отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ). В силу ч. 1 ст. 3 Закона №44-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом №44-ФЗ.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 24 Закона №44-ФЗ).

В рассматриваемых договорах не указаны основания их заключения, при этом в письменных пояснениях сторон дела, имеются указания на  режим ЧС. Пунктом 9 ч.1 ст.93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – ФЗ «О контрактной системе...») предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения конкурентных закупочных процедур в случаях закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с данным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Исходя из положений ст.401 Гражданского кодекса РФ, обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые события, наступление которых не зависит от волеизъявления сторон (такие, как стихийные бедствия - землетрясение, наводнение, ураган, цунами и т.п., а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.п.), и наличие которых делает невозможным нормальный ход развития правоотношений ввиду чрезвычайности и непредотвратимости таких событий.

Ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-ФЗ определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В материалы Забайкальского УФАС России, документы, свидетельствующие о том, что какие-либо правовые и фактические основания для заключения рассматриваемых двух договоров на оказание услуг по демонтажу зданий и металлоконструкций, без торгов у Администрации имелись, не представлены. К тому же следует отметить, что разрушение объектов фигурирующих в рассматриваемых договорах произошло не одномоментно, процесс разрушения происходил в течение длительного времени, что подтверждается письменными пояснениями Администрации, и что само по себе исключает законность ссылок на режим ЧС, как надлежащее основание для заключения упомянутых договоров на работы по демонтажу (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2017 года).

Дополнительно, следует отметить, что в ходе рассмотрения настоящего дела в Управление поступили документы, согласно которым в соответствии с трудовым договором от 03.05.2011, должностное лицо - <….>, Д.И. является муниципальным служащим Администрации МР «Читинский район». Согласно копии доверенности №1 б/н, <….>, Д.И. является представителем ООО «ДСК «Магистраль». В соответствии с копией доверенности б/н без указания даты, данное лицо – <….>, Д.И. также является представителем Администрации городского поселения «Атамановское». Возможность заключения данных договоров через процедуру не предусмотренную антимонопольным законодательством, без конкурентных процедур, не подпадает ни под один из пунктов части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Наличие фактов представления интересов юридических лиц сотрудниками -должностными лицами муниципальных органов власти, к тому же за короткий период – в пределах полугода, свидетельствуют о наличии взаимосвязи и о возможности беспрепятственного доступа к информации, а следовательно,  осведомленности о действиях друг друга впоследствии и заинтересованности  в заключении договоров без проведения конкурсных процедур.  К тому же такие факты наличия взаимоотношений лишают Управление возможности получения достоверных данных для рассмотрения дела от субъектов, являющихся сторонами по такому делу, поскольку наличие заинтересованности в действиях друга диктует поведение участников соглашения и приводит к сокрытию и искажению фактов, являющихся предметом рассмотрения дела.

Частью 4 статьи 16 закона № 135-ФЗ предусмотрено, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, в числе прочих, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Понятие согласованных действий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами в Законе не приведено. Вместе с тем, статьей 8 закона №135-ФЗ определено понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов, которыми являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, заранее известные каждому из них, результат которых соответствует интересам каждого из них, а также действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Под соглашением Закон №135-ФЗ понимает договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4).

Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции ст. 16 Закона № 135-ФЗ, как совершенных с нарушением этой нормы установлению подлежит, в том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу п. 7 ст. 4 Закона №135-ФЗ конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17 ст. 4 Закона №135-ФЗ).

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона №135-ФЗ выступают установленные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями. При этом необходимо доказать наличие обоих квалифицирующих признаков, при которых возможно применение статьи 16 указанного Закона: фактическое наличие между перечисленными в статье субъектами соглашений или согласованных действий, а также негативное влияние результата таких действий на конкуренцию на конкретном товарном рынке.

Размещение государственного или муниципального заказа без проведения конкурентной процедуры торгов в случаях, когда необходимость их проведения установлена законом, фактически приводит к устранению конкуренции за право заключения государственного или муниципального контракта, ограничивает доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) на рынок товара (работ, услуг), являющегося предметом закупки, и создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности лица, с которым такой контракт заключен в обход предусмотренного действующим законодательством порядка, в связи с чем квалифицируется как нарушение антимонопольного законодательства.

Основанием для исследования рынка услуг по демонтажу металлоконструкций на территории городского поселения «Атамановское» Читинского района Забайкальского края является рассмотрение дела в отношении Администрации городского поселения «Атамановское» и ООО ДСК «Магистраль» по признакам нарушения пунктов 4 статьи 16 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной наименьший интервал исследования состояния конкуренции равен одному году.

19.04.2019 между Администрацией ГП «Атамановское» и ООО ДСК «Магистраль» заключен договор на оказание услуг по демонтажу металлоконстркуций, без проведения процедуры конкурсного отбора. Срок исполнения демонтажа по данному договору не позднее 30 июня 2019 года.

Следовательно, для целей данного анализа временным интервалом является 2019 год.

В соответствии с п. 3.1 части III Порядка для проведения исследования состояния конкуренции на рынке демонтажа предварительно определены границы как услуги по демонтажу металлоконструкций.

Деятельность в сфере демонтажа зданий и сооружений согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) относится к разделу F «Строительство», классу 43 «Работы строительные специализированные». Эта группировка включает:

- строительные работы одного вида, используемые для разных видов сооружений, требующие специальных навыков или оборудования, включая: устройство фундаментов и забивку свай, выполнение работ по гидроизоляции, сушку помещений, проходку шахтного ствола, монтаж стальных элементов конструкций зданий и сооружений, монтаж стальной арматуры, кладку кирпича и камня, установку строительных лесов и рабочих платформ, а также их демонтаж, за исключением аренды строительных лесов и рабочих платформ, устройство дымоходов и промышленных печей, работу по специальным требованиям доступа, которые требуют наличия альпинистских навыков и использования соответствующего оборудования, например работа на высотных сооружениях;

- подземные работы; строительство открытых бассейнов; очистку паром, пескоструйную обработку и прочие подобные работы на наружной поверхности стен зданий; аренду подъемных кранов и прочего строительного оборудования с оператором.

В соответствии с материалами дела конечным потребителем услуги по демонтажу зданий и сооружений является администрация ГП «Атамановское».

Предметом, заключенного договора на оказание услуг по демонтажу металлоконструкций между Администрацией ГП «Атамановское» и ООО ДСК «Магистраль» является выполнение работы по демонтажу металлоконструкции (пирс), находящейся в аварийном состоянии и расположенной по адресу: пгт. Атамановка, левый берег р. Ингода.

Учитывая вышеизложенное, уточненными продуктовыми границами товарного рынка является оказание услуг по демонтажу металлоконструкций. Услуга по демонтажу металлоконструкций не имеет взаимозаменяемых услуг.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности конечного потребителя получить услугу на территории городского поселения «Атамановское» Читинского района Забайкальского края или его части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за пределами города, а также готовности и возможности строительных организаций оказать рассматриваемую услугу в установленных географических границах.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка определяются границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации. Поскольку в соответствии с аукционном заинтересованными органами власти являются органы Забайкальского края, то для исследования принимаются границы субъекта.

Также в соответствии с пунктами 4.5 и 4.6 Порядка, исходя из экономической возможности и целесообразности приобретателя, приобрести товар, географические границы рынка определены предварительно как административные границы городского поселения «Атамановское» Читинского района.

Предметом заключенного договора является демонтаж металлоконструкций пирса, расположенного на левом берегу р. Ингода пгт. Атамановка, который невозможно переместить на другое место.

Учитывая вышесказанное, уточненными географическими границами рыка услуг по демонтажу металлоконструкций являются границы городского поселения «Атамановское».

На данном товарном рынке по данным интернет-сервиса «Seldon.Basis» на территории Забайкальского края зарегистрированы 2418 строительных организаций, 63 предприятия, оказывающих услуги по строительству инженерных сооружений, и 332 хозяйствующих субъекта, оказывающие прочие строительные работы. Все указанные хозяйствующих субъекты могут осуществить работы по демонтажу металлоконструкции переправы на левом берегу р. Ингода.

Определенных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим работы по демонтажу металлоконструкций переправы через реку, законодательством Российской Федерации не закреплено, поэтому данные виды работ могут быть выполнены любым хозяйствующим субъектом.

Потенциально оказать услуги по демонтажу зданий и сооружений могли все хозяйствующие субъекты Забайкальского края, выполняющие работы по демонтажу металлоконструкции переправы, расположенной на левом берегу р. Ингода в пгт. Атамановка.

Основанием для исследования рынка услуг по демонтажу зданий и сооружений на территории городского поселения «Атамановское» Читинского района Забайкальского края является рассмотрение дела в отношении Администрации городского поселения «Атамановское» и ООО ДСК «Магистраль» по признакам нарушения пунктов 4 статьи 16 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной наименьший интервал исследования состояния конкуренции равен одному году.

05.06.2019 между Администрацией ГП «Атамановское» и ООО ДСК «Магистраль» заключен договор на оказание услуг по демонтажу зданий и сооружений, без проведения процедуры конкурсного отбора. Срок исполнения демонтажа по данному договору не позднее 30 августа 2019 года.

Следовательно, для целей данного анализа временным интервалом является 2019 год.

В соответствии с п. 3.1 части III Порядка для проведения исследования состояния конкуренции на рынке демонтажа предварительно определены границы как услуги по демонтажу зданий и сооружений.

В соответствии с ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под термином  «градостроительная деятельность» понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Следовательно, демонтаж зданий и сооружений входит деятельность по градостроительной деятельности.

Деятельность в сфере демонтажа зданий и сооружений согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) относится к разделу F «Строительство», классу 43 «Работы строительные специализированные». Эта группировка включает:

- строительные работы одного вида, используемые для разных видов сооружений, требующие специальных навыков или оборудования, включая: устройство фундаментов и забивку свай, выполнение работ по гидроизоляции, сушку помещений, проходку шахтного ствола, монтаж стальных элементов конструкций зданий и сооружений, монтаж стальной арматуры, кладку кирпича и камня, установку строительных лесов и рабочих платформ, а также их демонтаж, за исключением аренды строительных лесов и рабочих платформ, устройство дымоходов и промышленных печей, работу по специальным требованиям доступа, которые требуют наличия альпинистских навыков и использования соответствующего оборудования, например работа на высотных сооружениях;

- подземные работы; строительство открытых бассейнов; очистку паром, пескоструйную обработку и прочие подобные работы на наружной поверхности стен зданий; аренду подъемных кранов и прочего строительного оборудования с оператором.

Предметом, заключенного договора на оказание услуг по демонтажу зданий и сооружений между Администрацией ГП «Атамановское» и ООО ДСК «Магистраль» является выполнение работы по демонтажу зданий и сооружений инфраструктуры ЖКХ (котельных), расположенных по адресам в пгт. Атамановка: ул. Новая, д. 26, ул. Первомайская, д. 13, ул. Связи д.41а и ул. Матюгина, д. 160.

В соответствии с материалами дела конечным потребителем услуги по демонтажу зданий и сооружений является администрация ГП «Атамановское».

Учитывая вышеизложенное, уточненными продуктовыми границами товарного рынка является оказание услуг по демонтажу зданий и сооружений. Услугу по демонтажу администрация ГП «Атамановское» не имеет возможности заменить на другую услугу.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности конечного потребителя получить услугу на территории городского поселения «Атамановское» Читинского района Забайкальского края или его части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за пределами города, а также готовности и возможности строительных организаций оказать рассматриваемую услугу в установленных географических границах.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка определяются границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации. Поскольку в соответствии с аукционном заинтересованными органами власти являются органы Забайкальского края, то для исследования принимаются границы субъекта.

Также в соответствии с пунктами 4.5 и 4.6 Порядка, исходя из экономической возможности и целесообразности приобретателя, приобрести товар, географические границы рынка определены предварительно как административные границы городского поселения «Атамановское» Читинского района.

Предметом заключенного договора является демонтаж зданий на территории пгт. Атамановка, которые невозможно переместить на другое место.

Учитывая вышесказанное, уточненными географическими границами рыка услуг по демонтажу зданий и сооружений являются границы городского поселения «Атамановское».

На данном товарном рынке по данным интернет-сервиса «Seldon.Basis» на территории Забайкальского края зарегистрированы 2418 строительных организаций и 166 предприятий, специализирующихся на работах по демонтажу зданий и сооружений. У данных хозяйствующих субъектов имеется возможность оказать работы по демонтажу зданий и сооружений по вышеуказанным адресам.

Требования к проводимым работам по демонтажу зданий и сооружений предусмотрены ст. 15 и главой 5 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Таким образом, безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием различных методов должна быть обоснована положениями данного федерального закона. Однако определенных требований к самим хозяйствующим субъектам не предъявляются законодательством РФ, поэтому данные виды работ могут быть выполнены любым хозяйствующим субъектом.

Потенциально оказать услуги по демонтажу зданий и сооружений могли все хозяйствующие субъекты, выполняющие функции по демонтажу зданий и сооружений.

Вышеизложенное свидетельствует об осведомленности всех участников соглашения – Администрации ГП «Атамановское», ООО «ДСК Магистраль» и направленности их действий на заключение договоров на демонтаж зданий и сооружений в обход конкурентных процедур.

Таким образом, между Администрации городского поселения «Атамановское» и ООО «ДСК «Магистраль» (ИНН 7536167283) заключено антиконкурентное соглашение, целью которого является уклонение от проведения конкурентных процедур с последующим предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту преимущественных положений.

В действиях Администрации городского поселения «Атамановское» и ООО «ДСК «Магистраль» (ИНН 7536167283) содержится факт нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении  соглашения (устного) между указанными лицами, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО «ДСК «Магистраль» (ИНН 7536167283), так как Администрация ГП «Атамановское» обеспечила возможность безусловного заключения договоров, что является предоставлением преимущественного положения последнему, поскольку потенциальные участники не организованной конкурентной процедуры, были поставлены в неравное положение в сравнение с вышеуказанным субъектом, поскольку автоматически были лишены возможности участия в таких процедурах, так как субъект для заключения договоров был заранее выбран администрацией.

Определить точную сумму дохода от участия в реализации антиконкурентного соглашения не представляется возможным в связи с сокрытием сторонами дела обстоятельств демонтажа зданий и сооружений, а именно, среди прочего – количества материалов, отсутствия процедуры оценки, информации об объеме реализуемого материала, прочее. Однако, согласно данным, отраженным в актах выполненных работ  №25 от 01.06.2019 и №33 от 26.06.2019, предположительно, сумма ущерба составляет (978 700 + 754 000) = 1 732 700 рублей.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Согласно части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.

Ввиду исполнения обязательств по заключенным сторонами договоров, окончания процедуры рассматриваемых демонтируемых зданий и сооружений, а также отсутствия обстоятельств возможных и подлежащих устранению в целях соблюдения антимонопольного законодательства в связи с уклонением от проведения конкурентных процедур в целом, Комиссией принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать  Администрацию городского поселения «Атамановское» и ООО «ДСК «Магистраль» (ИНН 7536167283) нарушившими пункт 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции.

2. Предписание Администрации городского поселения «Атамановское» и ООО «ДСК «Магистраль» (ИНН 7536167283) об устранении допущенных нарушений законодательства не выдать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                                         <….>

Члены Комиссии:                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны