Решение №02-05-3072 Решение от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения                                                                                    г. Чита

объявлена  10 июня 2021 года,

решение в полном объеме

изготовлено 15 июня 2021 года

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 075/01/16-695/2020  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –  руководитель управления <...>;

Члены Комиссии:

<...>

при участии:

<...>- представителя ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ»  (доверенность № <...>);

при рассмотрении дела № 075/01/16-695/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Хадабулакский психоневрологический дом-интернат» (далее-ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ»), ООО «Ремонтно-эксплуатационная техническая служба» (далее-ООО «РЭТС») по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в сговоре заказчика и подрядчиков,  в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции»(далее-Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

Определением от 01.12.2020 года дело № 075/01/16-695/2020 на основании Приказа от 25.11.2020 №162 было назначено к рассмотрению на 21.01.2021г.

21.01.2021 состоялось первое заседание Комиссии по рассмотрению настоящего дела.

Определением от 21.01.2021 рассмотрение дела было отложено на 11.02.2021.

Определением от 11.02.2021 рассмотрение дела было отложено на 02.03.2021.

Определением от 02.03.2021 рассмотрение дела было отложено на 06.04.2021.

Определением от 06.04.2021 рассмотрение дела было отложено на 18.05.2021.

Определением от 19.05.2021 рассмотрение дела было отложено на 10.06.2021.

Забайкальское УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 19.05.2021 рассмотрение дело было отложено для подготовки и вынесения заключения об обстоятельствах дела на 10.06.2021.

Таким образом, данное дело рассматривалось в заседаниях Комиссии 21.01.2021, 11.02.2021, 02.03.2021, 06.04.2021, 18.05.2021, 10.06.2021.

Прокуратура Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения, ООО  «РЭТС» надлежащим образом уведомлены о времени, дате и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии представителей не направили.

В адрес ООО «Ремонтно-эксплуатационная техническая служба» направлялись все процессуальные документы, однако в Забайкальское УФАС России  вернулись конверты с отправлениями.

Согласно кассационному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2019 №41-КА19-3, пунктам 67,68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» лицо несет ответственность за получение юридически важной корреспонденции. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Согласно выписке ЕГРЮЛ  в отношении ООО «РЭТС» имеется решение суда по делу № А78-12693/2019 о банкротстве и открытие конкурсного производства.

На основании Приказа Забайкальского УФАС России от 25.08.2020 № 122 «О проведении внеплановой документарной проверки» проведена проверка в отношении: Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Хадабулакский психоневрологический дом-интернат» (674518, Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Хада-Булак,  ул. Центральная, 2, ОГРН 1027500682406) при заключении 27 договоров по ремонту жилого корпуса на общую сумму 12,4 млн.рублей.

По результатам  проведения внеплановой проверки на основании Приказа Забайкальского УФАС России от 25.08.2020 № 122 «О проведении внеплановой документарной проверки» проведена проверка в отношении: Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Хадабулакский психоневрологический дом-интернат» (674518, Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Хада-Булак,  ул. Центральная, 2, ОГРН 1027500682406) при заключении 27 договоров на суммы до 500 000 рублей (договор № СМ/13-96-1118 от 29.11.2018 на сумму 379 581 руб.; договор № СМ/13-96-22 от 13.08.2018 на сумму 204 937 руб; договор № СМ/13-96-21 от 13.08.2018 на сумму 497 056 руб; договор № СМ/41 от 29.10.2018 на сумму 207 408 руб; договор № СМ/32 от 29.10.2018 на сумму 403 333 руб; договор № СМ/31 от 29.10.2018 на сумму 499 940 руб; договор № СМ/119 от 29.10.2018 на сумму 482 619 руб; договор № СМ/1117 от 29.10.2018 на сумму 473 332 руб; договор № СМ/1116 от 29.10.2018 на сумму 499 358  руб; договор № СМ/1115 от 29.10.2018 на сумму 499 835 руб; договор № СМ/1114 от 29.10.2018 на сумму 499 149 руб; договор № СМ/1113 от 29.10.2018 на сумму 499 149 руб; договор № СМ/1112 от 29.10.2018 на сумму 494 931 руб; договор № СМ/1111 от 29.10.2018 на сумму 499 076 руб; договор № СМ/1110 от 29.10.2018 на сумму 494 011 руб; договор № б/н от 2018 на сумму 491 326 руб; договор № СМ/112-2018 от 25.07.2018 на сумму 498 751 руб.; договор № б/н от 26.07.2018 на сумму 498 715 руб; договор № СМ/114-2018 от 27.07.2018 на сумму 498 851 руб; договор № СМ/115 от 28.07.2018 на сумму 499 624 руб; договор № СМ/116-2018 от 29.07.2018 на сумму 359 848 руб.; договор СМ-117-2018 от 29.07.2018 на сумму 474 468 договор № СМ/118-2018 от 30.07.2018 на сумму 480 277 руб; договор № СМ/121-2018 от 30.07.2018 на сумму 499 332 руб; договор № СМ/122-2018 от 01.08.2018 на сумму 499 332 руб; договор № СМ/123-2018 от 01.08.2018 на сумму 499 332 руб.; договор № СМ/124-2018 от 01.08.2018 на сумму 466 799 руб.)  по ремонту жилого корпуса № 5 на общую сумму 12,4 млн.рублей.  По итогу проверки установлены признаки нарушения норм антимонопольного законодательства, в том числе пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

03.08.2017г. по результатам проверки Территориальным отделом в городском округе «Поселок Агинское» Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю учреждению выдано предписание о необходимости проведения ремонта внутренней отделки стен помещений.

Согласно экспертному заключению от 18.04.2018г. № 377/18/1, составленному по результатам проведения строительно-технической экспертизы, двухэтажное здание мужского корпуса учреждения, 1936 года постройки, находится в аварийном состоянии. Установлены недостатки фундаментов, стен и перекрытий, выявлены дефекты, оказывающее влияние на несущую способность и функциональную пригодность наружных стен здания, зафиксированы дефекты, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности конструкций здания, жесткость здания нарушена.

Экспертное заключение направлено в Министерство труда и социальной защиты населения края.По предложению министра труда и социальной защиты населения края <...> ремонтно-восстановительные работы поручено провести ООО «Ремонтно-эксплуатационная техническая служба» (далее - ООО «РЭТС»), возглавляемому родственником министра <...>

Министерством труда и социальной защиты края составлены локально сметные расчеты на ремонт жилого корпуса, которые утверждены <...>, с директором ООО «РЭТС» руководителем Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Хадабулакский психоневрологический дом-интернат» заключено 27 договоров, предметом которых являлись работы по ремонту жилого корпуса на общую сумму 12,4 млн.рублей.

На момент проведения проверки прокуратурой Оловяннинского района установлено, что запланированные работы ООО «РЭТС» в полном объеме не выполнены, при этом директором учреждения подписаны акты их приемки, даже по тем, которые фактически не окончены. Денежные средства в размере 12 млн. руб. перечислены на счет ООО «РЭТС».

ГАУСО «Хадабулакский психоневрологический дом-интернат» представлены пояснения следующего содержания.

В 2018 году ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» были заключены договоры с единственным поставщиком ООО «Ремонтно-эксплуатационная техническая служба» на основании раздела VI Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ», утвержденного решением наблюдательного совета автономного учреждения протокол № 32 от 28.07.2017 г. Пункт 3.1. Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» предусматривает осуществление закупки без проведения торгов у единственного поставщика.

Необходимость закупок у единственного поставщика обусловлена проведением ремонта в срочном порядке, так как 03.08.2017г. Роспотребнадзор (Территориальный отдел в городском округе «Поселок Агинское») в предписании № 151 от 03.08.2017 г. и предписании № 81 от 03.08.2017 г. обязал Учреждение провести ремонт здания в соответствии с требованиями СанПин.

В плане закупки товаров, работ, услуг на 2018 год отражены закупки по ремонту жилого корпуса № 5. В ходе проведения работ возникла необходимость в проведении дополнительных работ. Согласно раздела VI Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» дополнительные закупки, необходимость которых невозможно было предвидеть должны быть сделаны у лица, у которого ранее осуществлена закупка.

Стороны по делу не представили возражения на заключение об обстоятельствах дела.

Комиссия Забайкальского УФАС России, изучив документы, представленные в материалы дела, приходит к следующим выводам.

Министерством труда и социальной защиты края составлены локально сметные расчеты на ремонт жилого корпуса, договоры разработаны ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ». В 2018 году ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» были заключены договоры с единственным поставщиком ООО «Ремонтно-эксплуатационная техническая служба» на основании раздела VI Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ», утвержденного решением наблюдательного совета автономного учреждения протокол № 32 от 28.07.2017 г. пункт 3.1. Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» предусматривает осуществление закупки без проведения торгов у единственного поставщика.

Согласно соглашениям о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнение работ), из бюджета Забайкальского края Учреждению выделены за счет средств бюджета Забайкальского края субсидии на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание им в соответствии с государственным заданием в размере ассигнований 5 753 000 руб. соглашение от 13.07.2018г. № 69 ИЦ и 6 647 000 руб. соглашение от 30.10.2018г.№ 79 ИЦ.

В соответствии с частью 4 статьи 15  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (длее- Закон №44-ФЗ) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Таким образом, ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» нарушено требование законодательства в части не проведения конкурсных процедур для капитального ремонта корпуса № 5.

Также Комиссия отмечает тот факт, что для определения технического состояния здания корпуса № 5 ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» проведена строительно-техническая экспертиза визуальным и инструментальным методом ОНО «СУДЕКС-Чита» и получено экспертное заключение от 18 апреля 2018 года №377/18/1. Состояние строительных конструкций здания не соответствует требованиям ФЗ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», дальнейшая эксплуатация здания может привести к возникновению аварийных ситуаций. Здание оценивается как аварийным.

Для устранения аварийности здания необходимо выполнить работы по усилению несущих конструкций здания. На данный вид работ необходим проект, разработанный специализированной проектной организацией.

ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» в лице директора Шевченко Е.В. при  проведении ремонтных работ корпуса № 5 подписаны акты  выполненных работ и перечислены денежные средства за работы ООО «РЭТС», при этом после проведения работ ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ»  проведена строительно-техническая экспертиза от 24.02.2020г. в которой сделан вывод, что не проводились работы для устранения аварийности здания.

В том числе от ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» в материалы дела представлен акт осмотра здания жилого корпуса № 5 после ремонта от 24.01.2019г. в котором отмечаются недостатки проведенных работ и указывается на необходимость их устранения.

В адрес ООО «РЭТС» от ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» направлялись претензионные письма (от 30.01.2019 № 86, от 23.01.2019 № 38, от 01.04.2019 № 246, от 13.02.2019 № 110, от 26.11.2019 № 719) об устранении выявленных замечаний.

Кроме того имеется решение Оловяннинского районного суда по делу № 2-307/2019 от 22.05.20219 по иску заместителя прокурора  Оловяннинского района к ООО «РЭТС» о понуждении выполнить ремонтные работы.

В материалы дела  от УФСБ по Забайкальскому краю представлено заключение эксперта от 25.03.2021 №750/3-5 ФБУ «Читинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации»  в которой сделан следующий вывод, что жилой корпус № 5 ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ», расположенный по адресу: ст. Хада-Булак, у. Центральная, д.2, Оловяянинского района, Забайкальского края находится  в аварийном техническом состоянии и непригоден для эксплуатации.

Кроме того, следует отметить следующий факт - заключение 27 договоров имеет признаки дробления сделки. Соглашение № 69 ИЦ от 13.07.2018г. на сумму 5 753 000 руб. и соглашение № 79 ИЦ от 30.10.2018г. на сумму 6 647 000 руб. о предоставлении субсидии на иные цели не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием  государственных услуг (выполнение работ) из бюджета Забайкальского края предназначались на проведение работ, выполнению услуг по капитальному ремонту зданий и сооружений- ремонт жилого корпуса ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ».  По всем 27 договорам исполнителем являлось ООО «РЭТС» и целью работ являлся капитальный ремонт одного и того же объекта корпуса № 5 ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ». Договоры заключались  с небольшим промежутком времени. Фактически все договоры образуют единую сделку.

Таким образом, при наличии у ответчика возможности и обязанности заключения единого контракта с соблюдением предусмотренных Законом № 44-ФЗ требований, свидетельствует об искусственном дроблении единой сделки и оформлении ее самостоятельными договорами  с суммой до 500 000 рублей  с целью уйти от соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, действия ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ», ООО «РЭТС» выразившиеся в заключении ранее указанных договоров на капитальный ремонт,  без проведения конкурентных процедур, а также принятие,  оплата работ,  как надлежащим образом исполненных в полном, заранее определенном объеме, но фактически проведенных с недостатками и не изменяющие аварийность  здания, что подтверждается экспертизой № 094/20 от 24.01.2020г.,  проведенной после принятия таких работ, что  свидетельствуют о признаках нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту  4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом, в силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В целях признания соглашения нарушающим положения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: соглашение не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; соглашение привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции РФ в государстве гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с частью 3 статьи1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

На основании статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) указано, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Переписка по электронной почте между … лицами подлежала оценке наряду с другими, в том числе косвенными, доказательствами в их взаимосвязи и совокупности. О достоверности представленных антимонопольным органом документов и материалов может свидетельствовать совпадение их содержания с другими подтвержденными по делу обстоятельствами.

Понятие согласованных действий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами в Законе не приведено. Вместе с тем, статьей 8 закона №135-ФЗ определено понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов, которыми являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, заранее известные каждому из них, результат которых соответствует интересам каждого из них, а также действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Под соглашением Закон №135-ФЗ понимает договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4).

Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции статьи 16 Закона № 135-ФЗ, как совершенных с нарушением этой нормы установлению подлежит, в том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона №135-ФЗ конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17 ст. 4 Закона №135-ФЗ).

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона №135-ФЗ выступают установленные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями. При этом необходимо доказать наличие обоих квалифицирующих признаков, при которых возможно применение статьи 16 указанного Закона: фактическое наличие между перечисленными в статье субъектами соглашений или согласованных действий, а также негативное влияние результата таких действий на конкуренцию на конкретном товарном рынке.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2019 г. № ИА/100041/19 в случае заключения соответствующих договоров по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с превышением установленного годового объема таких закупок, действия заказчика будут являться нарушением Закона о контрактной системе.

При этом ФАС России обращает внимание, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ только в качестве исключения из общего правила, поэтому контролирующие органы и суд могут учитывать правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 №2518/11. Она предполагает, что искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных с целью ухода от проведения торгов недопустимо.

В целях признания соглашения нарушающим положения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: соглашение не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; соглашение привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлены в статье 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе).

В соответствии с положениями частей 1, 2 указанной статьи заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. В электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (закрытые электронные процедуры).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Перечень случаев, при которых возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закреплен в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В материалах дела № 075/01/16-695/2020 имеется аналитический отчет от 10.07.2020 о состоянии конкуренции на рынке услуг по капитальному ремонту зданий на территории сельского поселения «Хада-Булакское» Оловяннинского района Забайкальского края.

Основанием для исследования рынка услуг по капитальному ремонту зданий на территории сельского поселения «Хада-Булакское» Оловяннинского района Забайкальского края является рассмотрение дела в отношении ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» и ООО «РЭТС» по признакам нарушения части 4 статьи 16 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8 настоящего Порядка.

В данном случае анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание

Целью исследования является установление временного интервала, продуктовых границ и географических границ рынка услуг по капитальному ремонту зданий.

Методическую основу исследования составили:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок);

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.

Для определения параметров товарного рынка используются:

- материалы дела в ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» и ООО «РЭТС» по признакам нарушения антимонопольного законодательства;

- информация о хозяйствующих субъектов, полученная посредством интернет-сервиса для получения информации о предприятиях «Seldon.Basis» (далее - интернет-сервис «Seldon.Basis»);

- открытые данные Саморегулируемой организации «Забайкальская ассоциация строительных организаций», опубликованные на официальном сайте, о членах организации.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной наименьший интервал исследования состояния конкуренции равен одному году.

В период с июля по ноябрь 2018 года между ГАУСО «Хдабулакский ПНДИ» и ООО «РЭТС» заключены договора о проведении ремонтных работ в корпусе № 5 здания интерната. Срок окончания данных работ является конец 2018 года.

Следовательно, для целей данного анализа временной интервал является периодом действия заключенных договоров - 2018 год.

В соответствии с п. 3.1 части III Порядка для проведения исследования состояния конкуренции на рынке услуг по капитальному ремонту зданий предварительно определены границы как услуги по капитальному ремонту зданий и сооружений.

Градостроительным кодексом под термином «градостроительная деятельность» понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства. Кроме того, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается:

- замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций,

- замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов,

- замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов

Деятельность в сфере капитального ремонта зданий согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) относится к разделу F «Строительство», классу 41 «Строительство зданий», в который включено строительство новых зданий, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж сборных сооружений или конструкций на участке, а также строительство временных зданий. А также часть ремонтных работ относятся к классу 43 «Работы строительные специализированные»

В соответствии с материалами дела ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» заключались договоры на следующие виды работы:

-демонтаж старых оконных и дверных проемов, полную замену оконных, балконных и дверных блоков уже с применением новых материалов;

-замена систем водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения;

- установки систем пожарной сигнализации;

- отмостки по периметру здания с внешней стороны;

- ремонту стен, включая утепление стен, кладку из легких материалов, проведение штукатурных работ внутри здания;

- установка подвесного потолка и укладка полов внутри здания;

- ремонт кровли.

Данные виды работ в соответствии с Градостроительным кодексом могут относятся к работам по капитальному ремонту здания для целей проживания людей.

Учитывая вышеизложенное, уточненными продуктовыми границами товарного рынка является услуги по капитальному ремонту зданий, пригодных для проживания.

Услуги по капитальному ремонту не имеют взаимозаменяемых услуг.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности конечного потребителя получить услугу на территории сельского поселения «Хада-Булакское» Забайкальского края или его части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за пределами сельского поселения, а также готовности и возможности строительных организаций оказать рассматриваемую услугу в установленных географических границах.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка определяются границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации. Поскольку в соответствии с заключенными договорам проводился ремонт корпуса, входящего в единый комплекс ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ», то для исследования принимаются границы муниципального образования, в которых расположен объект капитального ремонта.

Поскольку в соответствии с нормами российского законодательства к хозяйствующим субъектам в области капитального ремонта зданий, пригодных для проживания людей, предъявляются требования о наличии лицензий и допусков, необходимо учитывать те предприятия, которые состоят в саморегулируемой организации и имеют все необходимые разрешительные документы. По данным, опубликованным на официальном сайте Саморегулируемой организации «Забайкальская ассоциация строительных организаций», на территории региона деятельность могут осуществлять более 100 предприятий.

На территории сельского поселения «Хада-Булакское» помимо ООО «РЭТС» деятельность по капитальному ремонту также могут осуществлять строительные компании, осуществляющие функции застройщиков, а также иные организации, у которых имеется возможность оказывать услуги по капитальному ремонту.

Поскольку ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ» заключены договоры на  капитальный ремонт корпуса № 5, в связи с чем, в действиях ГАУСО «Хадабулакский ПНДИ», ООО «РЭТС», усматривается наличие достигнутого соглашения между сторонами договоров, в результате чего пострадал не только конкурентный рынок в указанной области, но и бюджет, таким образом, в данных действиях содержатся оба признака норм пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Согласно части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание.

Ввиду исполнения обязательств по заключенным договорам, а также отсутствия обстоятельств возможных и подлежащих устранению в целях соблюдения антимонопольного законодательства в связи с уклонением от проведения конкурентных процедур в целом, Комиссией принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать  Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Хадабулакский психоневрологический дом-интернат» (ИНН 7515002548), Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная техническая служба» (ИНН 7529012842)  нарушившими пункт 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции.
  2. Предписание Государственному автономному учреждению социального обслуживания «Хадабулакский психоневрологический дом-интернат», Обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная техническая служба»  об устранении допущенных нарушений законодательства не выдать.
  3. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                            <...>                         

Члены комиссии                                         <...>                                                       

                                     

  

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны