Решение б/н Решение по делу от 29 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель комиссии  руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

начальник  отдела анализа товарных и финансовых рынков,

при участии:

руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края;

начальника отдела ценообразования в энергетики РСТ Забайкальского края;

генерального директора ООО «Авангард Плюс»;

 

Рассмотрев дело № 075/01/10-200/2020 о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа от 19 мая 2020 года № 64 о возбуждении дела № 075/01/10-200/2020 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Авангард Плюс» (672038, г. Чита, ул. Шилова, 99 г, ИНН 7524018664, ОГРН  1147536007563) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении экономически необоснованного тарифа на услуги вывоза жидких бытовых отходов для бюджетного потребителя МДОУ «Детский сад с. Дунаево»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Забайкальское УФАС России 26 марта 2020 года поступило обращение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее РСТ Забайкальского края) о повышении тарифа на услуги вывоза жидких бытовых отходов на территории сельского поселения «Дунаевское» для бюджетного потребителя МДОУ «Детский сад с. Дунаево», которые оказываются ООО «Авангард Плюс».

Определением о назначении дела от 22 мая 2020 года дело назначено к рассмотрению.  Дело рассматривалось в заседании 30 июня 2020 года, 02 сентября и 09 сентября 2020 года.  02 сентября и 09 сентября 2020 года  в заседаниях объявлялся перерыв.

В соответствии с предоставленной информацией РСТ Забайкальского края ООО «Авангард плюс» оказывает услугу на откачку и вывоз жидких бытовых отходов МДОУ «Детский сад с. Дунаево» согласно  договору   № 55/2020  оплата  за данную услугу в месяц составляет 307,27 руб. (без НДС) за 1 куб.м.

РСТ Забайкальского края проанализированы затраты ООО «Авангард Плюс». В ходе анализа установлено, что по следующим затратам завышены параметры:

- материалы и малоценные основные средства на 176 рублей;

- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала на 82434 рубля;

- ремонтные расходы на 11214 рублей;

- расходы на содержание ремонтного персонала в сумме на 29064 рубля;

- прочие неподконтрольные расходы на 3595 рублей.

Таким образом, по расчетам РСТ Забайкальского края ООО «Авангард Плюс» рассчитал необходимую валовую выручку на 92124 рубля больше, чем орган регулирования. Кроме того, отмечено в расчетах, что товарная продукция от производства по данным Общества должна составить 206483 рублей, что превышает расчет РСТ Забайкальского края на 101956 рублей.

Тариф устанавливается Обществом на уровне 307,27 рублей за 1 куб. м. По расчетам органа регулирования данный тариф должен составлять - 155,55 рублей за 1 куб. м. ( письмо РСТ Забайкальского края от  1.02.2020 № 01/762).

На территории сельского поселения для МДОУ «Детский сад с. Дунаево» оказывает услуги по откачке и  вывозу жидких бытовых отходов ООО «Авангард Плюс».

ООО «Авангард плюс» письмом от 25.03.2020 б/н,  сообщает следующее:

- ООО «Авангард плюс» (далее - Общество)   оказывает услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов на территории сельского поселения «Дунаевское» Сретенского района;

- Обществом представлены пояснения, что ввиду поломки производственного автотранспорта ГАЗ-53 с сентября 2019 года  предприятие пользуется услугам частного лица Пензова А.Н. (разовые услуги ассенизаторского автомобиля по откачке канализационного колодца в МДОУ  «Детский сад с. Дунаево», (представлен  акт выполненных работ от 05.02.2020 года  в количестве 10 куб.м.,250 руб за 1 куб.м);

- отмечается, что данная услуга носит не постоянный, а заявительный характер;

- тариф на вывоз жидких бытовых отходов органом регулирования не утвержден для ООО «Авангард плюс», предприятие само утверждает тариф на данную услугу;

- детский сад к системе ЦСВО не подключен.

Обществом отмечено, что автотранспортное средство находится на капитальном ремонте с сентября 2019 года ввиду его полной выработки. В представленной калькуляции указана стоимость текущего ремонта (замена шин и текущий ремонт ТС), которая составляет 863 рубля. В данную калькуляцию не заложен капитальный ремонт транспортного средства или его замена.

 При этом учтены также затраты на оплату труда ремонтным рабочим, при этом отсутствуют данные о видах ремонтных работ.

По расчету предприятия, предоставленного письмом от 25.03.2020 б/н в ответ на запрос, тариф для бюджетного потребителя МДОУ «Детский сад с. Дунаево» рассчитан в размере 287,07 рублей за 1 куб. м., представлена калькуляция себестоимости  вывоза ЖБО на 2020 год. Тем не менее, в прилагаемом детским садом договоре   на 2020 год № 55/2020 тариф составляет 307,27 рублей без НДС за 1 куб.м.

Экономического обоснования установления тарифа на откачку и вывоз жидких бытовых отходов на данном уровне в размере 287,07 или 307,27 рублей (без НДС) за 1 куб.м. не представлено.

Согласно письму от 19.06.2020 № 01/3381 и от 29.06.2020.2020 № 01/3664 РСТ Забайкальского края  был проведен анализ затрат, включенных в калькуляцию по расчету тарифа  в размере 287,07 руб. за 1 куб.м на услугу водоотведения (вывоз стоков автотранспортом), оказываемую МДОУ «Детский сад с.Дунаево».  По результатам проведенной  экспертизы  тариф должен составлять 125, 62 руб. за 1 куб.м. (без НДС), вместо предложенного  ООО «Авангард Плюс» 287,07 руб., за 1 куб.м..

На заседании комиссии 30 июня 2020 года генеральным директором ООО «Авангард Плюс» даны следующие пояснения по рассматриваемому делу:

- машина марки ГАЗ-53, переданная Администрацией сельского поселения «Дунаевское», находится на капитальном ремонте с сентября 2019 года в связи с выработкой ресурса;

- для оказания услуг по вывозу ЖБО МДОУ «Детский сад с.Дунаево» Общество пользуется услугами физического лица (акт выполненных работ от 05.02.2020 года  в количестве 10 куб.м. стоимость 2500 руб.);

- руководителем Общества отмечено, что данную услугу помимо ООО «Авангард Плюс» оказать на территории сельского поселения оказать никто не может;

- тариф в размере 316,27 рублей за 1 куб. м. на услуги ассенизации ООО «Авангард Плюс»  был утвержден Советом сельского поселения «Дунаевское» от 10.06.2019 года № 157, 26 сентября 2019 года данный тариф отменен.

Размер выручки  ООО «Авангард плюс» за 2019 год по оказанию услуги вывоза ЖБО прочим потребителям на территории сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края составил 18 757,92 рубля.

 

В ходе рассмотрения дела РСТ Забайкальского края отмечено, что предприятием завышены трудозатраты при оказании услуг по вывозу ЖБО, а, следовательно, и фонд оплаты труда. Также включены затраты на ремонт автотранспортного средства ГАЗ -53, который до настоящего времени не прошел капитальный ремонт, при этом не включены затраты на привлечение стороннего лица для оказания услуг вывоза ЖБО. Подконтрольные расходы по сравнительному анализу, проведенному РСТ Забайкальского края, превышают на 103 329 рублей. Кроме того, также отмечено, что для бюджетных потребителей на территории с. Дунаево установлен тариф на услугу по вывозу ЖБО, который сформулирован как транспортировка сточных вод автотранспортом. В соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 31 декабря 2020 года № 675-НПА  данный тариф составил 133,54 руб./куб.м. Приказ распространяет свое действие  на правоотношения, возникшие с 01 января 2020 года. Тарифы на услугу водоотведения для группы потребителей «Прочие» установлены на уровне тарифа для категории потребителей «Население» в размере: I полугодие 2020 год - 133,54 руб./куб. м. и II полугодие -136,91 руб./куб. м.

Несмотря на утвержденные тарифы ООО «Авангард Плюс» самостоятельно рассчитало себестоимость услуги и направило в адрес потребителя (МДОУ «Детский сад с. Дунаево») договор с указанием полученного тарифа в размере 307,27 (о чем свидетельствует обращение заведующей детского сада от 13 февраля 2020 года № 8). При этом переименовав услугу как «Откачка и вывоз жидких бытовых отходов».

В рамках рассмотрения дела, ООО «Авангард Плюс» была предоставлена скорректированная калькуляция себестоимости услуги, в соответствии с которой тариф был принят на уровне 287,07 руб./куб. м. (письмо от 25 марта 2020 года №б/н).Письмом от 01.09.2020 № 267 ООО «Авангард Плюс»  обращает внимание, что стоимость найма специализированного автомобиля у физического лица Пензова А.Н. составляют  250 руб. за 1 куб.м.. Отклонение стоимости вывоза ЖБО фактически от расчетной стоимости обусловлено вероятностью повышения стоимости найма автомобиля у частного лица и необходимостью планирования расходов на услугу МДОУ  «Детский сад с.Дунаево» для включения в бюджетные обязательства муниципального района.

РСТ Забайкальского края был проведен анализ предоставленной ООО «Авангард Плюс» калькуляции  и результаты были направлены в адрес УФАС по Забайкальскому краю (письмо от 19 июня 2020 года № 01/3381).

С учетом заключения   РСТ Забайкальского края письмо от 19.06.2020 № 01/3381 тарифа на услугу водоотведения (вывоз стоков автотранспортом), оказываемую МДОУ «Детский сад с.Дунаево» должен составлять 125, 62 руб. за 1 куб.м. (без НДС).

Вместе с тем, РСТ Забайкальского края отмечает, что стоки МДОУ «Детский сад с.   Дунаево»,   расположенного   на   территории   муниципального   образования сельское поселение «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район», проходят все этапы предусмотренные понятием «водоотведения». Прием стоков осуществляется от раковин и санузлов двух групп, транспортируются до места накопления по трубам, где в дальнейшем откачиваются и увозятся на специально отведенное место автотранспортом. Вместе с тем, место накопления стоков, расположено на территории детского сада, а не внутри самого помещения.

На основании вышеизложенного РСТ Забайкальского края сообщает, что услуга, оказываемая ООО «Авангард Плюс» МДОУ «Детский сад с. Дунаево», расположенному на территории муниципального образования сельское поселение «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» является водоотведением (транспортировка сточных вод осуществляется автотранспортом) и подлежит государственному регулированию.

Кроме того, РСТ Забайкальского края считает, что тариф в размере 287,07 руб. куб. м. завышен. По результатам проведенной экспертизы, тариф должен составлять  125,62 руб., что на  161,45 руб. меньше, предложенного ресурсоснабжающей организацией.

МДОУ «Детский сад с. Дунаево» представлена информация  о заключенном договоре  от 10 апреля 2020 года  на откачку и  вывоз жидких нечистот  с индивидуальным предпринимателем  Пензовым А.Н. ИНН 751301988387, согласно которому  стоимость услуги составляет 318.5 рублей за 1 куб.м. Представлены Платежные поручения  по оплате в адрес ООО «Авангард Плюс»: № 84584 от  30.06.2020 года за октябрь 2019 года  по акту № 1092 от 31.10.2019 года, цена на услугу водоотведения составила 8762,40 рубля =243.40 рубля за 1 куб.м. х 36 куб.м.;  № 84579 от  30.06.2020 года за ноябрь 2019 года  по акту № 1148 от 27.11.2019 года, цена на услугу водоотведения составила 3795,24 рубля =316,27 рубля за 1 куб.м. х 12 куб.м.. 

Учитывая пояснения сторон и материалы дела, Комиссия проходит к следующим выводам.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Авангард Плюс» по результатам исследования в 2019 году и в период январь-март 2020 года   занимает доминирующее положение на рынке услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов на территории сельского поселения «Дунаевское» для бюджетных потребителей.

В ходе исследования состояния конкуренции на товарном рынке услуг по  откачке и вывозу жидких бытовых отходов определен временной интервал – 2019 год и январь-март 2020 года.

Продуктовые границы товарного рынка определялись с учетом условий договоров, заключенных в отношении товара (услуги). Использовался метод «тест гипотетического монополиста». Взаимозаменяемые товары не выявлены.

Определение географических границ осуществлялось методом «тест гипотетического монополиста» и методом установления фактических продаж». Географические границы данного рынка определены территорией сельского поселения «Дунаевское».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»   доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой  цены товара.

Квалификация нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в обязательном порядке предполагает, кроме  установления наличия у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на соответствующем товарном рынке  второй квалифицирующий признак – злоупотребление доминирующим положением.

Статьей 6 Закона о защите конкуренции, установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, согласно частям 1, 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой цены товара: 1) затратный метод; 2) метод сопоставимых рынков.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Данный рынок должен быть сопоставимым товарным рынком, каковым признается рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. Сопоставимый рынок не выявлен.

Тариф на услуги по откачке и  вывозу жидких бытовых отходов ООО «Авангард Плюс»  в размере 307,27 руб. (без НДС) за 1 куб.м., а далее и 287,07 руб. (без НДС) за 1 куб.м.. рассчитывался самостоятельно исходя из затрат на содержание персонала, автотранспортного средства, которое находится в настоящее время в ремонте, горюче-смазочные материалы для автотранспорта, расходы на ремонт транспорта и неподконтрольные расходы. Стоимость найма специализированного автомобиля у физического лица Пензова А.Н. составила   250 руб. за 1 куб.м..

РСТ Забайкальского края представлен сравнительный анализ по  планируемым затратам, включаемым в тариф, из которого следует, что ООО «Авангард Плюс» завышены трудозатраты и фонд заработной платы, а также включены затраты на ремонт автотранспортного средства, который не осуществляется. По результатам проведенной экспертизы (заключения), тариф должен составлять  125,62 руб., что на  161,45 руб. меньше рассчитанного ООО «Авангард Плюс».

Стоимость найма специализированного автомобиля у физического лица Пензова А.Н. составляют  250 руб. за 1 куб.м., с учетом 5 процентов предпринимательской прибыли (12.5 рубля) имеется отклонение стоимости  услуги откачки и вывоза ЖБО фактически от расчетной стоимости услуги в размере 44,77 рубля за 1 куб.м при установленной цене 307,27руб.за 1 куб.м,   44,77= 307,27 – 262,50 и при  установленной цене 287,07 руб. разница составит 24,57 руб.за 1 куб.м.  24,57 = 287,07-262,50.

Следовательно, ООО «Авангард Плюс»  установило цену на услугу в размере 307,27 руб. (без НДС) за 1 куб.м., а далее и 287,07 руб. (без НДС) за 1 куб.м., которые превышают  сумму необходимых для  производства  и реализации такого товара расходов и прибыли путем повышения ранее установленной цены услуги.

 Согласно представленному   акту выполненных работ от 05.02.2020 года    ООО «Авангард Плюс»  выполнил работы для заказчика МДОУ «Детский сад с.Дунаево» по откачке и вывозу нечистот с канализационного колодца в количестве 10 куб.м..

Согласно следующему расчету:  287,07 руб. (без НДС) за 1 куб.м. х 10 куб.м = 2870,7 рублей, подлежало оплате согласно ранее определенному экономически необоснованному тарифу ООО «Авангард Плюс».

С учетом изложенного, стоимость услуги  выполненных работ составит  2625 рублей = 262,5 руб. х 10 куб.м.

Следовательно, излишне начисленная сумма  по услуге составила – 245,7 рубля.

Согласно вышеизложенному, в ходе рассмотрения дела установлены  квалифицирующие признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: доминирование на соответствующем товарном рынке и злоупотребление  доминирующим положением.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41,   статьей 49, статьей 50, 51 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ООО «Авангард Плюс» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов в 2019 году и в период январь-март 2020 года   на территории сельского поселения «Дунаевское» на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

2.  Признать ООО «Авангард Плюс»  нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем установления монопольно высокой цены услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов  в размере 307,27 руб. (без НДС) за 1 куб.м., и в размере  287,07 руб. (без НДС) за 1 куб.м..

3.  Выдать ООО «Авангард Плюс»  предписание о перечислении в федеральный бюджет 245,7 рубля дохода, полученного от монополистической деятельности.

4. Передать должностному лицу материалы  - договор  от 10 апреля 2020 года  на откачку и  вывоз жидких нечистот,  заключенный с индивидуальным предпринимателем  Пензовым А.Н. ИНН 751301988387, согласно которому  стоимость услуги  по откачке и вывозу жидких нечистот составляет 318.5 рублей за 1 куб.м. для рассмотрения на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на услугу.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Председатель Комиссии                                                                                    

 

Члены

Связанные организации

Связанные организации не указаны