Решение (комиссия) №МГ/1870/23 Решение о признании Общества нарушившим пункт 10 части 1 ста... от 14 апреля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения
объявлена 14 апреля 2023 года,
в полном объеме решение
изготовлено 14 апреля 2023 года г. Чита

 

Комиссия Забайкальского России по рассмотрению дела № 075/01/10-184/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» ИНН 7536183920 ОГНР 1207500005745 (672038, г. Чита, ул. Сухая Падь, д. 11) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, выраженного в самостоятельном установлении законодательно регулируемого тарифа на размещение (захоронение) ТКО приказом ООО «Эко-Альянс» №2, в составе:

Председатель комиссии руководитель Забайкальского УФАС России;
Члены комиссии:
начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков;

ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков;
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в отсутствие представителей Прокуратуры Центрального района, ООО ЖУК «Антей», ООО «Эко-Альянс», Министерства природных ресурсов Забайкальского края, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не направляли,

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России поступило заявление ООО «ЖУК «Антей» (далее – Заявитель) по результатам рассмотрения которого Приказом Забайкальского УФАС России возбуждено дело № 075/01/10-184/2022 в отношении ООО «Эко-Альянс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части в части установления монопольно высокой цены на услуги по приему и размещению категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» на объекте временного накопления отходов восточнее п. Ивановка.

Определением к рассмотрению назначено дело № 075/01/10-184/2022.
Определением рассмотрение дела отложено.
Определением рассмотрение дела отложено.
Определением рассмотрение дела отложено.
Объявлен перерыв.
Определением рассмотрение дела отложено.
Определением рассмотрение дела отложено.
Определением рассмотрение дела отложено.
Определением рассмотрение дела отложено.
Определением рассмотрение дела отложено, действия ООО «Эко-Альянс» переквалифицированы с п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на услуги по приему и размещению категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» на объекте временного накопления отходов восточнее п. Ивановка, на п.10 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, выраженного в самостоятельном установлении законодательно регулируемого тарифа на размещение (захоронение) ТКО приказом ООО «Эко-Альянс» №2.

Определением от 05.04.2023 Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью вынесению настоящего заключения об обстоятельствах дела.

В Управление поступило заявление ООО «ЖУК «Антей», направленное Прокуратурой Центрального района г. Читы на действия ООО «Эко-Альянс» по установлению необоснованно высокой стоимости размещения строительных отходов на объекте временного накопления отходов.

В ходе исследования запрошенной информации по формированию нерегулируемых тарифов установлено следующее.

Из жалобы и приложенных документов следует, что отходы, образуемые при капитальном ремонте жилых помещений (при работах по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и подлежат вывозу по отдельному договору со специализированными организациями по нерегулируемой цене.

ООО «ЖУК «Антей» отмечает, что в настоящее время участились жалобы от собственников помещений в обслуживаемых МКД на необоснованно высокую стоимость размещения мелких строительных отходов от ремонта квартир (офисов) на объекте временного накопления отходов, находящемся в 3,5 км восточнее поселка Ивановка Черновского административного района г. Чита.

При этом, Заявитель указывает, что стоимость размещения 1 куб.м мелких строительных отходов от ремонта квартир (офисов) на объекте временного накопления отходов с октября 2021 года возросла более чем на 70%. Примерно до ноября 2021 стоимость размещения 1 куб.м строительных отходов у иного хозяйствующего субъекта составляла 115 руб/куб.м. С ноября 2021 года, когда указанные услуги стали оказываться ООО «Эко-Альянс» стоимость размещения стала составлять 200 руб/куб.м. При этом иного места размещения отходов на территории городского округа не имеется.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Эко-Альянс» является «Сбор неопасных отходов ОКВЭД ОК 029-2014».

ООО «Эко-Альянс» указало, что приказом №1 установлен тариф на прием отходов, не относящихся к ТКО в категории «Строительные отходы (кроме железобетонных)». Стоимость временного размещения (накопления) 1 куб.м. строительных отходов в период с 01.05.2021 по 09.11.2021 составляла 115,0 рублей.

Обществом представлена калькуляция тарифа на услуги по временному накоплению строительных отходов без указания периода, с отсутствием подтверждающих экономическую обоснованность тарифа по всем статьям затрат документов.

Приказом №2 установлен тариф на прием отходов, не относящихся к ТКО, и категория «Строительные отходы (кроме железобетонных)» изменена с разбивкой на две категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» и «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений (кроме железобетонных)». Стоимость временного размещения (накопления) 1 куб.м. отходов в категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» в период с 20.11.2021 по 31.03.2022 составляла 200,0 рублей. Стоимость приёма отходов в категории «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений (кроме железобетонных)» составляла 400,00 рублей.

Обществом представлена калькуляция тарифа на услуги по временному накоплению мелких строительных отходов от ремонта квартир, офисов без указания периода, также с отсутствием подтверждающих экономическую обоснованность тарифа по всем статьям затрат документов.

По мнению Общества, обоснованность установленной стоимости подтверждается представленной калькуляцией. Изначально, ООО «Эко-Альянс» предоставило калькуляцию по услуге приема и размещения строительных отходов за два периода в несопоставимом формате.

Забайкальское УФАС России запросило у Общества калькуляцию в сопоставимом формате в статьях годовых затрат с указанием периода. Общество указало о невозможности предоставить калькуляцию в сопоставимом формате ввиду отсутствия на момент утверждения приказа №1 планового объема поступления отходов, не относящихся к ТКО.

Общество указало, что не имеет возможности предоставить запрашиваемый объем оказания услуг по размещению строительных отходов за 2021 и 2022 год ввиду того, что договоры с организациями заключены не только на услуги по приему строительных отходов, но и на оказание услуг по временному размещению отходов, не относящихся к ТКО.

В ответе Общество указало, что себестоимость услуги на прием отходов включает в себя прием и временное накопление отходов на объекте санкционированного размещения. А также указало, что реализация талонов на прием отходов, не относящихся к ТКО по приказу №2 по цене 200 рублей, составляет:

Период

Объем

Выручка

С 20-30 ноября 2021

1 635 м3

327 000,00 руб.

Декабрь 2021

3 836 м3

767 200,00 руб.

Январь 2022

2 810 м3

562 000,00 руб.

Февраль 2022

3 100 м3

620 000,00 руб.

Март 2022

4 810 м3

962 000,00 руб.

В качестве экономического обоснования и причин повышения стоимости услуги по приему и размещению строительных отходов ООО «Эко-Альянс» указало, что цена на размещение строительных отходов на объекте санкционированного размещения отходов в 3,5 км. восточнее п. Ивановка, эксплуатирующими организациями не пересматривалась с 2018 года, увеличение цены наблюдается только с ноября 2021 года.

Общество указывает, что за данный период минимальный размер оплат труда увеличился с 11 490,00 руб. (2018 год) до 15 279,00 руб. (2022 год), то есть на 33 %. Также на увеличении себестоимости размещения строительных отходов сказывается удорожание цен ГСМ. Стоимость дизельного топлива в 2018 году в среднем составляла 46,90 руб./л., в 2022 году – 63,94 руб./л., рост составил 36,5 %. Также на увеличении себестоимости услуги сказывается увеличение стоимости сопутствующих материалов.

Таким образом, Управление приходит к выводу, что ООО «Эко-Альянс» не предоставлено экономическое обоснование с документальным подтверждением, поскольку в пояснениях и приложенных документах отсутствует экономическое обоснование повышения тарифа на услуги по приёму и размещению отходов в категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» для потребителей на территории городского округа «город Чита» с приложением расчета тарифа на услугу размещения по всем статьям затрат тарифа в динамике на 2021-2022 годы или иные документы, подтверждающие причины увеличения расходов.

Следовательно, утвержденные тарифы на услуги по приёму и временному размещению строительных отходов экономически не обоснованы.

Кроме того, по открытым данным уровень инфляции - 8,14% с 2021 года. И если установленный тариф в 115 рублей проиндексировать в соответствии с уровнем инфляции (115 х 1,0814) стоимость составит 124,36 рублей.

Министерство природных ресурсов Забайкальского края в ответ на запрос Управления указало, что отнесение отходов к определенным видам и классам опасности осуществляется Росприроднадзором путем ведения Федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО), который утверждается указанным ведомством, в том числе в части внесения изменений в такой каталог.

ФККО размещен в: открытом доступе на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https ://rpn. gov.ru/fkko/

Согласно сведениям ФККО такого вида отходов как «мелкие строительные отходы (от ремонта жилых помещений)» не имеется. В ФККО также отдельно не обозначены «строительные отходы» и «строительный мусор».

По смыслу толкования отдельных положений законодательства об отходах производства и потребления, отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, относятся к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО).

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, условием отнесения отходов к ТКО является образование их в жилых помещениях, либо отходов, образующихся в результате деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подобных по составу отходам, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Соответственно, мелкий строительный мусор (от ремонта жилых помещений) можно отнести к ТКО (код ФККО 7 31 000 00 00 0) -наименование «отходы из жилищ крупногабаритные». Согласно ФККО такие отходы относятся к V классу опасности. Они безвредные и практически неопасные.

Накопление таких отходов допускается на полигонах ТКО, объектах размещения ТКО.

Накопление мелкого строительного мусора (от ремонта жилых помещений), образующегося на территории городского округа «Город Чита», возможно на объекте размещения отходов в п. Ивановка г. Чита.

Обращение с мелким строительным мусором (от ремонта жилых помещений), образующимся на территории городского округа «Город Чита», обеспечивается региональным оператором по обращению с ТКО - ООО «Олерон+», сбор и транспортирование таких отходов с мест их накопления (контейнерные площадки) на объект размещения в п. Ивановке - ООО «Автолидер».

В рамках рассмотрения дела ООО «Эко-Альянс» указало, что «Строительные отходы (кроме железобетонных)» разделены на две категории в связи с разным подходом к их размещению и утилизации. Так, «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» размещаются на объекте санкционированного размещения отходов в 3,5 км. Восточнее п. Ивановка, а «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений (кроме железобетонных)» ООО «Эко-Альянс» передает на утилизацию ООО «Эко-Полигон», у которого имеется лицензия на утилизацию данных отходов.

По мнению ООО «Эко-Альянс» к категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» относятся следующие отходы: мешки из-под цемента, кирпич, сыпучие, материалы, доски, плитка, рамы, двери остатки обоев, остатки напольных покрытий и т.д.

По мнению ООО «Эко-Альянс» в категорию отходов «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений (кроме железобетонных) принимаются отходы по ФККО 8 12 901 01 72 4 - мусор от сноса и разборки зданий несортированный.

Общество указывает, что согласно п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов запрещено складывать контейнеры для ТКО: подобные отходы, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке.

По мнению Общества, собственник мелких строительных отходов от ремонта квартир и офисов, обязан сам или через управляющую организацию связаться с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов, и заключить с ней договор на вывоз мусора.

В ходе рассмотрения дела ООО «Эко-Альянс» отметило, что разделение категории отходов «Строительные отходы (кроме железобетонных)» на категории отходов «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» и «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений» обусловлено следующим:

В соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02 ноября 1996 года, в зимний период в качестве изолирующего материала разрешается использовать строительные отходы, отходы производства (отходы извести, мела, соды, гипса, графита и т.д.).

Для того чтобы использовать строительные отходы в качестве изолирующего материала необходимо провести их обработка (измельчение на более мелкие фракции, для качественной изоляции и уплотнения слоев ТБО).

Таким образом, ООО «Эко-Альянс» разделило категорию отходов «Строительные отходы (кроме железобетонных)» на категории отходов «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» (не нужна дополнительная обработка) и «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений (кроме железобетонных)» (нужна обработка - измельчение).

ООО «Эко-Альянс» в своей деятельности руководствуется Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02 ноября 1996 года.

ООО «Эко-Альянс» указало, что на балансе Общества не находится оборудование для обработки (измельчения) строительных отходов.

ООО «Эко-Альянс» занималось накоплением отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, для дальнейшей их передачи организациям с соответствующей лицензией. Для измельчения строительных отходов применяется дробильный комплекс, на основании которого организация может получит лицензию на обработку различных видов отходов. Для обработки отходов ООО «Эко-Альянс» будут запрошены коммерческие предложения организаций, с соответствующей лицензией на обработку отходов. Список организаций с действующими лицензиями ООО «Эко-Альянс» будет брать на сайте Росприроднадзора в разделе «Реестр лицензий». В настоящее время ООО «Эко-Альянс» расходы на обработку (измельчение) не производило, техническую документации направить нет возможности.

Услуги по приему отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, ООО «Эко-Альянс» не оказывает с марта 2022 года.

Нормативно-правовые акты регламентирующие технологический процесс приема и размещения по каждому виду отходов отсутствуют, организация сама определяет способ обработки отходов в зависимости от имеющихся объектов инфраструктуры (сортировка, измельчение и пр.).

ООО «Эко-Альянс» указало, что себестоимость услуги по приему и размещению строительных отходов на объекте временного накопления отходов по категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» в размере 200 руб./, в соответствии с приказом ООО «Эко-Альянс» № 2, сложилась в результате следующих затрат:

Заработная плата

По данной статье учтена часть заработной платы трех контролеров участка санкционированного размещения, а также часть заработной платы машиниста бульдозера;

Отчисления на социальные нужды

Размер статьи определен исходя из фонда оплаты труда в соответствии с ФЗ 03.12.2011 № 379 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Процент отчислений составляет 30,2%: отчисления в Пенсионный фонд - 22,0%, в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%, отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,2%;

Горюче-смазочные материалы

По данной статье учтены расходы на приобретение дизельного топлива исходя из количества работы часов специализированной техники, расхода топлива 150 л/ч., а также стоимости дизельного топлива. Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996, производительность бульдозера на сдвигание доставляемых ТКО 69 /ч.;

Материалы

По данной статье учтены затраты на техническое обслуживание и технический ремонт специализированной техники, в соответствии с Методическими рекомендациями по определению сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 года № 513/пр;

Амортизация

По данной статье учтены плановые амортизационные отчисления по специализированной технике

Рентабельность

Учтена в размере 10 % от расходов организации по смете

Себестоимость услуги по приему и размещению строительных отходов на объекте временного накопления отходов по категории «Строительные отходы (кроме железобетонных» в размере 115 руб./, в соответствии с приказом ООО «Эко-Альянс» №1, сложилась в результате следующих затрат:

Заработная плата

По данной статье учтена часть заработной платы трех контролеров участка санкционированного размещения, а также часть заработной платы машиниста бульдозера.

Отчисления на социальные нужды

Размер статьи определен исходя из фонда оплаты труда в соответствии с ФЗ 03.12.2011 года № 379 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Процент отчислений составляет 30,2%: отчисления в Пенсионный фонд - 22,0%, в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%, отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,2%;

Горюче-смазочные материалы

По данной статье учтены расходы на приобретение дизельного топлива исходя из количества работы часов специализированной техники, расхода топлива 150 л/ч., а также стоимости дизельного топлива. Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02 ноября 1996 года, производительность бульдозера на сдвигание доставляемых ТКО 69 /ч. В виду того, что приказ ООО «Эко-Альянс» № 11 от 26 апреля 2021 года был принят на уровне предыдущей организации, оказывающей услуги по приему и размещению отходов, не относящихся к ТКО, а также не пересматривался с 2018 года, цена на приобретение топлива учтена в размере 39,5 руб./л.;

Материалы

По данной статье учтены затраты на техническое обслуживание и технический ремонт специализированной техники, в соответствии с Методическими рекомендациями по определению сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 года № 513/пр;

Амортизация

По данной статье учтены плановые амортизационные отчисления по специализированной технике

Рентабельность

Учтена в размере 1 % от расходов организации по смете

ООО «Эко-Альянс» также отметило, что при приобретении талонов на прием и размещение строительных отходов на объекте временного накопления отходов по категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» потребители осуществляют завоз как отходов, не относящихся к ТКО, так и ТКО. Таким образом, если строительные отходы нет необходимости изолировать на рабочей карте, а также производить увлажнение, то отходы, относящиеся к ТКО необходимо изолировать и увлажнять, а это дополнительные расходы.

В себестоимости приема строительных отходов отсутствуют затраты на аренду земельного участка, расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду. Учет данных затрат в себестоимости приема отходов, не относящихся к ТКО, приведет к увеличению цены.

Определением Управлением у Общества запрашивалась информация, относительно того, используются ли ООО» Эко-Альянс» при разделении категорий отходов в актах положения Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (ГОСТ Федеральный классификационный каталог отходов).

ООО «Эко-Альянс»  указало, что в своей деятельности осуществляет обращение с отходами ФККО 8 90 011 11 72 5 – мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены в V классу опасности и ФККО 8 12 901 01 72 4 – мусор от сноса и разборки зданий несортированный.

ООО «Эко-Альянс» оказывает услугу в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на санкционированном объекте размещения отходов, местоположение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, 3,5 км. восточнее п. Ивановка, на основании договора субаренды земельного участка.

Технологический процесс приема для временного накопления отходов на санкционированном объекте размещения отходов, местоположение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, 3,5 км. восточнее п. Ивановка, производится следующим образом:

1) Потребитель привозит отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам на контрольно-пропускной пункт, там происходит внешний осмотр отходов на соответствие категории отходов, приобретенным ранее талонам. Если талоны не были приобретены, то контролер внешне определяет категорию отходов и объем, а чем сообщает потребителю, который на КПП оплачивает услуги через онлайн кассу, или по QR-коду;

2) Контролер сопровождает потребителя к месту разгрузки отходов и контролирует процесс разгрузки;

3) Категория отходов «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» размещаются на объекте санкционированного размещения отходов в 3,5 км. Восточнее п. Ивановка, в виду частого несоответствия к данной категории, так как потребители зачастую скрывают данными отходами твердые коммунальные отходы, организации приходится к данной рабочей карте перемещать грунт для изолирования отходов. Категорию отходов «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений (кроме железобетонных)» ООО «Эко-Альянс» накапливает на рабочей карте для дальнейшей передачи организации на обработку и утилизацию с соответствующей лицензией.

В рамках рассмотрения дела Управлением у ООО «ЭКО-ПОЛИГОН» запрошены письменные пояснения относительно того, сколько хозяйствующих субъектов осуществляют деятельность на объекте временного накопления отходов восточнее п. Ивановка с указанием наименования, ФИО и должности руководителя, ИНН, адреса, телефона, вида деятельности, которую осуществляет хозяйствующий субъект.

ООО «Эко-Полигон» представлен ответ, согласно которому в настоящее время деятельность на объекте осуществляют ООО «Эко-Альянс» и ООО «Полигон».

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее —РСТ Забайкальского края) указала, что согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

-сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами -индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года № 1092-ст твердые бытовые отходы, ТБО: отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила №1156).

Согласно пункту 2 Правил № 1156 крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другие), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 242, в блок № 7 включены отходы, в том числе отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.

Отходы коммунальные твердые классифицируются на отходы коммунальные твердые, отходы из жилищ, отходы из жилищ при совместном сборе, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы из жилищ крупногабаритные, отходы из жилищ при раздельном накоплении.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В соответствии с пунктом 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14 августа 2013 года № 298, отходы потребления - подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары (продукцию), подлежащие утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров (продукции).

Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений физических лиц являются отходами потребления, и, следовательно, относятся к твердым коммунальным отходам.

В соответствии с вышесказанным, РСТ Забайкальского края считает, что разделение категории отходов «Строительные материалы (кроме железобетонных)» на категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» и «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений (кроме железобетонных) является не целесообразным и не обоснованным, так как мелкие строительные отходы можно отнести к твердым коммунальным отходам.

РСТ Забайкальского края представлена документация, подтверждающая установление тарифов для ООО «Эко-Альянс» в сфере обращения с ТКО в период с 2021 по 2022 год.

Комиссия Забайкальского УФАС России, изучив письменные пояснения сторон, имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующему заключению.

Согласно ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.

Исходя из данных положений действующего законодательства, капитальный ремонт осуществляется только в отношении общего имущества собственников в многоквартирном доме управляющей или ресурсной организацией. Следовательно, вывоз отходов от такого ремонта осуществляет соответствующая организация.

В соответствии с нормативно-правовыми актами услуги по размещению (захоронению) отходов, образующихся при осуществлении капитального ремонта и при строительстве (категория «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений (кроме железобетонных)»), в том числе мусор от сноса и разборки зданий несортированный, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных работ и т.п. не относятся к ТКО, в связи с чем, экономически обоснованные тарифы на размещение (захоронение) указанных строительных отходов устанавливаются Обществом самостоятельно.

Исчерпывающий перечень работ, входящих в текущий ремонт жилого помещения или иного помещения законодательно не закреплен, исходя из общего толкования жилищного законодательства, можно прийти к выводу о том, что в текущий ремонт могут быть включены работы, которые нельзя отнести к капитальному ремонту помещения.

Для определения того, какие виды работ могут быть включены в текущий ремонт, можно обратиться к перечням ремонтных работ, которые входят в текущий ремонт зданий. Ряд работ в зданиях жилищного фонда отнесен к текущему ремонту Приложением № 7 к «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170. Среди них названы восстановление отделки отдельных участков стен, потолков, полов.

К работам текущего ремонта отнесены п. 4.2 «Методологических рекомендаций Росстата по организации наблюдения за потребительскими ценами к группе услуг по текущему ремонту жилья» отнесены оклейка стен обоями и подготовка к этому, облицовка кафелем внутренних стен помещений.

В Приложении №7 «Перечень основных работ по текущему ремонту жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» Положению, утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, среди работ к текущему ремонту можно отнести замена стекол, отдельных участков покрытия полов, штукатурно-малярные работы в помещениях, восстановление штукатурки участков потолков.

Согласно п. 2 Постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила обращения с ТКО), к твёрдым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы: мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое) – размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии с Федеральным Классификационным Каталогом Отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, крупногабаритные отходы из жилищ (код ФККО 7 31 110 02 21 5) в составе группы «Отходы из жилищ» (код ФККО 7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твёрдые» (код ФККО 7 31 000 00 00 0).

Согласно ст.2 Правил обращения с ТКО, складирование крупногабаритных отходов осуществляется в специально предназначенный мусоросборник – бункер.

Статья 11 Правил обращения с ТКО устанавливает, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО в складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Статьей 12 Правил обращения с ТКО закреплено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С учетом положений Правил обращения с ТКО в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО (письмо Минстроя России от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 «Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений»).

В соответствии с частью 1 статьи 24.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон об отходах производства и потребления) к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

- обработка твердых коммунальных отходов;

- обезвреживание твердых коммунальных отходов;

- захоронение твердых коммунальных отходов;

- оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;

- энергетическая утилизация.

Часть 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления устанавливает, что регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

- тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

- тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

- тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;

- тариф на энергетическую утилизацию.

Из материалов, представленных РСТ Забайкальского края, следует, что для ООО «Эко-Альянс» установлен тариф на захоронение твердых коммунальных отходов приказом РСТ Забайкальского края от 18.11.2021 №449-НПА «Об установлении предельных тарифов, на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Эко-Альянс», осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований Забайкальского края, на 2022 год». Данным приказом, тариф на захоронение ТКО на объекте размещения ТКО «свалка в п. Ивановка» установлен в размере 79,78 руб/куб.м.

Тарифы на услуги по обращению с ТКО устанавливаются региональными или местными органами регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами (Постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»).

Статья 1 Закона об отходах производства и потребления определяет основные понятия способов обращения с ТКО:

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

- обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

- обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Согласно ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 1 ст. 24.7. Закона об отходах производства и потребления, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.2 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления).

Пункт 10 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления, устанавливает, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Единственным региональным оператором на территории Забайкальского края является ООО «Олерон+», согласно разделу 11 Постановления Правительства Забайкальского края от 05.11.2019 №430 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Забайкальского края».

Тарифы для регионального оператора установлены Приказом РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 №590-НПА «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Олерон +», осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, на 2021-2023 годы», Приказом РСТ Забайкальского края от 18.11.2021 № 451-НПА «О корректировке предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Олерон +», осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края».

Согласно экспертным заключениям РСТ Забайкальского края по расчету предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Олерон+», осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края на 2021 и 2022, в указанных тарифах размер необходимой валовой выручки на 2021 год определен с учетом расходов на захоронение, рассчитанных по тарифам для ООО «Полигон-2» на основании приказа РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 №587-НПА. На 2022 год размер необходимой валовой выручки определен учетом расходов на захоронение, рассчитанных по тарифам для ООО «Эко-Альянс» на основании приказа РСТ Забайкальского края от 18.11.2021 №449-НПА.

Исходя из вышеизложенного, Общество в противоречие нормам законодательства установило тариф на услугу «приём отходов, не относящихся к ТКО» в категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» в Приказе №2, поскольку данная категория относится к твердым коммунальным отходам, обращение с которыми обеспечивает региональный оператор. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является регулируемой сферой деятельности, тариф на которую устанавливается РСТ Забайкальского края.

Как указано ранее, для ООО «Эко-Альянс» установлен тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на 2022 год, в который включены соответствующие затраты.

Фактически на объекте временного накопления отходов восточнее п. Ивановка в период с 20.11.2021 по 31.03.2022 ООО «Эко-Альянс» одновременно оказывало услуги по размещению (захоронению) ТКО с использованием тарифа РСТ Забайкальского края, и по размещению (захоронению) ТКО (мелкий строительный мусор от ремонта квартир, офисов) под видом строительного мусора по самостоятельно установленному тарифу в размере 200 руб. /куб. м.

Из материалов дела следует, что у Общества имелась возможность оказывать потребителям услуги по размещению (захоронению) ТКО (мелкий строительный мусор от ремонта квартир, офисов) с использованием тарифов, установленных РСТ Забайкальского края (на 2022 год). На период 2021 года, тариф на услугу размещению (захоронению) ТКО мог быть установлен в случае обращения Общества в РСТ Забайкальского края.

Согласно Разъяснениям Президиума Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2017 г. № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2017 г. № 11) исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Согласно пунктам 10,11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (ст. 3, п. 4 и 23 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, ч. 1 ст. 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 10 ст. 4, ст. 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением (пункт 11).

По смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пп. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта суд принимает во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка). Если доминирующему на рынке субъекту вменяется злоупотребление, направленное на причинение вреда или иное ущемление прав других участников рынка, то указанный субъект вправе доказывать, что его поведение экономически выгодно для контрагентов в результате взаимодействия с ним.

Злоупотребление доминирующим положением ООО «Эко-Альянс» характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1. Доминирующее положение.

Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно ч. 2.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В соответствии со ст.9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

Согласно информации с портала, ООО «Эко-Альянс» имеет общего руководителя с ООО «Автолидер» и ООО «ЭКО-ПОЛИГОН». ООО «Полигон-2» является дочерней компанией совладельца.

ООО «Эко-Альянс» представило информацию о группе лиц, входящих в одну группу с Обществом, в соответствии с положениями статьи 9 Закона о защите конкуренции:

В соответствии с п 1 ч. 1 ст. 9 - ООО «Полигон-2».

В соответствии с п 2 ч. 1 ст. 9 – ООО «АвтоЛидер», ООО «ЭКО-ПОЛИГОН».

Общество отметило, что до 10 июня 2021 года уставный капитал ООО «Эко-Альянс» в размере 10 000 руб. (100 %) принадлежал С., который также являлся директором организации.

Согласно ответу ООО «ЭКО-ПОЛИГОН» в настоящее время деятельность на объекте осуществляют ООО «Эко-Альянс» и ООО «Полигон».

Согласно имеющейся информации, временное размещение (накопление и захоронение) отходов, в том числе мелкого строительного мусора (от ремонта жилых помещений), образующегося на территории городского округа «Город Чита», возможно только на объекте временного размещения отходов восточнее п. Ивановка, находящемся на границе муниципальных образований - городской округ «Город Чита» и Читинский район.

Забайкальским УФАС России на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по приему и временному размещению и захоронению отходов, подготовлен аналитический отчет.

Временным интервалом для целей подготовки анализа определен период - 2021 и 2022 годы.

Продуктовые границы определены услугами по приему и размещению (захоронению) отходов. Учитывая характер оказываемых услуг по приему и размещению (захоронению) отходов, на исследуемом товарном рынке услуги, способные заменить прием и размещение (захоронение) отходов, не выявлены.

Используя метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), географические границы рынка услуг по приему и размещению (захоронению) определены как границы объекта временного накопления восточнее п. Ивановка, расположенный на границы муниципальных образований городской округ «Город Чита» и Читинский район.

В ходе анализа рынка установлен состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

По результатам анализа рынка установлено, что в период 2021 и 2022 годы ООО «Эко-Альянс», входя в группу лиц с ООО «Полигон-2», занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке услуг по приему и размещению (захоронению) отходов на объекте временного накопления восточнее п. Ивановка, расположенном на границе муниципальных образований городской округ «Город Чита» и Читинский район.

2. Совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В нормах Закона о защите конкуренции сформулированы требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет совершения действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В рассматриваемом случае ООО «Эко-Альянс» вменяется факт злоупотребления доминирующим положением выразившемся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при самостоятельном установлении тарифа на услугу по приему и размещению (захоронения) ТКО приказом ООО «Эко-Альянс» №2 для неопределенного круга лиц.

3. Наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов неопределенного круга потребителей. При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм.

ООО «Эко-Альянс» своими незаконным действиями ущемляет интересы неопределенного круга потребителей, в части получения услуги по обращению с ТКО соответствии с нормами действующего законодательства и создают «двойную» финансовую нагрузку по оплате услуги обращения с ТКО: потребитель оплачивает услуги регионального оператора в составе коммунальных услуг и оплачивает услуги ООО «Эко-Альянс» при самостоятельном вывозе мусора от текущего ремонта квартир, офисов.

ООО «Эко-Альянс» разделив категорию отходов «Строительные отходы (кроме железобетонных)» (приказ №1) на две категории отходов «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» и «Смешанные строительные отходы от разбора зданий и сооружений» (приказ №2) установило тариф на размещение (захоронение) мелких строительных отходов от ремонта квартир, офисов, которые в свою очередь являются отходами от текущего ремонта жилых помещений и относятся к ТКО.

Таким образом, в период с 20.11.2021 по 31.03.2022 года, Общество своими действиями установило «двойную» оплату своих услуг потребителями, поскольку затраты на указанные услуги включаются в регулируемый тариф, устанавливаемый органом тарифного регулирования.

Установив в Приказе №2 тариф на прием отходов в категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов», ООО «Эко-Альянс» вводит потребителей в заблуждение, поскольку относит данный вид отходов к строительному мусору, который по мнению Общества не является ТКО. В свою очередь, как было указано ранее, исходя из анализа норм действующего законодательства, отходы от текущего ремонта квартир, офисов являются твердыми коммунальными отходами.

Следовательно, Общество ущемляет интересы неопределенного круга потребителей.

4. Наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается.

Комиссией Забайкальского УФАС России в ходе рассмотрения дела в отношении ООО «Эко-Альянс», являющимся хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по приему и размещению (захоронению) отходов в период 2021-2022 годы на объекте временного размещения отходов восточнее п. Ивановка, находящемся на границе муниципальных образований - городской округ «Город Чита» и Читинский район, установлены признаки злоупотребления доминирующим положением, в том числе, факт доминирования, факт ущемления интересов неопределенного круга потребителей, наступление (или возможность наступления) негативных последствий, что подтверждает факт злоупотребления.

Определением об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия переквалифицировала действия ООО «Эко-Альянс» с п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на услуги по приему и размещению категории «Мелкие строительные отходы от ремонта квартир, офисов» на объекте временного накопления отходов восточнее п. Ивановка, на п.10 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, выраженного в самостоятельном установлении законодательно регулируемого тарифа на размещение (захоронение) ТКО приказом ООО «Эко-Альянс» №2.

Все вышеуказанное характеризует поведение ООО «Эко-Альянс» как злоупотребление своим доминирующим положением, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия Общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по приему и размещению (захоронению) отходов в период 2021-2022 годы на объекте временного размещения отходов восточнее п. Ивановка, находящемся на границе муниципальных образований - городской округ «Город Чита» и Читинский район, выразившиеся в самостоятельном установлении для потребителей законодательно регулируемого тарифа на размещение (захоронение) ТКО приказом ООО «Эко-Альянс» №2, которое привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, к ущемлению интересов потребителей, в том числе в сфере предпринимательской деятельности, и содержит признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Забайкальского УФАС России в ходе рассмотрения дела в отношении АО «Читаэнергосбыт», являющимся хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по приему и размещению (захоронению) отходов в период 2021-2022 годы на объекте временного размещения отходов восточнее п. Ивановка, находящемся на границе муниципальных образований - городской округ «Город Чита» и Читинский район, установлены признаки злоупотребления доминирующим положением, в том числе, факт доминирования, факт ущемления интересов неопределенного круга потребителей, в том числе в сфере предпринимательской деятельности, наступление (или возможность наступления) негативных последствий, что подтверждает факт злоупотребления.

Исходя из изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Возражений на заключение от ООО «Эко-Альянс» и иных участников дела не поступило.

Согласно вышеизложенному, в ходе рассмотрения дела установлены квалифицирующие признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: доминирование на соответствующем товарном рынке и злоупотребление доминирующим положением.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» ИНН 7536183920 ОГНР 1207500005745 (672038, г. Чита, ул. Сухая Падь, д. 11) занимающим доминирующее положение на рынке услуг по приему и размещению (захоронению) отходов в период 2021-2022 годы на объекте временного размещения отходов восточнее п. Ивановка, находящемся на границе муниципальных образований - городской округ «Город Чита» и Читинский район, в группе лиц ООО «Эко-Альянс» и ООО «Полигон-2» с долей 100 процентов.

2. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» ИНН 7536183920 ОГНР 1207500005745 (672038, г. Чита, ул. Сухая Падь, д. 11), нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

В соответствие с нормами статьи 52 Федерального закона от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны