Решение №02-05-3583 Решение от 31 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения                                                                                                       г. Чита

объявлена  18 мая 2022 года,

решение в полном объеме

изготовлено 31 мая  2022 года

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 075/01/16-539/2021  о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МОУ «Чупровская общая общеобразовательная школа» (ИНН <...>), ООО «Ал<...> (ИНН <...>  по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), выразившихся в сговоре заказчика и подрядчика, в составе:

Председатель Комиссии –  <...>

Члены Комиссии:

<...>,

- стороны по делу о дате, месте и времени заседания Комиссии извещены надлежащим образом представитель не направили;

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России поступили материалы Прокуратуры Калганского района (вх. 5112 от 27.07.2021г.) указывающие на нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту окон в здании МОУ «Чупровская ООШ».

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, бюджетного законодательства при реализации государственной программы Забайкальского края «Развитие образования», реализующей мероприятия национального проекта «Образование».

Проведенной проверкой установлено, что между МОУ «Чупровская ООШ» и ООО «Ал<...>» заключено 5 договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту окон в задании МОУ «Чупровская ООШ» на общую сумму 2 692 292,7 руб.

Так, 25.11.2020 года МОУ «Чупровская ООШ» заключены договоры подряда № КО-1156, № КО-1157, № КО-1158, № КО-1159, № КО-1160 на выполнение работ по капитальному ремонту окон в задании МОУ «Чупровская ООШ» (далее договор № КО-1156, КО-1157, КО-1158, КО-1159, КО-1160) на сумму 600 000 руб., 600 000 руб., 600 000 руб., 600 000 руб., 292 699 руб. соответственно.

Согласно пункта 1.2 указанных договоров подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями Договора и сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью Договора.

Изучением сметной документации установлено, что предусмотренные в них работы имеют идентичное содержание - поставка и установка оконных блоков из ПВХ.

Согласно актов приемки выполненных работ, работы по договорам от 25.11.2020 № КО-1156, № КО-1157, № КО-1158, № КО-1159, № КО-1160 приняты МОУ «Чупровская ООШ» 25.12.2021.

Прокуратурой района 09.02.2021 в адрес директора МОУ «Чупроская ООШ» направлено требование о предоставлении информации по факту не проведения электронного аукциона, а также причины заключения 5 договоров на выполнение работ, вместо одного.

Ответ на данное требование поступил 23.03.2021, согласно которому, следует, что при проведении аукциона, контракт мог быть заключен позже заявленного, а также лицо, с которым могли быть заключены договоры мог оказаться недобросовестным поставщиком, в связи, с чем принято решение аукцион не проводить, а обратиться напрямую к производителям окон.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в рамках реализации государственной программы Забайкальского края «Развитие образования», реализующей мероприятия национального проекта «Образование» 17.04.2020 года администрацией муниципального района «Калганский район» с Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края заключено соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по благоустройству муниципальных организаций в целях соблюдения требований к воздушно — тепловому режиму, водоснабжению и канализации.

МОУ «Чупровская ООШ» в целях ухода от установленных законом конкурентных процедур, заключает 5 однотипных договоров подряда от 25.11.2020.

Определением от 27.10.2021 Забайкальским УФАС России к рассмотрению назначено дело №075/01/16-593/2021, возбужденное в отношении МОУ «Чупровская общая общеобразовательная школа», ООО «Ал<...>»  по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» назначено на 24.11.2021г.

Определением от 24.11.2021, рассмотрение дела было отложено на 20.12.2021.

Определением от 20.12.2021 рассмотрение дела было отложено на 14.01.2022.

Определением от 14.02.2021 рассмотрение дела было отложено на 02.03.2022.

Определением от 02.03.2021 рассмотрение дела было отложено на 07.04.2022.

Комиссия Забайкальского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 07.04.2022 Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью вынесению настоящего заключения об обстоятельствах дела.

За время рассмотрения дела, в материалы Забайкальского УФАС России представлены следующие письменные и устные пояснения сторон.

10.08.2021 на запрос Управления МОУ «Чупровская ООШ» представлены пояснения следующего содержания.

07.09.2020 г. получено представление прокуратуры Калганского района об устранении нарушений законодательства в сфере образования.

23.09.2020 заключен договор на изготовление проектно-сметной документации.

02.10.2020 г. документы направлены в ГАУ «Государственная экспертиза Забайкальского края». Положительное заключение на смету получено 27.10.2020 г.

Начальная максимальная цена контракта определена проектно-сметным методом. Общая стоимость работ по замене окон в здании. МОУ «Чупровская ООШ» согласно сводного сметного расчета составляет 2 780 980 (Два миллиона семьсот восемьдесят тысяч девятьсот восемьдесят) рублей.

Муниципальные учреждения муниципального района «Калганский район» проводят закупки через ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок Забайкальского края» (Соглашение № 12 от 08.02.2018 г.). Средний срок проведения закупки от подачи заявки до заключения контракта составляем в среднем 40 дней. При этом отсутствует гарантия, что будут поданы заявки на участие в аукционе и подрядчик будет определен.

Для проведения ремонта окон в здании МОУ «Чупровская ООШ» были выделены денежные средства в рамках национального проекта «Образование». Учитывая сжатые сроки, отведенные на проведение ремонта и  целях   исполнения   поставленной   Правительством Забайкальского  края задачи   по   освоению   денежных   средств   выделенных   на   ремонт   окон, договоры заключили в соответствии с п. 5 м. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Для  заключения договоров   выбрана организация,   которая непосредственно занимается производством оконных блоков из ПВХ профилей. Общая стоимость работ разделена на несколько договоров, но стоимости не превышающих 600 тыс. рублей. Площадь окон подлежащих ремонту по локальному сметному расчету - 208,3324 кв. м. Площадь окон по договорам с ООО «Ал<...>» - 215,1134 кв.м.

Работы выполнены в установленные договорами сроки - 25.12.2021. Выполненные работы оплачены.

Проектно-сметная документация на капитальный ремонт окон МОУ «Чупровская ООШ» включает в себя Ведомость объемов работ и Локальный сметный расчет 01-01-2020.

Переписка с администрацией муниципального района «Калганский район» не велась.

О том, что МОУ «Чупровская ООШ» выделены денежные средства в рамках соглашения от 17.04.2020 № 76628000-1-2-2020-009 сообщили по телефону из Управления образования администрации муниципального района «Калганский район».

14.02.2022 МОУ «Чупровская ООШ» представлена необходимая информация в табличном виде, а также пояснения следующего содержания.

Проектно-сметная документация на капитальный ремонт окон МОУ «Чупровская ООШ» включает в себя Ведомость объемов работ и Локальный сметный расчет 01-01-2020.

Переписка с администрацией муниципального района «Калганский район» не велась.

О том, что МОУ «Чупровская ООШ» выделены денежные средства в рамках соглашения от 17.04.2020 № 76628000-1-2-2020-009 сообщили по телефону из Управления образования администрации муниципального района «Калганский район».

ООО «Ал<...> не представлена информация, запрашиваемая определением от<...>.

ООО «Ал<...> в адрес Управления поступили пояснения следующего содержания.

Одним из основных видов деятельности компании является оптовая и розничная продажи: светопрозрачных конструкций потребителям оконные изделия из ПВХ-профиля, дверные блоки из ПВХ-профиля и  т.д.).

По факту заключенных договоров на капитальный ремонт окон с МОУ «Чупровская ООШ» сообщаем, что данный заказчик обратился к нам с намерением заключить данные договоры. И так как российское законодательство не запрещаем нашей компании, как субъекту предпринимательской  деятельности,  заключать такие договоры,  они были заключены и исполнены в полном объеме.

Упомянутые договоры № КО-1156, КО-1157, КО-1158, КО-1159, КО-1160 от 25 ноября 2020 года были заключены с МОУ «Чупровская ООШ» (далее - Заказчик) в рамках осуществления обычной хозяйственной деятельности ООО «Ал<...>, осуществляемой последним как одного из основных видов своей деятельности.

Предполагаем, что данные договоры не являются сделками, ограничивающими конкуренцию, по следующим причинам.

Денежные средства на оплату работ по ремонту окон для образовательных организаций были выделены в рамках реализации национального проекта «Образование». При этом сроки проведения таких ремонтов были определены Правительством Забайкальского края и были достаточно сжатыми.

Заказчиком в конце октября 2020 года было получено положительное заключение сметы от ГАУ «Забайкальская экспертиза Забайкальского края».

Проведение конкурентных способов закупки, в том числе с учетом того обстоятельства, что такие закупки для Заказчика проводит ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок Забайкальского края» (далее - Центр закупок), было нецелесообразно из-за больших временных затрат на подготовку закупочной документации, прохождение дополнительных согласований в рамках взаимодействия Заказчика с Центром закупок, проведение самих процедур по непосредственному определению победителя конкурентной закупки.

Кроме этого, следует учесть время года, когда необходимо было выполнять работы, что также делало объективно нецелесообразным проведение конкурентных способов закупки, так как проведение таких процедур повлекло бы выполнение работ в более холодный период времени.

Также важным обстоятельством является и то, что оконные изделия были проданы и установлены Заказчику по ценам, не превышающим цены, существовавшие тогда на рынке (не завышенные цены), что само по себе исключает факт излишнего расходования Заказчиком выделенных денежных средств.

Работы по заключенным договорам были выполнены нами в срок, с надлежащим качеством, приняты и оплачены Заказчиком в установленном такими договорами порядке.

Компания была выбрана Заказчиком в качестве подрядчика путем обращения в отдел продаж, по причине нашей известности на рынке, наличия большого опыта выполнения таких работ, без каких-либо личных предвзятостей.

30.03.2022 г. в ответ на определение об отложении рассмотрения  дела от 02.03.2022 № 02-05-1106 в адрес Управления от ООО «Ал<...>»  представлены пояснения следующего содержания.

Упомянутые договоры № КО-1156, КО-1157, КО-1158, КО-1159, КО-1160 от 25 ноября 2020 года были заключены с МОУ «Чупровская ООШ» (далее - Заказчик) в рамках осуществления обычной хозяйственной деятельности ООО «Ал<...>», осуществляемой последним как одного из основных видов своей деятельности.

Предполагаем, что данные договоры не являются сделками, ограничивающими конкуренцию, по следующим причинам.

Денежные средства на оплату работ по ремонту окон для образовательных организаций были выделены в рамках реализации национального проекта «Образование». При этом сроки проведения таких ремонтов были определены Правительством Забайкальского края и были достаточно сжатыми.

Заказчиком в конце октября 2020 года было получено положительное заключение сметы от ГАУ «Забайкальская экспертиза Забайкальского края».

Проведение конкурентных способов закупки, в том числе с учетом того обстоятельства, что такие закупки для Заказчика проводит ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок Забайкальского края» (далее - Центр закупок), было нецелесообразно из-за больших временных затрат на подготовку закупочной документации, прохождение дополнительных согласований в рамках взаимодействия Заказчика с Центром закупок, проведение самих процедур по непосредственному определению победителя конкурентной закупки.

Кроме этого, следует учесть время года, когда необходимо было выполнять работы, что также делало объективно нецелесообразным проведение конкурентных способов закупки, так как проведение таких процедур повлекло бы выполнение работ в более холодный период времени.

Также важным обстоятельством является и то, что оконные изделия были проданы и установлены Заказчику по ценам, не превышающим цены, существовавшие тогда на рьшке (не завышенные цены), что само по себе исключает факт излишнего расходования Заказчиком выделенных денежных средств.

Работы по заключенным договорам были выполнены нами в срок, с надлежащим качеством, приняты и оплачены Заказчиком в установленном такими договорами порядке.

Наша компания была выбрана Заказчиком в качестве подрядчика путем обращения в отдел продаж, по причине нашей известности на рынке, наличия большого опыта выполнения таких работ, без каких-либо личных предвзятостей.

К настоящему письму прилагаются запрашиваемые копии счетов на оплату работ по договорам № КО-1156, КО-1157, КО-1158, КО-1159, КО-1160 от 25 ноября 2020 года, а также выписка с банковского счета, подтверждающая поступление денежных средств на расчетный счет ООО «Ал<...> за выполненные работы.

На заключение об обстоятельствах дела от сторон  возражения не представлены.

Комиссия Забайкальского УФАС России, изучив документы, представленные в материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В целях признания соглашения, нарушающего положения пункта 4 статьи 16 Закона №135-ФЗ, подлежат установлению следующие обстоятельства: соглашение не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; соглашение привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции, либо через категорию «вред конкуренции».

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции, ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции, устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

Таким образом, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены не только письменные, но и устные соглашения, которые ограничивают конкуренцию. И отсутствие письменных доказательств заключения соглашения не может являться основанием для отмены решения о признании такого соглашения ограничивающим конкуренцию.

Кроме того, согласно пункту 9 обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Статьей 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (части 1 и 2 статьи 24).

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе в подлежащей применению редакции закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании названной нормы носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно в силу несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки либо в случаях отсутствия времени, необходимого для организации торгов.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона № 44-ФЗ, противоречит его целям, открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод, проводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Кроме того, отсутствие публичных процедур приводит и к неэффективному использованию бюджетных средств, поскольку Закон № 44-ФЗ преследует цель, в том числе, предотвращения неэффективного использования бюджетных денежных средств и недопущение предоставления отдельным лицам преимуществ в получении заказа по сравнению с теми претендентами, кто имеет возможность предложить более выгодные условия удовлетворения государственных либо муниципальных нужд.

Учреждение являлось заказчиком работ для муниципальных нужд, контракт на выполнение которых должен быть заключен в порядке, предусмотренным Законом №44-ФЗ, регулирующим отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В представленных в материалы дела контрактах, заключенных учреждением и обществом, также указано, что они заключены на основании Закона № 44-ФЗ.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2019 г. № ИА/100041/19 в случае заключения соответствующих договоров по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с превышением установленного годового объема таких закупок, действия заказчика будут являться нарушением Закона о контрактной системе.

При этом ФАС России обращает внимание, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ только в качестве исключения из общего правила, поэтому контролирующие органы и суд могут учитывать правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 №2518/11. Она предполагает, что искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных с целью ухода от проведения торгов недопустимо.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в соответствии с пунктом 2 статьи 51 органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Основная цель деятельности бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с его учредительными документами.

Учредительным документом для бюджетного учреждения является устав (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно пункту 1.3. Устава МОУ «Чупровская ООШ» учредителем Школы и собственником её имущества является муниципальный район Калганский район Забайкальского края.

Школа обладает автономией, под которой понимается  самостоятельность в осуществлении образовательной, научной административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (п.2.4 Устава).

МОУ «Чупровская ООШ»  по договорам № КО-1156, № КО-1157, № КО-1158, № КО-1159, № КО-1160  от 25.11.2020г. выступало заказчиком на выполнение работ по капитальному ремонту окон в задании МОУ «Чупровская ООШ». Общая стоимость выполненных и принятых работ по договорам  составила 2 692 699,00 рублей. Учитывая, что выполнение работ предусмотрено единой проектной документацией (положительное заключение государственной экспертизы от 27.10.2020), общая сумма по заключенным договорам превысила 600 000 рублей, заказчик должен был определить подрядчика путем проведения конкурентной закупки.

 Общая сумма, перечисленных средств и соответственно сумма дохода от участия в реализации соглашения с ООО «Ал<...>» составила 2 692 699,00 рублей.

Вместе с тем, заключение заказчиком с единственным поставщиком ряда взаимосвязанных договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно разделенную для целей формального соблюдения требований пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не соответствует указанному закону и может привести к сокращению числа участников закупки.

Об искусственном дроблении предмета закупки, в частности, свидетельствует последовательное заключение вышеуказанных договоров в короткий период времени (5 договоров все от 25.11.2020), единый срок выполнения работ 25.12.2020, технологическая связь работ, являющихся предметом вышеуказанных договоров.

Таким образом, договоры № КО-1156, № КО-1157, № КО-1158, № КО-1159, № КО-1160  от 25.11.2020 заключены в нарушение порядка, установленного Законом № 44-ФЗ, без проведения процедуры торгов, что свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения, которое создало преимущество ООО «Ал<...>» и лишило иных потенциальных участников доступа к торгам. Соответствующая правовая позиция указана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2020 № Ф08-2793/2020 по делу № А53-22985/2019, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.12.2020 № Ф10-5243/2020 по делу № А35-11261/2019.

Забайкальским УФАС России на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции.

Основанием для исследования рынка услуг по капитальному ремонту окон школы на территории Калганского района Забайкальского края является рассмотрение дела в отношении в отношении МОУ «Чупровская средняя общеобразовательная школа» и ООО «Алюком-Производство» по признакам нарушения части 4 статьи 16 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 настоящего Порядка.

В данном случае анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Целью исследования является установление временного интервала, продуктовых границ и географических границ рынка услуг по капитальному ремонту окон школы.

Методическую основу исследования составили:

-Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;

-Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

-Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок);

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст.

Для определения параметров товарного рынка используются:

- материалы дела в отношении МОУ «Чупровская средняя общеобразовательная школа» и ООО «Алюком-Производство» по признакам нарушения антимонопольного законодательства;

- информация о хозяйствующих субъектов, полученная посредством интернет-сервиса для получения информации о предприятиях «Seldon.Basis» (далее - интернет-сервис «Seldon.Basis»).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной наименьший интервал исследования состояния конкуренции равен одному году.

25.11.2020 года МОУ «Чупровская ООШ» заключены договоры подряда № КО-1156, № КО-1157, № КО-1158, № КО-1159, № КО-1160 на выполнение работ по капитальному ремонту окон в задании МОУ «Чупровская ООШ». Сроком окончания данных работ является 25 декабря 2021 года.

Следовательно, для целей данного анализа временной интервал является периодом действия заключенных договоров – период с 25 ноября 2020 года – 25 декабря 2021 года.

В соответствии с п. 3.1 части III Порядка для проведения исследования состояния конкуренции на рынке услуг по капитальному ремонту зданий предварительно определены границы как услуги по капитальному ремонту зданий и сооружений.

Градостроительным кодексом под термином «градостроительная деятельность» понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

Деятельность в сфере капитального ремонта оконных блоков зданий согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) относится к разделу F «Строительство», классу 41 «Строительство зданий», в который включено строительство новых зданий, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж сборных сооружений или конструкций на участке, а также строительство временных зданий. А также часть ремонтных работ относятся к классу 43 «Работы строительные специализированные», в том числе и работы по капитальному ремонту окон из ПВХ.

В соответствии с материалами дела между МОУ «Чупровская ООШ» и ООО «Ал<...> заключались договоры на следующие виды работы - по поставке и установке оконных блоков из ПВХ.

Данные виды работ в соответствии с Градостроительным кодексом могут относиться к работам по капитальному ремонту окон здания школы.

Учитывая вышеизложенное, уточненными продуктовыми границами товарного рынка является услуги по капитальному ремонту окон здания школы. Услуги по капитальному ремонту не имеют взаимозаменяемых услуг.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности конечного потребителя получить услугу на территории сельского поселения «Чупровское» Калганского района Забайкальского края или его части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за пределами сельского поселения, а также готовности и возможности строительных организаций оказать рассматриваемую услугу в установленных географических границах.

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка определяются границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации. Поскольку в соответствии с заключенными договорами проводился капитальный ремонт окон здания сельской средней школы, то для исследования предварительно принимаются границы муниципального образования, в которых расположен объект капитального ремонта.

В соответствии с материалами дела МОУ «Чупровская ООШ» заключен договор с хозяйствующим субъектом ООО «Ал<...>», который зарегистрирован на территории городского округа «Город Чита», а также на территории краевого центра данное Общество осуществляет свою деятельность по монтажу окон в зданиях.

Также в соответствии с пунктами 4.5 и 4.6 Порядка, исходя из экономической возможности и целесообразности приобретателя, приобрести товар, географические границы рынка определены как административные границы Забайкальского края.

Учитывая вышесказанное, уточненными географическими границами рынка услуг по капитальному ремонту окон зданий являются административные границы Забайкальского края.

На данном товарном рынке по данным интернет-сервиса «Seldon.Basis» на территории Забайкальского края зарегистрированы 910 хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство зданий и сооружений всех типов и назначений, включая работы по капитальному ремонту как самих зданий, так и их отдельных частей (например, оконных блоков). По коду ОКВЭД 2, к которому относятся работы строительные специализированные, на территории региона зарегистрировано более 200 предприятий.

Кроме того, на территории Забайкальского края зарегистрированы 4 хозяйствующих субъекта, осуществляющих производства окон и дверей, в том числе ООО «Ал<...>».

На территории сельского поселения «Чупровское» Калганского района помимо ООО «Алюком-Производство» деятельность по капитальному ремонту окон здания школы также могут осуществлять строительные компании, у которых имеется возможность оказывать услуги по капитальному ремонту.

В результате необоснованного заключения образовательным учреждением контрактов с единственным поставщиком (исполнителем) выполнение работ по капитальному ремонту окон в здании МОУ «Чупровская ООШ», общество получило доступ к выполнению работ по максимальной возможной цене, минуя участие в конкурентных процедурах, без подачи предложений о снижении цены контракта, в связи с чем, поставлено в преимущественное по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем рынке услуг, положение.

Заключение указанного соглашения препятствует развитию добросовестной конкуренции, поскольку может ограничивать возможности хозяйствующих субъектов, потенциально готовых принять участие в торгах с целью осуществления рассматриваемых работ.

Комиссия Управления, учитывая совокупность имеющихся доказательств, сделала обоснованный вывод о необходимости квалифицировать указанные действия по пункту 4 статье 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного выше, Комиссия Забайкальского УФАС России приходит к выводу, что в действиях МОУ «Чупровская общая общеобразовательная школа», ООО «Ал<...> имеется нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции выразившиеся в наличии достигнутого соглашения, в результате чего пострадал не только конкурентный рынок в указанной области, но и бюджет.

Согласно части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание.

Ввиду исполнения обязательств по заключенным договорам между МОУ «Чупровская общая общеобразовательная школа», ООО «Ал<...>, а также отсутствия обстоятельств возможных и подлежащих устранению в целях соблюдения антимонопольного законодательства, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чупровская общая общеобразовательная школа» (ИНН <...>), Общество с ограниченной ответственностью «Алю<...>о» (ИНН <...>) нарушившими пункт 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции.

2. Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства не выдать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

В соответствие с нормами статьи 52 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии                           <...>

Члены Комиссии:                                     <...>                                                                                      

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны