Решение б/н Решение по делу от 27 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Забайкальскому краю

 

ул.Лермонтова , 14, а/я 803, г. Чита,

Забайкальский край, 672000

тел. (3022) 35-18-41, факс (3022) 32-12-31

e-mail: to75 @fas.gov.ru

 

27.01.2022 № 02-05-408

На № ____________ от _________________

 

 

 

Департамент лесного хозяйства по ДФО

 

 

 

 

Министру природных ресурсов

Забайкальского края

 

 

КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное

объединение»

 

 

ООО «Арсенал»

 

 

Решение по делу № 075/01/16-242/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                                                                                      г. Чита

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №075/01/16-242/2021 в составе:

Председателя Комиссии – руководителя управления <....>

Членов Комиссии:

<....> начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы;

<....>, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

<....>, главного специалиста-эксперта отдела анализа товарных и финансовых рынков;

В отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, которые об отложении или рассмотрении дела в их отсутствие не просили, каких- либо ходатайств не направили,

при рассмотрении дела№075/01/16-242/2021 о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа от 30.04.2021 №63 о возбуждении дела №075/01/16-242/2021 в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в сговоре Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал». В соответствие с п. 18 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России из Департамента лесного хозяйства по ДФО поступили сведения о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения или согласованных действий со стороны Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал».

Комиссия по указанному делу заседала 16.06.2021, 21.07.2021, 05.08.2021, 21.09.2021, 11.10.2021, 11.10.2021, 25.10.2021, 23.11.2021, 21.12.2021 (объявлялся перерыв до 28.12.2021), 28.12.2021.

Согласно части 2 статьи 49  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения.

Сведения о нарушениях зафиксированы в обращении гр. Андреева В.А., в котором содержится следующее.

В материалах на сайте Чита.ру опубликован материал «почему государству выгоден бардак в лесу». Авторы материала указывают, что ситуация кардинально другая в Красночикойском районе и что здесь готовы взяться за ружье местные за кедровники.

Заявление наше именно от местных жителей Красночикойского района Забайкальского края, крик о помощи в спасении наших уникальных кедровников, заповедной тайги! Встать «местные» с ружьями против уничтожения кедровников уже не могут, большинство погрязло в воровстве леса, в китайских подачках, большинство уже давно не верит власти и не видит смысла бороться!

Своим обращением хотим добиться прекращения произвола именно государственной власти в лице КГСАУ, министерства природных ресурсов края, губернатора Осипова A.M. и его ставленников в погонах.

Кедр нас кормит, кедровый орех дает нам жизнь и возможность растить детей в наших таежных краях. Как можем мы противостоим вырубке кедра у нас в районе. Почему власть сама решила уничтожить наши кедровники так бесцеремонно и нагло? Кто дал право забирать достояние народа?

Для строительства дома и просто забора, заготовки дров нас местных жителей гнобят и притесняют, гоняют с каждой бумажкой и везде мы ходим под статьей. Как выяснилось, государство под видом санитарных рубок давно приговорило наши леса! Без каких-либо аукционов, конкурсов, без каких-либо сходов местных граждан министерство дает добро КГСАУ заключать договора с частниками на вырубку леса под видом санрубок! И в первую очередь, нашего кедрача!!!

Нам стали известны данные о заключенных договорах (21шт.) КГСАУ с неким ООО «Арсенал» с 2018 года по 2020 год. В рубку частнику отдано порядка 7,5 тыс. кубов сосны, 18,3 тыс. кубов лиственницы, 48,8 тыс. кубов КЕДРА!!!! И ЦЕНА НАШЕГО ЛЕСА - 300 РУБЛЕЙ ЗА КУБИК В ЭТОМ ФИКТИВНОМ ДОГОВОРЕ! Договор №<....>1.18 сосна 457 кубов; Договор №<....>.18 сосна 120 кубов; кедр 857 кубов; Договор 4<....>06.18 сосна 75 кубов, кедр 1350 кубов; Договор<....>.18 кедр 1465 кубов; Договор 4/<....>8 кедр 1200 кубов; Договор<....> 28.04.18 сосна 100 кубов, кедр 900 кубов; Договор 4<....>21.08.18 сосна 120 кубов, кедр 1200 кубов; Договор 4/1<....>.08.18 сосна 360 кубов, кедр 1200 кубов; Договор 4<....>8 кедр 381 куб.; Договор 4<....>.11.18 кедр 910 кубов; Договор <....>7.09.18 сосна 380 кубов, кедр 813 кубов; Договор 4<....>2.11.18 сосна 163 куба; Договор<....>8 кедр 1200 кубов; Догово<....>.04.18 сосна 300 кубов, кедр 500 кубов; Договор 4<....>9 сосна 898 кубов; Договор 4<....>9 сосна 234 куба, кедр 798 куба; Договор 4<....>.19 сосна 1718 кубов, кедр 12324 куба; Договор<....>-2<....>9 лиственница 9689 кубов; Договор 4/1-6<....>9 сосна 226 кубов; Договор 4/<....>9 сосна 2421 куба, кедр 23669 куба; Догово<....>6.02.20 лиственница 8589 куба.

Остановите этот беспредел! Привлеките виновных к ответственности! Пусть вернут в бюджет нашего района не вшивые 300 руб. с куба, а то, что получили от китайцев с продажи кедра!!! Пусть за объем 74,6 тыс. кубов заплатят реальную стоимость, а это порядка 1500-2000 руб. за кубик что в итоге даст 112 миллионов рублей!!! Как такая схема стала возможна без коррупционного участия власти? Пусть господин Аппоев расскажет честно, куда все ушло и с кем поделился!

По запросу Управления в рамках проверки по направленным материалам Министерство природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» сообщили следующее.

Министерство природных ресурсов Забайкальского края сообщило следующее.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). В силу ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. При этом на основании ч. 4 той же статьи границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. В Забайкальском крае число лесничеств и их границы определены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 года № 309 «Об определении количества лесничеств на территории Забайкальского края и установлении их границ». Так, согласно указанному приказу в Забайкальском крае создано 26 лесничеств. Частью 1 ст. 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует вывод о том, что лесные участки в составе лесничеств Забайкальского края относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности, которой управляет и распоряжается Российская Федерация.

В силу ч. 1 ст. 4 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом согласно ч. 2 той же статьи от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

На основании ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти своих субъектов осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. В Забайкальском крае приведенные выше полномочия в области лесных отношений до 2017 года осуществлялись Государственной лесной службой Забайкальского края (далее - Гослесслужба края) в соответствии с подп. 9.2.3 Положения о Государственной лесной службе Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 14.01.2015 года №4.

Однако ввиду состоявшегося в 2016 году изменения структуры исполнительных органов государственной власти Забайкальского края с 2017 года полномочия и функции Гослесслужбы края в области лесных отношений перешли к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее - Минприроды края), что подтверждается п. 5 постановления Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 года № 395 «О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года № 80», подп. 12.18.1.1 и 12.18.1.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года № 503.

Частью 1 ст. 19 ЛК РФ установлено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых указанным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ. В соответствии с ч. 2 ст. 19 мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 19 ЛК РФ при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 названной статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с указанным Кодексом.

Главным непосредственным исполнителем проведения на землях лесного фонда в границах Забайкальского края (за исключением лесных участков, представленных в установленном порядке в пользование гражданам и юридическим лицам) мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, выступает КГСАУ «Забайкаллесхоз». КГСАУ «Забайкаллесхоз» создано на основании распоряжения Правительства Забайкальского края от 10.09.2012 года № 447-р.

Начиная с осени 2020 года действует новый устав КГСАУ «Забайкаллесхоз» (его копия прилагается к настоящему ответу), согласованный распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о<....>р и утвержденный распоряжением Минприроды края от 24.11.2020 год<....>р.

В соответствии с п. 1.4 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» учредителем и собственником имущества данного учреждения является Забайкальский край. При этом функции учредителя и собственника имущества КГСАУ «Забайкаллесхоз» осуществляют соответственно Минприроды края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в пределах полномочий, установленных актами, определяющими статус данных органов.

В силу п. 1.5 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» данное учреждение находится в ведомственном подчинении Минприроды края. При этом последнее также является главным распорядителем бюджетных средств КГСАУ «Забайкаллесхоз».

Согласно п. 1.6 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» данное учреждение является некоммерческой организацией созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях осуществления предусмотренных действующим законодательством полномочий Минприроды края в сфере лесных отношений. В тоже время КГСАУ «Забайкаллесхоз» является краевым государственным специализированным автономным учреждением, выполняющим работы по тушению лесных пожаров и осуществляющим отдельные меры пожарной безопасности в лесах.

На основании п. 1.12 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» данное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в кредитных организациях и (или) в органах федерального казначейства, печать с изображением Герба Российской Федерации и со своим полным официальным наименованием, а также необходимые для осуществления деятельности штампы и бланки.

Пунктом 1.13 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» установлено, что данное учреждение от своего имени приобретает гражданские права, несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с п. 1.14 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» данное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. В силу п. 2.2 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» данное учреждение создано в целях:

- обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Забайкальского края;

- организации и выполнения охраны лесов от пожаров, предотвращения распространения на земли, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, с использованием наземных, авиационных и космических средств;

- обеспечения воспроизводства качества лесов, повышения их продуктивности, производства семян лесных древесных и кустарниковых растений.

При этом перечень видов основной деятельности КГСАУ «Забайкаллесхоз» приведен в п. 2.3 устава данного учреждения. Согласно п. 2.4 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» данное учреждение выполняет работы, оказывает услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, в пределах установленного государственного задания, которое формируется и утверждается Минприроды края. При этом на основании п. 2.5 того же устава 2.5 КГСАУ «Забайкаллесхоз» осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Пунктом 2.6 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» установлено, что данное автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

В то же время в соответствии с п. 2.8 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» данное учреждение имеет право осуществлять приносящую доход хозяйственную деятельность согласно приведенного перечня для достижения целей, определенных указанным уставом, в том числе заготовку, переработку и реализацию древесины, не древесных лесных ресурсов, семян, продуктов переработки древесного сырья и лесохимии, заготовка шишек и производство семян лесных пород, производство и реализация товаров народного потребления, выращивание и реализация посадочного материала.

Таким образом, в силу приведенных выше положений законодательства Российской Федерации и устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» данное учреждение в силу ст. 19 ЛК РФ осуществляет заготовку древесины после ее покупки, проводимой одновременно с выполнением на землях лесного фонда в границах Забайкальского края (за исключением лесных участков, представленных в установленном порядке в пользование гражданам и юридическим лицам) мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (в рамках выполнения санитарных рубок, рубок ухода, рубок для создания объектов, связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры), а также может осуществлять (и фактически осуществляет в рамках 2 заключенных договоров аренды лесных участков) заготовку древесины в качестве приносящей доход деятельности согласно п. 2.8 своего устава.

В силу ч. 1 ст. 25 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой один из видов использования лесов.

Согласно ч. 1 ст. 20 ЛК РФ граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 указанного Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, древесина, получаемая КГСАУ «Забайкаллесхоз» в ходе ее заготовки при выполнении на землях лесного фонда в границах Забайкальского края (за исключением лесных участков, представленных в установленном порядке в пользование гражданам и юридическим лицам) мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также при осуществлении приносящей доход деятельности, становится собственностью данного учреждения. Соответственно, КГСАУ «Забайкаллесхоз» правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться данным имуществом в своей воле и в своем интересе.

Несмотря на то, что КГСАУ «Забайкаллесхоз» находится в ведомственном подчинении Минприроды края, а также то, что последнее осуществляет от имени Забайкальского края функции учредителя КГСАУ «Забайкаллесхоз» и главного распорядителя бюджетных средств данного учреждения, тем не менее, КГСАУ «Забайкаллесхоз» в известных пределах самостоятельно в осуществлении своей деятельности от Минприроды края (выступает самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в кредитных организациях и (или) в органах федерального казначейства, от своего имени приобретает гражданские права, несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде).

На основании п. 5.2 устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» компетенция Минприроды края, если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, по отношению к деятельности указанного учреждения выражена в следующем:

- утверждении по согласованию с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края устава Автономного учреждения, а также вносимых в него изменений;

  • формировании и утверждении государственного задания для Автономного учреждения в соответствии его с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим Уставом;
  • определения перечня мероприятий, направленных на развитие Автономного учреждения;
  • определения средства массовой информации для ежегодного опубликования Автономным учреждением отчета о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества с учетом доступности данного средства массовой информации для потребителей услуг Автономного учреждения;

-          принятия решения о назначении ряда членов Наблюдательного совета Автономного учреждения или о досрочном прекращении их полномочий;

  • рассмотрения и одобрения предложений Директора Автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов Автономного учреждения;
  • принятия решений о создании и ликвидации филиалов Автономного учреждения;
  • представления на рассмотрение Наблюдательного совета Автономного учреждения предложений:

а) о внесении изменений в устав Автономного учреждения;

б) о создании и ликвидации филиалов Автономного учреждения, открытии и закрытии его представительств;

в) о реорганизации или ликвидации Автономного учреждения;

г) об изъятии имущества, закрепленного за Автономным учреждением на праве оперативного управления;

-          определения видов особо ценного движимого имущества Автономного учреждения и перечня такого имущества по согласованию с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края;

- внесения в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края предложений о закреплении за Автономным учреждением недвижимого или особо ценного движимого имущества и об изъятии данного имущества; представления в установленном порядке предложений о создании краевого бюджетного учреждения путем изменения типа Автономного учреждения;

- назначения Директора Автономного учреждения и прекращения его полномочий;

-  заключения, изменения и прекращения трудового договора с Директором Автономного учреждения по согласованию с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края;

-          утверждения формы отчета о деятельности Автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества;

- решения иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

При изложенных обстоятельствах КГСАУ «Забайкаллесхоз» (конкретнее - его органы управления) как собственник заготовленной им древесины самостоятельно определяет необходимость реализации данной древесины (поскольку данная древесина может использоваться им для собственных нужд), самостоятельно устанавливает форму(ы) и порядок такой реализации (в том числе регламентацию механизма и алгоритма заключения и исполнения соответствующих договоров купли-продажи древесины частным лицам), а также самостоятельно и в своем интересе определяет стоимость реализуемой им древесины.

КГСАУ «Забайкаллесхоз» представило следующие пояснения.

Частью 1 п.2.3 утвержденного устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» предусмотрено, что автономное учреждение имеет право следующие виды приносящей доход хозяйственной деятельности для достижения целей, определенных уставом заготовка, переработка, реализация древесины.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (Уставе).

Министерством природных ресурсов Забайкальского края ранее были заключены с Учреждением соответствующие договоры купли-продажи лесных насаждений, по которому лесные насаждения для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (СОМ) переданы для заготовки древесины КГСАУ «Забайкаллесхоз».

Заготовленная древесина является собственностью учреждения, которую учреждение, согласно своего устава, вправе реализовать вне конкурсных процедур по свободным ценам.

КГСАУ «Забайкаллесхоз» рассматривает все заявки, поступающие на покупку древесины, и заключает соответствующие договоры купли-продажи лесопродукции с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Стоимость древесины устанавливается в договорах по соглашению сторон (ч. 1 ст.424 Гражданского кодекса РФ).

Как следует из заявления жителей Красночикойского района Забайкальского края: <....>, указанные лица не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, поэтому перечисленные ими договоры с ООО «Арсенал» их прав не нарушают.

Указанные лица имеют право покупать дрова для отопления собственных жилых помещений в порядке и по ценам, предусмотренным и регулируемым законодательством Забайкальского края.

            Представитель КГСАУ «Забайкаллесхоз» Ту<....> ходатайствовал о прекращении производства по делу.

ООО «Арсенал» представило следующие пояснения.

Договоры с КГСАУ «Забайкаллесхоз» заключались на основании действующего законодательства, договора для подписания готовились юридическим отделом КГСАУ «Забайкаллесхоз».

ООО «Арсенал» является покупателем древесины низкого качества (горельник, валежник), согласно договорам валку древесины осуществляли работники КГСАУ «Забайкаллесхоз», а весь остальной процесс заготовки выполняло общество своими силами,

Необходимо отметить, что достоверность изложенной информации в письме Андреева В.А. не соответствует действительности, ООО «Арсенал» готовит заявление в полицию о клевете на общество.

            Согласно определения в Забайкальское УФАС России из Департамента лесного хозяйства по ДФО поступили сведения о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения или согласованных действий со стороны Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал». Данные сведения зафиксированы в обращении гр. Андреева В.А. Однако, при рассмотрении заявления ООО «Арсенал» в органы внутренних дел по факту клеветы, установлено, что указанный гражданин никаких заявлений не писал, никуда не обращался, иные лица, указанные в заявлении, органами внутренних дел не установлены, в Красночикойском районе такие не проживают. Договоры между ООО «Арсенал» и КГСАУ «Забайкаллесхоз» заключались на основании действующего законодательства. Проекты договоров, с включением тех или иных условий и обязанностей сторон, были подготовлены юридическим отделом КГСАУ «Забайкаллесхоз». По правилам статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, также стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).Согласно ст. 421 ГК РФ Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно статье 16 ЛК РФ рубкой лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признается процесс их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Процесс валки осуществлялся исключительно работниками и силами КГСАУ «Забайкаллесхоз». О том, что поставщик по договорам поставки передает какие либо полномочия по    выполнению государственного задания по выполнению работ для государственных нужд по санитарным рубкам, ООО «Арсенал» не было известно, равно как и не было известно о объеме полномочий КГСАУ «Забайкаллесхоз» по осуществлению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

ООО «Арсенал» исполняли обязательства, предусмотренные договорами. Никакого взаимодействия между ООО «Арсенал» и Министерством природных ресурсов Забайкальского края по указанным договорам никогда не было. Специалисты Министерством природных ресурсов Забайкальского края, а так же специалисты КГСАУ «Забайкаллесхоз» обязаны следить за соблюдением закона при реализации возложенных на них полномочий. Весь объем указанных полномочий, а так же порядок их выполнения, а так же какими нормами закона руководствуются при их реализации со стороны Министерства природных ресурсов Забайкальского края и КГСАУ «Забайкаллесхоз» ООО «Арсенал» не известно. За нарушение закона при реализации полномочий, возложенных на Министерство природных ресурсов Забайкальского края и КГСАУ «Забайкаллесхоз», если таковые имеются, не правомерно привлекать к ответственности ООО «Арсенал».

На заседаниях комиссии лица, участвующие в деле пояснили следующее.

ООО «Арсенал» <....>: у КГСАУ «Забайкаллесхоз» нет техники, техника принадлежит мне, у КГСАУ «Забайкаллесхоз» есть только вальщики, сотрудники, которые вывозят лес и осуществляют трелевку тоже мои. Мы также на добровольных началах делаем дороги. Все документы, подтверждающие указанный факт мы предоставим. Жильцов, подписавших жалобу, не существует. Вся информация имеется в МВД. КГСАУ «Забайкаллесхоз» получает задание, а мы фактически отрабатываем. Заготовка КГСАУ «Забайкаллесхоз» выполняется по гос. заданию не за счет средств бюджета. Минприроды ЗК не волнует как выполняется гос. Задание, волнует только результат. Мои люди в хлыстах от пня тракторами увозят лес на верхний склад, тачковальщики КГСАУ «Забайкаллесхоз» и ООО «Арсенал» определяют объем вместе, далее уже сотрудники ООО «Арсенал». Цена леса зависит от его качества, от количества лет, в течении которого лес лежит. Это зависит от заключения.

Министерство природных ресурсов ЗК: Шагдаров Б.Б.: санитарная рубка – это один из видов работ, выполняемых в рамках гос. Задания. Центр защиты леса делает заключения. Деятельность КГСАУ «Забайкаллесхоз» нестабильная, имеются организационные вопросы, техника есть, больше ничего пояснить не могу. Сейчас рассматривается вопрос на уровне Правительства ЗК о необходимости существования КГСАУ «Забайкаллесхоз». Санитарная рубка входит в состав поручения по гос. Заданию. Да, действительно, раньше была проблема нулевого финансирования гос. задания, но сейчас нас понудили финансировать его выполнение. Сейчас финансирование осуществляется.

В материалы дела гр. <....> (вх. 7<....>2021) представлены объяснения о том, что никакого обращения он не писал.

На основании анализа представленных в материалы дела документов, а также пояснений представителей ответчиков, комиссией сделано следующее нижеуказанное заключение.

В Забайкальское УФАС России из Департамента лесного хозяйства по ДФО поступили сведения о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения или согласованных действий со стороны Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал».

Данные сведения зафиксированы в обращении гр. <....>., в котором содержится следующее.

В материалах на сайте Чита.ру опубликован материал «почему государству выгоден бардак в лесу». Авторы материала указывают, что ситуация кардинально другая в Красночикойском районе и что здесь готовы взяться за ружье местные за кедровники.

Заявление наше именно от местных жителей Красночикойского района Забайкальского края, крик о помощи в спасении наших уникальных кедровников, заповедной тайги! Встать «местные» с ружьями против уничтожения кедровников уже не могут, большинство погрязло в воровстве леса, в китайских подачках, большинство уже давно не верит власти и не видит смысла бороться!

Своим обращением хотим добиться прекращения произвола именно государственной власти в лице КГСАУ, министерства природных ресурсов края, губернатора Осипова A.M. и его ставленников в погонах.

Кедр нас кормит, кедровый орех дает нам жизнь и возможность растить детей в наших таежных краях. Как можем мы противостоим вырубке кедра у нас в районе. Почему власть сама решила уничтожить наши кедровники так бесцеремонно и нагло? Кто дал право забирать достояние народа?

Для строительства дома и просто забора, заготовки дров нас местных жителей гнобят и притесняют, гоняют с каждой бумажкой и везде мы ходим под статьей. Как выяснилось, государство под видом санитарных рубок давно приговорило наши леса! Без каких-либо аукционов, конкурсов, без каких-либо сходов местных граждан министерство дает добро КГСАУ заключать договора с частниками на вырубку леса под видом санрубок! И в первую очередь, нашего кедрача!!!

Нам стали известны данные о заключенных договорах (21шт.) КГСАУ с неким ООО «Арсенал» с 2018 года по 2020 год. В рубку частнику отдано порядка 7,5 тыс. кубов сосны, 18,3 тыс. кубов лиственницы, 48,8 тыс. кубов КЕДРА!!!! И ЦЕНА НАШЕГО ЛЕСА - 300 РУБЛЕЙ ЗА КУБИК В ЭТОМ ФИКТИВНОМ ДОГОВОРЕ! Договор №4<....>1.18 сосна 457 кубов; Договор №4<....> сосна 120 кубов; кедр 857 кубов; Договор<....>18 сосна 75 кубов, кедр 1350 кубов; Догово<....> 17.07.18 кедр 1465 кубов; Договор <....>едр 1200 кубов; Договор <....>04.18 сосна 100 кубов, кедр 900 кубов; Договор <....> сосна 120 кубов, кедр 1200 кубов; Договор 4/<....>18 сосна 360 кубов, кедр 1200 кубов; Договор 4/1<....>18 кедр 381 куб.; Договор<....>0.11.18 кедр 910 кубов; Договор 4/<....>.18 сосна 380 кубов, кедр 813 кубов; Догов<....>.18 сосна 163 куба; Договор 4<....>18 кедр 1200 кубов; Договор 4<....>18 сосна 300 кубов, кедр 500 кубов; Догово<....> 14.11.19 сосна 898 кубов; Договор 4/<....>234 куба, кедр 798 куба; Договор 4/1<....>1.<....>в, кедр 12324 куба; Договор 4/<....> лиственница 9689 кубов; Договор 4<....>осна 226 кубов; Договор <....>на 2421 куба, кедр 23669 куба; Договор <....> лиственница 8589 куба (далее – договоры).

Остановите этот беспредел! Привлеките виновных к ответственности! Пусть вернут в бюджет нашего района не вшивые 300 руб. с куба, а то, что получили от китайцев с продажи кедра!!! Пусть за объем 74,6 тыс. кубов заплатят реальную стоимость, а это порядка 1500-2000 руб. за кубик что в итоге даст 112 миллионов рублей!!! Как такая схема стала возможна без коррупционного участия власти? Пусть господин Аппоев расскажет честно, куда все ушло и с кем поделился!

Согласно статье 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает заявления и материалы, поступившие в его адрес, в рамках своих полномочий, предусмотренных главой 6 настоящего федерального закона. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.

По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона. Основания для отказа в возбуждении дела указаны в части 9 статьи 44 настоящего федерального закона.

Также, руководствуясь нормами частей 1, 4 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также - проверяемое лицо). Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства; сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства; истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона; поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием для установления антимонопольным органом наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства и соответственно для принятия решения о возбуждении дела явилось сообщение Департамента лесного хозяйства по ДФО, содержащее сведения о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения или согласованных действий со стороны Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал». При обнаружении признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом и было возбуждено настоящее дело.

В связи с чем, на основании норм статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», следует, что поскольку при рассмотрении материалов и поручения Департамента лесного хозяйства по ДФО антимонопольным органом действительно были обнаружены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» на основании доказательств, в числе которых договоры, их условия, способ заключения договоров, решения Арбитражного Суда Забайкальского края по делу №А78-3190/2020 от 08.06.2020, по делу №А78-6269/2020 от 02.09.2020, вступившие в законную силу, пояснение гр. Андреева В.А. об отсутствии факта подачи соответствующего заявления не имеет юридического значения в рамках, отсутствия оснований для возбуждения настоящего дела либо наличия основания для его прекращения.

Согласно норм статьи 4.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Руководствуясь указанной нормой права, комиссией отмечается факт того, что в связи с истечением 3 летнего срока с момента заключения договоров, настоящее дело подлежит прекращению в отношении рассмотрения следующих договоров: Договор №4<....>2.11.18 сосна 457 кубов; Договор №<....> сосна 120 кубов; кедр 857 кубов; Договор 4<....> сосна 75 кубов, кедр 1350 кубов; Договор 4/<....>кедр 1465 кубов; Договор <....>4.18 кедр 1200 кубов; Договор <....>.04.18 сосна 100 кубов, кедр 900 кубов; Договор 4/1-1<....> сосна 120 кубов, кедр 1200 кубов; Договор 4<....>.08.18 сосна 360 кубов, кедр 1200 кубов; Договор <....>18 кедр 381 куб.; Договор 4<....>т 20.11.18 кедр 910 кубов; Договор <....>7.09.18 сосна 380 кубов, кедр 813 кубов; Договор <....> сосна 163 куба; Договор 4/<....> 01.08.18 кедр 1200 кубов; Договор 4/<....> сосна 300 кубов, кедр 500 кубов.

При этом, поскольку договоры (№<....>.) изъяты протоколом обыска от 18.02.2019, что подтверждается данным протоколом и ответом УМВД России по Забайкальскому краю от 29.12.2<....>3, они отсутствуют в материалах дела. 

В материалы дела ответчиками представлены следующие договоры на поставку продукции, заключенные между КГАУ «Забайкаллесхоз» и ООО «Арсенал» в пределах трехлетнего срока давности на момент рассмотрения дела: Д<....>0 (далее – договоры, заключенные в пределах трехлетнего срока).

Решениями Арбитражного Суда Забайкальского края по делу №А78-3190/2020 от 08.06.2020, по делу №А78-6269/2020 от 02.09.2020, вступившими в законную силу, в рамках части 2 статьи 69 АПК РФ установлены факты, имеющие преюдициальное значение: подпункты 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 пункта 4, подпункт 6.3 пункта 6 договоров на поставку продукции № 4/1<....> 4/1-2 от 12.04.2019, заключенных между краевым государственным специализированным автономным учреждением «Забайкальское лесохозяйственное объединение» и обществом с ограниченной ответственностью «Арсенал», и пункты 4.<....> 4.2.3, 6.3 договора на поставку продукции №4<....>14.11.2019, заключенного между краевым государственным специализированным автономномным учреждением «Забайкальское лесохозяйственное объединение» и обществом с ограниченной ответственностью «Арсенал», признаны недействительными.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к, в числе прочих, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С целью реализации исключительно своих полномочий, не касаясь какой-либо возможности гражданско-правового регулирования, в том числе анализа условий договоров, учитывая аналогичность условий договоров, заключенных в пределах трехлетнего срока давности на момент рассмотрения дела, имеющихся в материалах дела, наличие вступивших в законную силу Решений Арбитражного Суда Забайкальского края по делу №А78-3190/2020 от 08.06.2020, по делу №А78-6269/2020 от 02.09.2020, комиссией с целью установления состава нарушения антимонопольного законодательства (пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») со стороны ответчиков рассмотрены и приняты в качестве доказательств договоры на поставку продукции № 4<....>-3), способ их заключения и действия (бездействия) в указанных рамках всех ответчиков.

КГСАУ «Забайкаллесхоз» (далее - Учреждение, Поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью «Арсенал» (далее - общество, Покупатель) заключены договоры №1-3, согласно которым Поставщик обязуется поставить Покупателю продукцию на условиях, согласованных в настоящем Договоре и приложениях к нему, а Покупатель обязуется принять и оплатить продукцию в установленные настоящими договорами сроки. В качестве продукции согласно Приложениям к Договорам реализуется древесина в виде хлыстов (1. Договор <....>019: сосны и кедра в объеме 14042 м3.; сосны в объеме 2421 куб.м., кедра в объеме 24669 куб.м. общей стоимостью 18963000 руб. (дополнительным соглашением к до<....>19 редакция изменена: хлысты сосны - 1479 кв.м; 942 кв.м; хлысты кедра – 12512 кв.м; 11157 кв.м. на общую сумму 12 818 450 руб. ); 2. Договор № 4/1-2 от 12.04.2019: лиственницы в объеме 9689 куб.м. общей стоимостью 2 906 700 руб.; 3. Договор №4/1-5 от 14.11.2019: сосна – 817 кв.м, 901 кв.м; кедр – 6919 кв.м, 5405 кв.м на общую сумму 6 991 700 руб.).

Приложением к Договорам №1-3 место отгрузки определено: Красночикойский участок, Малоархангельское участковое лесничество, квартал 7 выдел 5; Красночикойский участок Малоархангельского участкового лесничества квартал 20, выделы 4,5.

Пунктами 4.2.1, 4.2.2 и 4.2.3 Договоров №1-3 на покупателя возложена обязанность произвести трелевку, раскряжевку, вывоз продукции собственными силами, осуществить очистку участка от порубочных остатков путем укладки их в кучи и сжигания. Пунктом 6.3 Договоров №1-3 предусмотрена ответственность за невыполнение обязанности по очистке лесного участка в виде неустойки в размере пятикратной стоимости затрат, необходимых для очистки лесного участка.

Указанные пункты договоров №1-3 признаны недействительными, так как противоречат существу самого договора поставки, а также Правилам заготовки древесины, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 (далее Правила № 474), и статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Статьей 513 ГК РФ определено, что покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (пункт 1). Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота (пункт 2). Таким образом обязанностями покупателя по договору поставки являются оплата товара, его осмотр и приемка. Согласно ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (ч. 1). Трелевка - это транспортировка поваленных деревьев (хлыстов), сортимента на погрузочную площадку. Раскряжевка древесины - это процесс поперечного деления поваленных и очищенных хлыстов на составные части: чураки, кряжи, бревна и пр., т.е. является ничем иным, как частичной переработкой древесины.

Согласно пункту 11 Правил № 474 рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины.

Общество лесной участок в пользование не получало, право заготавливать древесину не имело, следовательно, обязанности по трелевке, раскряжевке, вывозу древесины с лесосеки возложены на Общество неправомерно.

Напротив, согласно распоряжению Правительства Забайкальского края от 10.09.2012 г. № 447-р и пунктам 1.6, 2.1 Устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» последний является краевым государственным специализированным автономным учреждением - некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения осуществления Государственной лесной службой Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере лесных отношений, в том числе по обеспечению рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.

Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства природных ресурсов Забайкальского края, являющегося исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией (пункт 1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503).

Для достижения целей, установленных п.2.1. Устава, КГСАУ осуществляет в установленном действующим законодательством порядке основные виды деятельности, в том числе по проведению предупредительных противопожарных мероприятий и мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранения их полезных функций; по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезней лесов (п.2.2 Устава).

Согласно п. 12 Распоряжения Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором. Кроме того, это обусловлено тем, что данные учреждения имеют в наличии лесозаготовительную и лесопожарную технику, оборудование, средства связи, имеют в штате работников с профессиональным образованием в области лесного хозяйства.

Следовательно, государство посредством данных учреждений выполняет для общества определенные работы и заинтересовано в том, чтобы эти работы выполнялись качественно и в срок. Эта заинтересованность закреплена нормативно - посредством государственного задания. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодека Российской Федерации, ст. 4 ФЗ №174 государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ). Пунктом 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст.4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (ч. 1).

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения Государственного (муниципального) задания (ч. 2.1.), которое формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (ч. 2). Кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (Уставе) (п. 7).

Из материалов дела и пояснений Министерства природных ресурсов Забайкальского края следует, что Красночикойский участок, Малоархангельское участковое лесничество, квартал 7 выдел 5; Красночикойский участок Малоархангельского участкового лесничества квартал 20, выделы 4,5, включены в государственное задание для заготовки древесины с целью проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов для осуществления на них сплошных санитарных рубок.

На основании указанного государственного задания ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», уполномоченное Министерством природных ресурсов Забайкальского края для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, заключены Учреждением соответствующий договоры, по которым лесные насаждения для проведения сапитарно-оздоровительных мероприятий (СОМ) переданы КГСАУ.

В договорах №1-3 указано, что они является приложением к государственному заданию.

А пунктом 8 договоров №1-3 предусмотрена обязанность КГСАУ «Забайкаллесхоз» очистить лесосеку от порубочных остатков одновременно с заготовкой путем сбора в кучи и укладки и сжигания в пожаробезопасный период.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ст. 1). Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются непосредственно, в том числе автономными учреждениями, на основании государственного (муниципального) задания.

Возможность передачи автономными учреждениями полномочий посторонним организациям для выполнения мероприятий для государственных нужд ни Лесным Кодексом Российской Федерации, ни Законом № 174-ФЗ не предусмотрена. В случае если осуществление данных мероприятий -государственных услуг не возложено на государственные и автономные учреждения, исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе - Законом №44-ФЗ.

Из пунктов договоров №1-3, фактически в нарушение требований приведенных норм КГСАУ «Забайкаллесхоз» часть своих прямых обязательств по исполнению государственного задания возложило на Покупателя, включив в договоры №1-3 условия о заготовке лесопродукции (пункты 4.2.1 и 4.2.2), очистке лесосеки от порубочных остатков (пункт 4.2.3), а также об ответственности за неисполнение обязанностей по очистке лесного участка (пункт 6.3)

Содержание договоров №1-3 позволяет сделать вывод, что они содержат элементы договоров подряда в указанной части.

Таким образом, договорами №1-3 под видом поставки продукции исполнение части обязательств в рамках государственного задания передано КГСАУ «Забайкаллесхоз» обществу с ограниченной ответственностью «Арсенал» способом, не предусмотренным законом.

Доказательств согласования с Министерством природных ресурсов Забайкальского края вопроса передачи выполнения части работ по государственному заданию другому лицу КГСАУ «Забайкаллесхоз» не представило, подрядчика определило самостоятельно.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации подрядчика для выполнения работ для государственных нужд посредством процедур, предусмотренных статьей 24 Закона № 44- ФЗ, не определял.

Между тем, выбор такого лица и последующее заключение с ним договора должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.

Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 19.05.2016 № 308-ЭС16-59. Возложение этих обязанностей заготовителя на третьих лиц противоречит требованиям части 2 статьи 19, пункту 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ, Правилам № 474.

Спорные условия договоров №1-3 посягают на публичные интересы, поскольку заключение подобных договоров с нарушением лесного законодательства и законодательства о контрактной системе ведет к нерациональному использованию лесных ресурсов и ухудшению их состояния.

Вышеуказанные факты установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного Суда Забайкальского края, указанными в настоящем акте, и в рамках части 2 статьи 69 АПК РФ повторному доказыванию не подлежат.

В связи с чем, действия ответчиков КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» в рамках договоров №1-3 и их скоординированных действий, результатом которых явилась передача государственных полномочий по выполнению государственного задания ООО «Арсенал» без проведения уполномоченным органом конкурентных процедур, предусмотренных статьей 24 Закона № 44- ФЗ, и явились составом правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (антиконкурентным соглашением).

Роль и участие Министерства природных ресурсов Забайкальского края в указанном антиконкурентном соглашении заключается в бездействии последнего и допущении факта заключения КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» договоров №1-3 (в полной – первоначальной их редакции), в нарушение пункта 1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503, что подтверждается письменными пояснениями Министерства от 16.09.2021 б/н.

В результате чего, сумма ущерба в связи с заключенными договорами №1-3 составила 22 716 850 руб. (Дого<....>б.).

Данная позиция определения факта общенаправленных действий ответчиков согласуется с положениями Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016). В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) указано, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Переписка по электронной почте между … лицами подлежала оценке наряду с другими, в том числе косвенными, доказательствами в их взаимосвязи и совокупности. О достоверности представленных антимонопольным органом документов и материалов может свидетельствовать совпадение их содержания с другими подтвержденными по делу обстоятельствами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Мероприятиям в лесных насаждений на территории Забайкальского края является рассмотрение дела в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» по признакам нарушения части 4 статьи 16 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 настоящего Порядка.

В данном случае анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка.

Целью исследования является установление временного интервала, продуктовых границ и географических границ рынка услуг по санитарно-оздоровительным мероприятиям в лесных насаждений.

Методическую основу исследования составили:

-Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок);

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст;

-ГОСТ Р 57973-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Санитарная безопасность в лесах. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 21.11.2017 N 1793-ст

- Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 15 марта 2018 г. N 173 "О внесении изменений в Методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10.11.2011 N 472".

Для определения параметров товарного рынка используются:

- материалы дела в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал»;

- электронной энциклопедии «Википедия» (https://ru.wikipedia.org);

- информация о хозяйствующих субъектов, полученная посредством интернет-сервиса для получения информации о предприятиях «Seldon.Basis» (далее - интернет-сервис «Seldon.Basis»).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной наименьший интервал исследования состояния конкуренции равен одному году.

В соответствии с представленной информацией в ходе рассмотрения дела между Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» заключались договоры купли-продажи лесных насаждений и договоры поставки древесины в период с 2018 года по 2020 год.

Следовательно, для целей данного анализа временной интервал является периодом действия всех договоров заключенных между Министерством природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» - 2018, 2019 и 2020 годы.

В соответствии с п. 3.1 части III Порядка для проведения исследования состояния конкуренции на рынке услуг по санитарно-оздоровительным мероприятиям лесных насаждений предварительно определены границы как рынок услуг по санитарно-оздоровительным мероприятиям лесных насаждений, включая оказание работ по трелевке, раскряжевки, очистки леса от порубочных остатков путем укладки в кучи и сжигания.

Деятельность в сфере санитарно-оздоровительных мероприятий лесных насаждений согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) относится к разделам А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и С «Обрабатывающие производства».

Данные разделы включают достаточно большой спектр работ и услуг, а именно:

- использование растительных и животных природных ресурсов, включая выращивание зерновых, содержание и разведение животных;

- получение древесины и других растений, животных или продуктов животного происхождения на ферме или в естественной среде обитания;

- физическую и/или химическую обработку материалов, веществ или компонентов с целью их преобразования в новые продукты, включая лесозаготовки;

В данных разделах для конкретизации границ товарного рынка услуги по санитарно-оздоровительным мероприятиям лесных насаждений можно отнести классам:

- 16 «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения»;

- 02 «Лесоводство и лесозаготовки».

Каждый из вышеназванных классов включает следующие виды работ и услуг:

- производственные процессы включают распиловку, обработку на строгальном станке, формовку, ламинирование и сборку изделий из дерева, начиная с распилки необработанного лесоматериала на короткие бревна или на пиломатериалы, которые затем могут быть обрезаны или обработаны на токарном станке или на других обрабатывающих станках. Пиломатериалы или прочие переработанные виды древесины также могут впоследствии быть подвергнуты строганию или полировке и собраны в готовые изделия, такие как деревянные контейнеры. За исключением распиловки эта группировка подразделяется, главным образом, по определенным видам производственных изделий.

- Производство круглых лесоматериалов, а также добычу и сбор дикорастущих и не древесных лесопродуктов.

- Помимо производства древесины, в результате деятельности лесоводства производятся продукты, которые подвергаются небольшой обработке, такие как дрова, древесный уголь и круглые лесоматериалы, используемые в необработанной форме (например, рудничные стойки, балансы и т.п.). Такая деятельность может быть реализована в естественных или искусственно посаженных лесах.

В соответствии с материалами дела предметами договоров Министерства природных ресурсов и КГСАУ «Забайкаллесхоз» являются сплошные или выборочные санитарные рубки. В соответствии с положениями Лесного кодекса под «рубкой лесных насаждений», в том числе различных видов деревьев, признаются:

а) процессы валки лесных насаждений (в том числе спиливания, срубания, срезания);

б) иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

Таким образом, рубки представляют собой комплексный процесс.

Законодателем в Лесном кодексе закреплено, что лесосечные работы включают в себя:

а) проведение подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины;

б) выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.

При этом определения выборочной санитарной рубки и сплошной санитарной рубки установлены ГОСТ Р 57973-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Санитарная безопасность в лесах. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 21.11.2017 N 1793-ст.

Выборочная санитарная рубка (рубка поврежденных лесных насаждений) - рубка сухостойных и создающих угрозу распространения вредных организмов, больных, заселенных стволовыми насекомыми деревьев с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния насаждения.

Сплошная санитарная рубка (рубка погибших лесных насаждений) - сплошная рубка потерявших жизнеспособность и утративших свои целевые функции насаждений.

Основные работы на лесосеке - это валка, пакетирование деревьев, очистка их от сучьев, трелевка и погрузка хлыстов или деревьев, а при заготовке сортиментов или технологической щепы - также раскряжевка, сортировка, штабелевка, измельчение и погрузка. В зависимости от принятой технологии основные лесосечные работы включают разное количество технологических операций, реализуемых на разнообразных технологических элементах лесосеки (волоках, пчельнях, технологических полосах, а также на лесопогрузочных пунктах). Минимальное количество технологических операций реализуется при заготовке древесного сырья в виде деревьев - рубка, трелевка или подвозка и погрузка деревьев. При технологиях с заготовкой древесных хлыстов, кроме перечисленных операций, проводят обрезку сучьев. Предельное количество операций выполняется при заготовке сортиментов. В этом случае дополнительно проводят раскряжевку хлыстов, сортировку, трелевку или подвозку сортиментов на лесопогрузочный пункт.

Заключительные работы на лесосеке включают очистку мест рубок от сучьев, вершин, хвороста и т.п., а также иные работы, например, по снабжению целевого лесовозобновления и возрождению нарушенных (по разнообразным причинам) элементов участка - микрорельефа, почвенного покрова. Конкретный состав заключительных работ на лесосеке устанавливается с учетом применяемого вида рубок, естественных лесотипологических и др. особенностей лесосеки, а также трансформаций, возникших в связи с осуществлением основных, подготовительных и вспомогательных работ на лесосеке.

Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, в которой отражают все характерные особенности лесосеки, в той или иной степени влияющие на выполнение производственного процесса. Она содержит схему разработки и характеристики лесосеки, технологию лесосечных работ и производственные показатели.

Технологическая карта лесосечных работ составляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. В перечень работ по договорам, заключенным между Министерством природных ресурсов и КГСАУ «Забайкаллесхоз» входят следующие виды лесосечных работ:

- трелевка, т.е. транспортировка поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов на погрузочную площадку (верхний склад). Не путать с термином «вывозка»;

- раскряжевка, т.е. разделение хлыста на брёвна;

- очистка от порубочных остатков путем укладки в кучи или сжигания.

В тоже время в договорах между КГСАУ «Забайкаллесхоз» и ООО «Арсенал» на поставку древесины предметом данных договоров является реализация хлыстов. Согласно открытым источникам, в частности электронной энциклопедии «Википедия» (https://ru.wikipedia.org), древесный хлыст в лесозаготовительных работах - это ствол поваленного дерева, отделённый от корневой части и очищенный от сучьев.

Очистку ствола и отделение вершинной части производят на лесосеках или на верхних и нижних складах лесозаготовительных предприятий, а в некоторых районах — непосредственно на лесозаводах.

Хлысты раскраивают (раскряживают) в зависимости от его размеров и качества на круглые сортименты (отрезки), предназначенные для строительства, выработки пиломатериалов, шпал, фанеры, рудничной стойки, целлюлозы, древесностружечных и древесноволокнистых плит и другой продукции.

В случае использования на лесосеке лесозаготовительного комбайна очистку ствола от сучьев и раскрой по длине выполняет сам комбайн.

Понятие санитарно-оздоровительных мероприятий в лесных насаждения закреплено в п. 2 и п. 15 постановления Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах". В состав иных мер санитарной безопасности в лесах входит рубка аварийных деревьев, т.е. рубка деревьев с наличием структурных изъянов, в том числе гнилей, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан. В соответствии с п. 15 санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с частью III Порядка уточненными продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по санитарно-оздоровительным мероприятиям лесных насаждений. Данные услуги не имеют взаимозаменяемых услуг.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности конечного потребителя получить услугу на территории Забайкальского края или его части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за пределами региона, а также готовности и возможности специализированных организаций оказать рассматриваемую услугу в установленных географических границах.

В соответствии с частью IV Порядка, исходя из экономической возможности и целесообразности приобретателя, географические границы рынка определены предварительно как административные границы Забайкальского края. КГСАУ «Забайкаллесхоз» и ООО «Арсенал» осуществляют деятельность на территории всего Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка определяются границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении органы исполнительной власти региона, КГСАУ «Забайкаллесхоз» и ООО «Арсенал». Предметом договоров, заключенных как между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и КГСАУ «Забайкаллесхоз», так и между КГСАУ «Забайкаллесхоз» и ООО «Арсенал», является санитарная рубка лесных насаждений в определенных границах на территории разных муниципальных образований. Данные муниципальные образования расположенных в Красночикойском и Петровск-Забайкальском районах

Учитываю вышесказанное, уточненными географическими границами рынка услуг по санитарно-оздоровительным мероприятиям лесных насаждений являются границы Забайкальского края.

На данном товарном рынке по данным интернет-сервиса «Seldon.Basis» на территории Забайкальского края зарегистрировано более 200 действующих хозяйствующих субъектов с основным кодом ОКВЭД 02.20 «Лесозаготовки».

В соответствие с пунктом 3 части 1.1. статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.

Согласно нормам статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела. В случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В ходе рассмотрения дела №075/01/16-242/2021, Комиссией принято решение об отложении заседания для подготовки заключения.

Указанные действия (бездействия) ответчиков в совокупности привели к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, кроме ООО «Арсенал».

На основании части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

При этом, возражений на заключение от лиц, участвующих в деле, до настоящего (27.01.2022) не поступило.

 Учитывая вышеизложенное, комиссией установлены все признаки нарушений пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны всех ответчиков.

Согласно части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.

Учитывая тот факт, что обязательства по договорам №1-3 выполнены сторонами, основания для выдачи предписания, по которому будет иметься возможность выполнения в установленный срок, отсутствуют.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия решила:

признать Министерство природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз», ООО «Арсенал» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

предписание не выдавать;

передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

Согласно нормам статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение комиссии антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  

 

Члены Комиссии:                                                                                                           

 

                

Связанные организации

Связанные организации не указаны