Решение б/н Решение по жалобе председателя крестьянского фермерского хоз... от 24 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 26 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – врио руководителя управления ;

Члены Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

при участии:

<...> – представителя заявителя (доверенность от 18 марта 2019 года, б/н);

<...>  – представителя Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (доверенность от 10 июля 2019 года, б/н);

<...>  – представителя Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (доверенность от 10 июля 2019 года, б/н);

рассмотрев жалобу председателя крестьянского фермерского хозяйства <...> (далее – Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

4 июля 2019 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба председателя КФХ <...>  из которой следует, что В 2019 году в соответствии с извещением о проведении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров (далее – извещение), был проведен конкурс. Заявителем в соответствии с требованиями указанными в извещении (размещено на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Забайкальского края) где сказано, что «Гранты предоставляются в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком предоставления грантов в форме субсидий за счет средств бюджета Забайкальского края на поддержку начинающих фермеров, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2017 года № 66», (далее – Порядок) подал заявку на участие в конкурсе. В результате были следующие нарушения:

1. Подсчет баллов произведен по системе не соответствующей бальной системе размещенной на официальном сайте, в моем случае, не учтено образование, стаж ведения личного подсобного хозяйства, членство в сельскохозяйственном потребительском кооперативе, не учтена техника находящаяся у меня в собственности на основании выписки из похозяйственной книги, подтвержденной актом осмотра членами конкурсной комиссии согласно нормативно правового обеспечения размещенному на официальном сайте, согласно которому проводится конкурс, т.е. постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2017 года № 66 и приказ Министерства сельского хозяйства от 14 марта 2017 года № 71, какие-либо изменения в Порядок на сайте не отражены, и до сведения конкурсантов не доведены, что ущемляет интересы Заявителя.

2. Протоколом № 2 от 14 мая 2019 года допущены заявители, которые нарушили Порядок предоставления документов (подпункт 2 пункта 10 Порядка, копия паспорта (все страницы)), но конкурсная комиссия допустила этих заявителей к участию в конкурсе не имея на то права, в результате большинство из них стали победителями, (хотя в предыдущие года с такими нарушениями претендентам было отказано в участии), тем самым нарушив порядок и ущемив мои права.

3. Министерством сельского хозяйства нарушены сроки рассмотрения заявок. В конкурсе Заявитель, участвует третий раз: 2017 год, 2018 год, и 2019 год.

В 2017 году Заявителем был нарушен порядок предоставления документов (не хватало денежных средств на счете, дано обязательство оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов).

В 2018 году, по пакету документов на участие в конкурсе замечаний не было, по акту осмотра оценки имущественного комплекса членами комиссии замечаний не было. Победителями стали лица, которые нарушили порядок предоставления документов (копии паспорта, трудовой книжки не все страницы) и лица, у которых, конкурсная комиссия не проводила осмотр хозяйств, что является нарушением порядка. У одного из победителей не было ни образования, ни стажа, ни опыта, тогда как согласно Порядку его вообще не должны были допускать к участию в конкурсе (заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее 3 лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее 3 лет).

В пункте 4 приложения 2 Порядка проведения конкурсного отбора на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края указаны документы: копия диплома о высшем (среднем специальном) образовании сельскохозяйственного профиля, или свидетельства о прохождении курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или документа, подтверждающего стаж работы в сельском хозяйстве не менее 3 лет, или справку органа местного самоуправления о том, что заявитель осуществлял ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства не менее 3 лет.

Из вышеизложенного следует, что необходимо предоставить документ, который подтверждает принадлежность заявителя к сельскому хозяйству: или образование, или прохождение курсов, или стаж работы в сельском хозяйстве, или опыт ведения личного подсобного хозяйства. Другие участники предоставили все перечисленные документы, и им были засчитаны баллы по всем направлениям, хотя в конкурсной документации ясно указано, что необходимо предоставить один из перечисленных документов.

Заявителем была предоставлена копия диплома о среднем специальном образовании, а также в бизнес плане в разделе «Общие сведения о хозяйстве» довел до сведения Министерство об опыте ведения хозяйства, дословно «Инициатор проекта имеет опыт ведения собственного хозяйства и содержания сельскохозяйственных животных на протяжении последних 7 лет».

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3 части 1 статьи 21 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Заявитель просит:

  1. Засчитать баллы и признать победителем;
  2. Исключить из списка победителей участников нарушивших Порядок, в случае если бюджет на предоставление субсидий исчерпан.

Рассмотрение жалобы назначено на 11 июля 2019 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 1.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции для получения дополнительной информации рассмотрение жалобы отложено на 19 июля года в 09 часов 00 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 1.

На заседании Комиссии представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу.

В соответствии с возражениями, Постановлением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 545 в Порядок предоставления грантов были внесены изменения, регламентирующие признание утратившими силу подпункта 5 пункта 6 и подпункта 4 пункта 10.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка 3.1. Конкурсная комиссия осуществляет конкурсный отбор в следующем порядке:

- рассмотрение представленных заявителем документов и их оценка по Методике балльной системы оценок. Результаты оценки заявочной документации заносятся в оценочный лист с указанием общего количества баллов, набранных заявкой.

Методикой бальной оценки определены следующие критерии:

направление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, определенное бизнес-планом;

наличие у главы КФХ профессионального образования

наличие у главы КФХ стажа работы в сельском хозяйстве или опыта ведения личного подсобного хозяйства

доля собственного участия в проекте по отношению к сумме расходов, предусмотренных планом расходов

наличие у КФХ земельных участков в собственности и (или) в аренде на срок не менее 5 лет с начала реализации проекта по направлению деятельности

наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственных животных;

наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственной техники и (или) специализированного оборудования по направлению деятельности, определенному бизнес-планом (в исправном техническом состоянии);

наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственной техники и (или) специализированного оборудования по направлению деятельности, определенному бизнес-планом (в исправном техническом состоянии)

членство главы КФХ в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (без кредитных кооперативов) по состоянию на 01 января текущего года;

отдаленность КФХ от краевого центра (г. Читы)

принадлежность заявителя к одной из следующих категорий граждан инвалидам; семьям, имеющих трех и более несовершеннолетних детей; представителям коренных малочисленных народов РФ.

При рассмотрении документов представленных заявителями для участия в конкурсном отборе, все документы представленные заявителями, в том числе и документы заявителя жалобы, были оценены в соответствии с рассматриваемой методикой, за исключением следующих направлений:

наличие у главы КФХ профессионального образования;

наличие у главы КФХ стажа работы в сельском хозяйстве или опыта ведения личного подсобного хозяйства.

Данное решение обусловлено тем, что перечень документов на предоставление гранта, установленный Порядком предоставления гранта в редакции действующей на момент проведения конкурса не предусматривает предоставление документов подтверждающих наличие соответствующего образования и стажа работы. Трудовая книжка запрашивается у заявителя в целях установления факта единственного места работы заявителя.

В связи с этим комиссией было принято решение не рассматривать поданные заявки по данным критериям, данное обстоятельство было применении ко всем заявителям, и ни коим образом не ущемило прав и интересов подателя жалобы.

В части применения критерия оценки – наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственной техники и (или) специализированного оборудования по направлению деятельности, определенному бизнес-планом (в исправном техническом состоянии) поясняем следующее.

При рассмотрении документов заявителя жалобы комиссией был выставлен бал в количестве 0. Это обусловлено тем, что в документах, представленных в конкурсную комиссию отсутствуют сведения об установлении права собственности на указанную технику (приложенная выписка из похозяйственней книги не устанавливает такого права). Кроме того, для применения оценки, комиссии необходимо было установить мощность двигателя имеющейся техники и другие технические характеристики, не отраженные в выписке из похозяйственней книги. Представленные заявителем жалобы документы, не предоставляли необходимой информации.

В части применения критерия – членство главы КФХ в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (без кредитных кооперативов) по состоянию на 01 января текущего года, Министерство сельского хозяйства Забайкальского края пояснило следующее.

Копия членской книжки, представленная заявителем жалобы указывает на вступление в члены кооператива 31 января 2019 года. При этом критерий четко определил дату членства, дающую право на присуждение дополнительного бала, а именно 1 января текущего года, в связи с чем, оценка документов заявителя жалобы по данному критерию составила 0 балов.

На основании многочисленных жалоб, поступающих в адрес конкурсной комиссии 14 мая 2019 года, комиссия по проведению конкурсного отбора повторно вернулась к рассмотрению вопроса о допуске заявителей ко второму этапу конкурсного отбора. По мнению комиссии, бланкетные страницы паспорта не несут в себе самостоятельной информацией (отсутствует номер и серия паспорта) и являются идентичными у всех заявителей

Решение об отказе в допуске ко второму этапу конкурсного отбора заявителей только по данному основанию и не представивших только указанные бланкетные страницы ограничивало право субъектов предпринимательской деятельности на участие в конкурсном отборе по формальному признаку, что в свою очередь могло привести к нарушению свободной конкуренции при проведении конкурсного отбора и ограничению прав заявителей на равный доступ к мерам государственной поддержки.

В связи с чем, 19 мая 2019 года комиссией было принято решение дополнительно допустить к участию в конкурном отборе 14 заявителей. Данное решение было отражено в протоколе № 2 от 19 мая 2019 года.

Комиссия Забайкальского УФАС России, заслушав доводы и возражения присутствующих сторон, изучив документы, представленные в материалы дела, приходит к следующим выводам.

Порядок предоставления грантов в форме субсидий за счет средств бюджета Забайкальского края на поддержку начинающих фермеров утверждены Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2017 года (далее – Порядок). Действующая редакция от 28 декабря 2018 года.

Согласно пункт 1 Настоящий Порядок предусматривает цели, порядок и условия предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - хозяйства) из бюджета Забайкальского края средств на поддержку начинающих фермеров и определяет перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки рассмотрения этих документов и порядок возврата средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 3 Порядка главным распорядителем бюджетных ассигнований на предоставление гранта является Министерство сельского хозяйства Забайкальского края (далее - Министерство).

На основании пункта 6 Порядка участником конкурсного отбора получателей гранта (далее - конкурсный отбор) может стать гражданин Российской Федерации (далее - заявитель), соответствующий следующим условиям:

1) заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних 3 лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением хозяйства, главой которого он является на момент подачи заявки.

Заявитель может подать заявку на участие в конкурсном отборе, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних 3 лет;

2) заявитель является главой хозяйства, срок деятельности которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяца со дня его регистрации и которое зарегистрировано на сельской территории Забайкальского края.

Сельская территория - сельские поселения или сельские поселения и межселенная территория, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Забайкальского края.

3) заявитель постоянно проживает в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, или обязуется переехать в данное муниципальное образование на постоянное место жительства, данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства;

4) заявитель ранее не являлся получателем:

а) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

б) гранта на развитие семейных животноводческих ферм;

в) выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель; средств финансовой поддержки, субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель (далее - единовременные выплаты).

Заявитель может подать заявку на участие в конкурсном отборе, если единовременные выплаты он получает для создания и развития хозяйства, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, и не допускает финансирования за счет единовременных выплат тех же затрат, на которые предполагает расходовать средства гранта;

6) хозяйство заявителя является микропредприятием в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

7) заявитель имеет:

а) бизнес-план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;

б) план расходов на создание производственной базы (далее - план расходов) с указанием наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средства гранта, собственные средства);

в) собственные средства на реализацию проекта по созданию и развитию хозяйства, за счет которых обязуется оплачивать не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, предусмотренных планом расходов;

8) заявитель заключил предварительные договоры о реализации собственной сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей;

9) хозяйство не имеет просроченной задолженности по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам;

10) хозяйство обязуется обеспечить прирост объема производства продукции сельского хозяйства не менее чем на 10% к году, предшествующему году получения гранта;

11) хозяйство планирует создание не менее одного нового постоянного рабочего места (исключая главу хозяйства) на каждый 1 млн. рублей гранта в году получения гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант, а так же обязуется сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта;

12) хозяйство обязуется осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения гранта;

13) заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) заявитель в случае болезни, призыва на военную службу или иных непредвиденных обстоятельств, связанных с отсутствием в хозяйстве или с невозможностью осуществления хозяйственной деятельности лично, обязан по согласованию с Министерством передать руководство хозяйством и исполнение обязательств по полученному гранту в доверительное управление своему родственнику без права продажи имущества, приобретенного за счет гранта.

Министерство образует конкурсную комиссию по проведению конкурсного отбора (далее – конкурсная комиссия) и утверждает порядок проведения конкурсного отбора (пункт 8 Порядка).

Извещение о проведении конкурсного отбора (далее – извещение) с указанием срока, места и времени приема заявок размещается Министерством с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства (http://минсельхоз.забайкальскийкрай.рф) не позднее чем за 3 рабочих дня до дня начала приема заявок (пункт 9 Порядка).

Согласно пункту 10 Порядка заявитель, желающий участвовать в конкурсном отборе, подает в Министерство в устанавливаемый извещением срок:

1) заявку на участие в конкурсном отборе;

2) копию паспорта гражданина Российской Федерации - заявителя (все страницы);

3) копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;

5) копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

6) копию трудовой книжки (все страницы);

7) бизнес-план по созданию и развитию хозяйства, который должен содержать:

а) предложения по порядку формирования производственной базы хозяйства;

б) предложения по увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;

в) предложения по созданию в хозяйстве не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 миллион рублей гранта, но не менее одного рабочего места на хозяйство;

г) план по увеличению прироста объема производства продукции сельского хозяйства, в том числе в год получения гранта не менее чем на 10%;

8) план расходов с указанием наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средства гранта, собственные средства);

9) предварительные договоры по каждому наименованию приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг указанных в плане расходов;

10) предварительные договоры о реализации собственной сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей;

11) документ, подтверждающий наличие на счете заявителя собственных средств на реализацию проекта по созданию хозяйства в размере не менее 10% от стоимости приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, заверенный банком;

12) копии отчетов о производстве и реализации сельскохозяйственной продукции по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (1-КФХ «Информация о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств», 2-КФХ «Информация о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах»), на последнюю отчетную дату (для хозяйств, зарегистрированных в году, предшествующем году проведения конкурсного отбора);

13) выписку из похозяйственной книги сельского поселения о наличии поголовья скота и основных средств на дату подачи заявки (для хозяйств, зарегистрированных в текущем году);

14) копию проектно-сметной документации строительства, (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, разрешение на строительство (предоставляется в случае, если с использованием средств гранта планируется строительство (реконструкция) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а планом расходов не предусмотрена разработка проектно-сметной документации);

15) обязательство заявителя обеспечить прирост объема производства продукции сельского хозяйства не менее чем на 10% к году, предшествующему году получения гранта;

16) обязательство заявителя оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов;

17) обязательство заявителя по созданию в хозяйстве не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 миллион рублей гранта, но не менее одного рабочего места на хозяйство и обеспечения их сохранности в течение пяти лет;

18) обязательство заявителя осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта;

19) обязательство заявителя переехать в муниципальное образование по месту нахождения хозяйства на постоянное место жительства, в случае если заявитель проживает не по месту нахождения хозяйства;

20) расписка заявителя, подтверждающая, что хозяйство является единственным местом его трудоустройства;

21) обязательство заявителя использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет средств гранта, исключительно на развитие хозяйства, указанного в подпункте 2 пункта 6 настоящего Порядка;

22) согласие заявителя на обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

23) справки об отсутствии просроченной задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, выданные не более чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки.

На основании пункта 11 Порядка наряду с документами, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, заявитель вправе представить:

1) копии правоустанавливающих документов на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у хозяйства в собственности или долгосрочной аренде (при их наличии);

2) копии документов, подтверждающих наличие у хозяйства в собственности или на правах законного владения и пользования самоходных машин сельскохозяйственного назначения и (или) грузовых автомобилей и (или) других видов сельскохозяйственной техники (при их наличии);

3) документ, подтверждающий членство в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (в случае, если заявитель является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива);

4) документ, подтверждающий принадлежность заявителя к следующим категориям граждан: инвалиды; семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; представители коренных малочисленных народов Российской Федерации (в случае, если заявитель относится к указанным категориям граждан);

Представление вместе с заявкой документов, указанных в настоящем пункте, повышает статус заявителя при проведении конкурсного отбора.

В соответствии с 15 Порядка основаниями для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе являются:

1) представление документов позже срока, указанного в извещении о проведении конкурсного отбора;

2) непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, либо представление их не в полном объеме, либо наличие в них недостоверных сведений;

3) несоответствие заявителя условиям, предусмотренным в пункте 6 настоящего Порядка.

Во исполнением пункта 8 Порядка Министерством сельского хозяйства издан Приказ от 14 марта 2017 года № 71 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров» (далее – Порядок проведения конкурсного отбора).

Настоящий Порядок устанавливает процедуру и условия проведения конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров (далее соответственно – конкурсный отбор, грант) (пункт 1.1 Порядка проведения конкурсного отбора).

Уполномоченным органом по предоставлению грантов является Министерство сельского хозяйства Забайкальского края (далее – Министерство) (пункт 1.3 Порядка проведения конкурсного отбора).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения конкурсного отбора Министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до дня начала приема заявок размещает извещение о проведении конкурсного отбора (далее – извещение) с указанием срока, места и времени приема заявок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Министерства (httр://минсельхоз.забайкальскийкрай.рф).

Согласно пункту 2.2 Порядка проведения конкурсного отбора Заявитель, желающий участвовать в конкурсном отборе, подает в Министерство в установленный извещением срок Заявку на участие в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров (приложение  1 к настоящему Порядку) с приложением документов, определенных пунктом 10 Порядка предоставления грантов (далее – заявка).

Решение конкурсной комиссии о допуске или отказе в допуске заявителей к участию в конкурсном отборе оформляется протоколом (пункт 2.10 Порядка проведения конкурсного отбора).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения конкурсного отбора конкурсная комиссия осуществляет конкурсный отбор в следующем порядке:

- рассмотрение представленных заявителем документов и их оценка по Методике балльной системы оценок (приложение  3 к настоящему Порядку). Результаты оценки заявочной документации заносятся в оценочный лист (приложение  4 к настоящему Порядку) с указанием общего количества баллов, набранных заявкой;

- выезд членов комиссии для проведения оценки имущественного комплекса претендента с целью установления достоверности представленных сведений для конкурсного отбора;

- определение получателей грантов.

Получателями грантов признаются заявители, набравшие наибольшее количество баллов. При получении равного количества баллов несколькими заявителями решение о признании получателями грантов принимается в отношении заявителя, документы которого ранее поступили в Министерство на регистрацию (пункт 3.2 Порядка проведения конкурсного отбора).

Решение конкурсной комиссии о признании получателей грантов оформляется протоколом (пункт 3.3 Порядка проведения конкурсного отбора.

Приложение № 3 к Порядку проведения конкурсного отбора  устанавливает методику бальной системы оценки конкурных документов для конкурсного отбора на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров. В качестве критериев оценки представленных заявителями документов устанавливаются:

N
п/п

Наименование критерия

Ед.

Количество начисляемых баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

 

2

3

4

5

6

7

8

1.

Направление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, определенное бизнес-планом

 

направления животноводства и растениеводства, не указанные в графах 5, 6, 7, 8

свиноводство, птицеводство, овощеводство, картофелеводство

мясное скотоводство, табунное коневодство, оленеводство

молочное скотоводство

овцеводство

2.

Наличие у главы КФХ профессионального образования

 

-

наличие свидетельства о прохождении курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности

-

наличие среднего специального сельскохозяйственного образования

Наличие высшего сельскохозяйственного образования

3.

Наличие у главы КФХ стажа работы в сельском хозяйстве или опыта ведения личного подсобного хозяйства

лет

-

-

ведение личного подсобного хозяйства в качестве главы хозяйства от 3 лет до 5 лет вкл.

стаж работы в сельском хозяйстве от 3 лет до 5 лет вкл. или ведение личного подсобного хозяйства в качестве главы хозяйства более 5 лет

стаж работы в сельском хозяйстве более 5 лет

4.

Доля собственного участия в проекте по отношению к сумме расходов, предусмотренных планом расходов

%

свыше 10 до 15 вкл.

-

свыше 15 до 20 вкл.

-

свыше 20

5.

Наличие у КФХ земельных участков в собственности и (или) в аренде на срок не менее 5 лет с начала реализации проекта по направлению деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

га

 

 

 

 

 

- скотоводство, овцеводство, коневодство, оленеводство, верблюдоводство, растениеводство (кроме овощеводства, картофелеводства);

 

 

 

 

 

 

 

от 10 до 25 вкл.

 

 

 

 

 

 

 

свыше 25 до 50 вкл.

 

 

 

 

 

 

 

свыше 50 до 75 вкл.

 

 

 

 

 

 

 

свыше 75 до 100 вкл.

 

 

 

 

 

 

 

свыше 100

- рыбоводство, свиноводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство;

 

 

 

от 0,1 до 1 вкл.

 

 

 

свыше 1 до 2 вкл.

 

 

 

свыше 2 до 3 вкл.

 

 

 

свыше 3 до 5 вкл.

 

 

 

свыше 5

- картофелеводство, овощеводство

до 5 вкл.

свыше 5 до 10 вкл.

свыше 10 до 15 вкл.

свыше 15 до 20 вкл.

свыше 20

6.

Наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственных животных:

 

 

 

 

 

 

- скота и птицы

усл. гол

от 10 до 25 вкл.

свыше 25 до 50 вкл.

свыше 50 до 75 вкл.

свыше 75 до 100 вкл.

Свыше 100

- молодь рыбы

тыс.

от 1 до 5 вкл.

свыше 5 до 10 вкл.

свыше 10 до 25 вкл.

свыше 25 до 50 вкл.

свыше 50

- пчелосемьи

шт.

от 20 до 30 вкл.

свыше 30 до 40 вкл.

свыше 40 до 50 вкл.

свыше 50 до 60 вкл.

свыше 60

7.

Наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственной техники и (или) специализированного оборудования по направлению деятельности, определенному бизнес-планом (в исправном техническом состоянии)

 

-

Тракторы с суммарной мощностью до 25 л. с.

(в т. ч. импортные) с прицепной техникой или грузовые автомобили (с суммарной грузоподъемностью от 1 тонны)

Тракторы с суммарной мощностью от 25 до 50 л. с. вкл. (в т. ч. импортные) с прицепной техникой или специализированное оборудование по производству и переработке сельскохозяйственной продукции

Тракторы суммарной мощностью от 50 до 90 л. с. вкл. (в т. ч. импортные) с прицепной техникой и грузовые автомобили (с суммарной грузоподъемностью от 1 тонны)

Тракторы с суммарной мощностью более 90 л. с. (в т. ч. импортные) с прицепной техникой и грузовые автомобили (с суммарной грузоподъемностью от 1 тонны)

8.

Членство главы КФХ в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (без кредитных кооперативов) по состоянию на 01 января текущего года

 

-

-

член СПоК

-

-

9.

Отдаленность КФХ от краевого центра (г. Читы)

км

-

-

свыше 300

свыше 400

Свыше 500

10.

Принадлежность заявителя к одной из следующих категорий граждан:

- инвалидам;

- семьям, имеющих трех и более несовершеннолетних детей;

- представителям коренных малочисленных народов РФ

 

 

 

относится

 

 

При этом, Организатором торгов не вносились изменения в критерии оценки, несмотря на исключение из Порядка требований о представлении документов, подтверждающих образование и стаж работы в сельскохозяйственной сфере. Указанные изменения внесены в Порядок Постановление Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 545 «О внесении изменений в Порядок предоставления грантов в форме субсидий за счет средств бюджета Забайкальского края на поддержку начинающих фермеров».

Извещение о проведении Конкурсного отбора размещено в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Министерства (httр://минсельхоз.забайкальскийкрай.рф) 25 февраля 2019 года. Согласно извещению документы и заявки принимаются в рабочие дни с 1 марта 2019 года до 21 марта 2019 года. Так же в извещении содержатся требования к участникам конкурсного отбора, аналогичные тем, что установлены Порядком.

В соответствии с Протоколом № 1 от 25 апреля 2019 года потупило 78 заявок, допущено – 34, отказано в допуске – 44 заявителям.

Протоколом № 2 от 14 мая 2019 года дополнительно допущено 14 участников, ране отклоненных за непредставление документов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 10 Порядка (копия паспорта гражданина РФ (все страницы)). Согласно указанному Протоколу Конкурсной Комиссией допущены участники, у которых отсутствовали бланкетные страницы паспорта.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее – Положение о паспорте гражданина РФ) бланк паспорта гражданина Российской Федерации (далее именуется - бланк паспорта) изготавливается по единому образцу с указанием всех реквизитов на русском языке.

Бланк паспорта имеет размер 88 х 125 мм, состоит из обложки, приклеенных к обложке форзацев и содержит 20 страниц, из них 14 страниц имеют нумерацию в орнаментальном оформлении, продублированную в центре страницы в фоновой сетке (пункт 2 Положения о паспорте гражданина РФ).

В верхней части первой страницы бланка паспорта воспроизведено цветное изображение Государственного герба Российской Федерации. В середине (под гербом) в орнаментальном оформлении напечатаны в три строки слова «паспорт гражданина Российской Федерации». Под словами расположен типографский рисунок «розетка». Текст и розетка выполнены металлографическим способом печати (пункт 6 Положения о паспорте гражданина РФ).

В верхней части второй страницы бланка паспорта размещены по центру выполненные офсетным способом печати слова «Российская Федерация», ниже – слова «Паспорт выдан», «Дата выдачи», «Код подразделения», «Личный код», «Личная подпись».

В левом нижнем углу страницы напечатана подстрочная черта для подписи руководителя подразделения, выдавшего паспорт <...> и отведено место для проставления печати, обозначенное буквами «М. П.» (пункт 8 Положения о паспорте гражданина РФ).

В соответствии с пунктом 9 Положения о паспорте гражданина РФ третья страница бланка паспорта предназначена для размещения сведений о личности владельца паспорта. Страница состоит из 2 частей: верхние три четверти страницы – визуальная зона, в которой слева размещена фотография владельца паспорта размером 35 х 45 мм, а справа – следующие реквизиты, выполненные офсетным способом печати:

«Фамилия»;

«Имя»;

«Отчество»;

«Пол»;

«Дата рождения»;

«Место рождения».

Место для размещения фотографии обозначено уголками. В верхней и нижней частях поля для фотографии располагаются 2 прямоугольные реперные метки черного цвета, которые используются для позиционирования принтера при заполнении бланка. После размещения фотографии реперные метки визуально неразличимы. Нижняя четверть страницы, противоположная сгибу, - зона для внесения машиночитаемых записей.

С целью защиты сведений о личности:

третья страница при высокой температуре ламинируется пленкой с голографическим изображением;

в правом верхнем углу третьей страницы расположен элемент, имеющий форму окружности, с буквами «РФ». В зависимости от угла зрения элемент меняет свой цвет с пурпурного на зеленый.

На четвертой странице записи и отметки не производятся.

Страницы бланка паспорта с пятой по двенадцатую предназначены для проставления отметок о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства. В верхней части пятой страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Место жительства» (пункт 10 Положения о паспорте гражданина РФ).

Тринадцатая страница бланка паспорта предназначена для проставления отметок об отношении гражданина к воинской обязанности. В верхней части тринадцатой страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Воинская обязанность» (пункт 2 Положения о паспорте гражданина РФ).

Четырнадцатая и пятнадцатая страницы бланка паспорта предназначены для производства отметок о регистрации и расторжении брака. В верхней части четырнадцатой страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Семейное положение» (пункт 12 Положения о паспорте гражданина РФ).

Шестнадцатая и семнадцатая страницы бланка паспорта предназначены для внесения сведений о детях владельца паспорта, подписи должностного лица, выдавшего паспорт <...> и проставления печати территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации. В верхней части семнадцатой страницы бланка паспорта (параллельно сгибу) с ориентацией по центру размещен реквизит «Дети». На семнадцатой странице с продолжением на шестнадцатую расположена таблица, состоящая из восемнадцати строк и четырех граф (слева направо): «Пол», «Фамилия, имя, отчество», «Дата рождения», «Личный код» (пункт 13 Положения о паспорте гражданина РФ).

Восемнадцатая и девятнадцатая страницы бланка паспорта предназначены для внесения отметок о группе крови и резус-факторе владельца паспорта, о его идентификационном номере налогоплательщика, о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 14 Положения о паспорте гражданина РФ).

Согласно пункту 16 Положения о паспорте гражданина РФ в верхней части двадцатой страницы бланка паспорта расположен типографский рисунок – орнаментальная бордюрная полоса с ориентацией по центру, под рисунком напечатан заголовок «Извлечение из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» и далее воспроизведен следующий текст:

«1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

5. ...По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте также производится отметка о его группе крови и резус-факторе.

6. ...паспорт <...> в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.

7. Срок действия паспорта гражданина:

от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет - бессрочно».

Таким образом, законодательства не устанавливает такого понятия применительно к паспорту гражданина РФ как «бланкетная страница паспорта». Требования подупкнта 2 пункта 10 Порядка предусматривает обязанность заявителя представить все страницы паспорта (с 1 по 20 страницу) в полном объеме.

Так же ни Порядок, ни Порядок проведения конкурсного отбора не предусматривают дополнительного или повторного рассмотрения заявок после окончания срока приема. Таким образом, при проведении конкурсного отбора организатором допущены нарушения действующего Порядка.

В качестве нарушения Заявителем указано нарушения порядка подсчета баллов, однако документов подтверждение данного довода не представлено.

В соответствии с представленными Министерством сельского хозяйства Забайкальского края расчетами в отношении Заявителя определены следующие баллы:

Наименование критерия оценки

Количество начисляемых баллов

1

Направление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, определенное бизнес-планом

4

2

Доля собственного участия в проекте по отношению к сумме расходов, предусмотренных планом расходов

1

3

Наличие у КФХ земельных участков в собственности и (или) в аренде на срок не менее 5 лет с начала реализации проекта по направлению деятельности

4

4

Наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственных животных

2

5

Наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственной техники и (или) специализированного оборудования по направлению деятельности, определенному бизнес-планом (в исправном техническом состоянии)

0

6

Членство главы КФХ в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (без кредитных кооперативов) по состоянию на 01 января текущего года

0

7

Отдаленность КФХ от краевого центра (г. Читы)

4

8

Принадлежность заявителя к одной из следующих категорий граждан:

- инвалидам;

- семьям, имеющих трех и более несовершеннолетних детей;

- представителям коренных малочисленных народов РФ

3

Баллы начислены в соответствии с представленными документами. Заявитель не согласен с тем, что в отношении него не учтены баллы по критериям «наличие у главы КФХ профессионального образования» и «наличие у главы КФХ стажа работы в сельском хозяйстве или опыта ведения личного подсобного хозяйства» однако действующий на момент проведения конкурсного отбора Порядок не предусматривает представление документов, в подтверждение данных критериев. Таким образом, в действиях Организатора торгов формально имеются нарушения Порядка проведения конкурсного отбора, но при этом указанные не действия не повлекли ограничения конкуренции для претендентов.

Относительно критерия «наличие в собственности у главы КФХ сельскохозяйственной техники и (или) специализированного оборудования по направлению деятельности, определенному бизнес-планом (в исправном техническом состоянии)» в отношении Заявителя установлено 0 баллов в связи с непредставлением документов, подтверждающих право собственности в отношении сельскохозяйственной техники. Представление таких документов прямо не указано в Порядке и извещение, но подразумевается, поскольку Порядок проведения конкурсного отбора устанавливает начисление баллов в зависимости от мощности двигателя. Таким характеристики (мощность двигателя, информация о собственнике) согласно Приказу МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 года № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» содержится в паспорте транспортного средства.

В отношении критерия «членство главы КФХ в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (без кредитных кооперативов) по состоянию на 01 января текущего года» Заявителю так же выставлено 0 баллов. В заявке для участия в конкурсном отборе представлена копия членской книжки участника сельскохозяйственного потребительского кооператива «Ононское подворье». В соответствии с указанным документом Заявитель вступил в потребительский кооператив 31 января 2019 года. Критерий устанавливает начисление баллов лишь при условии вступления в потребительский кооператив до 1 января 2019 года (относительно данного Конкурсного отбора). При этом ни Порядок, ни Порядок проведения конкурного отбора не содержит указания на данный критерий.

Таким образом, Заявка Главы КФХ <...>  оценена в полном объеме в соответствии с действующими критериями.

Так же при изучении заявок для участия в Конкурсном отборе Комиссией Забайкальского УФАС России установлены нарушения оценки и допуска участников. Так, например:

Глава КФХ <...>  (<...>  район) – допущена к участию в конкурсном отборе Протоколом № 1, при этом в заявке отсутствует 1 (первая) страница паспорта гражданина РФ (в соответствии с Протоколом № 3 от 19 июня 2019 года выделен грант в размере <...>  руб.);

Глава КФХ <...>  (<...>  район) – допущен к участию в Конкурсном отборе Протоколом № 2, при этом отсутствует выписка из похозяйственной книги сельского поселения о наличии поголовья скота и основных средств на дату подачи заявки, предусмотренная подпунктом 13 пункта 10 Порядка (в соответствии с Протоколом № 3 от 19 июня 2019 года выделен грант в размере <...>  руб.);

Глава КФХ <...>  (<...>  район) – допущен к участию в Конкурсном отборе Протоколом № 2, при этом отсутствует справка об отсутствии просроченной задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, предусмотренная подпунктом 23 пункта 10 Порядка (в соответствии с Протоколом № 3 от 19 июня 2019 года выделен грант в размере <...>  руб.);

Глава КФХ <...>  (Нерчинский район) – среди прочих оснований отклонения заявки указан пункт 11 Порядка, при этом представление таких документов является правом участника и не может служить основанием недопуска.

Таким образом, учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Министерства сельского хозяйства Забайкальского края нарушения установленного законодательством Порядка проведения конкурсного отбора на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров.

В целях устранения нарушения антимонопольного законодательства, Комиссией принято решение выдать в адрес Организатора торгов предписание в порядке статьи 50 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23, Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу председателя крестьянского фермерского хозяйства <...> (далее – Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров частично обоснованной.

2. Выдать Министерству сельского хозяйства Забайкальского края предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

4. Передать материалы должностному лицу для рассмотрения по признакам нарушения статей 15, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Министерства сельского хозяйства Забайкальского края.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...> 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                <...> 

 

<...> 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны