Постановление б/н Постановление об административном правонарушении в отношении... от 1 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, руководитель Забайкальского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 4 февраля 2016 года, составленный., главным  специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России, о нарушении части 2  статьи 14.31  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в отношении должностного лица - Филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л:

Дело об административном правонарушении рассматривается в отсутствие ДЛ.

В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления  ДЛ  о месте, дате и времени рассмотрения дела № 4/02-05.

Местом совершения правонарушения  является Забайкальский край, г. Чита.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужило Решение Забайкальского УФАС России от 15.12.2015 по делу № 29,  которым ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», в лице  филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  было признано нарушившим  пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 По информации, представленной Филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», ответственным должностным лицом за указанное выше нарушение  является ДЛ.

ДЛ  представлены письменные пояснения, из которых следует, что действия ДЛ не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

8 июля 2015 года Прокуратурой Читинского района  в Забайкальское УФАС России направлено обращение  главы сельского поселения  «Маккавеевское» и жителей с. Маккавеево,  указывающее на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Читаэнергосбыт», выразившееся в незаконном отключении от  электроэнергии семи жилых домов, магазина и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево.

Из заявления следует, что 26.06.2015 в 16 часов, ОАО «Читаэнергосбыт» ограничило подачу электроэнергии  на объекты, указанные выше.

Поставка электроэнергии на указанные объекты производилась на основании договора на поставку (отпуск) и потребление  электрической энергии. № 497 от 26.02.1998, заключенного между ОАО «Читаэнергосбыт» и ПСХК «Маккавеевский».

В соответствии с указанным договором, поставка электроэнергии осуществлялась по следующим объектам: РММ, склад, АЗС, проходная, котельная, коровник, 7 жилых домов строй цех гаражи.

3 июня 2015 года,  ОАО «Читаэнергосбыт» в адрес ПСХК «Маккавеевский» направлено уведомление об одностороннем отказе от поставки электрической энергии по договору № 497 от 26.02.1998 .

11 июня 2015 года, ОАО «Читаэнергосбыт» в адрес директора производственного отделения (центральные электрические сети) Павлова А.Г. направлено уведомление о прекращении договорных отношений между ОАО «Читаэнергосбыт» и ПСХК «Маккавеевский» с 19 июня 2015 года.

23 июня 2015 года ОАО «Читаэнергосбыт» в адрес филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» направлено уведомление  о том, что ОАО «Читаэнергосбыт» известило   производственное отделение  Центральные электрические сети о прекращении договорных отношений между ОАО «Читаэнергосбыт» и ПСХК «Маккавеевский» с 19 июня 2015 года.

26 июня 2015 года, в соответствии с актом ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии, представителями Филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  было произведено отключение  от подачи электроэнергии ПСХК «Маккавеевский».

21 июля 2015 года,  Забайкальским УФАС России на основании приказа  от 21 июля 2015 года № 147  возбуждено дело № 29 в отношении  ОАО «Читаэнергосбыт»  по признакам нарушения   пункта 4 части 1  статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке электроснабжения - путем прекращения подачи электрической  энергии семи жилым домам, магазину и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево,  что привело к   ущемлению интересов  добросовестных потребителей  электроэнергии.

ОАО «Читаэнергосбыт» представлены пояснения, из которых следует, что ОАО «Читаэнергосбыт» не  является инициатором  прекращения подачи электрической  энергии семи жилым домам, магазину и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево  и  действия ОАО «Читаэнергосбыт» не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства, отключение от электроэнергии было произведено Филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго».

ОАО «Читаэнергосбыт» представлены материалы, из которых следует, что в 2013 году жильцы домов по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево, ИП Ткаченко В.Ф., ИП Машкевич Н.В.  обращались в ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» с заявлением о подключении к электроэнергии, однако каких либо мер принято не было.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» привлечен к участию в деле № 29 в качестве  заинтересованного лица. Определением от 13 октября 2015 года Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» привлечен к участию в деле № 29 в качестве лица, действия которого содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из  пояснений филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» следует, что отключение от  электроэнергии семи жилых домов, магазина и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево было произведено  на основании  уведомления, направленного ОАО «Читаэнергосбыт» в адрес филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»,   о прекращении договорных отношений с ПСХК «Маккавеевский».  Информации о том, что  через  ПСХК «Маккавеевский» осуществляется поставка электрической энергии другим потребителям ОАО «Читаэнергосбыт» в адрес филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не представило.

Рассмотрев доводы сторон, и ознакомившись с представленными документами, Комиссия  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Статья 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с частью 1 статьи  5 Закона о защите конкуренции  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации)  доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

По результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности)  подготовлен  аналитический отчет  от  30 ноября  2015 года.

Целью исследования  рынка являлось  установление  доминирующего положения ОАО «Читаэнергосбыт» - энергосбытовой компании, как гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности).

Временным интервалом  исследования  определен  период в 2014 год и 1 полугодие 2015 года.

 Продуктовые границы  рынка  определены как  электрическая энергия (мощность). Электрическая энергия (мощность) по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами. В результате проведения «теста гипотетического монополиста» взаимозаменяемые товары не выявлены.

При определении географических границ рынка использована совокупность  методов, предусмотренных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее-Порядок),  а именно, метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке   и "тест гипотетического монополиста".

С учетом специфики розничного рынка электрической энергии, особенностей потребления товара (возможности приобретения электрической энергии у продавца по электрическим сетям), особенностей обращения  товара, а именно отсутствия возможности  перемещения  покупателя к товару географические границы локального товарного рынка определены границами села  Маккавеево,  в границах  электрических сетей, к которым присоединены потребители, расположенные по адресам ул. 1-ая Дорожная, дома 1-7, с. Маккавеево, Читинского района, Забайкальского края.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии является Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее  - РСТ Забайкальского края).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", подпунктом 10.3.3. пункта 10 главы 2 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 229 РСТ Забайкальского края определяет  границы зон  деятельности гарантирующих поставщиков.

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Согласно пункту 1 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15.07.2011 № 157 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" (далее – Приказ № 157), с учетом внесенных изменений приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 10 июля 2014 № 146, от 08 октября 2014 № 257, от 1 декабря 2014 г. N 540, от 29 января 2015 г. N 13, от 15 апреля 2015 г. N 74, от 28 апреля 2015 г. N 85  границами  зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Читаэнергосбыт" являются  административные границы Забайкальского края, в том числе по точкам поставки электрической энергии (мощности), не включенные в состав групп точек поставки ОАО "Оборонэнергосбыт" на оптовом рынке электрической энергии (мощности) согласно приложению N 1 Приказа №157, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных пунктами 2-5 Приказа № 157.

Таким образом, село  Маккавеево  Читинского района Забайкальского края, является зоной деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Читаэнергосбыт".  

В географических границах исследуемого рынка отсутствуют иные  хозяйствующие субъекты энергоснабжающие (энергосбытовые) компании  - конкуренты ОАО «Читаэнергосбыт».

Доля ОАО «Читаэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет общего объема электрической энергии (мощности) за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и доли ОАО «Читаэнергосбыт»  произведено на основании объема продаж (поставок) в натуральном (кВт.ч) и стоимостном (тыс.руб.) выражении.

ОАО «Читаэнергосбыт» является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим в селе  Маккавеево  Читинского района Забайкальского края электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала исследования.

Объем реализации ОАО «Читаэнергосбыт»  составил:

- в 2014 году  - 53158 кВтч.,  на сумму 199 479,50 руб.;

- в 1 п/г 2015 года – 50917  кВтч., на сумму 140 021,50 руб.

Доля ОАО «Читаэнергосбыт»  на исследуемом рынке  составляет  100 процентов, его  положение на товарном рынке является доминирующим. 

Уровень концентрации товарного рынка высокий.

По результатам проведенного анализа выявлены следующие барьеры:

- необходимость вложения дополнительных материальных затрат при переходе потребителя на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года;

- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для входа на оптовый рынок, что дает значительное преимущество энергосбытовой компании при работе на розничном рынке;

-    несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;

- наличие проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии;

-   необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.

Экономические и технологические барьеры входа на розничные рынки электроэнергии не преодолимы в короткие сроки, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок (во всяком случае, в приемлемые сроки).

Исследуемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией. 

Обзор состояния конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии от 2 декабря 2015 года, подготовлен в рамках рассмотрения дела  в связи с привлечением ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  качестве  ответчика.

Временным интервалом  исследования  определен  период в 2014 год и 1 полугодие 2015 года.

Продуктовые границы товарного рынка определены   как «услуги по передаче электрической энергии».

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен  в «Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС2002)» (принят и введен Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) в разделе Е - Электроэнергия, газ, пар и вода; подраздел ЕА - Электроэнергия, газ, пар и вода; класс - электроэнергия, газ, пар и вода с кодом 40; подкласс - услуги по производству, передаче и распределению электроэнергии с кодом 40.1; группа - услуги по передаче электроэнергии с кодом 40.12;  подгруппа услуги по передаче электроэнергии с кодом 40.12.1; вид - услуги по передачи электроэнергии с кодом 40.12.10.

Из содержания статьи 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занимающийся производством, реализацией товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передачи электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Между Филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и  ОАО «Читаэнергосбыт» заключен договор от 22.07.2013 № 18.7500.2896.13 на услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей до точек поставки Потребителей (Покупателей).

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услугой по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» осуществляет услуги по передаче электроэнергии. Следовательно, Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» является субъектом естественной монополии.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) определено, что сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В ходе рассмотрения дела Управлением рассмотрены отношения, сложившиеся между филиалом ПАО «МРСК Сибири» - Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт», ПСХК «Маккавеевский» и конечными потребителями (семь жилых домов, магазин и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево).  Согласно  Договору от 22.07.2013 № 18.7500.2896.13 заключенным между Филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и  ОАО «Читаэнергосбыт» на оказание услуги по передаче электрической энергии точкой поставки электроэнергии у потребителя (ПСХК «Маккавеевский») является место присоединения к проходным изоляторам ЗТП -315 кВА с оп. № 58 ВЛ – 10 кВ ОАО «ЧЭ» ПС 35/10 кВ «Маккавеево» (по Приложению № 2 к договору).

Поставка электроэнергии производилась на основании договора на поставку (отпуск) и потребление электрической энергии, заключенного между ОАО «Читаэнергосбыт» и ПСХК «Маккавеевский».

При этом остальные конечные потребители электрической энергии  7 жилых домов, магазин и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево, присоединены к объектам (сетям)  ПАО «МРСК Сибири» - Читаэнерго» опосредовано  через объекты ПСХК «Маккавеевский».

При транспортировке электрической энергии конечным потребителям (7 жилых домов, магазин и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево), сетевая компания фактически использует электрические сети прекратившего деятельность ПСХК «Маккавеевский»,

Таким образом, энергоснабжение  вышеуказанных конечных потребителей (7 жилых домов, магазин и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево), происходит как по электрическим сетям ПСХК «Маккавеевский» которые, в свою очередь, присоединены  к объектам (сетям) филиала ПАО «МРСК Сибири» - Читаэнерго»,  так и по сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - Читаэнерго».

Исходя из материалов дела № 29, на территории с. Маккавеево Читинского района отсутствуют электрические сети других сетевых компаний.

Наиболее близко расположенные к селу Маккавеево объекты электросетевого хозяйства находятся в п.г.т. Новокручининский на расстоянии от границ с. Маккавеево приблизительно в 10 км (ВЛ-10 кВ отпайка от ф. «Оленгуйский лесхоз»).

Исходя из условий обращения услуги по передачи электроэнергии, покупатели приобретают услугу у продавца, к сетям которого имеется доступ у покупателя.

В соответствии с п. 4.5 Порядка  определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке. 

Строительство новых электрических сетей, установка новых энергопринимающих устройств требует значительных материальных затрат.

В соответствии с п. 4.7 Порядка, учитывая, что услуги по передачи электроэнергии относятся к сфере услуг естественных монополий, географические границы товарного рынка определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев.

В данном случае – технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

При определении географических границ, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции технически приобрести товар за пределами территории деятельности Филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», ограниченной объектами электросетевого хозяйства,  не возможно.

Территория на которой Покупатель приобретает услугу по передаче электроэнергии у продавца ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  определены границами электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства на территории с Маккавеево Читинского района Забайкальского края, принадлежащих Филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  с  точкой поставки электроэнергии -  место присоединения к проходным изоляторам ЗТП -315 кВА с оп. № 58 ВЛ – 10 кВ ОАО «ЧЭ» ПС 35/10 кВ согласно  Договору от 22.07.2013 № 18.7500.2896.13.

Таким образом, географические границы товарного рынка определены границами электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства на территории с Маккавеево Читинского района Забайкальского края, принадлежащих ПАО «МРСК Сибири», в лице  Филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  с  точкой поставки электроэнергии -  место присоединения к проходным изоляторам ЗТП -315 кВА с оп. № 58 ВЛ – 10 кВ ОАО «ЧЭ» ПС 35/10 кВ согласно  Договору от 22.07.2013 № 18.7500.2896.13.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии  на товарном рынке, находящемся  в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» в лице  Филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» являются хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на соответствующих товарных рынках.

Между ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (Исполнитель) и ОАО «Читаэнергосбыт» (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии № 18.7500.2896.13 от 22.07.2013.

В соответствии с пунктом 1.1. указанного  договора:

Потребители - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию у Заказчика для собственных бытовых нужд и(или) производственных.

Точка приема - место в электрической сети Исполнителя, являющееся местом исполнения договора поставки электрической энергии Заказчику.

Точка поставки - место исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя.

Точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетевой организацией.

В случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через опосредованное присоединение к электрической сети, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства лиц не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица не оказывающего услуги по передаче электрической энергии.

Точки поставки электроэнергии из сети Исполнителя в сеть смежной сетевой организации, либо в сеть Потребителя определены в Приложении №2 к Договору № 18.7500.2896.13 от 22.07.2013.

В соответствии с пунктами 610, 611 Приложения № 2 к Договору № 18.7500.2896.13 от 22.07.2013, потребителем является  ПСХК «Маккавеевский», точки учета : РММ, АЗС, Коровник, склад, стройцех, гараж.

Таким образом, семь жилых домов, магазин по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево, не являлись точками поставки электроэнергии в соответствии с договором № 18.7500.2896.13 от 22.07.2013.

В соответствии с пунктом 3.2.6. Договора, Заказчик обязуется направлять письменное уведомление о дате расторжения с Потребителем, в интересах которого действует Заказчик, договора энергоснабжения, в срок не позднее чем за 3 рабочих дня до момента расторжения указанного договора, способом обеспечивающим подтверждение факта получения указанного уведомления Исполнителем.

Если уведомление о расторжении договора между Заказчиком и потребителем получено Исполнителем от Заказчика позднее указанной в уведомлении даты расторжения, то введение полного ограничения электрической энергии Потребителю осуществляется Исполнителем в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Если заказчик не уведомил или несвоевременно уведомил Исполнителя о расторжении Договора энергоснабжения, Исполнитель продолжает оказывать услуги по передаче электрической энергии до даты получения уведомления Заказчика.

 Приложением 5 к договору № 18.7500.2896.13 от 22.07.2013,  предусмотрен регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии Потребителей Заказчика и при возобновлении их электроснабжения.

В соответствии с пунктом «и» указанного регламента, ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае прекращения обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, договором № 18.7500.2896.13 и  регламентом предусмотрено основание введения ограничения подачи электрической энергии в случае прекращения действия договора  на поставку электроэнергии.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 утверждены  основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии.

При этом, согласно пункту 16 Правил ограничения, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «е» пункта 2 Правил ограничения, вводится полное ограничение режима потребления.

Подпунктами "а" и "б" пункта 4 Правил ограничения установлено, что ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "е" пункта 2 названных Правил, как гарантирующим поставщиком так и сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 7 Правил ограничения,  инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) основания введения ограничения режима потребления;

в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);

г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);

д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.

Текст  уведомлений направленных ОАО «Читаэнергосбыт»  в адрес филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не содержит сведений предусмотренных  пунктом 7 Правил ограничения.

Вместе с тем, в уведомлении указан потребитель ПСХК «Маккавеевский», в соответствии с пунктами 610, 611 Приложения № 2 к Договору № 18.7500.2896.13 от 22.07.2013, потребителем является  ПСХК «Маккавеевский», точки учета : РММ, АЗС, Коровник, склад, стройцех, гараж.

Семь жилых домов, магазин по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево, не являлись точками поставки электроэнергии в соответствии с договором № 18.7500.2896.13 от 22.07.2013.

 Таким образом, в соответствии с указанным выше уведомлением, отключение на основании подпункта «е» пункта 2 Правил ограничения, должно было быть произведено в точках поставки указанных в приложении № 2 к Договору № 18.7500.2896.13 от 22.07.2013.

Поставка электроэнергии семи домам и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево  осуществлялась ОАО «Читаэнергосбыт» на основании договора на поставку (отпуск) и потребление  электрической энергии. № 497 от 26.02.1998.

В соответствии с указанным договором, поставка электроэнергии осуществлялась по следующим объектам: РММ, склад, АЗС, проходная, котельная, коровник, 7 жилых домов строй цех гаражи.

Учитывая, что ОАО «Читаэнергосбыт» принимало оплату за полученную электроэнергию от жителей семи домов, магазина и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево, состояло в гражданско - правовых отношениях с указанными лицами, тем самым должно было принять меры для обеспечения подачи электроэнергии указанным лицам, в случае прекращения договорных отношений с ПСХК «Маккавеевский».

Материалы дела содержат сведения о том, что в 2013 году жильцы домов по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево, ИП Ткаченко В.Ф., ИП Машкевич Н.В.  обращались в ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» с заявлениями о технологическом присоединении, однако каких либо мер принято не было.

В ходе заседания представитель филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» пояснил, что мер по подключению к электроэнергии указанных выше  объектов принято не было в виду того, что данные объекты были фактически подключены  через ПСК "Маккавеевский".  

В материалы дела  представлено решение арбитражного суда Забайкальского края и постановление  Четвертого Арбитражного апелляционного суда, по делу № А 78-12552/2014, из которых следует, что ОАО "Читаэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ПСК "Маккавеевский" о расторжении договора энергоснабжения № 497 от 26.02.1998. (дело № А 78-12552/2014).

Требование ОАО "Читаэнергосбыт", заявленное по данному делу на основании статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивировано неоднократным нарушением ПСК "Маккавеевский" обязательств по оплате.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05.03.2015 года и Постановлением четвертого арбитражного апелляционного суда  в иске отказано.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что действующее законодательство не допускает отказа истца от исполнения договора в части обязательств, касающихся присоединенных потребителей, кроме того отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что расторжение спорного договора не создаст препятствий перетоку электроэнергии для опосредовано подключенных потребителей.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  являлось третьим лицом по делу А 78-12552/2014.

Таким образом,  ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» владело информацией о наличии добросовестных потребителей, а именно о жителях семи домов, магазина и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево. Однако, мер для  обеспечения подачи электроэнергии указанным лицам со стороны  филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» принято не было.

В силу пункта 8 Правил ограничения, ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

Если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то: исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня со дня получения уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления уведомить об этом инициатора введения; исполнитель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.

Если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.

 До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике,  субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

26 июня 2015 года, в соответствии с актом ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии, представителями Филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  было произведено отключение  от подачи электроэнергии ПСХК «Маккавеевский», в ходе указанных действий от подачи электроэнергии были отключены добросовестные потребители, а именно семь жилых домов, магазин и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево.

Несогласованность действий ОАО «Читаэнергосбыт» и филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», привело к   ущемлению интересов  добросовестных потребителей  электроэнергии.

Частью 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пунктом 8 Правил ограничения прямо указано на недопустимость введения ограничений подачи электроэнергии добросовестным потребителям, что имело место в рассматриваемом случае, учитывая отсутствие в материалах дела убедительных доказательств принятия ОАО «Читаэнергосбыт» и филиалом  ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»  мер, направленных на обеспечение подачи электроэнергии добросовестным потребителям, Комиссия Забайкальского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Читаэнергосбыт» и филиала  ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» " нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке электроснабжения, путем прекращения подачи электрической  энергии семи жилым домам, магазину и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево,  что привело к   ущемлению интересов  добросовестных потребителей  электроэнергии.

В ходе рассмотрения дела установлено, что подача электрической  энергии семи жилым домам, магазину и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево, восстановлено.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», в лице  филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» нарушило  пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

По информации, представленной Филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», ответственным должностным лицом за указанное выше нарушение  является ДЛ.

С учетом вышеизложенного, усматривается следующий состав административного правонарушения:

Субъект административного правонарушения: должностное лицо Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго».

Объект: отношения на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Объективная сторона выразилась в  злоупотреблении доминирующим положением на рынке электроснабжения, путем прекращения подачи электрической  энергии семи жилым домам, магазину и АЗС по улице 1-я Дорожная, с. Маккавеево,  что привело к   ущемлению интересов  добросовестных потребителей  электроэнергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Должностное лицо  - ДЛ не принял все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства  и  следовательно, несет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, также не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать должностное лицо Филиала ОАО «МРСК Сибири» - ДЛ   виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП.
  2. Наложить на ДЛ  административный  штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч)  рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Должник – ДЛ  уплачивает штраф взыскателю – Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю.

Получатель платежа: УФК по Забайкальскому краю (Забайкальское УФАС России Л/сч.: 04911208180)

ИНН: 7536033755 / КПП: 753601001

Банк получателя: Отделение Чита г.Чита

Л/сч.: 04911208180

БИК: 047601001

Р/сч: 40101810200000010001

КБК: 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКТМО: 76701000

 

   Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

  Постановление о взыскании штрафа выдано_____________________________

  Срок предъявления постановления к исполнению________________________

          Постановление о  наложении штрафа вступает в силу _____________________

 

Руководитель  управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны