Определение б/н Определение о прекращении дела, ЧС-обстоятельства ввиду зато... от 24 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Забайкальскому краю

 

ул. Лермонтова, 14, а/я 803, г. Чита,

Забайкальский край, 672000

тел. (3022) 35-18-41, факс (3022) 32-12-31

e-mail: to75@fas.gov.ru

 

24.11.2022 № 02-05-

На № ____________ от ________________

 

 

 

Контрольно-счетная палата Забайкальского края

6<....> 

 

 

Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края

<....> 

 

ООО «Краевая топливная компания»

6<....> 

 

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения                                                                                                       г. Чита

объявлена  10 ноября 2022 года,

решение в полном объеме

изготовлено 24 ноября 2022 года

 

Председатель Комиссии Забайкальского УФАС России – М.Б.Гойгов, руководитель Управления, на основании приказа от 09.09.2022 года №245 о возбуждении дела № 075/01/16-240/2022  в отношении  ООО «Краевая топливная компания» (далее - ООО «КТК»; ИНН 7536109500), Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края (далее – Департамент; ОГРН 1087536008746) по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в факте отказа от проведения конкурентных процедур в отсутствие обоснования острой внезапно возникшей необходимости поставки конкретного объема топлива, в связи с режимом ЧС, заключением контракта №<....> 1 от 03.08.2021 с единственным поставщиком – ООО «КТК», в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в составе:

Председатель Комиссии – руководитель управления <....> 

Члены Комиссии:

<....> , начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков,

<....> , главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

<....> , ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

- в присутствии:

- представителя Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края по доверенности от 11.10.2022, б/н – <....> 

- представителя Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края по доверенности от 11.10.2022, б/н – <....> 

- представителя ООО «Краевая топливная компания», по доверенности от 05.04.2022, б/н – <....> ,

УСТАНОВИЛА:

 

В Забайкальское УФАС России (далее - Управление) поступили материалы Контрольно-счетной палаты Забайкальского края (далее – КСП ЗК), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Контрольно-счетной палатой Забайкальского края проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, эффективности и целесообразности формирования государственного материального резерва Забайкальского края, хранения его материальных ценностей, обслуживания его запасов и выпуска материальных ценностей из государственного материального резерва».

Так, среди прочего, из материалов следует, что в 2021 году Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края (далее - Департамент) был заключен государственный контракт №2<....>  от 03.08.2021 с ООО «Краевая топливная компания» (ИКЗ 212753609588975360100100360220000232) на основании п.9 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закупка в режиме ЧС).

В качестве обоснования Департамент указал постановление Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №<....> «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями».

Предметом контракта является поставка топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 (авиационный керосин, далее - топливо) в количестве 42,32 тонны. Место поставки - г.Сретенск (25,6 т.) и с.Газимурский Завод (16,72 т.).

По состоянию на 01.01.2021, согласно данным оборотных ведомостей, в материальном резерве Забайкальского края находилось 261,7 т авиационного керосина, в т.ч. в ООО «Сибавиатэк» - 61,6 т, в КГУ «Читинская авиационная база охраны лесов» - 200,1 т. Согласно акту сверки с КГУ «Читинская авиационная база охраны лесов», по состоянию на 15.04.2021 в авиаотделениях, расположенных в г.Сретенск, с.Газзавод находилось 13,9 т и 15,1 т авиационного керосина, соответственно. В течение 2021 года на основании решений Комиссии по чрезвычайным ситуациям авиаотрядам МЧС РФ было выдано 60 т авиакеросина для мониторинга паводковой ситуации в районах края, при этом 55 т выдано в июне-июле и 5 т - в сентябре 2021 года.

Согласно копии акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 15.04.2021г. по договору хранения № 1/2017-92 17 от 17.11.2017 г. между ГУ «Забайкалпожспас» и КГУ «Читинская авиабаза» количество авиационного керосина ТС-1, хранящегося на КГУ «Читинская авиабаза» составляет 200 143 кг. Так, из них в разбивке по структурным подразделениям согласно акту:

- в Красном Чикое – 40 300 кг;

- в Кыре – 15 000 кг;

- в Могоче – 37 709 кг;

- в Петровск-Забайкальске – 23 734 кг;

- в Сретенске – 13 863 кг;

- в Хилке – 39 500 кг;

- в Газ-Заводе – 15 137 кг;

- в Чите – 14 900 кг;

Постановлением Губернатора Забайкальского края № 46 о<....> т 17.06.2021, на основании, среди прочего, решения Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ЗК – протокол от 14.06.2021 № <....> в связи с выпадением большого количества осадков приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которого произошло подтопление территорий и населенных пунктов целях ликвидации ЧС введен с 18.06.2021 режим ЧС с установлением регионального уровня реагирования на териитории Забайкальского края в границах муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края, муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края, муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, муниципального района «Петровск-Забайкальский район» Забайкальского края, муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, муниципального района «Шелопугинский район» Забайкальского края, а также на территории садового некоммерческого товарищества «Автобаза Связи», дачного некоммерческого товарищества «Ручеёк» и автомобильной дороги Ивановка - Застепь городского округа «Город Чита».

Ликвидацию чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями (далее - чрезвычайная ситуация), осуществлять силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края (далее - ТП РСЧС Забайкальского края). При недостаточности указанных сил и средств привлекать в установленном порядке силы и средства межрегионального и федерального уровня.

Расчет цены контракта согласно разделу 2 рассматриваемого контракта № <....> 1, произведен методом сопоставимых рыночных цен на основании коммерческих предложений:

- Поставщик 1, исх.№ <....>  от 28.07.2021;

- Поставщик 2, исх.№ <....>  от 28.07.2021;

- Поставщик 3, исх. <....> 2, от 28.07.2021;

Департаментом в ответ на запрос Управления представлены письменные пояснения с приложением документов, среди которых имеется отчет о невозможности использования иных способов определения поставщика. В данном отчете указаны данные заказчика – Департамента, а также существенные условия контракта. В разделе обоснования указано следующее – в связи с введением на территории МР «Сретенское», МР «Газимуро-Заводский район» режима чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которого произошло подтопление территорий и населенных пунктов, возникла необходимость в приобретении топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 в материальный резерв Забайкальского края для заправки авиации МЧС России, привлекаемой для ликвидации чрезвычайной ситуации, сохранения жизней и поддержания здоровья людей в зоне чрезвычайной ситуации. Наличие ТС-1 в материальном резерве Забайкальского Края по состоянию на 29.07.2021 года в зоне ЧС составляет 9 тонн. Департаментом принято решение о закупке угля без проведения конкурентных процедур, требующих временных затрат.

Письмом от 27.07.2021 исх.№ 1<....>  Департамент запрашивает коммерческие предложения на поставку авиационного топлива ТС-1 в количестве 25,6 тонн г. Сретенск, 16,7 тонн в с. Газимуро-Заводское  у неустановленного количества хозяйствующих субъектов - в поле адресатов письма указано «руководителям организаций (согласно расчету рассылки)».

Департаментом представлены коммерческие предложения без штампов регистрации входящей корреспонденции от следующих субъектов:

- ЗАО «Компания мотор Сервис Центр» от 28.07.2021 исх.№ <....> о готовности поставки топлива в г. Сретенск по цене 71 018 рублей/тонна в количестве 25,6 тонн; в с. Газимуро-Заводское по цене 75 102 рублей/тонна, в количестве 16,72 тонн;

- ООО «Краевая Топливная Компания» от 28.07.2021 исх.№ 2<....> о готовности поставки топлива в г. Сретенск по цене 70 582 рублей/тонна в количестве 25,6 тонн; в с. Газимуро-Заводское по цене 74 610 рублей/тонна, в количестве 16,72 тонн;

- ИП <....>  от 28.07.2021 исх.№ <....> о готовности поставки топлива в г. Сретенск по цене 70 915 рублей/тонна в количестве 25,6 тонн; в с. Газимуро-Заводское по цене 74 872 рублей/тонна, в количестве 16,72 тонн.

В соответствии с вышеуказанным контрактом №2<....> от 03.08.2021 контракт заключен Департаментом с ООО «Краевая топливная компания» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ). Предметом контракта является поставка топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 в места поставки:

- г. Сретенск, количество тонн – 25,6, стоимость – 1 806 899,20;

- с. Газимурский Завод, количество тонн – 16,72, стоимость – 1 247 479, 20;

Также имеется соглашение о внесении изменений № <....>  от 24.08.2021 в государственный контракт № <....> . Согласно данному соглашению пункт 1.1. контракта изменен и изложен в следующей редакции:

- топливо для реактивных двигателей марки ТС-1, г. Сретенск, количество тонн – 25,368, стоимость – 1 790 524,18;

- топливо для реактивных двигателей марки ТС-1, с. Газимурский Завод, количество тонн – 16, 855, стоимость – 1 257 551, 55.

Также изменен пункт 2.1 контракта – максимальное значение цены контракта – 3 048 275 рублей 73 копеек, в т.ч. НДС 508 012 рублей 62 копеек.

Исходя из письменных пояснений Департамента, представленных Управлению, в  соответствии с Соглашением «О взаимодействии между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Забайкальского края по вопросам привлечения воздушных судов авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 23 июля 2019 года № 1<....> 2, пункта 3.1.2. Правительство Забайкальского края создает резерв авиационного топлива для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а согласно пункта 3.1.5. Обеспечивает заправку воздушных судов авиационным топливом (авиационный керосин марки ТС-1).

Согласно акта сверки на от 15.04.2021 г. в структурном подразделении КГУ «Читинская авиабаза» расположенном в Сретенском районе было 13 863 кг авиационного керосина ТС-1, а в структурном подразделении КГУ «Читинская авиабаза» расположенном в Газимуро-Заводском районе было 9 433 кг авиационного керосина. Вертолет МИ-8 МЧС России находился в Сретенском районе и обеспечивал мероприятия по доставке предметов первой необходимости пострадавшему населению, а также проводил доставку населения пострадавших районов в безопасные места.

Из представленного Департаментом акта сверки взаимных расчетов на 14.09.2021 между КГУ «Читинская авиабаза» и ГУ «Забайкалпожспас» авиатоплива (ТС-1) на 15.04.2021 количестве хранящегося авиатоплива ТС-1в КГУ «Читинская авиабаза» от ГУ «Забайкалпожспас» составляет 200 143 кг.

Расход ГУ «Забайкалпожспас» (заправка) согласно данному акту, где получатель а/о - г. Сретенск составил:

- 21.06.2021 – 11 508 кг. + 17920 кг.;

- 22.06.2021 – 1720 кг. + 1280 кг.

- 23.06.2021 – 1280 кг. + 800 кг. + 1440 кг.;

- 26.06.2021 – 560 кг.;

- 27.06.2021 – 1840 кг.;

- 28.06.2021 – 2440 кг.;

- 29.06.2021 – 1600 кг.;

- 04.07.2021 – 1360 кг.;

- 24.07.2021 – 960 кг.;

- 25.07.2021 – 3480 кг.;

- 26.07.2021 – 3600 кг.;

- 28.07.2021 – 4640 кг.;

- 29.07.2021 – 1709 кг.

Итого количество израсходованного топлива за указанный период - 42 137 кг.

Как указано ранее из соглашения о внесении изменений № <....>  от 24.08.2021 в государственный контракт № <....> , ООО «Краевая топливная компания» обязалась поставить в общей сложности 42 223 кг топлива.

В этом же акте отражено, что на 14.09.2021 количество хранящегося авиатоплива ТС 1 в КГУ «Читинская авиабаза» от ГУ «Забайкалпожспас» составляет 219 539 кг.

При этом, по состоянию на 15.04.2021г. по договору хранения № 1/2017-92 17 от 17.11.2017 г. между ГУ «Забайкалпожспас» и КГУ «Читинская авиабаза» количество авиационного керосина ТС-1, хранящегося на КГУ «Читинская авиабаза» составляло 200 143 кг.

Согласно счет-фактуре № 7<....>  от 04.08.2022 топливо для реактивных двигателей ТС-1 доставлено в с. Газимурский Завод в объеме 8 409 кг. Согласно счет-фактуре № <....> .2021 топливо для реактивных двигателей ТС-1 доставлено в с. Газимурский Завод в объеме 8 446 кг. Согласно счет-фактуре № <....>  от 08.08.2021 топливо для реактивных двигателей ТС-1 доставлено в г. Сретенск, в объеме 25 368 кг.

То есть, на 14.09.2021 количество топлива, имеющееся в материально резерве края составило 219 539 кг, с учетом исполненного ООО «Краевая топливная компания» контракта № <....>  на поставку топлива в объеме – 42 223 кг.

В письменных пояснениях Управлению Департаментом также указано, что если рассмотреть карту по топливу и акт сверки на 14.09.2021 года то станет ясно, что с учетом расхода ТС-1 и места дислокации возможных точек заправок авиационным топливом, принятое решение о заключении государственного контракта №2<....>  от 03.08.2021 г с ООО «Краевая топливная компания» на основании п.9 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закупка в режиме ЧС) является на тот момент единственным. В случае продления сложившейся на тот момент обстановки и при отсутствии ТС-1, оказание помощи пострадавшим не представлялось бы возможным.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что Департаментом заключен рассматриваемый контракт с учетом вероятности обстоятельств продления сроков чрезвычайной ситуации, неизвестных на момент заключения контракта. То есть, Департаментом закладывалась вероятная нужда в приобретении топлива, которая может возникнуть в будущем, при отсутствии фактически имеющейся острой необходимости на момент подписания контракта, заключенного без проведения конкурентных процедур. Пояснения, подтверждающие необходимость приобретения конкретного объема топлива, поставленного ООО «Краевая топливная компания» в рамках контракта, отсутствуют.

Открытый аукцион или открытый конкурс являются конкурентными способами закупки, поскольку информация об их проведении размещается в открытом доступе для неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст.8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2015 № Д<....> 88 в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, когда применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Согласно ст.1 ФЗ № 68 от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера «Чрезвычайная ситуация»- это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварий, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры (у единственного поставщика) должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Постановление Губернатора о введении ЧС на рассматриваемых территориях издано 17.06.2021, количество топлива в структурных подразделениях отражено в акте сверки от 15.04.2021 и является известным (г. Сретенск – 13 863 кг., с. Га-Завод – 15 137 кг.), однако вопрос необходимости восполнения материального резерва Забайкальского края возникает лишь 27.07.2021 (направление Департаментом письма исх.№<....>  о необходимости получения коммерческих предложений), контракт заключен 03.08.2021, топливо поставляется 04.08.2021,06.08.2021 и 08.08.2021, то есть в пределах одной недели. Данные действия, свидетельствуют о срочной, внезапно возникшей необходимости поставки топлива, поскольку поставка совершена за 6 дней,  однако срочность и внезапность не подтверждается материалами.

Департаментом не приведено обоснований невозможности проведения закупки топлива посредством проведения конкурентных процедур в принципе на 03.08.2021,  а также в более ранние сроки, то есть до совершения действий нацеленных на заключение контракта с единственным поставщиком, то есть до конца июля 2021 года.

Частью 4 статьи 16 закона № 135-ФЗ предусмотрено, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, в числе прочих, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Определением от 09.09.2022 было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 11.10.2022.

Указанным определением у сторон по делу запрошены письменные пояснения и документы.

К дате заседания Комиссии, Департамент представил пояснения согласно которым, Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края (Далее - Департамент) направлен запрос на предоставление коммерческих предложений №<....> от 27.07.2021 г в ООО «Краевая топливная компания», ЗАО Компания «Мотор сервис центр», ИП <....> , об иных организациях занимающихся поставкой ТС-1 у Департамента информации нет. В дополнение направляю копии ответов на запрос коммерческих предложений.

В период с 01.01.2019г. по 09.09.2022г у Департамента с ООО «Краевая топливная компания» договорные отношения отсутствуют за исключением государственного контракта №<....>  от 03.08.2021г.

С даты издания Постановления Губернатора Забайкальского края № <....> от 17.06.2021г. израсходовано 42 137 кг, а именно:

Красноярскому КАСЦ МЧС России

- 21.06.2021г по требованию №<....> 61 выдано ТС-1 в объеме 11 508 кг;

- 04.07.2021г по требованию №0<....> 34 выдано ТС-1 в объеме 1 360 кг;

- 24.07.2021 г по требованию №0<....> 76 выдано ТС-1 в объеме 960 кг;

- 25.07.2021 г по требованию №0<....> 7 выдано ТС-1 в объеме 3 480 кг;

- 26.07.2021 г по требованию №00<....>  выдано ТС-1 в объеме 3 600 кг;

- 28.07.2021 г по требованию №00<....> 9 выдано ТС-1 в объеме 4 640 кг;

- 29.07.2021 г по требованию №0<....>  выдано ТС-1 в объеме 1 709 кг;

Хабаровскому АСЦ МЧС России

- 21.06.2021г по требованию №00<....> 20 выдано ТС-1в объеме 1 920 кг;

- 22.06.2021 г по требованию №00<....> 1 выдано ТС-1 в объеме 1 720 кг;

- 22.06.2021 г по требованию №0<....> 22 выдано ТС-1 в объеме 1 280 кг;

- 23.06.2021 г по требованию №0<....> 223 выдано ТС-1 в объеме 1 280 кг

- 23.06.2021 г по требованию №0<....> 0224 выдано ТС-1 в объеме 800 кг;

- 23.06.2021г по требованию №00<....> 25 выдано ТС-1 в объеме 1 440 кг;

- 26.06.2021 г по требованию №0<....> 8 выдано ТС-1 в объеме 560 кг;

- 27.06.2021 г по требованию №00<....> 629 выдано ТС-1 в объеме 1 840 кг;

- 28.06.2021г по требованию №0<....> 30 выданоТС-1 в объеме 2440 кг;

- 29.06.2021г по требованию №0<....> 631 выдано ТС-1 в объеме 1600 кг.

Выдача авиакеросина производилась на основании решений КЧС <....>  от 18 июня 2021 года №<....>  от 19 июня 2021 года, №<....>  от 22 июня 2021 года, №<....>  от 23 июля 2021 года, №<....>  от 26 июля 2021 года, №60 от 14 сентября 2021 года для обеспечения мониторинга паводковой обстановки.

В соответствии с Соглашением «О взаимодействии между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Забайкальского края по вопросам привлечения воздушных судов авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 23 июля 2019 года № <....> - <....> , пункта 3.1.2. Правительство Забайкальского края создает резерв авиационного топлива для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а согласно пункта 3.1.5. Обеспечивает заправку воздушных судов авиационным топливом (авиационный керосин марки ТС-1).

На момент экстренной закупки в г.Сретенске запас топлива был исчерпан полностью и планировалась работа по Газ.Заводскому району, где запаса топлива хватало максимум на 2 дня.

Согласно акту сверки на от 15.04.2021 г. в структурном подразделении КГУ «Читинская авиабаза» расположенном в Сретенском районе было 13 863 кг авиационного керосина ТС-1, а в структурном подразделении КГУ «Читинская авиабаза» расположенном в Газимуро-Заводском районе было 9 433 кг авиационного керосина. Вертолет МИ-8 МЧС России находился в Сретенском районе и обеспечивал мероприятия по доставке предметов первой необходимости пострадавшему населению, а также проводил доставку населения пострадавших районов в безопасные места.

Если рассмотреть представленную карту по топливу и акт сверки на 14.09.2021 года то станет ясно, что с учетом расхода ТС-1 и места дислокации возможных точек заправок авиационным топливом, принятое решение о заключении государственного контракта №<....> 1 от 03.08.2021 г с ООО «Краевая топливная компания» на основании п.9 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закупка в режиме ЧС) является на тот момент единственным. В случае продления сложившейся на тот момент обстановки и при отсутствии ТС-1, оказание помощи пострадавшим не представлялось бы возможным.

По состоянию на 14 сентября 2021 года на балансе ГУ «Забайкалпожспас» числится 219 539 кг в материальном резерве Забайкальского края, что подтверждено актом сверки между КГУ «Читинская авиабаза» и ГУ «Забайкалпожспас» авиатоплива (ТС-1).

По состоянию на 29.06.2021г по требованию №<....> 0231 выдано ТС-1 в объеме 1 600 кг остаток в с.Сретенске составил 8 946 кг, запаса топлива осталось на 2 дня работы вертолета МИ-8. Возникла острая необходимость пополнения запасов.

Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края в связи с введением на территории Забайкальского края, в том числе и на территории муниципального района «Сретенский район» и муниципального района «Газимуро-Заводский район» режима чрезвычайной ситуации связанной с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и возникновению подтопления населенных пунктов, возникла необходимость в приобретении топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 в материальный резерв Забайкальского края для заправки авиации МЧС России без проведения конкурсных процедур, требующих временных затрат в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Цена контракта рассчитана методом сопоставления рыночных цен, с учетом наилучшего предложения в целях экономии средств бюджета Забайкальского края.

Также письменные пояснения представлены к дате заседания Комиссии по рассмотрению дела от ООО «КТК».

Так, указано, что на электронную  почту ktk<....> c.su пришел запрос № 1<....>  от 27.07.2021 г. от Департамента ГО и ПБ Забайкальского края с просьбой предоставить коммерческое предложение на поставку авиационного топлива ТС-1 с проведением анализа из емкостей после слива в следующие точки:

- г. Сретенск в количестве около 25,6 тонн;

- с. Газимурский Завод в количестве около 16,7 тонн. После чего мной было направлено предложение с ценами:

- г. Сретенск - 70 582,00 руб./т с учетом НДС;

- с. Газимурский Завод - 74 610,00 руб./т с учетом НДС.

30.07.2022 г. представитель департамента сообщил, что предложение ООО «КТК» является самым приемлемым по стоимости.

03.08.2021 г. заключен госконтракт № <....>  ИКЗ:212753609588975360100100360220000232 между Департаментом ГО и ПБ и ООО «КТК», на основании которого ООО «КТК» произвело поставку 25,368 т ТС-1 в г. Сретенск и 16,855 т ТС-1 в с. Газимурский Завод.

Количество топлива, заявленное в контракте, отличается от фактически поставленного, в связи с постоянно меняющейся плотностью топлива, связанным с изменением температуры наружного воздуха.

Госконтракт предусматривал поставку топлива в течение 15 дней с момента подписания, но было известно, что на территории Сретенского и Газимуро-Заводского района сложилась тяжелая паводковая ситуация, поэтому топливо было поставлено с 04.08.2021 по 08.08.2021 г.

24.08.2021 г. подписано соглашение о внесении изменений № <....>  в госконтракт № 2<....> от 03.08.2021 г., в связи с разницей заявленного в контракте и фактически поставленного количества топлива.

31.08.21-03.09.21 г.г. Департамент оплатил ООО «КТК» поставленное топливо.

25.04.2020 г. ООО «КТК» произвело заправку самолета Бе-200ЧС общим весом 5,684 т на сумму 322 582,43 рублей, что подтверждается подписанными универсальными передаточными документами № <....> 98 от 25 апреля 2020 года.

На наши неоднократные требования оплатить указанные заправки Департамент не реагировал. ООО «КТК» было вынуждено обратиться в Арбитражный суд Забайкальского края, и лишь только после положительного решения суда и получения исполнительного листа 25.12.2020-27.12.2020 г.г. Департамент произвел оплату.

Более с Департаментом ГО и ПБ никаких сделок не производилось.

Нарушений части 4 статьи 16 ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Краевая Топливная Компания» не имеется. Запрос № 1<....>  от 27.07.2021 г. о предоставлении коммерческого предложения на поставку авиационного топлива ТС-1 поступил на электронную почту, подписанный ЭЦП. Государственный контракт № <....> 1 ИКЗ:212753 609588975360100100360220000232, заключен между Департаментом ГО и ПБ и ООО «КТК», на основании постановления Губернатора Забайкальского края № <....>  от 17 июня 2021 года, которое размещено на официальном сайте Правительства Забайкальского края. Предмет контракта фактически исполнен.

В ходе заседания Комиссии 11.10.2022, стороны также давали устные пояснения.

Так, представитель Департамента, среди прочего указывает, что в рамках соглашения с МЧС России Департамент обязан следить за обеспечением топлива. После приобретения топлива от 1-го до 3-ёх дней пользоваться им не представляется возможным, так как оно должно отстояться. В случае отсутствия топлива в нужном районе, его нужно перевозить из другого, что в целом с иными действиями занимает неделю-полторы.

ООО «Сибавиатэк» ушли с рынка и поставка ТС-1 больше не происходит.

О необходимости приобретения топлива стало известно  в районе июля, под конец месяца, сведения поступали от районов. К середине июля обстановка улучшалась, но после, была вторая волна. Потребность в конкретном объеме топлива устанавливается посредством проведения анализа уже прошедших ранее действий, уже потраченного объема топлива, через сравнение. Контракт готовился ООО «КТК», срок в 15 дней устанавливался не нами, но мы просили, чтобы топливо поставили ранее.

Представитель ООО «КТК» среди прочего, устно пояснил, что 14.5 тонн топлива было потрачено за 5 дней. К нам изначально поступил запрос о том, сможем ли мы произвести поставку топлива, мы ответили положительно, о введении ЧС знали, с Постановлением о введении ЧС, знакомились. Топливо нельзя транспортировать в контейнерах, просто так сливать его также невозможно. Экспертиза топлива проводится, ее результаты показывают, может ли топливо использоваться.

Определением от 11.10.2022 рассмотрение дела отложено на 10.11.2022.

10.11.2022 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению дела.

Департаментом представлены письменные пояснения согласно которым, данным лицом направлен запрос на предоставление коммерческих предложений №<....> 21 от 27.07.2021 г в ООО «Краевая топливная компания», ЗАО Компания «Мотор сервис центр», ИП <....> , об иных организациях занимающихся поставкой ТС-1 у Департамента информации нет.

На момент экстренной закупки в г.Сретенске запас топлива был исчерпан полностью и планировалась работа по Газ.Заводскому району, где запаса топлива хватало максимум на 2 дня. С учетом неблагоприятного прогноза ФГБУ «Забайкальское УГМС» от 2 августа 2021 года на ближайшие 7 дней, расчет потребности был произведен с учетом последних затрат Красноярского КАСЦ МЧС России

21.06.2021 г по требованию №<....> 1 выдано ТС-1 в объеме 11 508 кг;

04.07.2021 г по требованию №0<....> 4 выдано ТС-1 в объеме 1 360 кг;

24.07.2021 г по требованию №0<....> 6 выдано ТС-1 в объеме 960 кг;

25.07.2021г по требованию №0<....> 7 выдано ТС-1 в объеме 3 480 кг;

26.07.2021 г по требованию №0<....> 8 выдано ТС-1 в объеме 3 600 кг;

28.07.2021г по требованию №0<....> 79 выдано ТС-1 в объеме 4 640 кг;

29.07.2021 г по требованию №0<....> 80 выдано ТС-1 в объеме 1 709 кг и составил в среднем 3894 кг в сутки.

Департаментом с ООО «Краевая топливная компания» был заключен государственный контракт №2<....>  от 03.08.2021г. на экстренную поставку ТС-1 в г.Сретенск и Газ.Заводский район.

По состоянию на 14 сентября 2021 года на балансе ГУ «Забайкалпожспас» числится 219 539 кг в материальном резерве Забайкальского края, что подтверждено актом сверки между КГУ «Читинская авиабаза» и ГУ «Забайкалпожспас» авиатоплива (ТС-1).

С учетом прошедшего времени кем дано указание на проведение мероприятий по закупке ТС-1 представить материалы не представляется возможным.

В строке 35, раздела 4, номенклатурой Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 марта 2009 г. № <....>  «О резервах материальных ресурсов Забайкальского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» предусмотрено создание запасов керосина авиационного ТС-1 в объеме 330 тонн.

Временные затраты между закупкой/транспортировкой топлива/проверкой его использования составляют не менее 7-10 дней на тот момент с учетом нарушения транспортного сообщения и неблагоприятных погодных условий.

Понятия о продлении введенного режима ЧС нет, снятие режима ЧС происходит после устранения всех причин повлекших возникновению режима ЧС.

Решение о заключении государственного контракта №<....>  от 03.08.2021 г с ООО «Краевая топливная компания» на основании п.9 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закупка в режиме ЧС) является на тот момент единственным. В случае продления сложившейся на тот момент обстановки и при отсутствии ТС-1, оказание помощи пострадавшим не представлялось бы возможным.

Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края в связи с введением на территории Забайкальского края, в том числе и на территории муниципального района «Сретенский район» и муниципального района «Газимуро-Заводский район» режима чрезвычайной ситуации связанной с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и возникновению подтопления населенных пунктов, возникла необходимость в приобретении топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 в материальный резерв Забайкальского края для заправки авиации МЧС России без проведения конкурсных процедур, требующих временных затрат в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Цена контракта рассчитана методом сопоставления рыночных цен, с учетом наилучшего предложения в целях экономии средств бюджета Забайкальского края.

Комиссия Управления отмечает, что на момент заключения рассматриваемого контракта чрезвычайная ситуация на территории Забайкальского края не была отменена,

В материалы дела представлены доказательства того, что указанные в контракте товар (топливо) являлся необходимым для ликвидации тех последствий, которые наступили ввиду чрезвычайной ситуации, в условиях требующих их выполнения без проведения конкурентных процедур, поскольку

 

Как указано в материалах КСП ЗК по состоянию на 01.01.2021, согласно данным оборотных ведомостей, в материальном резерве Забайкальского края находилось 261,7 т авиационного керосина, в т.ч. в ООО «Сибавиатэк» - 61,6 т, в КГУ «Читинская авиационная база охраны лесов» - 200,1 т. Согласно акту сверки с КГУ «Читинская авиационная база охраны лесов», по состоянию на 15.04.2021 в авиаотделениях, расположенных в г.Сретенск, с.Газ-завод находилось 13,9 т и 15,1 т авиационного керосина, соответственно.

Из данных КСП ЗК следует, что запас топлива в 261,7 тонн зафиксирован в целом, в материальном резерве Забайкальского края, на 01.01.2021. Однако, из документов представленных в материалы дела следует, что контракт заключался именно для поставки топлива в два рассматриваемых района - в г.Сретенск и в с.Газ-завод. Уже на 15.04.2021 в авиаотделениях, расположенных в г.Сретенск, с.Газ-завод находилось 13,9 т и 15,1 т авиационного керосина.

Как указано ранее, с даты издания Постановления Губернатора Забайкальского края № <....>  от 17.06.2021г. израсходовано 42 137 кг, а именно:

Красноярскому КАСЦ МЧС России

- 21.06.2021г по требованию №<....> 61 выдано ТС-1 в объеме 11 508 кг;

- 04.07.2021г по требованию №0<....> 34 выдано ТС-1 в объеме 1 360 кг;

- 24.07.2021 г по требованию №<....> 676 выдано ТС-1 в объеме 960 кг;

- 25.07.2021 г по требованию №<....> 677 выдано ТС-1 в объеме 3 480 кг;

- 26.07.2021 г по требованию №0<....> ыдано ТС-1 в объеме 3 600 кг;

- 28.07.2021 г по требованию №00<....> 9 выдано ТС-1 в объеме 4 640 кг;

- 29.07.2021 г по требованию №0<....> 0 выдано ТС-1 в объеме 1 709 кг;

Хабаровскому АСЦ МЧС России

- 21.06.2021г по требованию №000<....> ыдано ТС-1в объеме 1 920 кг;

- 22.06.2021 г по требованию №0<....> 1 выдано ТС-1 в объеме 1 720 кг;

- 22.06.2021 г по требованию №0<....> 222 выдано ТС-1 в объеме 1 280 кг;

- 23.06.2021 г по требованию №0<....> 223 выдано ТС-1 в объеме 1 280 кг

- 23.06.2021 г по требованию №0<....> 4 выдано ТС-1 в объеме 800 кг;

- 23.06.2021г по требованию №00<....> 5 выдано ТС-1 в объеме 1 440 кг;

- 26.06.2021 г по требованию №0<....> 28 выдано ТС-1 в объеме 560 кг;

- 27.06.2021 г по требованию №0<....> 629 выдано ТС-1 в объеме 1 840 кг;

- 28.06.2021г по требованию №0<....> 630 выданоТС-1 в объеме 2440 кг;

- 29.06.2021г по требованию №00<....> 1 выдано ТС-1 в объеме 1600 кг.

Выдача авиакеросина производилась на основании решений КЧС №<....> от 18 июня 2021 года №<....> от 19 июня 2021 года, №<....>  от 22 июня 2021 года, №<....>  от 23 июля 2021 года, №<....>  от 26 июля 2021 года, №<....>  от 14 сентября 2021 года для обеспечения мониторинга паводковой обстановки.

Таким образом, выдача топлива обосновывалась обстоятельствами ЧС на территории края. У Департамента, при имеющихся обстоятельствах отсутствовала возможность заключения контракта через проведение конкурентной процедуры, требующей временных затрат, все действия Департамента  фактически были направлены на защиту охраняемого публичного интереса, в противном случае действия данного лица не позволили бы надлежащим образом обеспечить оперативную поставку топлива для обеспечения реагирования в рамках ЧС.

Произведенная закупка топлива позволила Департаменту своевременно обеспечить поставка авиакеросина в 2 рассматриваемых пункта и тем самым, избежать вероятности не оказания помощи в данных районах.

Кроме того, следует отметить, что рассматриваемые контракты заключены после произведения запрос коммерческих предложений у различных хозяйствующих субъектов.

Таким образом, учитывая совокупность имеющихся доказательств, объем топлива на момент действия ЧС в резерве края, оценив обстоятельства и комплекс мер предпринятых Департаментом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии) Департамента, а, следовательно, и об отсутствии таких признаков в действиях иных ответчиков по делу, являющихся хозяйствующими субъектами.

Руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело № 075/01/16-240/2022  в отношении  ООО «Краевая топливная компания» (ИНН 7536109500), Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края (ОГРН 1087536008746) возбужденное по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                             <....> 

 

Члены Комиссии                                                                                                                     <....> 

 

<....>                                 

                             

    <....> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны