Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 075/01/10-25/2020 о нар... от 4 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4 сентября  2020 года                                                                                                      г. Чита

31 августа т.г. объявлен перерыв

 Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 075/01/10-25/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» (672038, Забайкальский край, г. Чита, ул. Шилова, д. 99, корп. «Г», ИНН 7536158930) (далее – ООО «Забайкальский тепловик») по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании невыгодных условий договора теплоснабжения МБУ ДО «Детская школа искусств», в составе:

 

Председатель комиссии  руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены комиссии:

начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков,

специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

при участии:

руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края;

начальника отдела ценообразования в энергетики РСТ Забайкальского края;

генерального директора ООО «Забайкальский тепловик;

УСТАНОВИЛА:

09 октября 2019 в Забайкальское УФАС России поступило заявление Администрации Сретенского района по факту увеличения тарифа на услуги теплоснабжения для Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Сретенска со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» (далее – ООО «Забайкальский тепловик»).

В ходе анализа представленной информации по факту увеличения тарифа на услуги теплоснабжения установлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» (ИНН 7536158930, ОГРН 1167536053233), юридический адрес: Забайкальский край, г. Чита, ул. Шилова, дом 99, корпус Г, помещение 28) оказывает Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Сретенска  услуги по теплоснабжению административного здания по адресу: г.Сретенск, ул. Кочеткова, 1.

Котельная расположена по адресу: г. Сретенск, ул. Кочеткова, 7, объект теплоснабжения передан ООО «Забайкальский тепловик» на основании Концессионных соглашений № 1 и № 2 от 01.08.2016 года, заключенных с администрацией городского поселения «Сретенское».

ООО «Забайкальский тепловик» в адрес Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» для подписания направлен Муниципальный контракт по теплоснабжению и поставке горячей воды  №47/3/2019 на  2019 год. Цена договора составляет  рублей,  рублей (без учета НДС) за 1 Гкал. По информации РСТ Забайкальского края в 2018 году тариф на теплоснабжение ООО «Забайкальский тепловик» для муниципальных бюджетных учреждений, отапливаемых за счет котельной № 2, составлял руб./Гкал.

В качестве экономического обоснования увеличения стоимости услуг по договору ООО «Забайкальский тепловик» приложена калькуляция себестоимости на 2019 г. по котельной № 2. Таким образом, ООО «Забайкальский тепловик» увеличил тариф на оказываемые услуги в 2019 году по сравнению с 2018 годом в 2 раза и он составляет  рублей (без учета НДС) за 1 Гкал.

Заключение договора на оказание услуг по теплоснабжению с другой теплоснабжающей организацией экономически не целесообразно.

Заявителем Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств» Государственный контракт  № 47/3/2019 не подписан.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На территории городского поселения «Сретенское» деятельность по оказанию услуг теплоснабжения осуществляют ООО «Забайкальский тепловик», МОУ Сретенская ООШ № 1, МУП «Редакция газеты «Советское Забайкалье». На основании анализа состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией, установлено, что услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими услугами, таким образом, взаимозаменяемые услуги на рассматриваемом рынке не выявлены. Альтернативные источники тепловой энергии в границах присоединенных сетей административного здания  Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» по адресу г. Сретенск, ул. Кочеткова, 1 отсутствуют. Единственный источник теплоснабжения котельная ООО «Забайкальский тепловик».

Следовательно, в период 2018 года и в январь-июль 2019 года  ООО «Забайкальский тепловик» занимает доминирующее положение в г. Сретенск на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергии, занимает 100% доли рынка в границах технологической инфраструктуры (котельная, сети), согласно  Концессионных соглашений № 1, № 2 от 01.08.2016 года.

Состав продавцов и покупателей товара (тепловой энергии) и общая конъюнктура рынка не изменились.

В соответствии с  частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 3  части 1 статьи 10).

Согласно представленным ООО «Забайкальский тепловик» материалам (письмо от 25.12.2019 № 581) следует, что расходы по котельной № 2 за 2018 год по потребителям, относящихся к данной котельной, составили 1868705 рублей. Убыток при данном расчете составил  руб.

Увеличение тарифа на теплоснабжения по договору на 2019 год в 2 раза содержит признаки завышенной цены, невыгодной для Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств».

Таким образом, навязывание условий договора ООО «Забайкальский тепловик» на невыгодных для  Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» условиях в части установления завышенной цены на 2019 год по договору теплоснабжения содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Забайкальское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение ООО «Забайкальский тепловик»  от 25.12.2019 № 03-14-6369 об устранении причин и условий, способствовавших возникновению таких признаков нарушений и необходимости определения экономически обоснованной цены по Государственному контракту теплоснабжения Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» на 2019 год.

Срок исполнения предупреждения до 24 января 2020 года. ООО «Забайкальский тепловик» предупреждение не исполнило. Пояснения по предупреждению направлены в адрес Управления, при исследовании которых не установлены объективные причины увеличения тарифа. В этой связи возбуждено дело в отношении ООО «Забайкальский тепловик».

Письмом от 15 января 2020 года   исх. № 21 ООО «Забайкальский тепловик» сообщило, что считает данное  предупреждение от 25 декабря (исх. 03-14-6369) не обоснованным по следующим основаниям.

Эксплуатация котельной № 2, расположенной по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, городское поселение «Сретенское», ул. Кочеткова, 7 осуществляется в соответствии с концессионным соглашением от 01 августа 2016 года №2.

В соответствии с законодательством в сфере тарифного регулирования тарифы на коммунальные услуги на территории Забайкальского края утверждаются Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края).

В соответствии с пунктом 5 (5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075, с 01 января 2019 года не подлежат государственному регулированию цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель производимые с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, либо в случае осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объёме менее 50 000 Гкал за 2017 год. Исключение составляют объекты теплоснабжения, которые осуществляют реализацию тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимую для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Таким образом, в отношении котельной № 2, расположенной по адресу г. Сретенск, ул. Кочеткова, д. 7 с 01 января 2019 года прекращено государственное регулирования тарифов.

Потребителями тепловой энергии (мощности), являются следующие бюджетные учреждения:

1.           Государственное учреждение социального обслуживания
«Сретенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,
имени С.Г. Киргизова»;

  1. Администрация городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район»;
  2. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств».

В рамках подготовки сметы расходов для расчета экономически обоснованного тарифа на 2020 год по котельной № 2 было выявлено, что объем потребляемой тепловой энергии для нужд отопления объекта «Государственное учреждение социального обслуживания «Сретенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, имени С.Г. Киргизова» (здание поликлиники) принимаемая в расчет РСТ Забайкальского края, а также специалистами ООО «Забайкальский тепловик» при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), на 2018-2019 годы указана не корректно, в результате чего размер экономически обоснованного тарифа рассчитан не верно.

На основании вышеизложенного, ООО «Забайкальский тепловик» просит предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 25 декабря отменить в связи с тем, что тариф на тепловую энергию (мощность) установленный приказом ООО «Забайкальский тепловик» от 29 декабря 2018 года № 64 фактически не покрывает расходы организации на выработку тепловой энергии, а следовательно тариф применяемый для расчета с МБУДО «Детская школа искусств» за потребляемую тепловую энергию в 2019 году не превышает экономически обоснованный тариф.

В дополнение к письму от 15 января 2020 года   исх. № 21 ООО «Забайкальский тепловик» письмом от 07 февраля 2020 года сообщило  следующее. Ранее письмом от 25 декабря 2019 года исх, 581 была направлена калькуляция     себестоимости    теплоснабжения     котельной №2 расположенной на территории городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» на 2018 год. В данном расчете из общей необходимой валовой выручки (далее - НВВ) предприятия по
5 котельным, была выделена НВВ и размер недополученных доходов по
котельной № 2 путем распределения затрат прямо пропорционально объему
полезного отпуска тепловой энергии в целом по котельным. Данное выделение не репрезентативно, в связи с тем, что, размер
операционных и неподконтрольных расходов определен путем деления общей
суммы затрат на количество котельных в своде.

 Как указывалось ранее рамках подготовки сметы расходов для расчета экономически обоснованного тарифа на 2020 год по котельной № 2 было выявлено, что  объем потребляемой тепловой энергии для нужд отопления объекта «Государственное учреждение социального обслуживания «Сретенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, имени С.Г. Киргизова» (здание поликлиники) принимаемый в расчет РСТ Забайкальского края, а также специалистами ООО «Забайкальский тепловик» при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), на 2018-2019 годы указан не корректно, в результате чего размер экономически обоснованного тарифа рассчитан не верно. В результате завышенного объема полезного отпуска ООО «Забайкальский тепловик» по итогам 2019 года понесло убытки по котельной № 2 в размере 1 318 789 руб.

Данная сумма рассчитана следующим образом:

151,17 Гкал/в год*6 491,35 руб./Гкал= 981 297 руб. в год, где:

151,17 Гкал/в год- объем полезного отпуска тепловой энергии в год;

6 491,35 руб./Гкал - тариф на тепловую энергию (мощность) установленный приказом ООО «Забайкальский тепловик» от 29 декабря 2018 года №64;

в год - размер годовой выручки от реализации потребителям.

 руб.-( руб,+ руб.) = - 1 318 789 руб., где:

. - размер НВВ на 2019 год по котельной № 2;

руб. - расчетная предпринимательская прибыль.

руб. убыток, полученный ООО «Забайкальский тепловик» по котельной № 2 за 2019 год, за счет неправильного размера полезного отпуска.

На основании вышеизложенного, ООО «Забайкальский тепловик» просит предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 25 декабря отменить в связи с тем, что тариф на тепловую энергию (мощность) установленный приказом ООО «Забайкальский тепловик» от 29 декабря 2018 года № 64 фактически не покрывает расходы организации на выработку тепловой энергии. Согласно объему полезного отпуска тепловой энергии (согласно государственным контрактам) тариф на тепловую энергию должен составлять 14 490,70 руб./Гкал (без НДС). Следовательно, тариф применяемый для расчета с МБУДО «Детская школа искусств» за потребляемую тепловую энергию в 2019 году не превышает экономически обоснованный тариф в размере 6 491,35 руб./Гкал (без НДС), что на 44,80% ниже экономически обоснованного тарифа за 2019 год.

На заседании 13 марта 2020 РСТ Забайкальского края предоставлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела для подготовки пояснений. В этой связи объявлен перерыв до 20.03.2020 до 11-00.

После перерыва РСТ Забайкальского края представлены пояснения о том, данное предприятие должно оставаться под государственным регулированием, а также данные тарифы для бюджетных организаций, рассчитанные ООО «Забайкальский тепловик», экономически не обоснованы и завышены.

В связи со сложившейся в регионе неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией рассмотрение дела № 075/01/10-25/2020, назначенное на 21 апреля 2020 года, отложено и принято решение о переносе даты рассмотрения дела. Также определениями Забайкальского УФАС России от 08.04.2020 № 03-14-1704 и 15.05.2020 № 03-14-2602 комиссией принимались решения о переносе рассмотрения дела, назначенные на 21 апреля 2020 г. и 15 мая 2020 г.

На заседании 23 июня 2020г. руководителем РСТ Забайкальского края представлены пояснения письмо от 15.05.2020 № 01/2697, письмо от 21.05.2020 № 01/2815 в части экономически необоснованного и завышенного тарифа на услуги теплоснабжения ООО «Забайкальский тепловик».

РСТ Забайкальского края на основании определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 23 марта 2020 года, по делу № 075/01/10-25020 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Забайкальский тепловик», была проведена экспертиза экономической обоснованности затрат, включенных в калькуляцию по расчету тарифов на услугу теплоснабжения, оказываемую потребителям от котельной № 2, на территории муниципального образования городское поселение «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» (Таблица).

Калькуляция на  услугу  теплоснабжения ООО "Забайкальский тепловик" на 2019 год

 

Наименование статьи

По расчету ООО

"Забайкальский

тепловик" 2019

год

По расчету РСТ 2019 год

Отклонение, руб.

:

Рост, %

Операционные (подконтрольные)

расходы на первый год

долгосрочного периода

регулирования (базовый

уровень операционных расходов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы на приобретение сырья и материалов

       

На текущее содержание и

техническое обслуживание, всего в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

специальная одежда и питание

       

Расходы на ремонт основных средств, всего в том числе:

       

текущий ремонт

       

Расходы      на      оплату труда--производственных рабочих ;i uh -u-f

       

 

численность

       

 

средняя заработная плата

       

 

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со

сторонними организациями

       

 

транспортные услуги, в том

числе;

       

 

хозяйственным способом

       

 

Административные  (общехозяйственные) расходы

       

 

затраты на оплату труда

       

 

численность, чел.

       

 

среднемесяч ная о плата труда, руб./чел. в мес.

       

 

Неподконтрольные расходы

       

 

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в

том числе:

       

 

плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов

       

 

Отчисления на социальные нужды

       

 

отчисления на соц, нужды от заработной платы производственных рабочих

       

 

отчисления на соц. нужды от заработной платы АУП.

       

 

Расходы на приобретение энергетических, ресурсов, холодной воды и теплоносителя

       

 

Топливо

       

 

Уголь

       

 

Объем топлива

       

 

Цена топлива, в том числе

       

 

Переводной коэффициент (Эк)

       

 

Объем топлива

       

 

Цена топлива, в том числе

       

 

Электрическая энергия по уровням напряжения

       

 

энергия НИ (0,4 кВ и ниже)

       

 

тариф на энергию (руб/кВт.ч)

       

 

объем, энергию (кВт.ч)

       

 

Холодная вода

       

 

тариф на воду (руб,/м3)

       

 

объем воды (м3)

       

Прибыль

       

ИТОГО необходимая валовая выручка

       

Полезный отпуск тепловой энергии, Гкал

       

ЭОТ, руб./Гкал

       

Тариф на ТЭ утвержденный РСТ на 2018 год, руб./Гкал (с НДС)

       

Выручка

-

-

-

-

Недополученные доходы, руб.

-

-

-

-

                     

По результатам проведенной экспертизы, было установлено, что тариф на услугу теплоснабжения, рассчитанный ООО «Забайкальский тепловик» завышен. РСТ Забайкальского края выразило несогласие по следующим статьям затрат:

1. Электрическая энергия по уровням напряжения. В рамках тарифной сессии на 2018 год, специалистами РСТ Забайкальского края был произведен нормативный расчет объема электрической энергии, необходимой для работы оборудования котельных и объектов водоснабжения, находящихся на обслуживании ООО «Забайкальский тепловик».

По котельной № 2 нормативный объем электрической энергии был определен в размере 44 024, 32 кВтч. С целью недопущения роста среднегодового экономически обоснованного тарифа по сравнению с предыдущим периодом регулирования, РСТ Забайкальского края перераспределила часть объема электрической энергии на услугу водоснабжения. В соответствии с чем, объем электрической энергии в калькуляции по услуге теплоснабжения был учтен в размере 2 662,92 кВтч.

 В рамках тарифной сессии на 2019 год затраты по услуге теплоснабжения были скорректированы с учетом выхода из регулирования котельной № 2, путем исключения части затрат. Вместе с тем, затраты по услуге водоснабжения скорректированы не были.

Кроме того, 23 марта 2020 года специалистами РСТ Забайкальского края был осуществлен выезд в муниципальное образование городское поселение «Сретенское» с целью осмотра объектов жилищно-коммунального комплекса ООО «Забайкальский тепловик». Был сверен перечень фактически эксплуатируемого (работающего) оборудования котельных с учтенным ранее, при расчете тарифов на 2018 год. На основании полученных данных, объем электрической энергии по всем объектам был скорректирован. По котельной № 2 объем электрической энергии определен в размере 38 464 кВтч, с отклонением от ранее утвержденного, на 5 561 кВтч. Следовательно, объем электрической энергии, учтенный по статье затрат «Электрическая энергия по уровням напряжения» в калькуляции по услуге теплоснабжения на 2019 год, необходимо исключить.

2. Административные (общехозяйственные) расходы. Отношение административных расходов к базе распределения (фонд оплаты труда основного производственного персонала) на 2019 год должно составить 32,90%, вместо включенного в расчет ООО «Забайкальский тепловик» в размере 37,01%.

На основании вышеизложенного, РСТ Забайкальского края сообщает, что тариф на услугу теплоснабжения, рассчитанный ООО «Забайкальский тепловик» в размере 6 491,35 руб., завышен. С учетом корректировки административных (общехозяйственных) расходов, а также исключению затрат по статье «Электрическая энергия по уровням напряжения», тариф на 2019 год должен составлять 5 347,75 руб., что на 1 143,60 руб. меньше предложенного ресурсоснабжающей организацией.

В этой связи  ООО «Забайкальский тепловик» заявил ходатайство об ознакомлении с пояснениями РСТ Забайкальского края от 21.05.2020 № 01/2815, а также о запросе заключения РСТ Забайкальского края по тарифу на теплоснабжении в отношении ООО «Забайкальский тепловик».

На заседании комиссии  представитель ООО «Забайкальский тепловик» сообщил о  рассмотрении в Арбитражном суде Забайкальского края  дела №А78-5468/2019 по исковому заявлению Администрации городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район" Забайкальского края о Расторжении  Концессионного соглашения №2 от 01.08.2016 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в г. Сретенск муниципального района " Сретенский район" Забайкальского края, заключенного между Администрацией городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район" Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью "Забайкальский тепловик".

Письмом от 20.07. 2020 года РСТ Забайкальского края  представлено экспертное заключение по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Забайкальский тепловик» на территории муниципального образования городское поселение «Сретенское» муниципального района «Сретенский район», на долгосрочный период 2019-2023 гг.

При этом РСТ Забайкальского края  указала, что при расчете затрат на электрическую энергию, объем был определен нормативно. По объектам теплоснабжения объем составил 425 356 кВт.ч., по объектам водоснабжения - 125 055 кВт.ч. Вместе с тем, согласно анализа фактических затрат за период с августа 2016 года по июль 2017 года, на основании первичной документации, объем составил 485 985 кВт.ч. Этот же объем был распределен по видам услуг. Расходы на электрическую энергию по котельной № 2 учтены при формировании тарифов на услугу водоснабжения.

31 августа т.г. на заседание комиссии  ООО «Забайкальский тепловик» письмом от 20.07.2020 года № 443 представлена  следующая информация.  По вопросу включения РСТ Забайкальского края в 2019 году расходов на электрическую энергию котельной № 2 в сводный расчет по котельным - пунктом 3 страницы 13 Заключения и приложения № 2 где представлен объем электрической энергии по уровням напряжения принятый в расчет электрической энергии в разрезе по объектам коммунальной инфраструктуры.

Принимая в расчет общий объем электрической энергии, который представлен в приложении № 2 Заключения, общий объем электроэнергии в калькуляцию теплоснабжения на 2019 год по расчетам РСТ Забайкальского края должен составлять:

Котельная № 1 - 231 588 кВтч (СН2);

Котельная № 2 - 44 024 кВтч (НН);

Котельная № 3 - 51 245 кВтч(НН);

Котельная № 4 - 51 513 кВтч(НН);

Котельная № 6 - 46 985 кВтч (СН2);

Итого общий расход составил 425 355 кВтч, по уровням напряжения: 278 573 кВтч (СН2) и 146 782 кВтч (НН).

При этом объем электрической энергии, принятый РСТ Забайкальского края в себестоимость теплоснабжения на 2019 год по уровням напряжения составил: 2 662,92 кВтч (НН) и 272 344 кВтч (СН2) приложение № 7 Заключения, пункт 3 страницы 13.

На основании вышеизложенного ООО «Забайкальский тепловик» считает, что  отсутствуют основания для исключения объема электрической энергии в калькуляции рассчитанной РСТ Забайкальского края, так как в Заключении нет указаний на данный факт и разница между объемом электрической энергии составляет:

НН 2 662,92 кВтч - 146 782 кВтч = 144 119,08 кВтч;

                             СН2 272 344 кВтч - 278 573 кВтч =6 229 кВтч.

При этом в приложении № 2 уровень напряжения по котельной №2 НН.

 Также указало, что в соответствии с Основами ценообразования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года № 1075, а также в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э перераспределение затрат противоречит законодательству в сфере тарифного регулирования.

 По вопросу процентного распределения административных расходов на 2019 год ООО «Забайкальский тепловик»  сообщило, что приняло процент распределения на уровне процентов  распределения утвержденного РСТ Забайкальского края на 2018 год 37 процентов.

 31 августа объявлен перерыв с целью ознакомления с поступившей информацией.

РСТ Забайкальского края письмом от 02.09.2020года № 01/4833 сообщает следующшее:

Из пояснений ООО Забайкальский тепловик» следует, что расчет затрат на услугу теплоснабжения был произведен на основании расчета регулирующего органа.

РСТ Забайкальского края отмечает, что в рамках тарифной сессии на 2018 год, специалистами РСТ Забайкальского края был произведен нормативный расчет объема электрической энергии, необходимой для работы оборудования котельных и объектов водоснабжения, находящихся на обслуживании ООО «Забайкальский тепловик». По объектам теплоснабжения объем составил 425 356 кВт.ч., по объектам водоснабжения — 125 055 кВт.ч. Вместе с тем, РСТ Забайкальского края были проанализированы фактические затраты, на основании первичной документации за период с августа 2016 года по июль 2017 года, объем электрической энергии по всем объектам составил 485 985 кВт.ч. Этот объем и был распределен по видам услуг.

Объем фактической электрической энергии по объектам, отличается от нормативного в меньшую сторону. Такое отклонение вызвано тем, что нормативный расчет это приблизительный, плановый расчет, который не учитывает многие факторы (как производственные, так и человеческие).

По котельной № 2 объем электрической энергии учитывается по уровню напряжения НН. По данному уровню напряжения также были учтены объемы еще   двух   котельных.   Общий   объем   составил   122 081   кВт.ч.   С   целью недопущения роста среднегодового экономически обоснованного тарифа по сравнению с предыдущим периодом регулирования, РСТ Забайкальского края перераспределила     часть     объема     электрической      энергии     на     услугу водоснабжения.   В   соответствии   с   чем,   объем   электрической   энергии   в калькуляции по услуге  теплоснабжения был учтен  в размере 2 662,92 кВтч.

000 «Забайкальский тепловик» в пояснении к рассматриваемому делу от 20 июля 2020 года № 443 обращает внимание, что экспертное заключение РСТ Забайкальского края по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые 000 «Забайкальский тепловик» на территории муниципального образования городское поселение «Сретенское» муниципального района «Сретенский район», на долгосрочный период 2019 - 2023 гг. не содержит информации о факте распределения затрат (объема) по статье электрическая энергия.

РСТ Забайкальского края не согласно с данным утверждением в связи с тем, что указанное выше экспертное заключение отображает все затраты, включенные в себестоимость услуги. Так, например, на странице 13 в разделе «Расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» подробно расписаны все затраты, относящиеся к данной группе затрат, в том числе затраты на приобретение электрической энергии по уровням напряжения.

РСТ Забайкальского края признает, что специалистом была допущена опечатка в экспертном заключении, которая выражается в написании, что расчет объема электрической энергии был произведен нормативно. Расчет затрат по статье «Электрическая энергия» был произведен исходя из фактического объема, полученного в результате анализа первичной документации.

Вместе с тем, необходимо отметить, что цены (тарифы) по регулируемым так и по нерегулируемым котельным должны быть экономически обоснованными. Экономическая обоснованность выражается в документарном подтверждении затрат (счета-фактуры, договора на оказания услуг и т.д.). 000 «Забайкальский тепловик» учитывает в калькуляции по услуге теплоснабжения, отпускаемой от котельной № 2, объем электрической энергии, рассчитанный нормативно РСТ Забайкальского края, в размере 44 024 кВт.ч. Из пояснений ответчика от 07 февраля 2020 года № 53 следует, что НВВ по котельной, а также размер недополученных доходов был рассчитан «путем распределения затрат прямо пропорционально объему полезного отпуска тепловой энергии в целом по котельным. Размер операционных и неподконтрольных расходов определен путем деления общей суммы затрат на количество котельных в своде».

НВВ это все затраты, понесенные организацией, в том числе и расходы на приобретение энергетических ресурсов. Следовательно, почему ООО «Забайкальский тепловик» по данной статье затрат выбрал другой подход (нормативный объем), а не распределение пропорционально полезному отпуску, так как затраты на приобретение электрической энергии не относятся ни к подконтрольным, а также ни к операционным расходам.

Вместе с тем, объем электрической энергии, собранный по всем калькуляциям (услугам) меньше, чем объем полученный в результате нормативного расчета. Возможно, ответчик, сопоставив это, умышленно учел больший объем электрической энергии в калькуляции.

По вопросу учета административных (общехозяйственных) расходов. Отношение административных расходов к базе распределения (фонд оплаты труда основного производственного персонала) на 2019 год должно составить 32,90%, вместо включенного в расчет ООО «Забайкальский тепловик» в размере 37,01 процента.

На основании вышеизложенного, РСТ Забайкальского края поддерживает свою позицию, изложенную в ранее направленном пояснении в адрес УФАС Забайкальского края (исх. от 20 июля 2020 года № 01/4038) и сообщает, что тариф на услугу теплоснабжения, рассчитанный ООО «Забайкальский тепловик» в размере 6 491,35 руб., завышен. С учетом корректировки административных (общехозяйственных) расходов, а также исключению затрат по статье «Электрическая энергия по уровням напряжения», тариф на 2019 год должен составлять 5 347,75 руб., что на 1 143,60 руб. меньше предложенного ресурсоснабжающей организацией.

Комиссия, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

  ООО «Забайкальский тепловик» оказывает Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Сретенска  услуги по теплоснабжению административного здания по адресу: г.Сретенск, ул. Кочеткова, 1.

Котельная расположена по адресу: г. Сретенск, ул. Кочеткова, 7, объект теплоснабжения передан ООО «Забайкальский тепловик» на основании Концессионного соглашения № 2 от 01.08.2016 года, заключенного с администрацией городского поселения «Сретенское».

ООО «Забайкальский тепловик» в адрес Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» для подписания направлен Муниципальный контракт по теплоснабжению и поставке горячей воды  №47/3/2019 на  2019 год. Цена договора составляет 291916,01 рублей, 6491,35 рублей (без учета НДС) за 1 Гкал. В 2018 году тариф на теплоснабжение ООО «Забайкальский тепловик» для муниципальных бюджетных учреждений, отапливаемых за счет котельной № 2,  установленный РСТ Забайкальского края  составлял 3603,90 руб./Гкал.

Забайкальское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение ООО «Забайкальский тепловик»  от 25.12.2019 № 03-14-6369 об устранении причин и условий, способствовавших возникновению таких признаков нарушений и необходимости определения экономически обоснованной цены по Государственному контракту теплоснабжения Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» на 2019 год.

ООО «Забайкальский тепловик» предупреждение не исполнило.

 Частью 2 статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) установлено, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

В  связи с этим в отношении регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, дерегулирование цен (тарифов) на товары в сфере теплоснабжения  не осуществляется (за исключением случаев, установленных частью3 статьи 44 Закона о концессионных соглашениях).

Пунктом 31 постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Правила) установлено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Таким образом, в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.

Согласно пункту 32 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

 В материалах дела имеется экспертное заключение РСТ Забайкальского края по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые 000 «Забайкальский тепловик» на территории муниципального образования городское поселение «Сретенское» муниципального района «Сретенский район», на долгосрочный период 2019 - 2023 гг.

Экспертное заключение отображает все затраты, включенные в себестоимость услуги. Раздел «Расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» подробно расписаны все затраты, относящиеся к данной группе затрат, в том числе затраты на приобретение электрической энергии по уровням напряжения. Расчет затрат по статье «Электрическая энергия» был произведен исходя из фактического объема, полученного в результате анализа первичной документации.

Цены (тарифы) по регулируемым так и по нерегулируемым котельным должны быть экономически обоснованными. Экономическая обоснованность выражается в документарном подтверждении затрат (счета-фактуры, договора на оказания услуг и т.д.).

000 «Забайкальский тепловик» учитывает в калькуляции по услуге теплоснабжения, отпускаемой от котельной № 2, объем электрической энергии, рассчитанный нормативно, в размере 44 024 кВт.ч., НВВ по котельной, а также размер недополученных доходов рассчитан «путем распределения затрат прямо пропорционально объему полезного отпуска тепловой энергии в целом по котельным. Размер операционных и неподконтрольных расходов определен путем деления общей суммы затрат на количество котельных в своде».

НВВ это все затраты, понесенные организацией, в том числе и расходы на приобретение энергетических ресурсов. ООО «Забайкальский тепловик» по данной статье затрат использует (нормативный объем), а не распределение пропорционально полезному отпуску, так как затраты на приобретение электрической энергии не относятся ни к подконтрольным, а также ни к операционным расходам. Объем электрической энергии, собранный по всем калькуляциям (услугам) меньше, чем объем полученный в результате нормативного расчета.

Отношение административных расходов к базе распределения (фонд оплаты труда основного производственного персонала) на 2019 год должно составить 32,90%, вместо включенного в расчет ООО «Забайкальский тепловик» в размере 37,01 процента.

Таким образом, тариф на услугу теплоснабжения, рассчитанный ООО «Забайкальский тепловик» в размере 6 491,35 руб., завышен. С учетом корректировки административных (общехозяйственных) расходов, а также исключению затрат по статье «Электрическая энергия по уровням напряжения», тариф на 2019 год должен составлять 5 347,75 руб., что на 1 143,60 руб. меньше  тарифа, предложенного ресурсоснабжающей организацией.

Комиссия, отмечает, что ранее в определениях об отложении дела допущена опечатка «увеличение тарифа на теплоснабжение по договору на 2019 год на 4 185,72 рублей (в 2 раза)», правильно 6 491,35 рублей, вместо 4 185,72 рублей.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" проведен анализ состояния конкуренции, по результатам которого в   период 2018 года и в январь-июль 2019 года  ООО «Забайкальский тепловик» занимает доминирующее положение в г. Сретенск на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергии, занимает 100% доли рынка в границах технологической инфраструктуры (котельная, сети), согласно  Концессионных соглашений № 1, № 2 от 01.08.2016 года.

В соответствии с  частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 3  части 1 статьи 10).

Увеличение в 2 раза тарифа на теплоснабжения по договору на 2019 год до 6 491,35 рублей (без учета НДС) за 1 Гкал содержит признаки завышенной цены, невыгодной для Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств».

Таким образом, навязывание условий договора ООО «Забайкальский тепловик» на невыгодных для  Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» условиях в части установления завышенной цены на 2019 год по договору теплоснабжения содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

В соответствии с частью 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

Председатель Комиссии                                                                                                              Члены

Связанные организации

Связанные организации не указаны