Решение №02-05-1714 Решение об отказе в возбуждении дела; от 7 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Забайкальское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление ФГУП «Российской телевизионной и радиовещательной сети» Филиала «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр» о нижеследующем.

Между Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», в лице филиала РТРС «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр» (далее - Филиал) и АО «Читаэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения от 28.02.2011 № <.....> (далее - Договор).

В соответствии с Договором АО «Читаэнергосбыт» обязуется обеспечить передачу электрической энергии и предоставление других услуг, неразрывно связанных с процессом энергоснабжения. Организацией, владеющей на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых она оказывает услуги по передаче электрической энергии является ПАО «МРСК Сибири» (далее - Сетевая организация).

В соответствии с Дополнительным соглашением № <.....> от 28.02.2011 перечень энергоснабжаемых объектов Филиала дополнен участком для размещения цифрового телевидения и радиовещания по адресу: Забайкальский край, Кыринский район, с. Алтан (далее – объект).

Продолжительность отключений электрической энергии, произошедших за 2019 год и подтвержденных со стороны Сетевой организации и влияющих на энергоснабжение объекта цифрового наземного телерадиовещания в с. Алтан, по данным ПО ЮЗЭС составили 121,67 часа, из них:

  • плановые, внеплановые ремонтные работы и оперативные переключения - 47:08 часа;
  • аварийные отключения 74:59 часа.

В соответствии с пунктом 31.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 и определяющих общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии, содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, обусловливает категория надежности.

Для третьей категории надежности, к которой относятся объекты Филиала в соответствии с Договором, допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Ростехнадзором.

Филиалом был направлен запрос в Забайкальское управление Ростехнадзора о том, согласовывала ли Сетевая организация указанное отключение, в ответе на который Ростехнадзор указал, что в «Сводном графике работ по ремонту оборудования и ВЛ на 2019 год с отключениями потребителей более 72 часов» для ВЛ-35-505 ПС «Мордой» - ПС «Билютуй» запланированы работы по замене промежуточных опор с продолжительностью отключения 151,2 часов.

В заявлении указано, что, если плановые, внеплановые ремонтные работы и оперативные переключения можно отнести к согласованным с Ростехнадзором отключениям, то аварийные отключения, которые по общей продолжительности превысили допустимые нормы, были проведены с нарушением требований Правил.

Заявитель полагает, что перерывы в подаче электрической энергии на объекте Филиала ущемляют права как добросовестного потребителя, а также права неопределенного круга лиц - потребителей услуг телерадиовещания.

По результатам рассмотрения заявления, Забайкальское УФАС России сообщает следующее.

Управлением  в целях всестороннего рассмотрения настоящего заявления осуществлены запросы о представлении информации.

Из полученных данных, исходит следующее.

ПАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» сообщает, что в 2019 году филиалом «Читаэнерго» в электроустановках, посредством которых осуществляется подача электроэнергии на энергопринимающие устройства ФГУП «РТРС» в с. Алтан, произведены отключения следующей продолжительностью по следующим причинам:

-74:59 часов, внерегламентные отключения связанные с повреждениями электроустановок (аварийные). В том числе, повлияли на энергоснабжение объекта ФГУП в с. Алтан, повреждения на воздушной линии «Застава», принадлежащей третьему лицу (6:04 часов);

- 09:55 часов, оперативные переключения - отключения, необходимые для проведения работ на электроустановках, в том числе в целях обеспечения безопасности, предотвращения причинения вреда жизни, здоровью персонала, третьих лиц. В том числе, обязательность данных переключений императивно предусмотрена Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными Приказом от 24.07.2013 № 328н Министерства труда и социальной защиты РФ. В данные отключения вошли переключения, необходимые для выполнения работ на В Л ПО кВ - линий, питающих электроустановки от которых непосредственно получают электроэнергию объекты ФГУП.

-  55:38 часов, ремонтные работы на ВЛ 10 кВ «Алтан», ВЛ 35 кВ № 505. В ходе данных работ произведена замена опор.

Таким образом, количество регламентных часов отключений составило 64:93 часов, что не превышает количество часов отключений, предусмотренных действующим законодательством, как подлежащее включению в договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, заключаемый между сетевой организацией и потребителем.

Правила  полного   и   (или)   частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, отключения вызванные повреждением электроустановок, относят к внерегламентным, и требований по их согласованию с кем - либо, уведомлению об их продолжительности и иных требований не устанавливают. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, утверждая Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, так же предусматривает наличие внерегламентных отключений и определяет, что в договор об оказании услуг по передаче электрической энергии включаются условия о допустимом числе часов ограничения режима потребления в год не связанного с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность сетевых организаций перед потребителем (п. 31(5). Пункт 31 (6) данных Правил устанавливает допустимую продолжительность отключений и возможность ее продления посредством согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору для случаев отключений, вызванных необходимостью проведения ремонтных работ. Таким образом, в отношении внерегламентных отключений, ограничение количества часов, необходимых для восстановления энергоснабжения, не устанавливается.

Управление Ростехнадхора по Забайкальскому краю в свою очередь, отмечает в информации представленной в Забайкальское УФАС России, следующее.

В соответствии с п.  31_6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, для третьей   категории   надежности   допустимое   число   часов   отключения   в   год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов   электросетевого   хозяйства   необходимы   более   длительные   сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В  Забайкальское управление Ростехнадзора филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» о продлении на срок более 24 часов подряд ремонта  электрических  сетей   электроснабжения  сельского  поселения  Алтан, Кыринский район, Забайкальский край не обращался.

Оперативной информации об авариях в электроэнергетике в соответствии с п. 4 Порядка передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго РФ 02.03.2010 №91, в том числе отключении объектов электроснабжения сельского поселения Алтан, Кыринский район, Забайкальский край, в Забайкальское управление Ростехнадзора от филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не поступало.

В соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 846 (далее - Правила), расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил критериям. Указанная выше авария (отключение электроснабжения сельского поселения Алтан, Кыринский район, Забайкальский край) не попадает под критерий п. 4 з) Правил, массовые отключения или повреждения объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6-35 кВ), вызванные неблагоприятными природными явлениями, если они привели к прекращению электроснабжения потребителей общей численностью 200 тыс. человек и более, поэтому Забайкальское управление Ростехнадзора расследование причин данной аварии не проводило.

Информации по расследованию причин данной аварии филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в Забайкальском управлении Ростехнадзора не имеется, так как в соответствии с п. 25 Правил, копия акта расследования причин аварии не направляется в Забайкальское управление Ростехнадзора.

Пунктом 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 (далее - Правила), высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно, до 1 июля, утверждает перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - перечень), на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков.

В соответствии пунктом 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 в договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе (абзац 9 данного пункта): обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения, ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

Подпункт «п» пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, предусматривает: при исполнении договора потребитель услуг обязан: обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и  (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта.

То есть в договоре энергоснабжения должна иметься (или внесена в договор) энергосбытовой организацией данная обязанность потребителя.

В Перечне потребителей, отнесенных к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям в эенргосистеме Забайкльского края, утвержденном 12.07.2019 г. и.о. губернатора Забайкальского края и выложенном на сайте Министерства ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, объектов филиала РТРС «Забайкальский КРТПЦ», нет.

Из пояснения АО «Читаэнергосбыт» следует, что в период с января по декабрь 2019 года по инициативе АО «Читаэнергосбыт» не производилось отключений электроэнергии на указанном объекте ФГУП «РТРС» по причине наличия дебиторской задолженности за потребленную электроэнергию

Управление обращает внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее ­Федеральный закон № 35-ФЗ).

В статьях 5, 6 Федерального закона № 35-ФЗ определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (пункт 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ).

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности), определены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 № 442 (далее – Правила № 442).

В соответствии с  Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Действующее законодательство рассматривает такие ограничения как внерегламентные (данная позиция также отражена в решении Арбитражного суда Воронежской области по делу № А14-14600/2013).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442
«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение).

Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.

Сетевая организация осуществляет контроль технологической возможности реализации графиков аварийного ограничения.

При отсутствии утвержденных графиков аварийного ограничения сетевая организация вводит ограничение режима потребления по диспетчерской команде и (или) распоряжению системного оператора (субъекта оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) путем отключения линий электропередачи, питающих потребителей, в объемах, определенных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с пунктом 38 Правил № 442.

В случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

 Сетевые организации и субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике предоставляют по запросу потребителей, в отношении которых было введено аварийное ограничение, и (или) организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией таких потребителей, данные о периоде действия указанных в запросе аварийных ограничений и (или) внерегламентных отключений, основаниях введения аварийных ограничений, а также о причинах внерегламентных отключений.

Данный вид ограничений (внерегламентные отключения) предусмотрен также действующим договором поставки электрической энергии № 090091 от 28.02.2011  заключенный между РТРС «Забайкальский КРПЦ» и АО «Читаэнергосбыт».

Рассматриваемые отключения указанные в заявлении ФГУП «Российской телевизионной и радиовещательной сети» Филиала «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр» являлись аварийными, для которых согласование с Федеральной службой по экологическому и технологическому надзору не требуется.

На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения заявления ФГУП РТРС «Забайкальский КРПЦ», руководствуясь пунктами 1, 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции», Управление отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны