Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы ООО «Недра Сибири» о наруше... от 26 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по рассмотрению жалобы № 14

о нарушении законодательства при осуществлении закупки

 

24 января 2018 года                                                               г. Чита, ул. Лермонтова, 14

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии, руководителя управления, членов комиссии: Масловой Ю.С. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, , ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, , ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,

 рассмотрев поступившую 17.01.2018 жалобу  ООО «Недра Сибири» (ОГРН 1130327016599 ИНН 0323371411), на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчиком – ФКУ Упрдор «Забайкалье» (ОГРН 1047550000717,ИНН 7536053744)  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту моста через реку Нижнее Олонгро на км 639+300 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Забайкальском крае (реестровый 0391100002017000175),

в присутствии представителей заказчика – ФКУ Упрдор «Забайкалье»

в отсутствие представителя заявителя (о времени и месте уведомлен надлежащим образом)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Забайкальского УФАС России поступила 17.01.2018 жалоба  от ООО «Недра Сибири», на нарушение требований Закона о контрактной системы заказчиком – ФКУ Упрдор «Забайкалье» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту моста через реку Нижнее Олонгро на км 639+300 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Забайкальском крае (реестровый 0391100002017000175).

В соответствии с жалобами нарушения выразились в следующем:

В аукционной документации Заказчиком выставлены требования к показателям товаров, значения которых могут быть известны только по итогам проведения испытаний.

Установление требований к показателям, значения которых становятся известными при испытании товара определенным методом, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заявитель просит приостановить процедуру закупки в части заключения контракта; провести внеплановую проверку действий заказчика; признать нарушения положений законодательства о контрактной системе; выдать предписание об устранении нарушений.

Представители заказчика с доводами, указанными в жалобе не согласились.

Все требования к материалам установлены в соответствии с ГОСТ.

Представители заказчика считают жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе  проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.

27.12.2017 на официальном сайте ЕИС заказчиком размещены Извещение и Документация электронного аукциона  на выполнение работ по ремонту моста через реку Нижнее Олонгро на км 639+300 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Забайкальском крае (реестровый 0391100002017000175).

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 23.01.2018

Дата проведения аукциона в электронной форме 26.01.2018

Начальная (максимальная) цена контракта 65 578 956,00рублей.

Согласно протоколу  рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.01.2018 аукцион признан несостоявшимся.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения представителей заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

Статья 18 Закона о контрактной системе относит к компетенции заказчика обоснование закупки, которое осуществляется при формировании плана закупок, плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок (часть 1); при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и установленных в соответствии со статьей 19 данного Закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования    к    качеству,    к    техническим,    функциональным    характеристикам    товара,  к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями,
предусмотренными законодательством Российской  Федерации  о    техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки, должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках
Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному
определению  параметров  и    характеристик  товара,   в    наибольшей  степени удовлетворяющие  его потребностям.

Заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.

Статья 33 Закона о контрактной системе не устанавливает запрета заказчику предусматривать в аукционной документации требования к составу материалов, из которых изготовлены товары, используемые для выполнения работ.

Приложением № 4 к Аукционной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ (далее – «Требования к материалам»):

  1.  Грунты: крупнообломочные, пески, супеси, суглинки, глины.
  2. Каменная наброска
  3. Щебеночно-гравийно-песчаные смеси;
  4. Бетоны тяжелые и мелкозернистые, смеси бетонные.
  5. Сталефибробетон и сталефибробетонные смеси.  Плотный и высокоплотный асфальтобетон из горячих смесей;
  6. Щебень.
  7. Песок из отсевов дробления
  8. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные (ЩМА).
  9. Смеси растворные и растворы.

Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что по каждому из вышеперечисленных разделов «Требований к материалам» требования к характеристикам материалов основаны на положениях ГОСТов и СНиПов.

При данных обстоятельствах заказчик при осуществлении электронного аукциона, основываясь на положениях проектной документации и требованиях статьи 33 Закона о контрактной системе, правомерно установил требования к материалам, исходя из фактической потребности. При этом установленные требования к характеристикам материалов являются стандартными показателями и установление таких показателей в аукционной документации в полной мере соответствует положениям статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Как уже было указано выше, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом в соответствии с Инструкцией при формировании первой части заявки участником, значения показателей материала, требования к которым в приложении №4 к аукционной документации отмечены знаком «  1» , должны соответствовать другим показателям материала, указанных участником закупки в заявке, при этом участник должен руководствоваться нормативно - технической документацией, указанной в обосновании приложения № 4 к документации об аукционе.

Следовательно, согласно инструкции участник должен при составлении заявки руководствоваться ГОСТами конкретного раздела «Требования к материалам» -Приложение № 4 аукционной документации.

Комиссия Забайкальского УФАС России установила, что ГОСТ 5802-86 "Растворы строительные. Методы испытаний", ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний", которые указаны в жалобе заявителя, регламентируют методы испытаний, а не общие требования к материалам. Данные ГОСТы не указаны в аукционной документации.

Таким образом, Комиссия Забайкальского УФАС России согласилась с доводами представителей заказчика о том, что все требования к материалам установлены в соответствии с ГОСТ и не требуют проведения испытаний.

Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе,  административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14) комиссия, 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Жалобу ООО «Недра Сибири» признать необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:                                                                         

 

Члены Комиссии:                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны